Напоминание

Ранняя профилактика речевых нарушений.


Автор: Анна Вячеславовна Веклюк
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ «ЦРРДС № 21»
Населённый пункт: г. Анжеро - Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Ранняя профилактика речевых нарушений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранняя профилактика речевых нарушений.

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами.

Нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному: от

трудностей произношения отдельных звуков в связной речи до отсутствия фразовой речи

как

таковой

или

наличия

единичных

лепетных

слов

и

звукоподражаний

в

активном

словарном запасе.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как

можно раньше – в дошкольном возрасте. Чем раньше вы обратите внимание на уровень

развития речи вашего ребенка и чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она

будет, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития и последующего

школьного обучения.

Динамика речевого развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом

зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в

коррекционном процессе. Родители могут организовать правильное общение со своим

ребенком,

изменить

условия

его

воспитания,

стимулировать

инициативность

детских

высказываний и мотивацию речевого общения, тесно сотрудничать со специалистами

(логопедом,

психологом,

неврологом)

для

достижения

более

быстрого

и

устойчивого

результата и т.д.

Для того, чтобы уже в раннем возрасте определить, есть ли проблемы в речевом

развитии вашего малыша и требуется ли ему помощь, обратите внимание на признаки,

описанные ниже.

Признаки благополучного развития речи у ребенка

— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

— У малыша нет никаких неврологических заболеваний.

— Доречевой период (до 8 мес) характеризовался активным гулением и лепетом.

— Первые лепетные слова и звукоподражания появились к году.

— Ребенок активнее общается с хорошо знакомыми ему взрослыми.

— Малыш к 1г. 9мес. -2 годам пользуется двухсловными предложениями (тут баба, дай

пи(ть)) и интересуется названиями новых предметов (1г.9. мес-2г.6мес).

— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

— Малыш проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще

каким-то делом.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

— Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у

невролога и других узких специалистов.

— Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.

— В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их

разнообразие.

— Первые слова появились позже 1г.2мес.

— Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.

— На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит

или уходит, как будто просьбы не слышал).

— Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за

помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).

Ребенок

одинаково

активно/малоактивно

общается

со

знакомыми

и

незнакомыми

людьми.

— Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.

На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

— Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.

— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка,

значит вашему малышу необходима помощь.

Работа с детьми раннего возраста по формированию речи условно может быть

разделена на этапы:

развитие

мотивации

(потребности,

стремления,

побуждения

к

говорению

и

речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить

речь;

расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;

развитие диалогической и монологической форм речи.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально

организованных упражнений логопедом решаются задачи:

— развития понимания обращенной речи;

— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в

самостоятельной речи;

— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

— совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно

значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость

проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей.

Эффективна

коррекционная

помощь,

оказываемая

в

сензитивный

для

речи

период

в

возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В

этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования

начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной

компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.



В раздел образования