Напоминание

«Приобщение дошкольников к русским народным традициям через ознакомление с народным искусством»


Автор: Приображенская Елена Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №2 «Ромашка»
Населённый пункт: Липецкая область город Данков
Наименование материала: Презентация
Тема: «Приобщение дошкольников к русским народным традициям через ознакомление с народным искусством»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Приобщение дошкольников

к русским народным традициям

через ознакомление с народным искусством»

Воспитатель:

Приображенская Елена Леонидовна

Одним из наиболее доступных для

освоения дошкольниками видов народной

культуры является декоративно-прикладное

искусство.

Произведения народного искусства вносят в

жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые

ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи.

Направления работы

Ознакомление детей с определенным видом народного

декоративно-прикладного искусства.

Эмоциональное

воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться

красотой предметов народного творчества.

Обучение декоративному рисованию и лепке на основе

подлинных предметов народного искусства.

Обучение

некоторым приемам росписи и лепке по мотивам народных

промыслов.

Обучение умению выделять особенности каждого вида

декоративно-прикладного искусства, находить сходства и

различия в изделиях народных мастеров, формировать

декоративное творчество, умение создавать узоры на любой

форме, развитие творческих способностей ребенка.

Изделия декоративно-

прикладного искусства

раскрывают перед детьми

богатство культуры

народа, духовные идеалы,

они помогают им усвоить

обычаи, традиции,

особенности жизни, быта,

которые передают от

поколения к поколению.

Народное искусство

образно, красочно,

оригинально по своему

замыслу,

доступно детскому

восприятию, так как несёт

в себе понятное детям

содержание, которое

конкретно, в простых,

лаконичных формах

раскрывает ребёнку

красоту и прелесть

окружающего мира.

Искусство

пробуждает первые

яркие, образные

представления о

Родине, ее культуре,

способствует

воспитанию чувства

прекрасного, развивает

творческие

способности детей.

Дидактические игры

«Собери картинку из

частей»,

«Наведи порядок у

игрушек»,

«Узнай элемент узора»

позволяют детям

расширять, закреплять

полученные знания

.

Творческая мастерская «Лебедушка»

- народные игрушки (глиняные игрушки

Дымковская, Романовская, Филимоновская,

деревянные игрушки народных мастеров

Полхов-майдан и Городец, матрешка,

народная тряпичные и соломенные игрушки);

- посуда (Гжель, Хохлома, Жостово);

- декоративные пластины с различными

видами росписи.

дидактические игры «Собери картинку из

частей», «Четвертый лишний», «Наведи

порядок у игрушек», «Узнай элемент узора»,

«Цветные капельки» позволяют детям

расширять, закреплять и применять

полученные знания.

пооперационные карты, где указан порядок

лепки изделий народного промысла (ребенок

может самостоятельно поэтапно

выполнить даже сложную работу).

Материалы в мастерской размещены в открытых

коробках, и полимерных контейнерах (с разными

крышками – вращающимися, захлопывающимися, с

липучками и т.д.). Это дает возможность решать

много сопутствующих задач, в том числе и

развитие мелкой моторики рук, ориентировки в

пространстве.

I этап - ознакомление

Эмоциональное воспитание детей: умение

видеть, любоваться и восхищаться красотой

предметов народного творчества,

формирование потребности в прекрасном.

Формы работы:

-

рассматривание художественных альбомов

с образцами народного искусства,

-

презентации с использованием

мультимедийных средств,

-

просмотр видеофильмов,мульфильмов,

-

экскурсии в краеведческий музей города

Данкова и мини-музей ДОУ «Родник

истории».

Обсуждение увиденного, ситуации активизирующего общения,

создают благоприятные условия для общения детей друг с

другом, помогают формированию грамотной устной речи, её

развитию и обогащению.

II этап - обучение на основе

подлинных предметов народного искусства

Освоение некоторых приёмов лепки изделий

народных промыслов: вытягивание, лепка из

отдельных частей, налепы, насечки, лепка

геометрических и растительных элементов

узоров.

Приемы:

чтение потешек, стихов, загадывание загадок

составление коротких рассказов о

вылепленных изделиях;

вопросы, побуждающие детей

фантазировать, например, представить каким

характером обладает барышня-водоноска,

горделивый индюк, филимоновский конь или

романовский козел;

сравнение игрушек, посуды по элементам и

цветам росписи, способам лепки;

введение в активную речь новых слов:

«элемент», «силуэт», «узор», «роспись»;

придумывание сказок с использованием

вылепленных детьми изделий.

III этап - формирование детского

декоративного творчества

Полученные на занятиях знания дети творчески

используют в свободной деятельности:

В мастерской они не только осваивают

способы и приемы лепки, рисования,

аппликации, но и экспериментируют.

есть выбор материалов, образов,

инструментов.

открытиями и умозаключениями поделятся с

товарищами и педагогами.

Работы детей

используются для создания интерьера в группе

(картины, украшения, игрушки, декоративные

пластины, панорама «Дымковские вечера»,

макет «Озеро с утками», скульптурные

композиции «Разгулялся наш филимоновский

конек», «Ярмарка в селе Романово»);

организуются детские персональные

выставки с презентацией автора,

ярмарки творческих работ,

видеоролики для демонстрации достижений

детей их родителям.

Результаты работы по приобщению детей к ценностям

народного искусства

стойкий интерес к народному

искусству,

умение работать

индивидуально и создавать

коллективные композиции,

соотносить свои желания и

интересы с желаниями и

интересами других детей,

стремление договариваться

друг с другом, уступать

товарищам, аргументировано и

спокойно отстаивать свое мнение,

радоваться общему результату

деятельности,

расширился словарный запас,

они активно овладевают

навыками

словообразования,

успешно развивается

связная фразовая речь.

Спасибо за внимание!



В раздел образования