Напоминание

"Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся"


Автор: Макарова Елена Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №14
Населённый пункт: г.Нижневартовск,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование активных методов обучения на уроках английского

языка

как

средство

формирования

коммуникативных

компетенций

учащихся»

Важнейшая функция обучения иностранному языку – коммуникативная

(умение эффективно сотрудничать с другими людьми).

Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе, общаясь с

представителями

других

стран:

представить

себя,

сообщить

о

себе

определенные сведения и пр. В устной форме это осуществляется в виде

монолога

«Расскажите

о

себе»,

«Поделись

своими

мыслями

на

тему…»

(сложность

высказывания

возрастает

с

переходом

из

класса

в

класс)

и

диалогической

речи.

Последний

вид

работы

постоянно

практикуется

на

уроках.Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным

темам.Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость – хозяин),

«В магазине» (продавец – покупатель) , «На улицах города» (местный житель

– приезжий, полисмен – прохожий) и т.д. Помимо того что такой вид заданий

прекрасно

практикует

устную

речь

вообще

и

речевые

клише

социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям

проявить

креативность

мышления

и

способствует

формированию

компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях

дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

В письменной речи о формировании коммуникативной компетенции

можно говорить , когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе

необходимую информацию (первоначальные навыки этого формируются еще

в начальных классах, когда ребенок учится писать свою фамилию и имя),

может написать письмо (это умение теперь закладывается уже на 2-м году

обучения иностранному языку. Пример: ученики 3 класса пишут письмо

другу с приглашением приехать к ним в гости) . Ученик 5 класса получает

навык заполнения следующей анкеты:

Name______________________________________________________________

Home Address______________________________________________________

Date of Birth________________________________________________________

School year_________________________________________________________

Father's occupation___________________________________________________

Mother's occupation__________________________________________________

Brothers___________________________________________________________

Sisters_____________________________________________________________

What foreign languages do you speak?___________________________________

In your opinion, what are your main characteristics?_________________________

How would you describe your family?___________________________________

What are your hobbies?_______________________________________________

Do you play a musical instrument? Which one?____________________________

Do you have any pets? What pets?_______________________________________

На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик

умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые

интересны,

необходимы

его

собеседнику.

К

примеру,

ученики

11

класса

овладевают очень полезной компетенцией – умением написать резюме. Они

знакомятся с условиями задания.

- Ты собираешься устроиться на работу за границей. Как ты думаешь,

что твоему иностранному работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши

все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к

кому обращаешься.

Учащиеся

осваивают

форму

составления

резюме,

анализируют

неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных

деловых

писем.

Такая

практика

дает

старшеклассникам

шанс

обдумать

профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.

Личность

ученика,

его

нравственные

качества,

стремление

к

самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и

развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в

данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с

детьми, его духовные ценности и приоритеты.

Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие методические

задачи:

− формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с

использованием новых информационных технологий

− формировать навыки самообразования, развивать способности к

академической мобильности обучающихся

− формировать умения и навыки критического мышления

с большим

объемом информации

− развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать

− формировать навыки самоконтроля.

Для реализации этих задач на уроках я:

− использую разнообразные формы и методы учебной деятельности,

позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся

− создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса

− стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный

ответ

− оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но по

процессу его достижения.

Что касается коммуникативной языковой компетенции, то она включает

Лингвистическую

компетенцию -

систематическое

знание

грамматических

правил,

словарных

единиц

и

фонологии,

которые

преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;

Социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) –

способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и

средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей

участников

коммуникации,

то

есть

от

того,

кто

является

партнером

по

общению;

Дискурсивная

компетенция (discourse competence) – способность

построения

целостных,

связных

и

логичных

высказываний

разных

функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания

различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор

лингвистических средств в зависимости от типа высказывания;

Cоциокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание

культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм

поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в

процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию

личности в системе мировой и национальной культур.

Данная концепция стала ведущей в области обучения иностранным языкам.

Технология развития критического мышления часто применяется на

у р о к а х

и н о с т р а н н о г о

я з ы к а как

средство

ф орм и р ов ан и я

коммуникативных компетенций учащихся.

Данная технология позволяет учителю:

• давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу

изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным

учителем,

фиксировать

все

высказывания:

любое

из

них

будет

важным

для

дальнейшей работы,

• сочетать индивидуальную, парную и групповую работу:

индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои

знания и опыт,

групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без

риска ошибиться.

Из

всего

вышесказанного

можно

сделать

вывод,

что

технология

"критического мышления" имеет большое количество положительных черт и

ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.

ИКТ как средство формирования коммуникативных компетенций

учащихся становится

неотъемлемой

частью

в

повышении

интереса

учащихся

к

изучаемым

предметам.

Применение

информационно-

коммуникационных

технологий

в

процессе

обучения

в

школе

даёт

возможность

активизировать

познавательную,

мыслительную

и

самостоятельную

деятельность

учащихся.

Как

показывает

опыт,

при

обучении

английскому

языку

использование

информа ционно-

коммуникационных

технологий

способствует

развитию

интеллекта,

воображения,

пространственной

ориентации,

внимания,

памяти,

наблюдательности и творческих способностей. В наше время применение

компьютерных технологий на уроках английского языка становится главным

высокоэффективным

творческим

фактором

использования

разнообразных

форм развития обучения. Учитель имеет уникальную возможность сделать

процесс обучения более наглядным и динамичным. Изучение английского

языка уже на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает

затруднения. Использование инновационных технологий облегчает процесс

изучения языка через реализацию одного из важных принципов обучения —

наглядности.

Важным

аспектом

использования

информационно-

коммуникационных

технологий

на

уроках

английского

языка

является

проектная

деятельность

в

сочетании

с

мультимедийной

презентацией.

В

процессе

работы

я

использую

нестандартные

методы

обучения:

ролевые

игры,

дискуссии,

интерактивные

обсуждения,

круглые

столы,

интегрированные

уроки,

которые

развивают

интерес

и

языковую

компетенцию

учащихся.

ИКТ

позволяет

на

уроках

активно

использовать

аудио,

видео

записи.

Тем

самым

учащиеся

имеют

возможности

для

систематического восприятия на слух и зрительно особенностей разговорной,

устной и письменной речи на английском языке. Кроме того для повышения

заинтересованности

в

изучении языка

учитель

может

использовать

видеофильмы,

мультфильмы,

записи

литературных

произведений

на

английском языке.

Использование компьютерной презентации на уроке

позволяет:

повысить мотивацию учащихся;

использовать большое количество иллюстративного материала;

вовлечь

учащихся

в

самостоятельный,

исследовательский

процесс

обучения, что особенно важно для их развития.

широкое использование иллюстративного материала в презентациях

позволяет легко и доступно предъявить новые лексические единицы, не

прибегая к переводу на русский язык.

Необходимо

тщательно

выбирать

оптимальные

пути

введения

новых

лексических единиц. Этап предъявления начинается с введения новых слов

на

отдельном

слайде

и

фонетической

отработки

данного

лексического

материала,

который

сопровождается

звуковыми

файлами,

что,

в

свою

очередь,

позволяет

осуществить

многократное

повторение

лексических

единиц

за

диктором.

Такой

подход

к

обучению

позволяет

формировать

графический

образ

слова

одновременно

с

его

звуковым

образом.

Предъявленная таким образом лексика позволяет преподавателю учитывать

индивидуальные особенности каждого учащегося — и тех, у кого больше

развита

слуховая

память,

и

тех,

у

кого

преобладает

зрительная

память.

Презентации

по

разнообразным

грамматическим

и

лексическим

темам

учителя английского языка выкладывают для общего пользования в интернет.

Таким

образом,

целью

учителя,

который

хочет

провести

урок

с

использованием

мультимедийной

презентации,

является

отобрать

презентацию, соответствующую теме и целям урока.

Таким образом, современность нынешнего дня предъявляет более высокие

требования к обучению и практическому владению английским языком в

повседневном

общении,

профессиональной

сфере,

жизни.

Использование

информационных

технологий

раскрывает

огромные

возможности

компьютера как средства обучения, способствует развитию функциональной

грамотности обучающихся.

В заключение необходимо подчеркнуть, что интегрирование образовательных

технологий в преподавании отдельных предметов требует готовности учителя

к

динамичному

развитию,

активному

использованию

во

взаимосвязи

аспектов

обучения,

что

является

показателем

компетентного

понимания

процесса обучения и преподавания.



В раздел образования