Автор: Яковлева Светлана Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Алыгджерская СОШ
Населённый пункт: с. Алыгджер Нижнеудинского района
Наименование материала: статья
Тема: Повышения качества обучения на занятиях по иностранному языку через системно-деятельностный подход.
Раздел: среднее образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Алыгджерская средняя
общеобразовательная школа-интернат
Повышения качества обучения на занятиях по иностранному языку
через системно-деятельностный подход
.
Алыгджер 2019
Повышения качества обучения на занятиях по иностранному языку через системно-
деятельностный подход.
Уровень образованности XXI не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью.
Современное образование уделяет большое внимание развитию мышления, способности
правильно использовать имеющийся интеллектуальный багаж в решении проблем
различной сложности. Согласно основному принципу системно-деятельностного
подхода, знания не даются в готовом виде, учащиеся получают их сами в процессе
осмысления, участвуя в исследовательской деятельности. Системно-деятельностный
подход в обучении иностранному языку – это упорядоченное систематизирование и
взаимосоотнесённое обучение иностранному языку как средству общения в рамках
моделируемой «воспроизводимой» на учебных занятиях речевой деятельности.
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является
формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая предполагает
способность и готовность осуществлять межличное и межкультурное общение, свободное
ориентирование в иноязычной среде.
Для правильной организации обучения иностранному языку в системно-деятельностном
подходе необходимо учитывать следующие принципы.
Первый принцип – это принцип деятельности, с учётом особенностей предмета - это
принцип коммуникативной деятельности. Моделирование реальных ситуаций общения
позволяет учащимся стать активными участниками коммуникативного процесса, развивает
умение понимать, правильно истолковывать, строить речевое поведение с учётом
конкретной речевой ситуации и норм речевого этикета. Деятельностно-коммуникативный
подход оттачивая технологию диалога, развивает логическое мышление, формирует
уверенность в собственной языковой компетенции.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми этапами обучения на
уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных и психологических
особенностей. Каждый этап обучения должен обеспечивать учащихся таким языковым
материалом, который будет активно использоваться и развивать коммуникативную
компетенцию в перспективе.
Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного
представления о роли языка в системе наук, помогает понять общечеловеческие способы
речевого общения. Содержание учебного материала должно раскрывать функциональную
связь между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка.
Чтобы донести свою мысль до собеседника нужно правильно «накладывать» лексику на
грамматический фундамент, не забывая при этом о нормах речевого этикета.
Принцип минимакса требует от учебного процесса ориентирование на зону ближайшего
развития возрастной группы и обеспечивает усвоение языкового материала на уровне
социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Если содержание
иноязычного материала строится на обсуждении проблемы, соответствующей
социальному опыту учащихся то это даёт возможность развивать и коммуникативные
навыки и интеллектуальный потенциал.
Принцип психологической комфортности ориентирует педагога на создание
благоприятного эмоционального фона, содействует атмосфере делового сотрудничества.
Успешность в любом виде деятельности невозможна при наличии стрессовых факторов, в
коммуникативной деятельности позитивная психологическая атмосфера снимает чувство
скованности перед неродным языком, обеспечивает коммуникативную мотивацию.
Принцип вариативности формирует у учащихся способности к систематическому
перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. В
коммуникативной деятельности этот принцип прослеживается в варьировании речевого
поведения студента в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Принцип творчества означает максимальное ориентирование на творческое начало в
овладении иностранным языком. Коммуникативно-деятельностный подход ставит
учащегося в центр субъектно-субъектной схемы, которая не позволяет строить
речемыслительную деятельность по готовым шаблонам. Активная коммуникативная
деятельность развивает не только интеллектуальные возможности обучающихся, но и
активизирует творческий поиск.
Соблюдение выше перечисленных принципов значительно повышает качество знаний по
иностранному языку, поскольку обеспечивает всесторонний охват аспектов и операций
при изучении иностранного языка, ориентирует мотивационную сферу процесса обучения.
Ценность системно-деятельностного подхода актуально и для формирования общей
коммуникативной культуры. Наличие доступного информативного пространства даёт
возможность использовать иностранный язык для личного общения. Умение
ориентироваться в коммуникативной среде влияет на уровень социализации, способствует
реализации профессиональных амбиций и успешности, так как в основе любой
деятельности лежит речь.