Напоминание

Структура программы курса и требования к элективным курсам


Автор: Кавта Максим Вадимович
Должность: студент
Учебное заведение: Педагогический институт Тихоокеанского Государственного Университета
Населённый пункт: Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Структура программы курса и требования к элективным курсам
Раздел: среднее образование





Назад




«Структура программы курса и требования к элективным курсам»

Рассмотрим некоторые требования и рекомендации, которые помогут

при разработке программы элективного курса.

При разработке программы элективного курса необходимо:

определить

цель

курса

и

его

функцию

в

рамках

выбранного

профиля;

выявить отличительные особенности содержания элективного

курса

от

содержания

соответствующего

учебного

предмета

в

рамках данного профиля;

разделить содержание программы курса по темам и определить

необходимое количество часов на каждую из них;

продумать образовательные продукты, создаваемые в процессе

освоения материалов курса;

выяснить

обе спеченно сть

курс а

р а з л и ч н ы м и учебно-

методическими материалами и при необходимости доработать их;

составить список литературы для учителя и обучающихся;

выделить основные виды деятельности школьников и определить

долю их самостоятельности, творчества при изучении курса;

определить

критерии,

позволяющие

оценить

успешность

освоения курса;

продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения про-

граммы (проект, реферат, выступление и т.д.).

По содержанию курсы можно разделить на следующие типы:

Предметные

курсы,

задача

которых,

это

углубление

и

расширение

знаний по предметам, входящих в учебную программу школы.

Если рассмотреть, предметные курсы, то их в свою очередь тоже можно

разделить на несколько групп.

Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление

учебного

предмета.

Выбор

такого

элективного

курса

позволит

изучить

выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне.

Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с

важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие

интереса учащихся к современной технике и производству.

Элективные

курсы,

посвященные

изучению

методов

решения

задач

(математических,

физических,

химических,

биологических

и

др.),

составлению и решению задач на основе эксперимента.

Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний

учащихся

о

природе

и

обществе.

Данные

курсы

могут

проводиться

в

основной

школе,

с

целью

предпрофильной

подготовки,

помощь

обучающимся, в выборе профиля обучения в старших классах.

Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный

план.

Это

курсы,

посвященные

психологическим,

социальным,

культурологическим

проблемам

(«Эффективное

поведение

в

конфликте»,

«Искусство анализа художественного текста», и др.).

Элективный курс «Решение уравнений высших степеней», относится к

предметным курсам.

В зависимости от профилизации обучения, и учитывая индивидуальные

особенности

обучаемых,

выбираются

методы

и

формы

обучения

на

элективных курсах. И, чаще выделяются следующие основные приоритеты

методики преподавания элективных курсов: междисциплинарная интеграция,

содействующая становлению целостного мировозрения; обучение на основе

опыта и сотрудничества; интерактивность (работа в малых группах, метод

проектов и др.); личностно-деятельностный подход в обучении.

Выделяют следующие основные требования к элективным курсам:

избыточность ( и х должно

быть

много);

оригинальность

содержания

и

названия;

результативность

(курс

должен

заканчиваться

определенным

результатом, например, проект и т.д.) и др. в связи с этим остановимся на

методических рекомендациях учителям:

курс должен иметь привлекательное название, ведь оно играет

важную роль в привлечении слушателей;

программа

курса

не

должна

дублировать

программы

базовых

курсов, а должна включать новые знания для обучающихся, вызывающие

познавательный

интерес,

и

оценив

свои

потребности

и

возможности,

обоснованно выбрать свой дальнейший путь в образовании;

программа должна предполагать наиболее легкий путь получения

знаний, опираясь на недавно пройденный или легко восстанавливающийся в

памяти материал;

в рамках любого элективного курса достигать образовательные

цели желательно через реализацию личностно-деятельностного подхода в

обучении: необходимо акцентировать внимание на формирование умений,

через активную самостоятельную деятельность школьников (организовывать

проектную деятельность, практические и лабораторные работы, дискуссии, и

др.);

содержание элективного курса должно побуждать учащегося к

обращению

к

внешкольным

источникам

информации

и

к

собственному

опыту.

Несмотря

на

то,

что

структура

программы

элективного

курса

предполагает

вариативность,

можно

выделить

следующие

традиционные

компоненты программы:

пояснительная записка;

организация учебного процесса;

требования к уровню усвоения учебного материала;

учебно-методический план;

содержание курса;

список литературы для учителя и учащихся;

приложения.

Рассмотрим каждый из пунктов подробнее.

Пояснительная записка содержит информацию об актуальности курса,

описание целей, задач и путей их достижения. Важно, чтобы, пояснительная

записка

давала

полное

представление

о

курсе

привлекательность

для

учащихся, для учителей, для родителей).

В пункте «Организация учебного процесса» описывается количество

часов,

на

которые

рассчитана

программа.

Показывается

роль

некоторых

особенностей

проведения

курса;

выделяются

условия,

позволяющие

правильно

построить

учебный

процесс;

разрабатываются

критерии

эффективности изучения программы и итоговой формы контроля.

Требования к уровню усвоения учебного материала включает перечень

того, что в результате изучения программы элективного курса ученик должен

знать, понимать и уметь.

Учебно-методический план включает:

название тем курса;

общее количество часов, отводимых на курс;

форму проведения занятий;

образовательный продукт.

Образовательный

продукт

представляет

собой

материа лы,

разработанные

учащимися

на

занятиях

в

ходе

познавательной,

исследовательской

деятельности.

Примером

такого

продукта

могут

быть:

конспекты,

тезисы,

эксперименты,

доказательство

теорем,

литературные

произведения, макеты, схемы, компьютерные программы и т.д.

В содержании курса дается детальная характеристика каждой темы

программы.

При

этом

важно

учитывать,

что

содержанием

образования

являются не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт

познавательной и творческой деятельностях.

Список

литературы

для

учителей

и

учащихся

включает

перечень

обязательных и дополнительных источников информации.

Приложения

обычно

содержат

материалы,

которые

служат

методической

поддержкой

курса,

например,

это

темы

проектов,

планы

проведения экскурсий, практических занятий и т.д.



В раздел образования