Напоминание

"Легкая атлетика"


Автор: Плотникова Анастасия Денисовна
Должность: обучающийся
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Реферат по физической культуре
Тема: "Легкая атлетика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реферат

по физической культуре

на тему:

«Легкая атлетика»

Выполнила: Плотникова Анастасия

Студентка 244А группы

Содержание

Введение

1 История Олимпийских игр

2 Виды легкой атлетики

3 Общая физическая подготовка

4 Упражнения в легкой атлетике

5 Развитие легкой атлетики в России

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Греческое слово «атлетика» в переводе означает борьбу, упражнение. В

Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости.

В настоящее время атлетами называют физически развитых, сильных людей.

Совр

еменная легкая атлетика - это вид спорта, вклю

чающий такие

упра

жнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, и мног

оборья, сост

авленные

из пере

численных упра

жнений.

Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия

производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц:

укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных

органов, сердечно - сосудистой системы.

Особенно большое значение имеет легкая атлетика для форм

ирования

раст

ущего организма, физи

ческого восп

итания подр

астающего поколения.

Легкая атлетика -- часть государственной системы физического воспитания.

Легкоатлетические. упражнения входят в программы физического воспитания

школьников, учащихся всех типов учебных заведений.

Тема моего реферата акту

альна в наст

оящее время, так как легкой атле

тикой

зани

маются миллионы людей. Разн

ообразие упра

жнений и их высокая

эффе

ктивность, широкие возм

ожности для регу

лирования физи

ческой

нагрузки, несл

ожное обор

удование - все это позв

олило легкой атлетике стать

массовым видом спорта, дост

упным каждому человеку. Не случайно легкую

атлетику называют «коро

левой спорта».

Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и

физическое развитие занимающихся предопределило их широкое включение

в программу физического воспитания учащихся средних специальных

учебных заведений.

В теме моего реферата глубоко освящены такие легк

оатлетические

соре

внования, как бег на разл

ичные дистанции, метание разл

ичных

снарядов, прыжки.

1 История Олимпийских игр

Еще в глубокой древ

  

ности человеку было необ

  

ходимо уметь быстро бегать,

ловко прео

  

долевать разл

  

ичные преп

  

ятствия, метать разного рода снаряды. От

умения человека догнать и метко поразить добычу, от спос

  

обности быть

стойким и зака

  

ленным в борьбе с таин

  

ственными силами природы зависела

его охот

  

ничья удача, а значит — и жизнь.

Уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания —

упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического

спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много

красноречивых свидетельств тому, что уже на заре цивилизации эти навыки

играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о

спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он

гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию.

Начиная с 16-й Олим

пиады (708 г. до н. э.) прог

рамма Игр обог

атилась

новым видом — пяти

борьем. Он включал бег, метание диска, прыжки в

длину, метание копья и борьбу (как видим, и в этом мног

оборье легкая

атлетика сост

авляет основу).

Прыжок в длину в то время атлеты выполняли со специальными гантелями в

руках. Тогда считалось, что это помогает усилить маховое движение рук и

преодолеть в полете большее расстояние. Копье и диск метали с небольшого

возвышения. Причем копье держали не просто в руке, а при помощи петли из

кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Копьеметатели в ту

пору состязались в бросках на меткость попадания в цель, тогда как

дискоболы соревновались на дальность.

Побе

дителей соре

внований чест

вовали тогда очень пышно. Их увен

чивали

венками из оливы, ветви для которых срезали спец

иальным золотым ножом

со старых свящ

енных деревьев. Когда чемпионы возв

ращались домой, их

встр

ечали толпы радо

стных соот

ечественников. Поэты слагали в честь

побе

дителей хвал

ебные гимны. Имена чемп

ионов высе

кались на каменных

плитах, а неко

торым из них даже став

ились памятники. Именно благ

одаря

этому до нас и дошли их имена.

Развитие современной легкой атлетики тесно связано с олимпийским

движением. Достаточно сказать, что розыгрыш олимпийских наград в

Афинах в 1896 г. стал первым официальным международным соревнованием

по легкой атлетике. С тех пор она прочно заняла ведущее место в программе

всех Олимпийских игр.

И именно легк

оатлет стал первым олим

пийским чемпионом. Это был

амер

иканец Джеймс Конноли, 5 апреля 1896 г. заво

евавший победу в

тройном прыжке с резу

льтатом 13 м 71 см.

Техника бега в те времена мало чем напо

минала отто

ченные движения

совр

еменных бегунов. Спор

тсмены бежали скованно, напр

яженно. И лишь со

временем стало ясно, что быстрота несо

вместима с напр

яженными

мышцами, что, чем своб

однее бег, тем выше скорость. Уже на II Олим

пиаде в

Париже (1900 г.) амер

иканец Фрэнсис Джервис намного улучшил

олим

пийский рекорд, прео

долев 100 м за 10,8 с.

Достижения сильнейших атлетов в ту пору росли довольно быстро, не то что

сейчас. Так, Эллери Кларк из США прыгнул в Афинах в длину всего на 6 м

35 см, а его соотечественник Алвин Кренцлейн стал лучшим на II Олимпиаде

в Париже с ре¬зультатом 7 м 18 см. Тот же разыграны награды в беге на 5000

и 10000 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х400 м, а также в десятиборье.

1 Виды легкой атлетики

Бег — один из самых старых видов спорта, по которому были утве

рждены

офиц

иальные правила соре

внований, был включен в прог

рамму с самых

первых Олим

пийских игр совр

еменности 1896 года. Бег в легкой атлетике

пред

ставлен след

ующими видами: спринт, бег на средние дистанции, бег на

длинные дистанции, барь

ерный бег, эстафета. Виды бега в легкой атлетике:

Бег на короткие дистанции (100 м, 200 м, 400 м), к нестандартным

дистанциям можно отнести 30 м, 60 м, 300 м. Бег на средние дистанции

(800 м, 1500 м, 3000 м), дополнительно можно выделить 600, 1000,

1610 м (миля), 2000 м.

Бег на длинные дист

анции (5000 м, 10000 м, 42195 м).

Бег с препятствиями (стипль-чез) 2000 м в манеже и 3000 м на

открытом стадионе.

Бег с барь

ерами (женщины – 100 м, мужчины – 110 м, 400 м).

Эстафетный бег (4×100 метров, 4×400 метров).

Прыжки подр

азделяются на верт

икальные (прыжки в высоту и прыжки с

шестом) и гори

зонтальные (прыжок в длину и тройной прыжок).

Прыжок в высоту — дисциплина лёгкой атлетики, которая относится к

вертикальным прыжкам технических видов.

Прыжок состоит из разбега, подг

отовки к отта

лкиванию, отта

лкивания, перехода

через планку и приз

емления.

Прыжок с шестом — техническая дисциплина, которая относится к вертикальным

прыжкам. В данном прыжке легкоатлету нужно пройти над планкой (не опрокинув

её), используя легкоатлетический шест.

Прыжок в длину отно

сится к гори

зонтальным прыжкам и требует от спор

тсменов

спри

нтерских качеств и прыг

учести.

Тройной прыжок состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления.

Метания — это упражнения легкоатлетов, требующие «взрывных» мышечных усилий.

Целью в данном виде является перемещение снаряда на максимальное расстояние от

спортсмена. Виды метания в легкой атлетике:

Бросок гранаты или мяча, вес гранаты — 700 г для мужчин, женщины и юноши

среднего возраста метают гранату весом 500 г. Мячи имеют вес 155-160 г.

Толкание ядра, мужское ядро весит 7,260 кг, а женское — 4 кг.

Метание молота, мужской молот весит 7,260 кг, а женский — 4 кг.

Метание диска, мужской диск весит 2 кг, женский — 1 кг.

Метание копья. Мужское копье весит 800 г и имеет длину 260-270 см, женское

соответственно 600 г и 220-230 см.

Мног

оборья — спор

тивная дисц

иплина, вклю

чающая в себя соре

внования в

неск

ольких дисц

иплинах одного или разных видов спорта.

Спор

тсмены соре

внуются в:

беге на 100, 200, 400, 800, 1500, 5000 и 10 000 метров,

мара

фонском беге (42,195 км),

барьерном беге на 110 м (для женщин 100 м), беге на 400 м,

стипль-чезе — беге на 3000 м с преп

ятствиями,

спортивной ходьбе на 20 и 50 км (только мужчины),

прыжках в высоту,

прыжках с шестом,

прыжках в длину,

тройном прыжке,

толкании ядра,

метании диска,

метании молота,

метании копья многоборьях — десятиборье у мужчин и семиборье — у женщин,

эста

фетах 4 по 100 и 4 по 400 метров.

3 Общая физи

ческая подг

отовка

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования

двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и

гармоничное физическое развитие человека.

ОФП спос

обствует повы

шению функ

циональных возм

ожностей, общей

рабо

тоспособности, является основой (базой) для спец

иальной подг

отовки и

дост

ижения высоких резу

льтатов в избр

анной сфере деят

ельности или виде

спорта. Перед ОФП могут быть пост

авлены след

ующие задачи:

· достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы

мышц;

· прио

брести общую, выно

сливость;

· повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие

скоростные способности;

· увел

ичить подв

ижность основных суставов, элас

тичность мышц;

· улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых,

спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные

движения;

· науч

иться выпо

лнять движения без излишних напр

яжений, овладеть

умением расс

лабляться.

Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических

качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных

способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины

(вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Спец

иальная физи

ческая подг

отовка весьма разн

ообразна по своей

напр

авленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

· спортивная подготовка;

· проф

ессионально-прик

ладная физи

ческая подг

отовка.

Спортивная подготовка (тренировка) -- это целесообразное использование

знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно

воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень

его готовности к спортивным достижениям.

В наст

оящее время спорт разв

ивается по двум напр

авлениям, имеющим

разл

ичную целевую напр

авленность, -- массовый спорт и спорт высших

дост

ижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта -- укрепить здоровье,

улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подг

отовки в сфере спорта высших дост

ижений -- добиться

макс

имально высоких резу

льтатов в соре

вновательной деят

ельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический,

тактический и психический элементы.

4 Упра

жнения в легкой атлетике

Ходьба - обычный способ пере

движения человека, заме

чательное

физи

ческое упра

жнение для людей всех возрастов. При длит

ельной и

ритм

ичной ходьбе в работу вовл

екаются почти все мышцы тела, усил

ивается

деят

ельность серд

ечнососудистой, дыха

тельной и других систем организма,

повы

шается обмен веществ, что имеет оздо

ровительное значение. В

соре

внованиях прим

еняется спор

тивная ходьба - наиболее сложная по

технике, но вместе с тем самая эффе

ктивная. Скорость ее более чем в 3 раза

выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной

ходьбе, инте

нсивности работы, а след

овательно, больших энер

гетических

трат. В связи с этим занятия спор

тивной ходьбой оказ

ывают знач

ительное

влияние на организм спор

тсмена, укре

пляют его внут

ренние органы и

системы, улучшают их рабо

тоспособность, поло

жительно влияют на развитие

силы и особенно выно

сливости, восп

итывают волевые качества.

Бег - естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный

вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта (футбол,

баскетбол, ручной мяч и др.), а также в комплекс ГТО. Значительное число

разновидностей бега является органической частью различных видов легкой

атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются

высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу

вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность

сердечнососудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается

обмен веществ.

Упра

жнение на развитие прыг

учести.

Прыжки в длину с разбега.

Прыжки через прыгалку.

Прыжки с отталкиванием вверх.

Отжимание.

Упражнения для развития быстроты движений.

беговая работа рук в макс. темпе (2-4 серии по 8-10 сек с

инте

рвалом 30-40 сек).

бег на месте (в упоре) в максимальном темпе (3-4 серии по 8-

10сек с интервалом 45-60 сек)

упра

жнения на расс

лабление.

броски набивного мяча (1-2кг) в быстром темпе (в стену с

отскоком или партнеру) 2-3 серии по 12-15 бросков с отдыхом 60

сек. ( можно использовать поточный метод)

Упра

жнения для развития прыг

учести.

подскоки на прямых ногах (3-4 серии по 30-40 сек. с

интервалом 60 сек.);

прыжки через преп

ятствия разл

ичной высоты на одной и

двух ногах (поточный метод 2-3 мин);

упражнения на расслабление;

подскоки на одной и двух ногах с места и с разбега доставая

руками высокого подв

ешенный предмет (3-4 серии по 15-20

прыж. с отдыхом 1 мин)

Упражнения для развития силы.

Отжи

мание в упоре лежа 2-3 серии до отказа и подт

ягивание

вися 2-3 серии до отказа, прис

едание с партнером.

(для мышц туловища) опускание и поднимание туловища в

положении лежа на спине или животе с закрепленными

ногами (2-3 серии по 10-12 раз);

прис

едание и выпр

ыгивание из полу

приседа с отяг

ощением

(2-3 серии по 12-15 раз);

броски набивного мяча (1-3 кг из положения сидя и лежа на

спине одной или двумя руками) всего 40-50 раз.

Упра

жнения на развитие гибкости:

Упражнения для увеличения подвижности локтевых и

плечевых суставов ( с гимнастической палкой, с партнером,

различные выкруты и др.)

Упра

жнения для увел

ичения подв

ижности позв

оночного

столба (разл

ичные наклоны повороты и вращения

туловища).

Упражнения для увеличения подвижности тазобедренного

коленного и голеностопного суставов (различные маховые

движения с выпадами, “шпагаты).

5 Развитие легкой атлетики в России

Офиц

  

иальной датой рождения легкой атлетики в России принято считать

1888. В то лето группа молодых людей, отды

  

хающих в дачном местечке

Тярлево под Пете

  

рбургом, создала кружок люби

  

телей бега, и 6 августа того

же года они провели первое соре

  

внование. Деньги на орга

  

низацию

соре

  

внования и на памятные призы собирали по подписке. В след

  

ующем

году кружок стал назы

  

ваться «Общество люби

  

телей бега», а с 1893 --

«Пете

  

рбургский кружок люби

  

телей спорта». Занятия бегом круж

  

ковцы

начинали ранней весной на Петр

  

овском острове, а с наст

  

уплением лета -- в

Тярлево. Прог

  

рамма соре

  

внований допо

  

лняется в 1893 прыжками в длину с

разбега, с 1895 -- толк

  

анием ядра, прыжками в высоту, барь

  

ерным бегом и

бегом с преп

  

ятствиями (стипль-чез). Чуть позже появ

  

ляются соре

  

внования по

кроссу и прыжкам с шестом, метанию диска и метанию копья. В прог

  

рамму

большого спор

  

тивного праздника, орга

  

низованного кружком в 1895, на

котором благ

  

одаря бесп

  

латному входу прис

  

утствовало около 10000

зрителей, помимо вело

  

сипедных гонок вошли бег на разные дистанции,

прыжки в длину с разбега, бег с барьерами, метание мяча и чугу

  

нного ядра.

Кружок стал центром развития легкой атлетики в России. Здесь были

выра

  

ботаны первые правила соре

  

внований, которые получили общее

признание. В 1911 был создан Всер

  

оссийский союз люби

  

телей легкой

атлетики. По наст

  

оянию изве

  

стного спор

  

тсмена и журн

  

алиста Г. Дюперрона,

побы

  

вавшего на Олим

  

пийских играх в Париже в 1900 все соре

  

внования

начали пров

  

одиться по метр

  

ической системе. В 1908 кружок строит первую в

России гаревую дорожку. Как вспо

  

минали члены кружка, там выст

  

упали

изве

  

стнейшие легк

  

оатлеты разных стран -- X. Коле

  

хмайнен, А. Стенроос, Ю.

Сааристо, Э. Брэндедж. Там же в 1908 кружок проводит первый чемп

  

ионат

России.

Начавшаяся первая мировая война, затем революция на долгие годы

отодвинули спортивные соревнования. Первый чемпионат страны по легкой

атлетике был проведен в Москве 1922, в нем участвовало 200 спортсменов

из 16 городов и районов страны. О состоянии спорта в то время говорит такой

факт: наличном первенстве Москвы по легкой атлетике 1921 один из

участников сломал копье, соревнование пришлось прекратить, так как

второго копья в Москве не нашлось. В 1930-е гг. результаты наших легко

атлетов начинают приближаться к лучшим мировым достижениям. Вторая

мировая война лишила мир спортивных состязаний уровня чемпионатов

Европы, Мира, Олимпийских игр.

6 Дисц

иплины легкой атлетики

Легкая атлетика относится к весьма консервативным видам спорта. Так,

программа мужских дисциплин в программе Олимпийских игр (24 вида) не

менялась с 1956 года. В программу женских видов входит 23 вида.

Единственная разница -- это ходьба на 50 км, которой нет в женском списке.

Таким образом, легкая атлетика является наиболее медалеемким видом

среди всех олимпийских видов спорта.

Закл

ючение

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта,

объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и

высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также

легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др.

Историю развития легкой атлетики необ

ходимо знать, прежде всего, потому,

что любое явление необ

ходимо расс

матривать в исто

рическом аспекте.

Только такой подход позволит глубоко и всес

торонне изучить проблему,

выявить основные зако

номерности и опре

делить тенд

енции развития.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека.

Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому

развитию, укреплению здоровья людей.

Попу

лярность и масс

овость легкой атлетики объя

сняются обще

доступностью

и большим разн

ообразием легк

оатлетических упра

жнений, прос

тотой

техники выпо

лнения, возм

ожностью варь

ировать нагрузку и пров

одить

занятия в любое время года не только на спор

тивных площадках, но и в

есте

ственных условиях.

В РФ и других странах легкая атлетика - часть государственной системы

физического воспитания.

Легк

оатлетические упра

жнения входят в прог

раммы физи

ческого

восп

итания школ

ьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы

трен

ировочной работы во всех видах спорта, в занятия физи

ческой

куль

турой труд

ящихся старших возрастов.

Список используемой литературы

1. Физи

ческая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И. Ильинича.2001г.

2. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Коваленко В.А. 2000г.

3. Энци

клопедия здоровья. Моло

дость до ста лет. Белов В.И. 1993г.

4. Школа легкой атлетики, под ред. А.В. Коробова, 2 изд., М., 1998

5. Легкая атлетика для юношей, под ред. П.Л. Лимаря, М., 1999

6. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред.

Н.Г. Озолина и Д.П. Маркова, 2 изд., М., 2002

7. Берн

штейн Н.А., О пост

роении движений, М., 1997

8. Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996

9. Фруктов А.Л., Спор

тивная ходьба, М., 2000

10. Лёгкая атлетика, под ред. Д.П. Маркова и Н.Г. Озолина, М, 1999.

11. Легкая атлетика. Учебник для инст

итутов физи

ческой культуры. О.В.

Колодий, Б.М. Лутк

овский, В.В. Ухов. 1999.

12. Бег к вершинам мастерства А. Лидьер, Г. Шимор. - 1999.

13. Учебник тренера по легкой атлетике. Л.С. Хоме

нкова . -2002.

14. Гориневский В.В. Научная основа тренировки. -- М.: Физическая культура.

-- № 4-5, 1922.

15. Кобр

инский М.Е. Легкая атлетика: учебник. - Мн: Тесей, 2005.

16. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -- М: ФиС, 1977.

17. Аксе

льрод С.Л., Хоменков Л.С. Легкая атлетика в цифрах и фактах. - М.,

«ФК и С», 1965

18. Догерти К.Д. Современная легкая атлетика. История, внедрения техника,

тактика и тренировка. - М., «ФиС», 1965.

19. Легкая атлетика: Учебник для инст

итутов ФК/ Под общей ред. Н.Г.

Озолина, В.И. Воронкино. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: ФК и С, 1989. - 670 с.



В раздел образования