Напоминание

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве школы.


Автор: Керничук Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №5
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве школы.
Раздел: начальное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ.

Керничук Ю.В.

учитель начальных классов

МАОУ лицея №5 г. Ставрополь

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай такие условия,

чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Бурное

развитие

информационных

компьютерных

технологий

и

внедрение их в России последние годы, наложили определенный отпечаток

на

развитие

личности

современного

ребенка.

Мощный

поток

новой

информации,

рекламы,

применение

информационных

технологий

в

телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и

компьютеров

оказывают

большое

влияние

на

воспитание

ребенка

и

его

восприятие

окружающего

мира.

Существенно

изменяется

и

характер

его

любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые

герои и увлечения.

Использование

ИКТ

в

образовании

является

одним

из

важнейших

направлений

развития

информационного

общества.

Система

образования

сегодня развивается в ситуации «шока от будущего», – человек рождается и

учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придется в другом. В

этих

условиях

школа

должна

формировать

у

учащихся

новые

навыки

умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно

собирать

информацию,

анализировать,

обобщать

и

передавать

ее

другим

людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени

является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на

самостоятельную

работу

учащихся,

коллективные

формы

обучения,

формирование необходимых навыков.

Большую

роль

в

этой

трансформации

может

и

должно

сыграть

активно е

применение

в

уч ебном

проце сс е

и н ф о р м а ц и о н н о -

коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:

изучение

и

применение

ИКТ

в

учебном

процессе

позволяет

получить

учащимся

навыки

и

квалификации,

необходимые

для

жизни

и

работы в современном обществе;

ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых

форм и методов обучения, повышающих качество образования;

широкое

применение

ИКТ

создает

условия

для

повышения

доступности

образования,

для

перехода

от

обучения

на

всю

жизнь

к

обучению

через

всю

жизнь,

обеспечивающему

постоянную

адаптацию

к

условиям развития информационного общества и экономики, основанной на

знании.

Познавательные

процессы:

восприятие,

внимание,

воображение,

память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой

человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности,

общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир,

обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности,

представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать

суждения.

Поэтому,

без

участия

познавательных

процессов

человеческая

деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние

моменты.

Они

развиваются

в

деятельности,

и

сами

представляют

собой

особые виды деятельности.

Со

второй

половины

ХХ

века

в

цивилизованном

мире

происходит

существенное

увеличение

значения

и

роли

информации

в

решении

практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным

доказательством

того,

что

научно-техническая

революция

постепенно

превращается в интеллектуально-информационную.

Современные

достижения

информатики,

вычислительной

техники,

оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой

технологии, а именно информационную технологию.

Результаты

научных

и

прикладных

исследований

в

области

информатики, вычислительной техники и связи создали прочную базу для

возникновения новой отрасли знания – информационной индустрии. В мире

успешно

развивается

индустрия

информационных

услуг,

компьютерного

производства

и

компьютеризация,

как

технология

автоматизированной

обработки информации.[2]

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно

разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под

воздействием

среды.

Развитие

человеческих

задатков,

превращение

их

в

способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без

знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития,

совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.

Информатизация,

таким

образом,

есть

комплексный

процесс

информационного обеспечения социально-экономического, политического и

культурного

развития

общества

на

базе

современных

информационных

технологий

и

соответствующих

технических

средств.

Проблема

информатизации общества

стала приоритетной и значение ее в обществе

постоянно нарастает.

Общество

с

высоким

уровнем

развития

и

использования

информационных

технологий,

развитыми

и н ф р а с т р у к т у р а м и ,

обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность

доступа к информации, называют информационным. [1]

Само

название

«информационное

общество»

впервые

появилось

в

Японии в середине 60-х годов XX века. Японские ученые считают, что в

информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к

надежным

источникам

информации,

избавит

их

от

рутинной

работы,

обеспечит

высокий

уровень

автоматизации

обработки

информации

в

производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества

должно стать производство информационного, а не материального продукта

[1].

В информационном обществе изменятся не только производство, но и

весь уклад жизни, система ценностей; возрастет значимость культурного

досуга

по

отношению

к

материальным

ценностям. Информационное

общество – это общество с высоким уровнем развития и использования

информационных

технологий,

развитыми

и н ф р а с т р у к т у р а м и ,

обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможность

доступа к информации.

Информатизация

школы

это

прежде

всего

долгий

и

непростой

процесс

изменения

содержания,

методов

и

организационных

форм

общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и

работать в условиях информационного общества.

Процесс

информатизации

нашего

общества

стремительно

движется

вперёд,

и

у

школы

нет

иного

выбора

кроме

как

адаптации

её

к

информационному

веку.

Детей

необходимо

научить

обрабатывать

информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать

суть изменений, происходящих в обществе.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности

ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими

учащимися,

которым

так

не

хватает

игровой

практики.

Применение

компьютерных

технологий

в

учебном

процессе

как

раз

и

позволяет

совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная

смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и

интересным.

Использование

богатых

графических,

звуковых

и

интерактивных

возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на

занятиях,

способствуя

развитию

учащегося

как

бы

незаметно

для

него,

играючи.

В

настоящее

время

все

чаще

приходится

говорить

о

том,

что

традиционный

подход

к

обучению

не

оправдывает

себя,

что

учащиеся

способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им

учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно.

Одна

из

ключевых

проблем

любого

обучения

проблема

удержания

внимания

учащихся.

Компьютер,

благодаря

смене

ярких

впечатлений

от

увиденного

на

экране

монитора

позволяет

удерживать

это

внимание

в

течение

всего

урока.

При

этом

внимание

носит

не

созерцательный,

а

мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует

ответной реакции учащихся.

Компьютерные

игры

редко

оставляют

ребенка

равнодушным:

они

привлекают

своей

красочно стью,

графиче скими

и

звуковыми

возможностями. “Компьютерный” интерес распространяется и на школьный

предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке.

В заключение хочется отметить что, имеющийся опыт показывает, что

педагогические возможности компьютера как средства обучения по ряду

показателей

намного

превосходит

возможности

традиционных

средств

реализации

учебного

процесса.

Каждое

занятие

вызывает

у

детей

эмоциональный

подъем,

даже

отстающие

ученики

охотно

работают

с

компьютером,

а

неудачный

ход

игры

вследствие

пробелов

в

знаниях

побуждает

обращаться

за

помощью

к

учителю

или

добывать

знания

самостоятельно. Компьютер изменяет не только технологию образования, но

и содержательную ее часть. Он позволяет не просто облегчить и сделать

более приятным процесс передачи и приобретения знаний, но и решить

задачи, которые ранее казались трудноразрешимыми.

Список литературы:

1.

Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии

Как фактор модернизации учебного заведения // СПО. - 2014. - №6., С. 2.

2.

Использование современных информационных и коммуникационных

технологий

в

учебном

процессе:

учебно-методическое

пособие

/

Авторы-

составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. –

Барнаул: БГПУ, 2011



В раздел образования