Автор: Марина Александровна Компанченко
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 6"
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированный урок по технологии и окружающему миру на тему Аппликация. Объемное торцевание.
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок по окружающему миру и технологии
Тема: Аппликация. Объемное торцевание.
Вид учебного труда: работа с бумагой.
Объект труда: объемная аппликация «Рыбка».
Цель: познакомить детей с техникой торцевания, обеспечить отработку умений
при торцевании: вырезание квадратов с разметкой «на глаз», приклеивание
деталей на картон;
- развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
Предметные:
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
развивать интерес к предмету; навыки и умения работы с бумагой, глазомер,
мелкую моторику рук.
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении
приёмов
труда,
трудолюбие,
умение
слушать,
коммуникабельность,
аккуратность, активность, культуру труда.
Метапредметные.
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения
анализировать сравнивать выделять главное;
-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя;
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою
деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
Коммуникативные:
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать
формированию
ценностных
ориентиров
и
смысла
учебной
деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь
учащимся
осознать
социальную,
практическую
и
личностную
значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
научатся
понимать
общие
правила
создания
предметов
рукотворного
мира:
соответствие
изделия
обстановке,
уд о б с тво
(функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться
ими в собственной практической деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
- научатся применять необходимую для выполнения работы информацию;
Регулятивные:
- научатся самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от
характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
Коммуникативные:
- научатся проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих
товарищей и результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать
и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и
пожелания.
Личностные: будут сформированы уважительное отношение к труду, понимание
значения и ценности труда; может быть сформировано устойчивое стремление к
творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности
Формы организации урока: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная,
фронтальная.
Оборудование: проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ
конструкторских особенностей изделия, ИКТ – иллюстрация способов
деятельности через презентацию, документ камеру, самоконтроль и самооценка
деятельности.
1.
Для учителя: два образца объемной аппликации «Груша» и обычной
аппликации «Груша», образец объемной аппликации «Рыбка», гофрированная
бумага, картон, ножницы, пластилин, стержень.
2.
Для учащихся: цветной картон, бумажные полоски, пластилин, ножницы,
стержень, клеенка,
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс.
И урок начнем сейчас.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Учитель:
-
Мы
рады
приветствовать
в
нашем
классе
гостей,
повернитесь
и
поздоровайтесь с учителями.
2. Определение темы урока.
Сегодня у нас необычный урок технологии, его я хочу начать со слов В.Бианки,
известного детского писателя (слайд 2):
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я
буду
открывать
всю
жизнь,
потому
что
это
самое
интересное,
самое
увлекательное занятие в мире!»
- Я с этими словами полностью согласна. Сегодня мы будем открывать новые
чудеса- чудеса аппликации. Тема урока на слайде, прочитайте её. (Слайд 3)
-------Какое из этих двух понятий вам уже знакомо? (Аппликация)
-Давайте вспомним, что такое аппликация? (Ответы детей).
3. Беседа
Учитель:
- Итак, аппликация- это прикладывание, присоединение, способ изображения,
а проще говоря, это вырезание и наклеивание деталей на основу.
- Какое понятие из данных для вас новое? ( Торцевание) Давайте посмотрим на
две
работы.
(Учитель
демонстрирует
две
аппликации
«Груша»
в
технике
обычной аппликации и в технике объемного торцевания, дети рассматривают
обе) Можно ли утверждать, что обе работы выполнены в технике аппликации?
Объясните,
почему?
В
чем
же
между
ними
сходства?
(
Цвет,
размер,
расположение на бумаге.) В чем разница? (Одна аппликация выполнена из
плоских больших деталей, а другая – из объемных маленьких деталей).
-Итак, поставьте перед собой цели урока, продолжив следующие предложения
(слайд 4):
- А что же мы будем сегодня изготавливать, для этого угадайте загадку:
«Есть крылья, не летаю,
Ног нет, а гуляю,
По земле не хожу,
На небо гляжу,
Звезд не считаю,
Людей избегаю.» (Слайд 5)
-Кто же это? (Ответы детей.) Верно, это рыба. Рассмотрите работу и скажите, за
счет чего она выглядит объемной, а не плоской? ( Учитель демонстрирует
работу «Рыбка» в технике объемной аппликации.) Верно, за счет объемных
деталей.
-Итак, объемное торцевание произошло от слова «торец» - это вид бумажного
конструирования или искусство бумагокручения, при котором с помощью клея
происходит наклеивание на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги –
трубочек. (Слайд 6)
-Посмотрим в словарь и узнаем, что такое «Торец» (Слайд 7)
- А как же называются сами трубочки, из которых получается аппликация? Для
этого
вспомним
приобретенные
знания
на
окружающем
мире
и
разгадаем
кроссворд,
по
вертикали
будет
название
деталей,
из
которых
мы
составим
аппликацию (Слайд 8)
1 слово. Часть тела рыбы, помогающая ей передвигаться. (Ответ: хвост)
2 слово. Среда, в которой живут рыбы. (Ответ: вода)
3 слово. Газ, необходимый рыбам для дыхания. (Ответ: кислород)
4 слово. Небольшая аквариумная рыбка с длинным отростком в виде меча.
(Ответ: меченосец) (Далее ребенок рассказывает дополнительный материал об
аквариумной рыбке и демонстрирует ее фото всему классу.)
5 слово. Растения, живущие в воде, у них отсутствует корень, стебель, листья и
цветки с семенами. (Ответ: водоросли)
6 слово. Домашний искусственный водоем для рыб. (Ответ: аквариум.)
-Ребята, у кого из вас дома имеется свой аквариум. Расскажите о правилах ухода
за рыбками, живущими в аквариуме. (Один из детей класса рассказывает о
правилах ухода за аквариумными рыбками)
7 слово. Приспособления на спине и брюшке у рыбы, помогающее ей плавать.
(Ответ: плавники.)
8 слово. Орган дыхания рыб. (Ответ: жабры)
-Итак,
вы
молодцы,
разгадали
правильно
кроссворд,
и
теперь
мы
можем
прочитать,
как
называется
деталь,
из
которых
вы
полняется
объемное
торцевание. (Один из детей зачитывает слово: «торцовка») Чтобы ее изготовить,
прочитайте
инструкцию)
Давайте
попробуем
вместе.
Изготовить
торцовку.
(Слайд 9)
-Молодцы, теперь надо немного отдохнуть.(Слайд 10)
4.Подготовка рабочего места
Чтоб работа закипела
Приготовим всё для дела.
Будем резать, мастерить –
Всё должно в порядке быть!
- С какой стороны должны лежать инструменты на рабочем месте? (Справа)
- Перечислите материалы. (Гофрированная бумага, картон)
- С какой стороны должны лежать материалы? (Слева)
5. Изготовление изделия по намеченному плану. (Слайд 11)
-Обратите внимание на:
А) экономное использование бумаги
В) технику безопасности при работе с ножницами, при работе с оправкой
С) правила резания бумаги
Д) правила торцевания:
- Кто выполнит работу быстрее, помогает своим товарищам. Чтобы вам было
легче изготовить рыбку, посмотрите на небольшой фрагмент. (Учитель
демонстрирует видеоролик о рыбках)
8. Оценка выполнения работы. Подведение итогов.
- Молодцы! А теперь посмотрим, что у вас получилось. Расскажите, где можно
использовать ваши работы?
(Аппликации можно использовать для украшения комнаты, для подарка.)
- В какой технике выполнена работа?
- Достигли мы цели урока? Продолжите данные на слайде предложения .
-Благодарю вас за урок. С вами было интересно работать. Мы подарили друг
другу своё хорошее настроение.