Напоминание

Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры


Авторы: Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, Гомбожап Дугарнимаевич Очиров
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ "Республиканский центр образования"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

на уроке физкультуры

Автор: Очиров Гомбожап Дугарнимаевич

ГБОУ «Республиканский центр образования», г. Улан-Удэ

Аннотация: На

сегодняшний

день

недостаточно

изучены

вопросы

обучения

детей

с

ОВЗ

на

уроке

физкультуры,

способствующие

улучшению

психического и физического состояния учащихся, их полноценному развитию.

Результативность

обучения

детей

с

ОВЗ

на

уроках

физкультуры

зависит

от

мотивации

учащихся,

их

подготовки

в

теории

и

практике,

особенностей

физического здоровья и развития; состояния материально-технической базы и

учебно-методического оснащения, необходимого для образовательного процесса;

существующей системы наращивания квалификации учителей; особенностей и

возможностей организации дополнительного образования.

Ключевые

слова: ОВЗ

ограниченные

возможности

здоровья,

АФК

адаптивная физическая культура.

Тематическая рубрика:

Коррекционная школа.

В последние годы растёт число детей с ограниченными возможностями

здоровья.

К

детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

ОВЗ)

относятся дети, чье состояние здоровья создает препятствия для полноценного

освоения образовательных программ без специально организованных условий

обучения и воспитания. Обучающиеся с ОВЗ представляют собой неоднородную

группу, в которую могут быть включены школьники, у которых наблюдаются

различные

нарушения:

слуха,

зрения,

речи,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, с

задержкой и комплексными нарушениями развития.

Образовательный

процесс

детей

с

ОВЗ

и

инвалидов

предполагает

организацию специальной коррекционно-развивающей среды, которая позволяет

обеспечить оптимальные условия и равные с другими детьми возможности для

того, чтобы получить образование специального образовательного стандарта.

Также

для

детей

с

ОВЗ

должны

быть

созданы

специальные

условия,

благоприятствующие

их

лечению

и

оздоровлению,

коррекции

нарушений

в

развитии,

адекватному

воспитанию

и

полноценному

обучению,

а

также

успешной социальной адаптации.

Физическая

культура

предполагает

не

только

работу

с

телом,

но

способствует физической подготовке ребенка к жизни, является средством и

способом

самосовершенствования,

а

прежде

всего

это

работа

с

внутренним

миром ребенка, направленная на формирование ценностного отношения к телу.

Ведущим

в

процессе

обучения

физической

культуре

является

принцип

природосообразности – максимальное развитие природных задатков детей, не

нарушая законов природы в соответствии с основными принципами педагогики.

Особым направлением в работе с детьми с ОВЗ считается ее коррекционно-

компенсаторная часть.

Евсеев

С.П.

и

другие

авторы

доказывают,

что

существующие

сегодня

формы

физического

воспитания,

созданные

для

людей

с

ОВЗ

и

инвалидов,

следует причислять к формам адаптивного физического воспитания. Поэтому

они получили соответствующее название: занятия по адаптивному физическому

воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре (далее АФК). В

е

основе лежат принципы опоры на сохраненные возможности и зоны ближайшего

развития, предложенные Л.С. Выготским. Наиболее перспективным в обучении

детей

с

ОВЗ

является

деятельностный

подход,

включающий

деловые

игры,

коллективный способ обучения, учение

о

приоритетном

развитии

высших

психических функций, предполагающий личностно развивающее образование.

Следовательно, с помощью АФК возможно добиться существенных улучшений

психического и физического здоровья детей с ОВЗ, научить управлять своим

психофизиологическим состоянием, а также способствовать их приобщению к

физической культуре и спорту с учетом индивидуальных возможностей здоровья.

В Республиканском центре образования РБ созданы все условия для

обучения

детей

с

ОВЗ:

материально-техническая

база

учебного

заведения,

учебно-методическое

обеспечение

образовательного

процесса,

уровень

квалификации учителей и специалистов. В образовательном учреждении есть

программа для обучения детей с ОВЗ, составленная в соответствии с ФГОС. В

центре

имеется

план

физкультурно-оздоровительной

работы,

действуют

программы

внеурочной

деятельности,

присутствуют

индивидуальные

карты

здоровья детей с ОВЗ. Основной целью процесса обучения является создание

условий

для

самовыражения,

саморазвития,

самоопределения

учащихся,

выявление и развитие способностей, обучающихся через систему физкультурно-

спортивной

деятельности,

посещение

секций

и

через

использование

возможностей

физкультурно-спортивных

организаций.

Руководство

РЦО

отвечает

за

обеспечение

необходимым

оборудованием

для

проведения

физкультуры с детьми с ОВЗ, за рациональное расписание, обеспечение условий

труда, внешние связи, использование ресурсов, внутри школьный контроль за

качеством обучения. Большая работа направлена на координирование действий

педагогов

физкультуры,

специалистов

ЛФК

и

других

лиц

в

отношении

непосредственного их воздействия на ребенка с ограниченными возможностями

с целью совершенствования его самочувствия. Это обеспечивает обратную связь

между

учеником,

родителями

и

учителем.

Учащиеся

активные

участники

образовательного процесса и могут проявлять инициативу и творчество, вносить

предложения по улучшению качества обучения и внеурочной деятельности как

непосредственно

учителю,

так

и

с

помощью

родителей.

Родители

тесно

взаимодействуют

с

ребенком,

оказывая

ему

необходимую

поддержку

и

с

учителем физкультуры,

выполняя предложенные специалистами рекомендации.

Для

повышения

качества

обучения

учащихся

с

ОВЗ

на

уроке

физкультуры

важными

являются

следующие

составляющие:

повышение

профессиональной компетентности учителя физкультуры; тщательная подготовка

учителя

к

занятиям

с

применением

эффективных

технологий,

учитывающих

особенности детей с ОВЗ; повышение мотивации учащихся за счет качественной

теоретической подготовки, с учетом стремления детей к самосовершенствованию;

подготовка и внедрение в образовательный процесс дополнительных программ для

реабилитации

детей

с

ОВЗ;

организация

мониторинга

индивидуальных

достижений учащихся; определение четких критериев выставления отметок по

физкультуре и ознакомления с ними детей и родителей; организация внеурочной

деятельности,

направленной

на

повышение

двигательной

активности

детей;

способствование объединению всех участников образовательного процесса за счет

организации

систематической

и

целенаправленной

работы

с

семьями

воспитанников; привлечение учащихся с ОВЗ к параолимпийскому движению.

Эффективность

вышеописанной

работы

можно

определить

с

помощью

положительной

динамики

результатов

процесса

адаптивного

физического

воспитания:

физического

развития

учащихся,

функционального

состояния

их

организма,

их

мотивации

к

занятиям

физкультурой,

уровня

теоретической

и

физической подготовленности.

Список литературы:

1.

Дмитриев,

А.А.

Физическая

культура

в

специальном

образовании:

учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб заведений /А.А.Дмитриев. –

М.:Академия,

2002.

2.

Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст] /

Под редакцией С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт. – Том1; 2005.



В раздел образования