Автор: Анна Вячеславовна Веклюк
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ «ЦРРДС № 21»
Населённый пункт: г. Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профилактика речевых нарушений.
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профилактика речевых нарушений.
В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами.
Нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному: от
трудностей произношения отдельных звуков в связной речи до отсутствия фразовой речи
как
таковой
или
наличия
единичных
лепетных
слов
и
звукоподражаний
в
активном
словарном запасе.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как
можно раньше – в дошкольном возрасте. Чем раньше вы обратите внимание на уровень
развития речи вашего ребенка и чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она
будет, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития и последующего
школьного обучения.
Динамика речевого развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом
зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в
коррекционном процессе. Родители могут организовать правильное общение со своим
ребенком,
изменить
условия
его
воспитания,
стимулировать
инициативность
детских
высказываний и мотивацию речевого общения, тесно сотрудничать со специалистами
(логопедом,
психологом,
неврологом)
для
достижения
более
быстрого
и
устойчивого
результата и т.д.
Для того, чтобы уже в раннем возрасте определить, есть ли проблемы в речевом
развитии вашего малыша и требуется ли ему помощь, обратите внимание на признаки,
описанные ниже.
Признаки благополучного развития речи у ребенка
— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
— У малыша нет никаких неврологических заболеваний.
— Доречевой период (до 8 мес) характеризовался активным гулением и лепетом.
— Первые лепетные слова и звукоподражания появились к году.
— Ребенок активнее общается с хорошо знакомыми ему взрослыми.
— Малыш к 1г. 9мес. -2 годам пользуется двухсловными предложениями (тут баба, дай
пи(ть)) и интересуется названиями новых предметов (1г.9. мес-2г.6мес).
— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
— Малыш проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще
каким-то делом.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
— Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у
невролога и других узких специалистов.
— Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.
— В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их
разнообразие.
— Первые слова появились позже 1г.2мес.
— Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.
— На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит
или уходит, как будто просьбы не слышал).
— Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за
помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).
—
Ребенок
одинаково
активно/малоактивно
общается
со
знакомыми
и
незнакомыми
людьми.
— Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.
На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
— Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.
— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка,
значит вашему малышу необходима помощь.
Работа с детьми раннего возраста по формированию речи условно может быть
разделена на этапы:
развитие
мотивации
(потребности,
стремления,
побуждения
к
говорению
и
речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить
речь;
расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
развитие диалогической и монологической форм речи.
В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально
организованных упражнений логопедом решаются задачи:
— развития понимания обращенной речи;
— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;
— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;
— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;
— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в
самостоятельной речи;
— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;
— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;
— совершенствования звуковой стороны речи.
Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно
значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость
проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.
Эффективна
коррекционная
помощь,
оказываемая
в
сензитивный
для
речи
период
в
возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В
этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования
начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной
компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.