Автор: Гуторова Лариса Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с фгос ноо и ооо Внеурочная деятельность по физической культуре в рамках реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников в
урочной и внеурочной деятельности в соответствии с фгос ноо и ооо
Внеурочная деятельность по физической культуре
в рамках реализации ФГОС
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он
должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Физкультура – это возможность не только поддержать здоровье детей, но и научить любить
свое здоровье, а главное, умение учителя вложить в головы ребят убеждение, что занятия
физкультурой
способствуют
так
же
полноценному
умственному
развитию!
На
уроках
физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического
воспитания, которые вытекают из общей цели учебно - воспитательного процесса, вырастить
молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в
общественно - политической жизни страны. И помните, наши предки не зря говорили: «В
здоровом теле – здоровый дух!»
Физическая культура…
Само наименование «Физическая культура» говорит о чем–то важном. В Федеральном Законе
от
04.12.2007
№329
–
ФЗ
(ред.
От
26.07.20017)
«О
физической
культуре
и
спорте
в
Российской Федерации» указано, что физическая культура - часть культуры, представляющая
собой
совокупность
ценностей,
норм
и
знаний.
Физическое
воспитание
-
процесс,
направленный
на
воспитание
личности,
приобретение
им
умений
и
знаний
в
области
физической культуры в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового
человека. [2]
Особую
роль
в
настоящее
время
приобретают
проблемы
формирования
духовного,
нравственного
и
физического
здоровья
современного
ученика.
В
соответствии
с
Федеральным государственным стандартом школьному образованию отводится главная роль
в духовно–нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения. И физическая
культура вносит свой определенный вклад в процесс формирования личности, готовой к
активной жизни в обществе.
Федеральный
государственный
стандарт
образования
предусматривает
обогащение
нравственного
опыта
учащихся
путем
использования
системно-деятельностного
подхода,
способствующего развитию личности школьника, формированию гражданской идентичности,
позволяющего осуществлять духовно–нравственное воспитание через личный опыт ученика
и проверить его на практике. В первую очередь, это творческий процесс в физическом
воспитании, позволяющий почувствовать свои возможности и точно сказать «Что я хочу?»,
«Что я могу?», «Что мне нужно узнать?».
Работу
по
духовному,
нравственному
и
физическому
воспитанию
в
рамках
системно–
деятельностного подхода можно разделить на две составные части: воспитание через урок,
воспитание во внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность направленная на
достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в
формах, отличных от классно-урочной.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в
которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Урок
физической
культуры
–
это
основная
форма
организации
учебной
деятельности,
обладающая
огромным
потенциалом
создания
условий
для
развития
духовного,
нравственного
и
физического
здоровья.
Урочная
деятельность
создает
все
условия
для
организации совместной деятельности обучающихся, развитию взаимоотношений и общению
друг с другом, для получения неоценимого опыта и представления о своих способностях и
возможностях, о самом себе. В процессе урока воплощаются в жизнь духовные ценности,
эстетические
и
нравственные
качества,
развиваются
физические
качества,
формируются
интеллектуальные
способности,
научное
мировоззрение,
активное
отношение
к
труду,
гражданственность,
патриотизм.
Это
место
разнообразных
коллективных
действий
и
самостоятельной работы. И логическим продолжением начатой на уроке работы является
внеурочная деятельность.
Каждый педагог, в том числе и учитель физической культуры, желает видеть своего ученика
честным,
добрым,
трудолюбивым,
патриотичным,
ведущим
здоровый
образ
жизни.
Но,
работая над проблемой духовно–нравственного воспитания стало понятно, что обучающиеся
недостаточно владеют нравственными понятиями.
В
процессе
работы
мы
сталкиваемся
с
некоторыми
противоречиями. С одной стороны,
необходимо
повышение
роли
духовно–нравственного
воспитания,
его
практической
значимости (как ключевое требование ФГОС) в области преподавания предмета «Физическая
культура», а с другой – наблюдаем несоответствие личностных интересов детей и учебной
программы по физической культуре, в которой средства и виды двигательной деятельности не
в полной мере удовлетворяют запросам современной молодежи.
Выявленное
противоречие
позволяет
сформулировать
сложившуюся
проблему:
недостаточный
уровень
понимания
обучающимися
системы
ценностей,
обеспечивающей
духовно – нравственное развитие личности.
Для
решения
данной
проблемы
необходимо
активно
использовать
средства
внеурочной
деятельности. Создать условия для развития духовно–нравственной культуры ребенка через
включение
в
общественно–полезную
деятельность,
организацию
досуга,
самореализации
личности позволяет школьный спортивный клуб, предоставляющий широкий спектр занятий,
направленных на развитие школьника.
Школьный
спортивный
клуб
–
одна
из
форм
личностно
–
ориентированного
обучения,
направленная на индивидуальное интеллектуальное и физическое развитие детей, повышение
их
социальной
активности,
предоставляющая
свободу
для
самостоятельных
решений,
повышение
престижа
здорового
образа
жизни,
предотвращение
антисоциальной
деятельности в молодежной среде.
С
2015/2016
учебного
года
в
нашей
школе
работает
и
успешно
развивается
школьный
спортивный клуб «Спарта», Членами школьного клуба являются обучающиеся 5-11 классов,
педагоги,
которые
участвуют
в
организации
и
проведении
периодических
утренних
гимнастики
(
как
мы
проводили
в
прошлом
учебном
году),
соревнований,
флешмобов.
Регулярно принимаем участие в ежегодных соревнованиях, проводимых городом и Сеймским
округом. Непрерывно
ведем соревновательную деятельность с соседними школами ССУЗ
амии. Наша школа имеет традиции сотрудничества. Члены школьного спортивного клуба
проводят совместные спортивные мероприятия для воспитанников МДОУ « Детский сад №
80».
В
целях
укрепления
здоровья,
содействия
социальному,
духовному
и
нравственному
развитию,
успешному
обучению
в
рамках
сетевого
взаимодействия
образовательных
организаций
образовательного
округа
уже
пять
лет
на
базе
нашей
школы
проводятся
традиционные «Малые Олимпийские игры» среди шести школ округа.
Обучающиеся с удовольствием участвуют в Олимпиаде по физической культуре.
Клубная
форма
работы
во
внеурочной
деятельности
обладает
широкой
вариативностью
направлений
обучения,
способствует
формированию
у
детей
социокультурного
опыта,
личностной
позиции,
готовит
детей
к
жизненному
самоопределению.
В
результате
деятельности клуба обучающиеся, родители, педагоги становятся участниками организации
спортивно–оздоровительной
работы
в
школе
в
роли
помощников,
консультантов,
организаторов
мероприятий,
но
самое
главное,
-
родители,
дети,
педагоги
тесно
взаимодействуют
в
процессе
совместной
деятельности,
что
способствует
налаживанию
между ними теплых, доверительных отношений.
Духовно–нравственное
воспитание
осуществляется
в
процессе
интеграции
урочной
и
внеурочной
деятельности
на
основе
системно-деятельностного
и
личностно–
ориентированного подходов. Оно становится успешным при создании условий творческой и
социальной
активности
школьников,
их
индивидуальных,
возрастных
потребностей
и
особенностей, включения обучающихся в социально–значимые дела, имеющие культурную,
духовную и нравственную ценность.
В
заключение
отметим,
что
физическую
культуру
необходимо
рассматривать
как
неотъемлемую
часть
общей
системы
образования,
призванную
помочь
обучающемуся
сформировать духовно–нравственные ценности, заложить основы здорового образа жизни.