Автор: Помазкина Лилия Руслановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №51
Населённый пункт: г. Озерск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мир сказок"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному и речевому
развитию в средней группе.
Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №51
Помазкина Лилия Руслановна
Тема: «Мир сказок».
Цель: закрепление знаний о сказках у детей.
Задачи:
1. Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, их авторах.
2. Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным
фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы
можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в
некотором государстве; Давным-давно.
Дети: (ответы)
Воспитатель: Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.
А как можно сказать о сказке, какая она?
Если в сказке есть чудо, то она …. (чудесная)
Есть волшебство, то она…(волшебная)
Если есть радость, то она….(радостная)
Если в сказке есть добро, то она…(добрая)
Если, есть загадки, то она …..(загадочная)
Если, есть мудрость, то она…. (мудрая)
Если, есть зло, то она…… (злая).
В: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за
тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридевятом государстве
находится огромная страна Сказок. И я приглашаю Вас в эту Страну. Кто
побывает в ней – становится умным, добрым и внимательным.
В: Есть желание отправиться в путешествие?
Д: (варианты ответов).
В: Мы отправляемся с вами в Страну сказок и транспорт должен быть
волшебным. Какой волшебный транспорт, вы знаете?
Д: карета, метла, печка, ковер-самолет, ступа.
В: Предлагаю попутешествовать на ковре-самолёте.
В: Вот мы и в Стране сказок. А что это? (Воспитатель поднимает клубок).
Д: клубок, клубок ниток.
В: Это волшебный клубок,
Нам укажет он путь,
Удача в пути нам сопутствует пусть!
Что ж, друзья! Ждет нас дорога неведомая, загадочные испытания и
увлекательные приключения.
1. Дидактическое упражнение «Продолжи название сказки»
• Аленький (цветочек)
• Бременские… (музыканты)
• Гадкий… (утенок)
• Гуси… (лебеди)
• Золотой… (петушок, ключик)
• Доктор… (Айболит)
• Красная… (шапочка)
• Мальчик… (с пальчик)
В:Я думаю, мы с вами справимся с любыми заданиями и не испугаемся
трудностей. В путь!
(Воспитатель, прокатывает клубок по полу, который катиться к стенду с
иллюстративным материалом).
Рассматривание иллюстраций.
2.Дидактическое упражнение «Назови сказку и ее автора».
В: Ребята, куда нас привел клубок?
Д: (ответы детей)
В: Правильно, мы попали с вами на выставку иллюстраций к сказкам. А что
такое выставка? (ответы детей). Выставка – это показ картин, животных,
рисунков для рассматривания, и место, где выставляются эти работы, то
же называется выставка. А что такое иллюстрация? (ответы детей).
Иллюстрация – это рисунки, картинки в книгах.
Посмотрите иллюстрации, каких сказок здесь изображены?
Ребята, кто пишет и сочиняет сказки? (народ и писатели)
Значит сказки какие бывают? (русские народные и авторские)
Назовите народные сказки?
Назовите авторские сказки?
В: Молодцы, продолжаем наше путешествие.
В:Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это такое?
( Волшебная палочка).
В: Давайте поиграем в игру которая называется «Наоборот». Для игры мы
возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших
ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с
противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Назовите вредных сказочных героев?
А какого сказочного героя можно назвать скупым?
А вы знаете щедрых сказочных героев?
Физминутка “Движения”
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-два, раз-два,
Нам идти уже пора!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки кверху все подняли.
Отпустили, потрясли!
Дальше в путь мы все пошли!
В: Ребята, что это такое ? ( Сундучок). Дети по очереди вынимают
предметы из сундучка и называют с каким героем и с какой сказкой
ассоциируется этот предмет:
Золотой ключ («Буратино»)
Цветик – семицветик («Цветик – семицветик»)
Стрела («Царевна-Лягушка»)
Аптечка («Доктор Айболит»)
Банка варенья («Карлсон который живет на крыше»)
Бочонок мёда («Вини пух»)
Печка («Гуси – лебеди»)
Синий шарик («Вини Пух»)
Самовар («Муха Цокотуха»)
Вы такие молодцы!
В: Ребята, посмотрите книга, а называется она «Хитрые сказки». Имена
героев написаны неверно, только вы и сможете мне помочь. (Читает в
книге)
1. .В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка.
(Аленушка)
2. Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей
Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).
3. А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна-
лягушка)
4. Очень советую вам послушать сказку «Сивка Будка» «Сивка Бурка»
5. А вот еще одна сказка «Курочка в полосочку». (Курочка Ряба)
6. А это моя самая любимая сказка «Мальчик с кулачок», неверно?
(Мальчик с пальчик).
7. Есть в сказочной стране девица, кличут ее Василиса Преглупая!
(Премудрая)
Молодцы!
Воспитатель: Ребята наше путешествие по сказкам подошло к концу. Вам
понравилось путешествовать по стране сказок? А как же нам вернуться
обратно в детский сад? Можем ли взлететь на парашюте? Наш парашют
же сказочный, а в сказках случается чудо, сейчас у нас случиться чудо
парашют станет ковром самолётом, занимайте места. Какую сказку вы
посоветуете прочитать своему другу, а может попросите маму чтобы она
вам прочитала?