Напоминание

«Формирование интереса обучающихся к чтению».


Автор: Худякова Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ункурдинская СОШ"
Населённый пункт: Челябинская обл., Нязепетровский р-он, с.Ункурда
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: «Формирование интереса обучающихся к чтению».
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта по теме

«Формирование интереса обучающихся к чтению».

Условия возникновения и становления опыта.

Почему возникла необходимость обратиться к формированию у учащихся

навыков беглого чтения и формированию интереса обучающихся к чтению?

Владение полноценным навыком беглого чтения является важным условием

существования человека в современном мире с увеличивающимся потоком

информации, расширением сфер применения компьютерной техники. В связи

с этим беглое чтение выступает необходимым компонентом деятельности

школьников любого возраста.

Актуальность опыта.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится

чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть

ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие

дисциплины. Поэтому, одной из актуальных тем начальной школы является

формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного

чтения.

Ведущая педагогическая идея.

Существует ряд факторов, влияющих на низкий уровень развития у

школьников навыков беглого, осознанного чтения, а именно: природный темп

деятельности, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень

развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней пребывания

ребёнка в школе выявить причины, порождаемые этими факторами и

проводить дифференцированную работу по их устранению.

Диапазон опыта.

Данный опыт может быть использован на уроках литературного чтения

в 1 – 4 классах и уроках литературы в 5, 6 классах, независимо от количества

учащихся в классе и их подготовленности.

Практическая значимость опыта.

1. Определены условия для эффективного использования методических

приёмов по формированию у младших школьников навыков беглого,

осознанного чтения;

2. Разработан контрольно-диагностический инструментарий для оценки

уровня сформированности учебных умений и навыков по чтению;

3. Разработана особая система оценки учащихся по чтению.

Теоретическая база опыта.

Проблема формирования навыка беглого, осознанного чтения

рассматривалась в контексте:

1. Методологических и теоретических исследований процесса чтения и

особенностей его развития в начальной школе И.Т. Федоренко, Д.Б.

Элькониным, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, К.Д. Ушинским, В.А.

Сухомлинским, В.Н. Зайцевым.

2. Технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся

А.М. Кушнир, М.И. Омороковой, С.Н. Костроминой, Л.Г. Нагаевой.

Научная новизна.

В опыте обобщён и систематизирован материал по данной проблеме,

представленный в современной педагогической литературе,

экспериментально выявлены оптимальные условия реализации системы,

способствующей повышению качества образования за счёт формирования

навыков чтения более высокого уровня.

Технология опыта.

Беглое чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных,

познавательных задач.

Условия успешного формирования навыка беглого чтения.

1. Перед учащимися ставится задача научиться бегло читать, наряду с

решением которой будет формироваться интерес детей к чтению.

2. Эта задача должна быть обязательно принята учениками и их родителями.

3. Ученик и родители должны быть научены специальным упражнениям по

развитию техники чтения. Им необходимо знать, что чтение и работа над

техникой чтения не одно и то же. Для этого мною проводилась серия

тематических родительских собраний и консультаций.

Родительские собрания.

1. «Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться».

2. «Организация ребёнка на учебные занятия».

3. «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению».

4. «Резервы обучения чтению».

5. «Роль книги в воспитании детей».

4. Проводится диагностический замер техники чтения для разработки

индивидуальных программ по развитию навыков чтения каждого

обучающегося.

5. Овладение необходимой техникой чтения не должно сводиться к

эпизодическим замерам.

6. Работа над техникой чтения для учащихся должна быть ежедневной.

Условием контроля за самостоятельной работой ученика является ежедневное

заполнение учащимися специальной таблицы.

Индивидуальная таблица замеров техники чтения.

(Показать карту ученика)

7. Работа по технике чтения на уроке не должна превышать 10 – 15 минут, но

в каждом случае необходима проверка осмысления текста.

8. После индивидуальной работы учащихся проводится контрольная

проверка техники чтения учащихся. Результаты развития фиксируются в

сводной таблице.

Сводная таблица техники чтения.

(Показать таблицу, тетрадь).

Упражнения для развития техники чтения.

1. Чтение вслух.

2. Чтение про себя.

3. Чтение жужжащее.

4. Чтение хором.

5. Чтение в темпе скороговорки.

6. Динамическое чтение.

7. Бинарное чтение.

8. «Буксир».

9. «Ловушка».

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1. Артикуляция: гласные и согласные звуки.

2. Чтение труднопроизносимых слов.

3. Чтение скороговорок.

4. «На одном дыхании».

5. Чтение одного предложения с разной интонацией.

6. «Эхо».

7. «Ускорение».

8. Чтение под музыку.

9. «Замена».

10. Чтение по ролям.

Упражнения для понимания смысла текста.

1. Словарная работа.

2. Деление текста на части, составление плана.

3. Определение типа текста.

4. Составление диафильма.

5. Восстановление текста.

6. Распространение предложений.

7. Придумать продолжение рассказа.

8. Составление кроссвордов по тексту.

9. Подбор пословиц и поговорок.

10. Составление ребусов к словам из текста.

Рекомендации родителям для работы по увеличению скорости чтения детей

и формирования у них интереса к чтению.

Уважаемые родители!

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через

которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед

ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже

раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над

словом». Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться

того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу. Начинать чтение нужно с обложки, с

титульного листа.

Упражнения для развития техники чтения вашего ребёнка.

1. Столбик слов.

2. Выбрать из данного текста слова, в которых 4 – 5 слогов, научиться их

проговаривать.

3. Сравнивать скорость чтения известного текста и незнакомого.

4. Чтение за взрослым.

5. За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

Задания к тексту, которые вызывают интерес к чтению.

1. Чтение по ролям.

2. Придумать своё окончание к рассказу.

3. Составить вопросы к тексту.

4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте,

предлагая ребёнку закончить чтение.

Заключение.

Особая система контроля за формированием техники чтения постепенно

снижает трудности в чтении, страх и неуверенность учащихся, способствует

развитию любви к чтению, соединяет детей, родителей и учителя в

достижении общей цели, обеспечивает рост самостоятельности в учебной

деятельности.

Приобретение учащимися в начальной школе необходимой для успешного

обучения техники чтения даёт определённые гарантии в сохранении

качественной успеваемости в среднем звене.



В раздел образования