Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством организации коллективных творческих дел"


Автор: Верижникова Милена Владимировна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГЦИР
Населённый пункт: город Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством организации коллективных творческих дел"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему «Развитие коммуникативных навыков у

младших школьников посредством организации

коллективных творческих дел»

На сегодняшний день формирование и дальнейшее развитие навыков

эффективного

коммуникативного

взаимодействия

с

окружающим

миром

является

необходимым

условием

развития

социально-активной

личности.

Чем

раньше

ребенком

осваивается

и

чем

шире

развивается

опыт

эффективного коммуникативного взаимодействия, чем богаче будет у него

арсенал

коммуникативных

средств.

Следовательно,

самореализация

и

самоактуализация

личности

в

социуме

напрямую

зависит

от

уровня

сформированности

ее

коммуникативных

навыков

и

умений. Отношения с

другими людьми зарождаются и развиваются в дошкольном и начальном

школьном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом,

на

котором

строится

дальнейшее

развитие

личности.

Развитие

коммуникативных

способностей

детей

младшего

школьного

возраста

является на современном этапе развития социальных отношений одной из

важнейших проблем.

Освоение

элементов

коммуникативной

культуры

в

младшем

школьном

возрасте

позволит

детям

успешнее

реализовать

свой

потенциал в будущем.

Педагоги дополнительного образования в своей деятельности обладают

большим потенциалом и широкими возможностями для применения разного

рода

педагогических

методов

и

приемов

по

развитию

коммуникативных

навыков.

В

целях

расширения

и

обогащения

опыта

работы

учреждения

дополнительного образования решение задачи развития коммуникативных

навыков у воспитанников МБОУ ДО ГЦИР приобретает особое значение.

Важно, чтобы развитие коммуникативных навыков происходило в рамках

возрастных

особенностей

и

познавательной

сферы

ребенка.

Этим

и

обусловлена актуальность рассмотрения данной темы.

В

социологиче ском

энциклопедиче ском

словаре

п о н я т и е

«коммуникация» трактуется как «акт общения между людьми посредством

передачи символов, целью которого является взаимопонимание». Андреева

Г.М. рассматривает коммуникацию не только как обмен информацией, но и

как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, налаживания

межличностных

отношений.

В

процессе

общения

каждый

человек

постепенно

овладевает

коммуникативными

навыками.

Существует

множество

различных

подходов

и

взглядов

к

определению

понятия

«коммуникативные

навыки».

На

сегодняшний

день

не

существует

его

однозначной

трактовки. По мнению Е.М.Бастриковой: «Коммуникативные

навыки - это индивидуально-психологические свойства личности ребенка,

обеспечивающие

ей

условия

для

личностного

развития,

социальной

адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной

деятельности

на

основе

субъект-субъектных

отношений». Платонов Ю.П.

дает

следующее

определение

понятию:

«навык,

действие,

которое

осуществляется

человеком

без

участия

сознания,

то

есть

автоматически,

благодаря тому, что человек много раз осуществлял это действие в прошлом».

Понятия коммуникация и общение это достаточно различные понятия.

Во-первых,

«общение

имеет

и

практическо-материальный,

и

духовно-

информационный,

и

практически-духовный

характер,

тогда

как

коммуникация является процессом передачи тех или иных сообщений». Во-

вторых,

они

различаются

по

характеру

самой

связи

вступающих

во

взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь. В ней

субъект передает некую информацию (знания, идей, деловые сообщения,

фактические

сведения,

указания

и

т.д.),

а

объект

выступает

в

качестве

пассивного

получателя

(приемника)

информации,

который

должен

ее

принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии

с этим действовать. Коммуникация является процессом однонаправленным:

информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет

большого

значения,

является

ли

приемником

человек,

животное

или

техническое устройство.

2

В

структуре

коммуникативных

навыков

выделяют

несколько

компонентов:

1. «Когнитивно-регулятивный – способствует получению у младших

школьников опыта общения, формированию качеств личности, способной к

установлению межличностных контактов, осознанию правил поведения и

общения в социуме».

2.

«Эмоционально-мотивационный

раскрывает

содержательное

пространство

личности,

систему

отношений,

которая

направляет

психическую

активность

человека

на

удовлетворение

существующих

потребностей».

3. «Деятельно-практический - обеспечивает актуализацию знаний и

отношений

личности,

дает

ребенку

возможность

перестраивать

знания,

применять их в соответствии с ситуацией, переносить в новые обстоятельства

межличностной коммуникации».

Педагог

может

развивать

коммуникативные

навыки

учащихся,

их

мыслительные

способности,

дарования,

склонности

детей,

расширять

их

кругозор, воспитывать в них высокие нравственные качества. При этом он

использует различные способы:

- игры;

- общеучрежденческие мероприятия;

- индивидуальная работа;

- работа с родителями;

- коррекционные речевые упражнения;

- проектная деятельность.

- коллективные творческие дела - КТД;

Отсутствие

в

учреждениях

дополнительного

образования

детей

жесткой

регламентации

деятельности,

гуманистические

взаимоотношения

участников

добровольных

объединений

детей

и

взрослых,

комфортность

условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их

интересов

к

любой

сфере

человеческой

жизни

создают

благоприятные

3

условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику

их

деятельности.

Наиболее

плодотворно

в

системе

дополнительного

образования применяется технология коллективной творческой деятельности.

По мнению профессора Иванова И.П. в основе технологии КТД лежат

следующие организационные принципы:

социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

сотрудничество детей и взрослых;

свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра,

творческая дискуссия;

стремление детей к творчеству, самовыражению, самореализации.

Задачи данной технологии:

1)

выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить

их

к

многообразной

творческой

деятельности

с

выходом

на

конкретный

продукт, который можно зафиксировать.

2)

воспитать

общественно-активную

творческую

личность

с

высоким

уровнем

коммуникативных

навыков

через

организацию

социального

творчества, направленного на служение людям в конкретных ситуациях.

Технология

КТД

предполагает

такую

организацию

совместной

деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют

в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Для

такой

организации

совместной

работы

им

необходимо

общаться,

коммуницировать.

Мотивом

деятельности

детей

является

стремление

к

самовыражению

и

самоусовершенствованию.

Творческая

деятельность

в

дополнительном образовании у разновозрастных групп направлена на поиск,

изобретение.

Основной

метод

обучения

диалог,

речевое

общение

равноправных партнеров. Все это дает широкие возможности для развития

коммуникативных навыков обучающихся. Главная методическая особенность

субъектная

позиция

личности.

Оценивание

результатов

похвала

за

4

инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания.

Для

оценивания

результатов

могут

быть

разработаны

специальные

творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи каждого ребенка.

Технологическая цепочка группового творческого воспитательного дела

согласно И.П. Иванову:

1)

Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к

делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).

2)

Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение

задач, вступительное слово, приветствие и др.).

3)

Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового

штурма» или в виде ответов на вопросы. Коллектив делится на микрогруппы,

которые обсуждают ответы на вопросы: «Для кого?», «Где и когда?», «Как

организовать?», «Кто участвует?», «Кто руководит?». Затем заслушиваются

варианты

ответов

каждой

группы,

осуществляется

совместный

выбор

лучшего варианта.

4)

Коллективная

подготовка

дела.

Выбор

актива,

распределение

обязанностей, уточнение плана выполнения.

5)

Собственно деятельность. Осуществление разработанного плана.

6)

Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на

вопросы: «Что удалось, почему?», «Что не получилось?», «Как улучшить?»

7)

Результаты коллективного дела.

Чтобы

обеспечить

реализацию

воспитательных

возможностей

КТД

педагогу на занятиях в дополнительном образовании необходимо соблюдать

главные правила:

1) не нарушать последовательности стадий КТД и не форсировать их

(не «перескакивать» через какую-либо стадию, не сокращать её, выполняя за

воспитанников то, что они, пусть не так быстро и качественно, но способны

выполнить сами; не выходить из отведённой ему в КТД роли старшего

товарища);

5

2) опираться на опыт предшествующих дел, а также знания и опыт,

полученные детьми в школе и вне школы;

3) реализовывать в КТД идею заботы о себе, родителях, о других

людях, об окружающем мире природы и рукотворных вещах.

Коллективное творческое дело является таковым, только если «педагоги

и воспитанники становятся членами одного коллектива. Лидерство педагога в

КТД должно проявляться не в активной управленческой деятельности, а в

формулировании

коллективных

задач,

в

знании

способов

решения,

в

создании мотивации и эмоционального фона в коллективе. Жёстко «взять

ситуацию

в

свои

руки»

крайняя

мера,

сравнимая

с

безоговорочной

капитуляцией:

педагог

убивает

КТД

и

расписывается

в

собственной

профессиональной беспомощности».

Список

литературы

1.

Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб.для студ. пед.

вузов /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376 с.

2.

Б а с т р и к о в а ,

Е . М . Коммуникативная

компетенция

к а к

лингводидактический

феномен

[Текст]

/Е.М.

Бастрикова//

Русская

и

сопоставительная филология. –2004. № 12. – С. 43–48.

3.

Иванов,

И.П.

Педагогические

труды

И.П.

Иванова

[Текст]:

Педагогические

труды

академика

И.

П.

Иванова

/

И.Д.

Аванесян,

К.П.

Захаров. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. – 310 с.

4.

Платонов,

Ю.П.

Основы

социальной

психологии

[Текст]

/Ю.П.

Платонов. – СПб.: Речь, 2004. – 624 с.

6



В раздел образования