Напоминание

"Сочинение по картине как вид творческой работы в пятом классе"


Автор: Козлова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Мохсоголлох
Наименование материала: статья
Тема: "Сочинение по картине как вид творческой работы в пятом классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Сочинение по картине как вид творческой работы на уроках русского языка в 5

классе.

(Из опыта работы по учебно-методическому комплексу Л.М.Рыбченковой)

Автор: Козлова Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мохсоголлохская СШ с УИОП

Хангаласского улуса РС(Я)»

Сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности обучающихся в школе.

Это не только средство развития речи, но и средство повышения общей культуры детей,

формирования их мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов. Как правило, вся

работа по развитию речи в школе подчинена одной цели – как можно лучше подготовить

учащихся к сдаче экзаменов в выпускном классе. Какой-то период мы делали упор на

сочинения-рассуждения, потому что умение видеть проблему, доказывать свою позицию

необходимы при сдаче ЕГЭ по русскому языку. Теперь нам необходимо готовиться ещё к

экзамену по литературе. Готовя своих учеников к выпускным сочинениям, мы должны

помнить,

что

главное

-

научить

принципам

написания

сочинения.

Меняется

жанр

сочинения, тема, способ изложения, но правила остаются теми же. Сочинять – значит,

думать. Писать сочинение легко, если овладеть универсальными, общими навыками.

Основные навыки написания сочинений формируются в среднем звене. Школьная

программа предусматривает обучение сочинениям различного жанра. Это и сочинения-

описания, сочинения-рассуждения, сочинения-повествования, сочинения на литературную

тему, сочинения по жизненным впечатлениям. Тема моей работы – «Сочинение по картине

как вид творческой работы в 5 классе».

Актуальность

работы определяется

необходимостью

привлечь

внимание

учителей

к

данной форме работы. Объект исследования - обзор и краткий анализ этапов подготовки

к написанию сочинений по картине в 5 классе.

Цель работы - обобщить свой опыт по

данной теме, показать значимость поэтапного развития навыков написания сочинений по

картине.

Профессор А.В.Текучёв писал: «Сочинения по картине проводятся во всех классах

и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить

учащихся

смотреть

картину,

понимать

содержание

и

видеть

ее

художественные

возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать

логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь

выделить

главное

и

второстепенное,

видеть

детали

и

определять

отношения

между

частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план)».

Работа по картине может проводиться как на отдельном этапе урока, так и на целом

уроке. Это могут быть небольшие по объему письменные высказывания учащихся в

связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они, по

преимуществу, на уроке в течение 10-15 минут. Их целью может быть тренировка в

использовании

каких-либо

стилистических

приемов,

изобразительных

средств

языка,

тематических словарей, в построении предложений определенной конструкции, а также

активизация

словаря,

навыки

делать

краткие

зарисовки

каких-либо

картин

из

жизни

людей, природы и т.д.

Произведение живописи, по мнению методиста Ходяковой Л.А, является не просто

иллюстративным материалом на уроке русского языка, а представляет собой средство,

связанное

с

предметом

и

целями

обучения

естественно

и

органично,

средство,

стимулирующее и активизирующее речемыслительную деятельность школьников.

Уроки развития речи, на которых мы работаем с картиной, всегда требуют большой

подготовительной

работы,

поиска

дополнительного

материала.

Авторы

ФГОСовского

учебно-методического

комплекса

по

русскому

языку

Л.М.Рыбченкова,

О.М.Александрова

и

др.-

особое

внимание

уделили

овладению

языковой,

коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок

становится уроком развития речи и формирования метапредметных умений и способов

деятельности. Учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык. 5 класс»

предусматривает системную работу с произведениями живописи. Материал упражнений,

формулировка заданий позволяют тратить

на подготовку к урокам развития речи по

картине

минимум

времени

и

усилий

даже

молодым,

начинающим

преподавателям.

Учащиеся

поэтапно

овладевают

навыками

написания

сочинений

по

произведениям

живописи. Проанализируем, как это происходит на практике.

Первый

урок

развития

речи

по

художественному

полотну

в

5

классе

по

ФГОСовскому

учебно-методическому

комплексу

(авторы

Л.М.Рыбченкова,

О.М.Александрова,

А.В.Глазков,

А.Г.Лисицын)

-

это

описание

картины

Бориса

Михайловича Кустодиева «Масленица» (1919 г.). Учебник предлагает следующие задания

(упражнение 65, стр.32):

1.

Что изобразил художник? Какое настроение создаёт картина?

Ни в коем случае нельзя сразу же заслушивать ответы на вопросы. Надо учить

детей смотреть на картину, осмысливать её содержание, обдумывать свои ответы и лишь

потом проверять их восприятие.

2.

Используя ключевые слова, которые даны ниже, составьте план

описания

картины и устно опишите её. Обратите внимание на информацию на полях.

На полях информация о праздниках – Благовещение и Масленица.

Ключевые слова:

Русский

народный

праздник,

катание

на

санках,

снежный

фон,

праздничное

настроение,

гулянье

у

балаганов

и

каруселей,

узкая

полоска

неба,

расписные

сани,

многоцветье одежды, узорчатые платки, меховые шубы, искреннее восхищение, уличные

торговцы и т.д.

Работаем поэтапно. Читаем информацию о праздниках Благовещение и Масленица.

Конструируем предложения с данными словосочетаниями. Добавляем свои ключевые

слова. Знакомимся с терминами: пейзаж, детали, цветовая гамма.

Обдумываем план. Выстраивается примерно такой порядок описания картины.

1.

Слово об авторе.

2.

Что изображено на картине?

А) Зимний городской пейзаж.

Б) Герои картины.

В) Праздничные детали.

3. Настроение картины. Общее впечатление.

К упражнению дано ещё одно задание:

Докажите, что слова с подчёркнутыми буквами написаны правильно.

Объясним орфограммы.

Таким

образом,

сам

порядок

заданий

в

учебнике

помогает

нам

выстроить

поэтапную работу над устным описанием картины.

Во второй части учебника упр. 350 стр.42 и упр.351 стр.43 предполагают работу

по картине Фёдора Александровича Васильева «Мокрый луг» (1873г.). В учебнике есть

материал

о

художнике.

Задания

к

первому

упражнению

(№350)

побуждают

нас

внимательно рассмотреть картину, поделиться впечатлениями.

Вопросы (Что изображено на картине? Какое время года? Как вы думаете, почему

картина называется «Мокрый луг»? Какие краски выбрал художник, чтобы изобразить

природу

средней

полосы

России?) позволяют

активизировать

мышление

учащихся,

стимулируют обогащение словарного запаса, способствуют развитию устной речи.

Следующее упражнение (№351) содержит описание картины «Мокрый луг». Автор этого

текста Н.Ионина.

Беседуем по данному описанию: Соответствует ли содержание

текста картине? Что, по мнению автора, больше всего удалось художнику? В чём автор

видит главную особенность пейзажа Ф.Васильева?

Орфографическое задание к упражнению (Выпишите из текста слова с орфограммой

«Не с именами прилагательными», объясните их написание.) также обогащает словарный

запас учащихся, развивает умение подбирать эпитеты, использовать метафоры («неясный

лепет воды», «небольшой ветерок», «невесомые капли дождя» и т.п.). Дальнейшая работа

по задания учебника тоже является этапом подготовки к самостоятельному описанию

картины. Ученикам предстоит разбить текст Н.Иониной на части и выписать ключевые

слова

из

каждой

части.

Ребята

обратят

внимание

на

образные

выражения,

которые

использует автор (эпитеты «робкая заря», «покатые холмы», «чистая зелень», «летучий

свет», глаголы «румянится», «глядится», «скользят» и т.д.) Художественные средства,

несомненно, оживляют картину. Коллективно дополним перечень ключевых слов. Итогом

проделанной работы является сочинение по картине.

Работа над центральным фрагментом триптиха Юрия РакшИ «Поле Куликово»

(1980 г.) построена в другом ключе. Используем материал двух упражнений (№457 и

№458), в одном из которых даётся материал о Куликовской битве, а в другом – описание

данного

фрагмента

картины.

Кстати,

интересный

факт:

в

образе

Дмитрия

Донского

художник изобразил себя, а в образе Бренка, друга и соратника великого князя, изображён

Василий

Шукшин

(это

его

«посмертная»

роль).

Рассматриваем

фрагмент

картины,

беседуем по вопросам в учебнике, но писать будем не сочинение-описание, а сочинение-

рассуждение (Почему войско под предводительством князя Дмитрия одержало победу в

Куликовской битве?).

Кроме того, авторы УМК

в упр.514

предлагают сочинить рассказ на основе

картины Алексея Гавриловича Венецианова «Вот те и батькин обед!»(1824 г.). Помогают

понять картину и выстроить рассказ по ней вопросы в задании к упражнению ( Какой

момент запечатлел художник? Почему рядом с мальчиком изображена собака? О чём

задумался мальчик? Как вы думаете что будет дальше и т.д.) и шуточное стихотворение

А.Усачёва на полях учебника:

Батька велел, уходя на покос,

Чтоб я поесть ему в поле принёс,

А ты опрокинул с обедом горшок…

Что ж ты наделал, глупый Дружок?

По опыту мы знаем, что работать с сюжетной картиной учащимся легче. Строить

текст-повествование проще. Авторы учебника усложняют работу по картине постепенно.

И вот одно из более сложных заданий. Перед нами натюрморт Ильи Ивановича Машкова

«Снедь

московская.

Хлебы».

Нам

предстоит

расширить

словарный

запас

художественными

терминами

и

названиями

хлебопекарных

изделий.

Знакомимся

с

понятием «натюрморт», работаем с понятиями «композиция», «замысел», «палитра» и

т.п. Предстоит выяснить, знают ли ребята, что такое «снедь», «расстегай», «крендель».

«баранка», «бублик» и т.п. Художник сам очень живо описывает этот натюрморт (упр.

№526 стр. 130)

Лепёшка в его описании «стыдливо выглядывает», «обойма булочек

борется

за

место

с

расстегаем»

и

т.п.

Авторы

учебника

дают

примерный

план

сочинения (упр. №527), предлагают детям в своей работе использовать пословицы из упр.

№528 стр. 131: Без хлеба не будет обеда/ Ржаной хлебушко – калачу дедушко/ Хлеб –

всему голова и др. Объясним смысл этих пословиц, обсудим, как их можно включить в

сочинение.

Примечательно,

что

самое

последнее

упражнение

в

учебнике

5

класса

тоже

предполагает работу по картине. Стр. 151. Перед нами картина Зинаиды Евгеньевны

Серебряковой «За завтраком» (1914 г.). В задании нет слова «сочинение». Возможно, это

будет устное описание

картины. Вспомогательного материала значительно меньше –

только ключевые слова. Можем подвести итоги: Насколько овладели навыками работы по

картине пятиклассники? Как они могут строить текст? Научились ли они видеть замысел

художника, описывать картину, рассуждать по ней?

Таким образом, уже в пятом классе мы познакомились с различными вариантами

творческой работы по картине – это описание сюжетной картины, картины-натюрморта,

сочинение рассуждение по картине, а также рассказ по картине. В 6 классе продолжим

развивать навыки написания сочинений по картине. Видеть картину, понимать замысел

художника, переводить виденное на язык слова, различать главное и второстепенное,

анализировать свои эмоции, рассуждать логически, строить связный текст, определять

отношения между частями сочинения

универсальные навыки, приобретённые в

процессе выполнения творческих работ по картине, которые в последующем помогут

учащимся писать сочинения различных жанров.

Л И Т Е Р А Т У Р А.

1.

Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. Изд. Флинт-Наука, 2000.

2.

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Русский язык. 5

класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. М.:

Просвещение, 2013.



В раздел образования