Автор: Васильева Екатерина Глебовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества Советского района"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в хореографической студии «Апрель».
Раздел: дополнительное образование
Использование здоровьесберегающих технологий
на занятиях в хореографической студии «Апрель».
Известно, что все, что приобретается ребенком в детстве, сохраняется им
на
всю
жизнь.
Это
касается
и
здоровья,
как
физического,
так
и
психологического.
В
период
дошкольного
детства
закладываются
основные
навыки по формированию здорового образа жизни, которые в сочетании с
обучением
методам
совершенствования
и
сохранения
здоровья
приведут
к
положительным
результатам. Сегодня
содружество
медицинской
и
педагогической
наук
накопило
значительный
опыт
здоровьесбережения,
формирования здорового образа жизни человека. Создание у дошкольников
представления о себе, как о представителе человеческого рода, воспитание
необходимых
знаний
и
умений
в
организации
здорового
образа
жизни,
поддержание здоровья в целом является важной составляющей педагогического
процесса учреждений дополнительного образования.
Педагоги
ЦДТ
Советского
района
города
Новосибирска
не
только
используют накопленный опыт известных педагогов-практиков, но и находятся
в
поиске
новых
психолого-педагогических
средств
воспитания
и
обучения,
сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Так,
в
работе
с
детьми,
посещающими
хореографическую
студию
«Апрель»,
широко
используем
набор
специальных
корригирующих
упражнений, направленных на укрепление мышечного аппарата воспитанников,
коррекцию недостатков в осанке, таких как кифоз, лордоз, сколиоз, укрепление
мышц спины и ног. Упражнения выполняются в положении лежа, сидя, стоя на
коленях, что позволяет разгрузить позвоночник. Поскольку работа начинается с
детьми
3
летнего
возраста,
считаем
целесообразным
уделять
большое
внимание коррекции осанки именно на первом и втором годах обучения. Другая
проблема, с которой приходится сталкиваться - особенности развития стопы
ребенка и ее недостатки (вальгусная установка, плоскостопие). В целях ее
профилактики
на
занятиях
используются
различные
виды
ходьбы
–
на
носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, перекат с пятки на носок.
На
занятиях,
замечая,
что
дети
устали,
используются
игры
на
воображение, содержание которых усложняется по мере взросления детей. Так,
в возрасте 3-4 лет, детям предлагается показать конкретный образ под музыку
(например, «Летаем как бабочки»), во время игры меняется и музыка, и образ. В
дальнейшем
дается
общая
тема:
например,
«лесные
жители»,
образ
дети
придумывают
сами.
Данные
упражнения
позволяют,
с
одной
стороны,
переключить детей на другую деятельность, с другой, - способствует развитию
фантазии, образного мышления. Чем старше становятся дети – тем больший
акцент делается на танцевальной составляющей игры – им предлагается не
просто перевоплотиться в какого-то персонажа, но и изобразить этого героя в
танце, да так, чтобы зритель смог догадаться, кто это. Таким образом, во-
первых, создается ситуация успеха, так как мы стараемся отметить каждого
ученика, если необходимо подсказать, подбодрить; и, во-вторых, снимается
психологический
зажим,
страх
ребенка
сделать
что-то
«не
по
правилам»,
потому что когда у нас идет игра - дети танцуют так, как им подсказывает
музыка, педагог занимает позицию наблюдателя со стороны.
Также хочется отметить один из главных психологических приемов в
арттехнологиях, используемых нами на занятиях, как с малышами, так и со
старшими дошкольниками – классическая музыка. В «методическую копилку»
наших
педагогов
входят
произведения
мировой
классики,
в
которых
воссоздаются
не
только
картины
природы,
но
и
передается
целая
гамма
человеческих чувств, которые при соприкосновении с ней возникают у детей на
занятиях. Под эти произведения в целях профилактики утомления, создания
положительного отношения к занятиям используются определенные речевые
релаксации,
в
том
числе
и
музыкально-волновые
со
специальными
инструментами:
поющая
чаша,
шум
дождя,
валдайские
колокольчики,
что
вызывает у детей релаксационную волну расслабления, снижает мышечный
тонус и психологическую нагрузку.
Подвижные игры, которые предлагаем детям во время занятий, являются
еще
одной
формой
здоровьесберегающих
технологий
и
той
сферой,
где
фантазия
ребенка
проявляется
в
наибольшей
степени,
и
именно
она
содействует
развитию
всех
тех
навыков
и
реакций,
которые,
безусловно,
пригодятся ребенку в его будущей жизни. Благодаря музыкально-подвижным
играм учащиеся на занятиях хореографией освобождаются от страха, агрессии,
нарушения поведения.
Следующей формой здоровьезберегающей технологии, используемой на
занятиях,
можно
выделить
дыхательную
гимнастику,
которая
учит
согласовывать дыхание с движением; ведь чтобы занятия были эффективными,
очень
важно
научить
детей
правильно
дышать.
Комплекс
дыхательных
упражнений помогает осваивать правильное дыхание и дает нагрузку на многие
группы мышц, помогает восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.
Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Учащиеся учатся
правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять
положение тела.
Известно,
что
пальчиковая
гимнастика является
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного
мозга.
Стимулом
развития
центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности,
речи выступает формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и
пальцев
рук.
Поэтому
комплексы
пальчиковой
гимнастики
являются
обязательной частью на занятиях хореографией в студии «Апрель».
Большой опыт накоплен при проведении сюжетных занятий, которые
позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне
действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и
двигательные
впечатления,
а
также
систематизировать
знания
детей
на
заданную
тему.
В
такие
занятия
включаются
литературные
произведения
(стихи,
короткие
прозаические
зарисовки),
рассматривание
иллюстраций,
слушание
классических
произведений.
Сюжетная
линия,
связывающая
отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы,
увеличивает
интерес
детей
к
деятельности,
а,
следовательно,
повышает
эффективность проводимых занятий в целом.
Важным
условием
высокой
результативности
проводимых
занятий
является
учет
здоровьесберегающих
правил
методики
преподавания
в
хореографии.
1. Выбор упражнений, соответствующих степени подготовленности и
физическому развитию детей.
2. Обязательное соблюдение методики выполнения упражнений.
3.Полноценная страховка педагогом при выполнении травмоопасных
упражнений.
4. Для занятий необходима специальная обувь и одежда
5. Исправность оборудования, необходимого для занятий.
6. Обеспечение питьевого режима во время проведения занятий.
7. Регулирование физической нагрузки во время занятий, чередуя напряжение и
расслабление психомышечной системы.
Подводя
итог,
хочется
отметить,
что
применение
в
работе
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
значительно
повышает
результативность
воспитательно-образовательного
процесса,
формирует
у
педагогов, родителей и самих детей ценностные ориентации, направленные на
сохранение
и
укрепление
здоровья.