Напоминание

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с фгос ноо и ооо Внеурочная деятельность по физической культуре в рамках реализации ФГОС


Автор: Гуторова Лариса Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с фгос ноо и ооо Внеурочная деятельность по физической культуре в рамках реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников в

урочной и внеурочной деятельности в соответствии с фгос ноо и ооо

Внеурочная деятельность по физической культуре

в рамках реализации ФГОС

Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он

должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Физкультура – это возможность не только поддержать здоровье детей, но и научить любить

свое здоровье, а главное, умение учителя вложить в головы ребят убеждение, что занятия

физкультурой

способствуют

так

же

полноценному

умственному

развитию!

На

уроках

физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического

воспитания, которые вытекают из общей цели учебно - воспитательного процесса, вырастить

молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в

общественно - политической жизни страны. И помните, наши предки не зря говорили: «В

здоровом теле – здоровый дух!»

Физическая культура…

Само наименование «Физическая культура» говорит о чем–то важном. В Федеральном Законе

от

04.12.2007

№329

ФЗ

(ред.

От

26.07.20017)

«О

физической

культуре

и

спорте

в

Российской Федерации» указано, что физическая культура - часть культуры, представляющая

собой

совокупность

ценностей,

норм

и

знаний.

Физическое

воспитание

-

процесс,

направленный

на

воспитание

личности,

приобретение

им

умений

и

знаний

в

области

физической культуры в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового

человека. [2]

Особую

роль

в

настоящее

время

приобретают

проблемы

формирования

духовного,

нравственного

и

физического

здоровья

современного

ученика.

В

соответствии

с

Федеральным государственным стандартом школьному образованию отводится главная роль

в духовно–нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения. И физическая

культура вносит свой определенный вклад в процесс формирования личности, готовой к

активной жизни в обществе.

Федеральный

государственный

стандарт

образования

предусматривает

обогащение

нравственного

опыта

учащихся

путем

использования

системно-деятельностного

подхода,

способствующего развитию личности школьника, формированию гражданской идентичности,

позволяющего осуществлять духовно–нравственное воспитание через личный опыт ученика

и проверить его на практике. В первую очередь, это творческий процесс в физическом

воспитании, позволяющий почувствовать свои возможности и точно сказать «Что я хочу?»,

«Что я могу?», «Что мне нужно узнать?».

Работу

по

духовному,

нравственному

и

физическому

воспитанию

в

рамках

системно–

деятельностного подхода можно разделить на две составные части: воспитание через урок,

воспитание во внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность направленная на

достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в

формах, отличных от классно-урочной.

Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в

которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Урок

физической

культуры

это

основная

форма

организации

учебной

деятельности,

обладающая

огромным

потенциалом

создания

условий

для

развития

духовного,

нравственного

и

физического

здоровья.

Урочная

деятельность

создает

все

условия

для

организации совместной деятельности обучающихся, развитию взаимоотношений и общению

друг с другом, для получения неоценимого опыта и представления о своих способностях и

возможностях, о самом себе. В процессе урока воплощаются в жизнь духовные ценности,

эстетические

и

нравственные

качества,

развиваются

физические

качества,

формируются

интеллектуальные

способности,

научное

мировоззрение,

активное

отношение

к

труду,

гражданственность,

патриотизм.

Это

место

разнообразных

коллективных

действий

и

самостоятельной работы. И логическим продолжением начатой на уроке работы является

внеурочная деятельность.

Каждый педагог, в том числе и учитель физической культуры, желает видеть своего ученика

честным,

добрым,

трудолюбивым,

патриотичным,

ведущим

здоровый

образ

жизни.

Но,

работая над проблемой духовно–нравственного воспитания стало понятно, что обучающиеся

недостаточно владеют нравственными понятиями.

В

процессе

работы

мы

сталкиваемся

с

некоторыми

противоречиями. С одной стороны,

необходимо

повышение

роли

духовно–нравственного

воспитания,

его

практической

значимости (как ключевое требование ФГОС) в области преподавания предмета «Физическая

культура», а с другой – наблюдаем несоответствие личностных интересов детей и учебной

программы по физической культуре, в которой средства и виды двигательной деятельности не

в полной мере удовлетворяют запросам современной молодежи.

Выявленное

противоречие

позволяет

сформулировать

сложившуюся

проблему:

недостаточный

уровень

понимания

обучающимися

системы

ценностей,

обеспечивающей

духовно – нравственное развитие личности.

Для

решения

данной

проблемы

необходимо

активно

использовать

средства

внеурочной

деятельности. Создать условия для развития духовно–нравственной культуры ребенка через

включение

в

общественно–полезную

деятельность,

организацию

досуга,

самореализации

личности позволяет школьный спортивный клуб, предоставляющий широкий спектр занятий,

направленных на развитие школьника.

Школьный

спортивный

клуб

одна

из

форм

личностно

ориентированного

обучения,

направленная на индивидуальное интеллектуальное и физическое развитие детей, повышение

их

социальной

активности,

предоставляющая

свободу

для

самостоятельных

решений,

повышение

престижа

здорового

образа

жизни,

предотвращение

антисоциальной

деятельности в молодежной среде.

С

2015/2016

учебного

года

в

нашей

школе

работает

и

успешно

развивается

школьный

спортивный клуб «Спарта», Членами школьного клуба являются обучающиеся 5-11 классов,

педагоги,

которые

участвуют

в

организации

и

проведении

периодических

утренних

гимнастики

(

как

мы

проводили

в

прошлом

учебном

году),

соревнований,

флешмобов.

Регулярно принимаем участие в ежегодных соревнованиях, проводимых городом и Сеймским

округом. Непрерывно

ведем соревновательную деятельность с соседними школами ССУЗ

амии. Наша школа имеет традиции сотрудничества. Члены школьного спортивного клуба

проводят совместные спортивные мероприятия для воспитанников МДОУ « Детский сад №

80».

В

целях

укрепления

здоровья,

содействия

социальному,

духовному

и

нравственному

развитию,

успешному

обучению

в

рамках

сетевого

взаимодействия

образовательных

организаций

образовательного

округа

уже

пять

лет

на

базе

нашей

школы

проводятся

традиционные «Малые Олимпийские игры» среди шести школ округа.

Обучающиеся с удовольствием участвуют в Олимпиаде по физической культуре.

Клубная

форма

работы

во

внеурочной

деятельности

обладает

широкой

вариативностью

направлений

обучения,

способствует

формированию

у

детей

социокультурного

опыта,

личностной

позиции,

готовит

детей

к

жизненному

самоопределению.

В

результате

деятельности клуба обучающиеся, родители, педагоги становятся участниками организации

спортивно–оздоровительной

работы

в

школе

в

роли

помощников,

консультантов,

организаторов

мероприятий,

но

самое

главное,

-

родители,

дети,

педагоги

тесно

взаимодействуют

в

процессе

совместной

деятельности,

что

способствует

налаживанию

между ними теплых, доверительных отношений.

Духовно–нравственное

воспитание

осуществляется

в

процессе

интеграции

урочной

и

внеурочной

деятельности

на

основе

системно-деятельностного

и

личностно–

ориентированного подходов. Оно становится успешным при создании условий творческой и

социальной

активности

школьников,

их

индивидуальных,

возрастных

потребностей

и

особенностей, включения обучающихся в социально–значимые дела, имеющие культурную,

духовную и нравственную ценность.

В

заключение

отметим,

что

физическую

культуру

необходимо

рассматривать

как

неотъемлемую

часть

общей

системы

образования,

призванную

помочь

обучающемуся

сформировать духовно–нравственные ценности, заложить основы здорового образа жизни.



В раздел образования