Автор: Приображенская Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №2 «Ромашка»
Населённый пункт: Липецкая область город Данков
Наименование материала: Презентация
Тема: «Приобщение дошкольников к русским народным традициям через ознакомление с народным искусством»
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Приобщение дошкольников
к русским народным традициям
через ознакомление с народным искусством»
Воспитатель:
Приображенская Елена Леонидовна
Одним из наиболее доступных для
освоения дошкольниками видов народной
культуры является декоративно-прикладное
искусство.
Произведения народного искусства вносят в
жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые
ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи.
Направления работы
Ознакомление детей с определенным видом народного
декоративно-прикладного искусства.
Эмоциональное
воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться
красотой предметов народного творчества.
Обучение декоративному рисованию и лепке на основе
подлинных предметов народного искусства.
Обучение
некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных
промыслов.
Обучение умению выделять особенности каждого вида
декоративно-прикладного искусства, находить сходства и
различия в изделиях народных мастеров, формировать
декоративное творчество, умение создавать узоры на любой
форме, развитие творческих способностей ребенка.
Изделия декоративно-
прикладного искусства
раскрывают перед детьми
богатство культуры
народа, духовные идеалы,
они помогают им усвоить
обычаи, традиции,
особенности жизни, быта,
которые передают от
поколения к поколению.
Народное искусство
образно, красочно,
оригинально по своему
замыслу,
доступно детскому
восприятию, так как несёт
в себе понятное детям
содержание, которое
конкретно, в простых,
лаконичных формах
раскрывает ребёнку
красоту и прелесть
окружающего мира.
Искусство
пробуждает первые
яркие, образные
представления о
Родине, ее культуре,
способствует
воспитанию чувства
прекрасного, развивает
творческие
способности детей.
Дидактические игры
«Собери картинку из
частей»,
«Наведи порядок у
игрушек»,
«Узнай элемент узора»
позволяют детям
расширять, закреплять
полученные знания
.
Творческая мастерская «Лебедушка»
- народные игрушки (глиняные игрушки
Дымковская, Романовская, Филимоновская,
деревянные игрушки народных мастеров
Полхов-майдан и Городец, матрешка,
народная тряпичные и соломенные игрушки);
- посуда (Гжель, Хохлома, Жостово);
- декоративные пластины с различными
видами росписи.
дидактические игры «Собери картинку из
частей», «Четвертый лишний», «Наведи
порядок у игрушек», «Узнай элемент узора»,
«Цветные капельки» позволяют детям
расширять, закреплять и применять
полученные знания.
пооперационные карты, где указан порядок
лепки изделий народного промысла (ребенок
может самостоятельно поэтапно
выполнить даже сложную работу).
Материалы в мастерской размещены в открытых
коробках, и полимерных контейнерах (с разными
крышками – вращающимися, захлопывающимися, с
липучками и т.д.). Это дает возможность решать
много сопутствующих задач, в том числе и
развитие мелкой моторики рук, ориентировки в
пространстве.
I этап - ознакомление
Эмоциональное воспитание детей: умение
видеть, любоваться и восхищаться красотой
предметов народного творчества,
формирование потребности в прекрасном.
Формы работы:
-
рассматривание художественных альбомов
с образцами народного искусства,
-
презентации с использованием
мультимедийных средств,
-
просмотр видеофильмов,мульфильмов,
-
экскурсии в краеведческий музей города
Данкова и мини-музей ДОУ «Родник
истории».
Обсуждение увиденного, ситуации активизирующего общения,
создают благоприятные условия для общения детей друг с
другом, помогают формированию грамотной устной речи, её
развитию и обогащению.
II этап - обучение на основе
подлинных предметов народного искусства
Освоение некоторых приёмов лепки изделий
народных промыслов: вытягивание, лепка из
отдельных частей, налепы, насечки, лепка
геометрических и растительных элементов
узоров.
Приемы:
чтение потешек, стихов, загадывание загадок
составление коротких рассказов о
вылепленных изделиях;
вопросы, побуждающие детей
фантазировать, например, представить каким
характером обладает барышня-водоноска,
горделивый индюк, филимоновский конь или
романовский козел;
сравнение игрушек, посуды по элементам и
цветам росписи, способам лепки;
введение в активную речь новых слов:
«элемент», «силуэт», «узор», «роспись»;
придумывание сказок с использованием
вылепленных детьми изделий.
III этап - формирование детского
декоративного творчества
Полученные на занятиях знания дети творчески
используют в свободной деятельности:
В мастерской они не только осваивают
способы и приемы лепки, рисования,
аппликации, но и экспериментируют.
есть выбор материалов, образов,
инструментов.
открытиями и умозаключениями поделятся с
товарищами и педагогами.
Работы детей
используются для создания интерьера в группе
(картины, украшения, игрушки, декоративные
пластины, панорама «Дымковские вечера»,
макет «Озеро с утками», скульптурные
композиции «Разгулялся наш филимоновский
конек», «Ярмарка в селе Романово»);
организуются детские персональные
выставки с презентацией автора,
ярмарки творческих работ,
видеоролики для демонстрации достижений
детей их родителям.
Результаты работы по приобщению детей к ценностям
народного искусства
стойкий интерес к народному
искусству,
умение работать
индивидуально и создавать
коллективные композиции,
соотносить свои желания и
интересы с желаниями и
интересами других детей,
стремление договариваться
друг с другом, уступать
товарищам, аргументировано и
спокойно отстаивать свое мнение,
радоваться общему результату
деятельности,
расширился словарный запас,
они активно овладевают
навыками
словообразования,
успешно развивается
связная фразовая речь.
Спасибо за внимание!