Авторы: Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, Гомбожап Дугарнимаевич Очиров
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ "Республиканский центр образования"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Раздел: среднее профессиональное
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
на уроке физкультуры
Автор: Очиров Гомбожап Дугарнимаевич
ГБОУ «Республиканский центр образования», г. Улан-Удэ
Аннотация: На
сегодняшний
день
недостаточно
изучены
вопросы
обучения
детей
с
ОВЗ
на
уроке
физкультуры,
способствующие
улучшению
психического и физического состояния учащихся, их полноценному развитию.
Результативность
обучения
детей
с
ОВЗ
на
уроках
физкультуры
зависит
от
мотивации
учащихся,
их
подготовки
в
теории
и
практике,
особенностей
физического здоровья и развития; состояния материально-технической базы и
учебно-методического оснащения, необходимого для образовательного процесса;
существующей системы наращивания квалификации учителей; особенностей и
возможностей организации дополнительного образования.
Ключевые
слова: ОВЗ
–
ограниченные
возможности
здоровья,
АФК
–
адаптивная физическая культура.
Тематическая рубрика:
Коррекционная школа.
В последние годы растёт число детей с ограниченными возможностями
здоровья.
К
детям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(далее
ОВЗ)
относятся дети, чье состояние здоровья создает препятствия для полноценного
освоения образовательных программ без специально организованных условий
обучения и воспитания. Обучающиеся с ОВЗ представляют собой неоднородную
группу, в которую могут быть включены школьники, у которых наблюдаются
различные
нарушения:
слуха,
зрения,
речи,
интеллекта,
с
выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, с
задержкой и комплексными нарушениями развития.
Образовательный
процесс
детей
с
ОВЗ
и
инвалидов
предполагает
организацию специальной коррекционно-развивающей среды, которая позволяет
обеспечить оптимальные условия и равные с другими детьми возможности для
того, чтобы получить образование специального образовательного стандарта.
Также
для
детей
с
ОВЗ
должны
быть
созданы
специальные
условия,
благоприятствующие
их
лечению
и
оздоровлению,
коррекции
нарушений
в
развитии,
адекватному
воспитанию
и
полноценному
обучению,
а
также
успешной социальной адаптации.
Физическая
культура
предполагает
не
только
работу
с
телом,
но
способствует физической подготовке ребенка к жизни, является средством и
способом
самосовершенствования,
а
прежде
всего
это
работа
с
внутренним
миром ребенка, направленная на формирование ценностного отношения к телу.
Ведущим
в
процессе
обучения
физической
культуре
является
принцип
природосообразности – максимальное развитие природных задатков детей, не
нарушая законов природы в соответствии с основными принципами педагогики.
Особым направлением в работе с детьми с ОВЗ считается ее коррекционно-
компенсаторная часть.
Евсеев
С.П.
и
другие
авторы
доказывают,
что
существующие
сегодня
формы
физического
воспитания,
созданные
для
людей
с
ОВЗ
и
инвалидов,
следует причислять к формам адаптивного физического воспитания. Поэтому
они получили соответствующее название: занятия по адаптивному физическому
воспитанию или уроки по адаптивной физической культуре (далее АФК). В
е
основе лежат принципы опоры на сохраненные возможности и зоны ближайшего
развития, предложенные Л.С. Выготским. Наиболее перспективным в обучении
детей
с
ОВЗ
является
деятельностный
подход,
включающий
деловые
игры,
коллективный способ обучения, учение
о
приоритетном
развитии
высших
психических функций, предполагающий личностно развивающее образование.
Следовательно, с помощью АФК возможно добиться существенных улучшений
психического и физического здоровья детей с ОВЗ, научить управлять своим
психофизиологическим состоянием, а также способствовать их приобщению к
физической культуре и спорту с учетом индивидуальных возможностей здоровья.
В Республиканском центре образования РБ созданы все условия для
обучения
детей
с
ОВЗ:
материально-техническая
база
учебного
заведения,
учебно-методическое
обеспечение
образовательного
процесса,
уровень
квалификации учителей и специалистов. В образовательном учреждении есть
программа для обучения детей с ОВЗ, составленная в соответствии с ФГОС. В
центре
имеется
план
физкультурно-оздоровительной
работы,
действуют
программы
внеурочной
деятельности,
присутствуют
индивидуальные
карты
здоровья детей с ОВЗ. Основной целью процесса обучения является создание
условий
для
самовыражения,
саморазвития,
самоопределения
учащихся,
выявление и развитие способностей, обучающихся через систему физкультурно-
спортивной
деятельности,
посещение
секций
и
через
использование
возможностей
физкультурно-спортивных
организаций.
Руководство
РЦО
отвечает
за
обеспечение
необходимым
оборудованием
для
проведения
физкультуры с детьми с ОВЗ, за рациональное расписание, обеспечение условий
труда, внешние связи, использование ресурсов, внутри школьный контроль за
качеством обучения. Большая работа направлена на координирование действий
педагогов
физкультуры,
специалистов
ЛФК
и
других
лиц
в
отношении
непосредственного их воздействия на ребенка с ограниченными возможностями
с целью совершенствования его самочувствия. Это обеспечивает обратную связь
между
учеником,
родителями
и
учителем.
Учащиеся
–
активные
участники
образовательного процесса и могут проявлять инициативу и творчество, вносить
предложения по улучшению качества обучения и внеурочной деятельности как
непосредственно
учителю,
так
и
с
помощью
родителей.
Родители
тесно
взаимодействуют
с
ребенком,
оказывая
ему
необходимую
поддержку
и
с
учителем физкультуры,
выполняя предложенные специалистами рекомендации.
Для
повышения
качества
обучения
учащихся
с
ОВЗ
на
уроке
физкультуры
важными
являются
следующие
составляющие:
повышение
профессиональной компетентности учителя физкультуры; тщательная подготовка
учителя
к
занятиям
с
применением
эффективных
технологий,
учитывающих
особенности детей с ОВЗ; повышение мотивации учащихся за счет качественной
теоретической подготовки, с учетом стремления детей к самосовершенствованию;
подготовка и внедрение в образовательный процесс дополнительных программ для
реабилитации
детей
с
ОВЗ;
организация
мониторинга
индивидуальных
достижений учащихся; определение четких критериев выставления отметок по
физкультуре и ознакомления с ними детей и родителей; организация внеурочной
деятельности,
направленной
на
повышение
двигательной
активности
детей;
способствование объединению всех участников образовательного процесса за счет
организации
систематической
и
целенаправленной
работы
с
семьями
воспитанников; привлечение учащихся с ОВЗ к параолимпийскому движению.
Эффективность
вышеописанной
работы
можно
определить
с
помощью
положительной
динамики
результатов
процесса
адаптивного
физического
воспитания:
физического
развития
учащихся,
функционального
состояния
их
организма,
их
мотивации
к
занятиям
физкультурой,
уровня
теоретической
и
физической подготовленности.
Список литературы:
1.
Дмитриев,
А.А.
Физическая
культура
в
специальном
образовании:
учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб заведений /А.А.Дмитриев. –
М.:Академия,
2002.
2.
Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст] /
Под редакцией С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт. – Том1; 2005.