Автор: Тишина Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №17 СП "Детский сад "Центр раннего детства"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая
игра
как
средство
развития
речи
детей
младшего
дошкольного
возраста
.
Дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое
явление:
она
является
игровым
методом
для
детей
дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством
всестороннего развития ребенка.
У
детей
развиваются
сенсорные
способности,
знакомятся
с
цветом,
формой,
величиной
предмета.
Пополняется
и
активизируется
словарь,
формируется правильное звукопроизношение.
В
игре
ребенок
на
сенсорном
уровне
демонстрирует
с
помощью
конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что
он
когда-либо
прямым
или
косвенным
образом
испытал.
Иногда
связь
совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае,
игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По
мнению
Л.
С.
Выготского,
игра
ребенка
не
есть
простое
воспоминание
о
пережитом,
но
творческая
переработка
пережитых
впечатлений,
комбинирование
их
и
построение
из
них
новой
действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка.
Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых
из
окружающей
жизни,
создает
новое
творческое
построение,
образ
принадлежащий ему самому.
Особенность
игры
состоит
в
том,
что
она
представляет
собой
воображение
в
наглядно
действенной
форме:
ребенок
использует
один
предмет,
в
качестве
заместителей
реальных
предметов,
осуществляющих
символизацию.
А.Н.Леонтьев
рассматривал
игру
как
естественный
для
ребенка
вид
деятельности, мотив ее лежит в самой ее сущности. В игре перерабатываются
полученные из окружающего мира впечатления, знания. Ярко проявляются
особенности
мышления,
воображения
ребенка,
его
эмоциональность,
активность, развивающая потребность в общении.
Игровое
действие
позволяет
ребенку
выразить
свои
самые
фантастические желания, свои мечты, ему открываются широкие просторы
для проявления творчества, активности, смекалки.
Эмоциональная
насыщенность
игр
связана
с
их
образностью
и
оригинальными
игровыми
действиями:
перевоплощением
в
конкретный
образ
в
игровой
ситуации,
использованием
диалогов,
характеризующих
персонажей и их действий.
Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные
предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого
материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно
увидеть сегодня и т.д. дети выполняют роль «знатоков».
Как
отмечал
А.
Н.
Леонтьев,
дидактические
игры
относятся
к
«рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой
деятельности,
которую
они
подготавливают.
Эти
игры
способствуют
развитию познавательной деятельности.
Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить
игровые действия, добиваться результата.
Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать
сравнивать, классифицировать предметы.
В
игре
у
детей
развивается
осознанность
восприятия
окружающего
мира, тренируется наблюдательность, пробуждается фантазия, укрепляется
память.
Дидактическая игра незаменима как средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми.
Дидактические
игры
способствуют
и
художественному
воспитанию,
совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой
фантазии, яркой, проникновенной передачи образа.
Многие
дидактические
игры
подводят
детей
к
обобщению
и
классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия.
К.
Д.
Ушинский
считал
игру
свободной
деятельностью
ребенка,
вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем
другим.
Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её
роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею
разработаны
специальные
дидактические
игры
под
названием
«Парные
игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в
предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный
порядок
и
др.
Е.И.Тихеевой
сформулированы
требования
к
системе
и
содержанию дидактического материала и дано его описание.
Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у
детей
усидчивость.
В
играх
ребенок
вынужден
проявить
умственную
активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении
задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения.
Игра
помогает
развивать
умение
самостоятельно
организовываться,
принимать правила игры.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только
развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять
знания об окружающем.