Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в хореографической студии «Апрель».


Автор: Васильева Екатерина Глебовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества Советского района"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в хореографической студии «Апрель».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий

на занятиях в хореографической студии «Апрель».

Известно, что все, что приобретается ребенком в детстве, сохраняется им

на

всю

жизнь.

Это

касается

и

здоровья,

как

физического,

так

и

психологического.

В

период

дошкольного

детства

закладываются

основные

навыки по формированию здорового образа жизни, которые в сочетании с

обучением

методам

совершенствования

и

сохранения

здоровья

приведут

к

положительным

результатам. Сегодня

содружество

медицинской

и

педагогической

наук

накопило

значительный

опыт

здоровьесбережения,

формирования здорового образа жизни человека. Создание у дошкольников

представления о себе, как о представителе человеческого рода, воспитание

необходимых

знаний

и

умений

в

организации

здорового

образа

жизни,

поддержание здоровья в целом является важной составляющей педагогического

процесса учреждений дополнительного образования.

Педагоги

ЦДТ

Советского

района

города

Новосибирска

не

только

используют накопленный опыт известных педагогов-практиков, но и находятся

в

поиске

новых

психолого-педагогических

средств

воспитания

и

обучения,

сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Так,

в

работе

с

детьми,

посещающими

хореографическую

студию

«Апрель»,

широко

используем

набор

специальных

корригирующих

упражнений, направленных на укрепление мышечного аппарата воспитанников,

коррекцию недостатков в осанке, таких как кифоз, лордоз, сколиоз, укрепление

мышц спины и ног. Упражнения выполняются в положении лежа, сидя, стоя на

коленях, что позволяет разгрузить позвоночник. Поскольку работа начинается с

детьми

3

летнего

возраста,

считаем

целесообразным

уделять

большое

внимание коррекции осанки именно на первом и втором годах обучения. Другая

проблема, с которой приходится сталкиваться - особенности развития стопы

ребенка и ее недостатки (вальгусная установка, плоскостопие). В целях ее

профилактики

на

занятиях

используются

различные

виды

ходьбы

на

носочках, на пяточках, на внешней стороне стопы, перекат с пятки на носок.

На

занятиях,

замечая,

что

дети

устали,

используются

игры

на

воображение, содержание которых усложняется по мере взросления детей. Так,

в возрасте 3-4 лет, детям предлагается показать конкретный образ под музыку

(например, «Летаем как бабочки»), во время игры меняется и музыка, и образ. В

дальнейшем

дается

общая

тема:

например,

«лесные

жители»,

образ

дети

придумывают

сами.

Данные

упражнения

позволяют,

с

одной

стороны,

переключить детей на другую деятельность, с другой, - способствует развитию

фантазии, образного мышления. Чем старше становятся дети – тем больший

акцент делается на танцевальной составляющей игры – им предлагается не

просто перевоплотиться в какого-то персонажа, но и изобразить этого героя в

танце, да так, чтобы зритель смог догадаться, кто это. Таким образом, во-

первых, создается ситуация успеха, так как мы стараемся отметить каждого

ученика, если необходимо подсказать, подбодрить; и, во-вторых, снимается

психологический

зажим,

страх

ребенка

сделать

что-то

«не

по

правилам»,

потому что когда у нас идет игра - дети танцуют так, как им подсказывает

музыка, педагог занимает позицию наблюдателя со стороны.

Также хочется отметить один из главных психологических приемов в

арттехнологиях, используемых нами на занятиях, как с малышами, так и со

старшими дошкольниками – классическая музыка. В «методическую копилку»

наших

педагогов

входят

произведения

мировой

классики,

в

которых

воссоздаются

не

только

картины

природы,

но

и

передается

целая

гамма

человеческих чувств, которые при соприкосновении с ней возникают у детей на

занятиях. Под эти произведения в целях профилактики утомления, создания

положительного отношения к занятиям используются определенные речевые

релаксации,

в

том

числе

и

музыкально-волновые

со

специальными

инструментами:

поющая

чаша,

шум

дождя,

валдайские

колокольчики,

что

вызывает у детей релаксационную волну расслабления, снижает мышечный

тонус и психологическую нагрузку.

Подвижные игры, которые предлагаем детям во время занятий, являются

еще

одной

формой

здоровьесберегающих

технологий

и

той

сферой,

где

фантазия

ребенка

проявляется

в

наибольшей

степени,

и

именно

она

содействует

развитию

всех

тех

навыков

и

реакций,

которые,

безусловно,

пригодятся ребенку в его будущей жизни. Благодаря музыкально-подвижным

играм учащиеся на занятиях хореографией освобождаются от страха, агрессии,

нарушения поведения.

Следующей формой здоровьезберегающей технологии, используемой на

занятиях,

можно

выделить

дыхательную

гимнастику,

которая

учит

согласовывать дыхание с движением; ведь чтобы занятия были эффективными,

очень

важно

научить

детей

правильно

дышать.

Комплекс

дыхательных

упражнений помогает осваивать правильное дыхание и дает нагрузку на многие

группы мышц, помогает восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.

Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Учащиеся учатся

правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять

положение тела.

Известно,

что

пальчиковая

гимнастика является

мощным

средством

повышения

работоспособности

головного

мозга.

Стимулом

развития

центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности,

речи выступает формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и

пальцев

рук.

Поэтому

комплексы

пальчиковой

гимнастики

являются

обязательной частью на занятиях хореографией в студии «Апрель».

Большой опыт накоплен при проведении сюжетных занятий, которые

позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне

действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и

двигательные

впечатления,

а

также

систематизировать

знания

детей

на

заданную

тему.

В

такие

занятия

включаются

литературные

произведения

(стихи,

короткие

прозаические

зарисовки),

рассматривание

иллюстраций,

слушание

классических

произведений.

Сюжетная

линия,

связывающая

отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы,

увеличивает

интерес

детей

к

деятельности,

а,

следовательно,

повышает

эффективность проводимых занятий в целом.

Важным

условием

высокой

результативности

проводимых

занятий

является

учет

здоровьесберегающих

правил

методики

преподавания

в

хореографии.

1. Выбор упражнений, соответствующих степени подготовленности и

физическому развитию детей.

2. Обязательное соблюдение методики выполнения упражнений.

3.Полноценная страховка педагогом при выполнении травмоопасных

упражнений.

4. Для занятий необходима специальная обувь и одежда

5. Исправность оборудования, необходимого для занятий.

6. Обеспечение питьевого режима во время проведения занятий.

7. Регулирование физической нагрузки во время занятий, чередуя напряжение и

расслабление психомышечной системы.

Подводя

итог,

хочется

отметить,

что

применение

в

работе

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

значительно

повышает

результативность

воспитательно-образовательного

процесса,

формирует

у

педагогов, родителей и самих детей ценностные ориентации, направленные на

сохранение

и

укрепление

здоровья.



В раздел образования