Автор: Кавта Максим Вадимович
Должность: студент
Учебное заведение: Педагогический институт Тихоокеанского Государственного Университета
Населённый пункт: Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Структура программы курса и требования к элективным курсам
Раздел: среднее образование
«Структура программы курса и требования к элективным курсам»
Рассмотрим некоторые требования и рекомендации, которые помогут
при разработке программы элективного курса.
При разработке программы элективного курса необходимо:
определить
цель
курса
и
его
функцию
в
рамках
выбранного
профиля;
выявить отличительные особенности содержания элективного
курса
от
содержания
соответствующего
учебного
предмета
в
рамках данного профиля;
разделить содержание программы курса по темам и определить
необходимое количество часов на каждую из них;
продумать образовательные продукты, создаваемые в процессе
освоения материалов курса;
выяснить
обе спеченно сть
курс а
р а з л и ч н ы м и учебно-
методическими материалами и при необходимости доработать их;
составить список литературы для учителя и обучающихся;
выделить основные виды деятельности школьников и определить
долю их самостоятельности, творчества при изучении курса;
определить
критерии,
позволяющие
оценить
успешность
освоения курса;
продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения про-
граммы (проект, реферат, выступление и т.д.).
По содержанию курсы можно разделить на следующие типы:
Предметные
курсы,
задача
которых,
это
углубление
и
расширение
знаний по предметам, входящих в учебную программу школы.
Если рассмотреть, предметные курсы, то их в свою очередь тоже можно
разделить на несколько групп.
Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление
учебного
предмета.
Выбор
такого
элективного
курса
позволит
изучить
выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне.
Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с
важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие
интереса учащихся к современной технике и производству.
Элективные
курсы,
посвященные
изучению
методов
решения
задач
(математических,
физических,
химических,
биологических
и
др.),
составлению и решению задач на основе эксперимента.
Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний
учащихся
о
природе
и
обществе.
Данные
курсы
могут
проводиться
в
основной
школе,
с
целью
предпрофильной
подготовки,
помощь
обучающимся, в выборе профиля обучения в старших классах.
Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный
план.
Это
курсы,
посвященные
психологическим,
социальным,
культурологическим
проблемам
(«Эффективное
поведение
в
конфликте»,
«Искусство анализа художественного текста», и др.).
Элективный курс «Решение уравнений высших степеней», относится к
предметным курсам.
В зависимости от профилизации обучения, и учитывая индивидуальные
особенности
обучаемых,
выбираются
методы
и
формы
обучения
на
элективных курсах. И, чаще выделяются следующие основные приоритеты
методики преподавания элективных курсов: междисциплинарная интеграция,
содействующая становлению целостного мировозрения; обучение на основе
опыта и сотрудничества; интерактивность (работа в малых группах, метод
проектов и др.); личностно-деятельностный подход в обучении.
Выделяют следующие основные требования к элективным курсам:
избыточность ( и х должно
быть
много);
оригинальность
содержания
и
названия;
результативность
(курс
должен
заканчиваться
определенным
результатом, например, проект и т.д.) и др. в связи с этим остановимся на
методических рекомендациях учителям:
курс должен иметь привлекательное название, ведь оно играет
важную роль в привлечении слушателей;
программа
курса
не
должна
дублировать
программы
базовых
курсов, а должна включать новые знания для обучающихся, вызывающие
познавательный
интерес,
и
оценив
свои
потребности
и
возможности,
обоснованно выбрать свой дальнейший путь в образовании;
программа должна предполагать наиболее легкий путь получения
знаний, опираясь на недавно пройденный или легко восстанавливающийся в
памяти материал;
в рамках любого элективного курса достигать образовательные
цели желательно через реализацию личностно-деятельностного подхода в
обучении: необходимо акцентировать внимание на формирование умений,
через активную самостоятельную деятельность школьников (организовывать
проектную деятельность, практические и лабораторные работы, дискуссии, и
др.);
содержание элективного курса должно побуждать учащегося к
обращению
к
внешкольным
источникам
информации
и
к
собственному
опыту.
Несмотря
на
то,
что
структура
программы
элективного
курса
предполагает
вариативность,
можно
выделить
следующие
традиционные
компоненты программы:
пояснительная записка;
организация учебного процесса;
требования к уровню усвоения учебного материала;
учебно-методический план;
содержание курса;
список литературы для учителя и учащихся;
приложения.
Рассмотрим каждый из пунктов подробнее.
Пояснительная записка содержит информацию об актуальности курса,
описание целей, задач и путей их достижения. Важно, чтобы, пояснительная
записка
давала
полное
представление
о
курсе
(в
привлекательность
для
учащихся, для учителей, для родителей).
В пункте «Организация учебного процесса» описывается количество
часов,
на
которые
рассчитана
программа.
Показывается
роль
некоторых
особенностей
проведения
курса;
выделяются
условия,
позволяющие
правильно
построить
учебный
процесс;
разрабатываются
критерии
эффективности изучения программы и итоговой формы контроля.
Требования к уровню усвоения учебного материала включает перечень
того, что в результате изучения программы элективного курса ученик должен
знать, понимать и уметь.
Учебно-методический план включает:
название тем курса;
общее количество часов, отводимых на курс;
форму проведения занятий;
образовательный продукт.
Образовательный
продукт
представляет
собой
материа лы,
разработанные
учащимися
на
занятиях
в
ходе
познавательной,
исследовательской
деятельности.
Примером
такого
продукта
могут
быть:
конспекты,
тезисы,
эксперименты,
доказательство
теорем,
литературные
произведения, макеты, схемы, компьютерные программы и т.д.
В содержании курса дается детальная характеристика каждой темы
программы.
При
этом
важно
учитывать,
что
содержанием
образования
являются не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт
познавательной и творческой деятельностях.
Список
литературы
для
учителей
и
учащихся
включает
перечень
обязательных и дополнительных источников информации.
Приложения
обычно
содержат
материалы,
которые
служат
методической
поддержкой
курса,
например,
это
темы
проектов,
планы
проведения экскурсий, практических занятий и т.д.