Напоминание

«Развитие речи и обогащение словаря дошкольников посредством фольклора»


Автор: Шаламова Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 208
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Jgsn hf,jns
Тема: «Развитие речи и обогащение словаря дошкольников посредством фольклора»
Дата публикации: 29.06.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шаламова Любовь Петровна

Воспитатель МКДОУ д/с №208

г. Новосибирска

«Развитие речи и обогащение словаря дошкольников посредством фольклора»

Наиболее

эффективным

средством

в

развитии

речи

детей

младшего

возраста

является устное народное творчество (фольклор). В произведениях устного народного

творчества

богатое

содержание

и

в

отношении

насыщенности

художественной

речи

языковыми

средствами

выразительности

(сравнениями,

эпитетами,

синонимами,

антонимами и другими), которые дети используют в собственной речи, что способствует

не только обогащению словарного запаса, но и образности речи. Вероятно, это одна из

причин использования произведений устного народного творчества для ознакомления

детей в дошкольных учреждениях.

Произведения

устного

народного

творчества

способствуют

развитию

речи

и

обогащению словарного запаса детей при условиях:

- систематического использования жанров устного народного творчества

- общение с детьми (бытовой, игровой деятельности)

- совместной работе детского сада и родителей.

-

включения

произведений

малого

фольклора

в

режимные

процессы,

игровую

деятельность.

Устное

народное

творчество

таит

в

себе

неисчерпаемые

возможности

для

пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности

малыша,

для

развития

речевых

навыков.

Поэтому

необходимо

как

можно

шире

использовать его в воспитании детей.

Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые

требования педагогу, работающему с детьми младшего возраста, а именно: он должен

хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша,

прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л. С. Выготский). Все это позволяет дать

многое малышам в плане их умственного развития. Педагоги знают, что дети младшего

возраста

имеют

неповторимые

особенности

в

общем

развитии

и

учитывать

это

при

организации и методики ознакомления с произведениями устного народного творчества.

В своей работе я выделила два направления:

1)

Использование

устного

народного

творчества

в

образовательной

деятельности

по

развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

2) Использование произведений устного народного творчества в повседневной жизни.

В

младшем

дошкольном

возрасте

очень

важно

ускорить

"рождение"

первых

сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в

которых

привлекается

его

внимание

к

предметам,

животным,

людям.

Звучность,

ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание

повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Каждый

знает,

что

проведение

некоторых

режимных

процессов

вызывает

у

малышей

отрицательное

отношение.

И

вот,

для

того

чтобы

дети

умывались,

ели,

раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во

время умывания использовала потешку «Чистая водичка, моет Даше личико»». Ритмичные

слова вызывали у ребят радость, они с удовольствием подставляли руки под струю воды.

А некоторые самостоятельно пытались подтянуть рукавчики.

Потешка

способна

корректировать

поведение

детей,

создавать

у

них

хорошее

настроение. Вот почему я старалась, чтобы потешка присутствовала в течение всего

времени пребывания детей в детском саду, настраивала их на мажорный лад. Помогает

потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносила:

«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Игры - занятия с использованием русского фольклора я рассматривала не как

традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей

разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют,

пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и

иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет игр-занятий с использованием

элементов устного народного творчества.

Образовательную деятельность строила при участии и сотворчестве педагога и

ребёнка.

Прикладывала

усилия,

чтобы

дети

поняли

смысловое

содержание

всего

произведения,

адекватно

на

него

реагировали.

На

играх-занятиях

создавала

условия,

чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем,

желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор

самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.), но эта речевая активность возникает

только в том случае, если дети заинтересованы образовательной деятельностью. Старалась

вызвать

у

ребёнка

чувство

сопереживания

с

действиями

персонажа.

Передавала

смысловое содержание текста, пыталась заразить малыша своим настроением. Предлагала

малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят

из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята

ходят и клюют зёрнышки и т. д.). Как известно, малыши отличаются непроизвольностью

действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво.

Поэтому при чтении произведений использовала все средства выразительности речи:

мимику, жесты, силу голоса, тембр, старалась прочесть эмоционально, ведь дети не просто

отзывчивы

на

эмоциональное

поведение

взрослых,

они

проявляют

эмоциональную

чуткость ко всем действиям педагога.

В

образовательной

деятельности

использовала

наглядные

средства

(игрушки,

картинки, пособия), с помощью которых создавала развернутую картину действий и

результата.

Пояснения

были

лаконичные,

четкие,

сжатые

(иначе

за

потоком

слов

потеряется смысл текста) подкреплялись показом наглядного дидактического материала;

прием

инсценирования

произведения

с

помощью

картинок,

ширмы,

игрушек.

С

их

помощью можно добиться предельного понимания содержания.

Известно, что в младший дошкольный период жизни дети отличаются конкретностью

восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий,

описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать

причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

Ещё

один

приём,

который

я

использовала в

образовательной

деятельности

-

динамический

акцент

на

фрагментах

текста,

сочетающихся

с

действенным

показом

игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например,

говоря о петушке - «масляна головушка», привожу в движение именно часть игрушки; при

чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение

(петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём

помогает понять смысл прочитанной строчки.

Использовала

произведения

устного

народного

творчества

не

только

в

образовательной

деятельности

по

развитию

речи,

но

и

других

продуктивных

видах

деятельности.

При

конструировании

строили

домик

(избушку),

обыгрывали

ее

приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На

лепке - лепили оладушки, обыгрывали потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На рисовании - рисовали «колобок». Для того, чтобы вызвать положительный настрой к

образовательной деятельности использовала загадку, обыгрывала песенкой.

В режимных моментах использовала фольклорные подвижные игры: «У медведя во

бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.

Известно,

что

созданию

положительного

эмоционального

настроя

в

детском

коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения

по обогащению речи и обогащению словаря.

Если

в

начале

своей

работы

я

использовала миниатюры

устного

народного

творчества

потешки,

песенки,

хороводы,

то затем

дети

начали

увлеченно

слушают народные сказки.

Для

решения

поставленных

задач

в

группе

была

создана

соответствующая

развивающая среда. Было выбрано достаточно освещенное место для книжного уголка, в

котором

поместила

новые

красочные

книги

с

детским

фольклором;

крупными

иллюстрациями

к

потешкам

такие

как

«Ладушки»,

«Загадки

и

стишки

для

самых

маленьких», «Большая книга русских народных сказок для самых маленьких» и др. В

театральный уголок поместила разные виды театров по сюжету произведений устного

народного творчества: пальчиковый театр « Колобок», театр кукол «Курочка Ряба», театр

картинок « Репка» и т.д. Так же создала картотеку пальчиковых игр по потешкам.

Дети всегда радовались, когда я появлялась в роли бабушки-забавушки, в русском

сарафане, они с интересом рассматривали мой костюм, корзиночку, которую я держала в

руках.

С

восторгом

встречали

игру

“Коза

рогатая”

и

уже

знакомую

“Ладушки”.

Приподнятое

настроение

детей

вызывало

желание

общаться

с

бабушкой-забавушкой,

рассказать ей о козе.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с

родными,

близкими

людьми.

Поэтому

я

рассказывала

родителям

о

значении

эмоционального

общения

с

ребёнком.

Провела

консультацию

«Устное

народное

творчество

как

средство

развития

словаря

детей»,

беседы

и

собрания,

показывала

презентации,

уделяя

особое

внимание

на

то,

что

произведения

устного

народного

творчества играют большую роль в развитии речи и обогащении словарного запаса детей.

Реализуя данное направление, пришла к выводу, что целенаправленное и

систематическое использование произведений устного народного творчества с детьми

младшего дошкольного возраста позволило развить речь и обогатить словарь, заложить

фундамент

психофизического

благополучия

ребенка,

определяющий

успешность

его

общего развития в дошкольный период детства. У детей возросли умения выполнять

имитационные движения по показу взрослого, количество понимаемых слов значительно

возросло; интенсивно развилась активная речь детей; восприятие, речь, начальные формы

произвольного поведения, игры. Знание потешек, пестушек, сказок, колыбельных песен

сформировало

у

детей

эмоциональную

отзывчивость

на

произведения

народного

творчества. Устное народное творчество способствовало быстрому развитию предметной

деятельность, ситуативно-деловому общению ребенка и взрослого.

Таким образом, я пришла к выводу, что устное народное творчество таит в себе

неисчерпаемые возможности для развития речи и обогащении словаря детей младшего

дошкольного

возраста,

пробуждения познавательной

активности,

самостоятельности,

яркой индивидуальности малыша. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы

народной педагогики. Произведения устного народного творчества – одно из действенных

и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности. Поэтому необходимо как

можно шире использовать его воспитание детей.



В раздел образования