Автор: Шаламова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 208
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Jgsn hf,jns
Тема: «Развитие речи и обогащение словаря дошкольников посредством фольклора»
Раздел: дошкольное образование
Шаламова Любовь Петровна
Воспитатель МКДОУ д/с №208
г. Новосибирска
«Развитие речи и обогащение словаря дошкольников посредством фольклора»
Наиболее
эффективным
средством
в
развитии
речи
детей
младшего
возраста
является устное народное творчество (фольклор). В произведениях устного народного
творчества
богатое
содержание
и
в
отношении
насыщенности
художественной
речи
языковыми
средствами
выразительности
(сравнениями,
эпитетами,
синонимами,
антонимами и другими), которые дети используют в собственной речи, что способствует
не только обогащению словарного запаса, но и образности речи. Вероятно, это одна из
причин использования произведений устного народного творчества для ознакомления
детей в дошкольных учреждениях.
Произведения
устного
народного
творчества
способствуют
развитию
речи
и
обогащению словарного запаса детей при условиях:
- систематического использования жанров устного народного творчества
- общение с детьми (бытовой, игровой деятельности)
- совместной работе детского сада и родителей.
-
включения
произведений
малого
фольклора
в
режимные
процессы,
игровую
деятельность.
Устное
народное
творчество
таит
в
себе
неисчерпаемые
возможности
для
пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности
малыша,
для
развития
речевых
навыков.
Поэтому
необходимо
как
можно
шире
использовать его в воспитании детей.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые
требования педагогу, работающему с детьми младшего возраста, а именно: он должен
хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша,
прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выготский). Все это позволяет дать
многое малышам в плане их умственного развития. Педагоги знают, что дети младшего
возраста
имеют
неповторимые
особенности
в
общем
развитии
и
учитывать
это
при
организации и методики ознакомления с произведениями устного народного творчества.
В своей работе я выделила два направления:
1)
Использование
устного
народного
творчества
в
образовательной
деятельности
по
развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
2) Использование произведений устного народного творчества в повседневной жизни.
В
младшем
дошкольном
возрасте
очень
важно
ускорить
"рождение"
первых
сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в
которых
привлекается
его
внимание
к
предметам,
животным,
людям.
Звучность,
ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание
повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Каждый
знает,
что
проведение
некоторых
режимных
процессов
вызывает
у
малышей
отрицательное
отношение.
И
вот,
для
того
чтобы
дети
умывались,
ели,
раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во
время умывания использовала потешку «Чистая водичка, моет Даше личико»». Ритмичные
слова вызывали у ребят радость, они с удовольствием подставляли руки под струю воды.
А некоторые самостоятельно пытались подтянуть рукавчики.
Потешка
способна
корректировать
поведение
детей,
создавать
у
них
хорошее
настроение. Вот почему я старалась, чтобы потешка присутствовала в течение всего
времени пребывания детей в детском саду, настраивала их на мажорный лад. Помогает
потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносила:
«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Игры - занятия с использованием русского фольклора я рассматривала не как
традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей
разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют,
пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и
иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет игр-занятий с использованием
элементов устного народного творчества.
Образовательную деятельность строила при участии и сотворчестве педагога и
ребёнка.
Прикладывала
усилия,
чтобы
дети
поняли
смысловое
содержание
всего
произведения,
адекватно
на
него
реагировали.
На
играх-занятиях
создавала
условия,
чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем,
желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор
самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.), но эта речевая активность возникает
только в том случае, если дети заинтересованы образовательной деятельностью. Старалась
вызвать
у
ребёнка
чувство
сопереживания
с
действиями
персонажа.
Передавала
смысловое содержание текста, пыталась заразить малыша своим настроением. Предлагала
малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят
из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята
ходят и клюют зёрнышки и т. д.). Как известно, малыши отличаются непроизвольностью
действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво.
Поэтому при чтении произведений использовала все средства выразительности речи:
мимику, жесты, силу голоса, тембр, старалась прочесть эмоционально, ведь дети не просто
отзывчивы
на
эмоциональное
поведение
взрослых,
они
проявляют
эмоциональную
чуткость ко всем действиям педагога.
В
образовательной
деятельности
использовала
наглядные
средства
(игрушки,
картинки, пособия), с помощью которых создавала развернутую картину действий и
результата.
Пояснения
были
лаконичные,
четкие,
сжатые
(иначе
за
потоком
слов
потеряется смысл текста) подкреплялись показом наглядного дидактического материала;
прием
инсценирования
произведения
с
помощью
картинок,
ширмы,
игрушек.
С
их
помощью можно добиться предельного понимания содержания.
Известно, что в младший дошкольный период жизни дети отличаются конкретностью
восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий,
описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать
причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.
Ещё
один
приём,
который
я
использовала в
образовательной
деятельности
-
динамический
акцент
на
фрагментах
текста,
сочетающихся
с
действенным
показом
игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например,
говоря о петушке - «масляна головушка», привожу в движение именно часть игрушки; при
чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение
(петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём
помогает понять смысл прочитанной строчки.
Использовала
произведения
устного
народного
творчества
не
только
в
образовательной
деятельности
по
развитию
речи,
но
и
других
продуктивных
видах
деятельности.
При
конструировании
строили
домик
(избушку),
обыгрывали
ее
приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На
лепке - лепили оладушки, обыгрывали потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».
На рисовании - рисовали «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к
образовательной деятельности использовала загадку, обыгрывала песенкой.
В режимных моментах использовала фольклорные подвижные игры: «У медведя во
бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
Известно,
что
созданию
положительного
эмоционального
настроя
в
детском
коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения
по обогащению речи и обогащению словаря.
Если
в
начале
своей
работы
я
использовала миниатюры
устного
народного
творчества
–
потешки,
песенки,
хороводы,
то затем
дети
начали
увлеченно
слушают народные сказки.
Для
решения
поставленных
задач
в
группе
была
создана
соответствующая
развивающая среда. Было выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка, в
котором
поместила
новые
красочные
книги
с
детским
фольклором;
крупными
иллюстрациями
к
потешкам
такие
как
«Ладушки»,
«Загадки
и
стишки
для
самых
маленьких», «Большая книга русских народных сказок для самых маленьких» и др. В
театральный уголок поместила разные виды театров по сюжету произведений устного
народного творчества: пальчиковый театр « Колобок», театр кукол «Курочка Ряба», театр
картинок « Репка» и т.д. Так же создала картотеку пальчиковых игр по потешкам.
Дети всегда радовались, когда я появлялась в роли бабушки-забавушки, в русском
сарафане, они с интересом рассматривали мой костюм, корзиночку, которую я держала в
руках.
С
восторгом
встречали
игру
“Коза
рогатая”
и
уже
знакомую
“Ладушки”.
Приподнятое
настроение
детей
вызывало
желание
общаться
с
бабушкой-забавушкой,
рассказать ей о козе.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с
родными,
близкими
людьми.
Поэтому
я
рассказывала
родителям
о
значении
эмоционального
общения
с
ребёнком.
Провела
консультацию
«Устное
народное
творчество
как
средство
развития
словаря
детей»,
беседы
и
собрания,
показывала
презентации,
уделяя
особое
внимание
на
то,
что
произведения
устного
народного
творчества играют большую роль в развитии речи и обогащении словарного запаса детей.
Реализуя данное направление, пришла к выводу, что целенаправленное и
систематическое использование произведений устного народного творчества с детьми
младшего дошкольного возраста позволило развить речь и обогатить словарь, заложить
фундамент
психофизического
благополучия
ребенка,
определяющий
успешность
его
общего развития в дошкольный период детства. У детей возросли умения выполнять
имитационные движения по показу взрослого, количество понимаемых слов значительно
возросло; интенсивно развилась активная речь детей; восприятие, речь, начальные формы
произвольного поведения, игры. Знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен
сформировало
у
детей
эмоциональную
отзывчивость
на
произведения
народного
творчества. Устное народное творчество способствовало быстрому развитию предметной
деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого.
Таким образом, я пришла к выводу, что устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для развития речи и обогащении словаря детей младшего
дошкольного
возраста,
пробуждения познавательной
активности,
самостоятельности,
яркой индивидуальности малыша. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы
народной педагогики. Произведения устного народного творчества – одно из действенных
и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности. Поэтому необходимо как
можно шире использовать его воспитание детей.