Напоминание

"Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".


Автор: Тишина Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №17 СП "Детский сад "Центр раннего детства"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая

игра

как

средство

развития

речи

детей

младшего

дошкольного

возраста

.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое

явление:

она

является

игровым

методом

для

детей

дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством

всестороннего развития ребенка.

У

детей

развиваются

сенсорные

способности,

знакомятся

с

цветом,

формой,

величиной

предмета.

Пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется правильное звукопроизношение.

В

игре

ребенок

на

сенсорном

уровне

демонстрирует

с

помощью

конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что

он

когда-либо

прямым

или

косвенным

образом

испытал.

Иногда

связь

совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае,

игра представляет попытку детей организовать свой опыт.

По

мнению

Л.

С.

Выготского,

игра

ребенка

не

есть

простое

воспоминание

о

пережитом,

но

творческая

переработка

пережитых

впечатлений,

комбинирование

их

и

построение

из

них

новой

действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка.

Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых

из

окружающей

жизни,

создает

новое

творческое

построение,

образ

принадлежащий ему самому.

Особенность

игры

состоит

в

том,

что

она

представляет

собой

воображение

в

наглядно

действенной

форме:

ребенок

использует

один

предмет,

в

качестве

заместителей

реальных

предметов,

осуществляющих

символизацию.

А.Н.Леонтьев

рассматривал

игру

как

естественный

для

ребенка

вид

деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются

полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются

особенности

мышления,

воображения

ребенка,

его

эмоциональность,

активность, развивающая потребность в общении.

Игровое

действие

позволяет

ребенку

выразить

свои

самые

фантастические желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы

для проявления творчества, активности, смекалки.

Эмоциональная

насыщенность

игр

связана

с

их

образностью

и

оригинальными

игровыми

действиями:

перевоплощением

в

конкретный

образ

в

игровой

ситуации,

использованием

диалогов,

характеризующих

персонажей и их действий.

Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные

предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого

материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно

увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль «знатоков».

Как

отмечал

А.

Н.

Леонтьев,

дидактические

игры

относятся

к

«рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой

деятельности,

которую

они

подготавливают.

Эти

игры

способствуют

развитию познавательной деятельности.

Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить

игровые действия, добиваться результата.

Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать

сравнивать, классифицировать предметы.

В

игре

у

детей

развивается

осознанность

восприятия

окружающего

мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется

память.

Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных

взаимоотношений между детьми.

Дидактические

игры

способствуют

и

художественному

воспитанию,

совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой

фантазии, яркой, проникновенной передачи образа.

Многие

дидактические

игры

подводят

детей

к

обобщению

и

классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.

К.

Д.

Ушинский

считал

игру

свободной

деятельностью

ребенка,

вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем

другим.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её

роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею

разработаны

специальные

дидактические

игры

под

названием

«Парные

игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в

предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный

порядок

и

др.

Е.И.Тихеевой

сформулированы

требования

к

системе

и

содержанию дидактического материала и дано его описание.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у

детей

усидчивость.

В

играх

ребенок

вынужден

проявить

умственную

активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении

задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения.

Игра

помогает

развивать

умение

самостоятельно

организовываться,

принимать правила игры.

Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только

развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять

знания об окружающем.



В раздел образования