Напоминание

"Звуковые волны. Человек в мире звуков"


Автор: Дмитренок Алексей Викторович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Карпиловская ООШ
Населённый пункт: Карпиловка, Злынковский район, Брянская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Звуковые волны. Человек в мире звуков"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок физики в 9-м классе по теме "Звуковые волны. Человек в

мире звуков"

Цели:

1. Ввести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения и

распространения, характеристики звука, влияние шума на организм человека,

взаимодействие звуковых волн с веществом, явление реверберации.

2. Развивать память, логическое мышление, умение применять знания в нестандартных

ситуациях.

3. Показать значение физических знаний в жизни человека. Поддерживать устойчивый

интерес к предмету.

Оборудование: тиски и линейка, камертон, вакуумная тарелка с электрическим звонком,

генератор звуковой частоты с динамиком, гитара, стакан, механические часы, резинка.

Эпиграф:

Труднее создавать тишину, чем создавать звук.

П.Л. Капица

Форма урока: урок-диалог

Вид урока: изучение нового материала

План урока:

1. Изучение нового материала.

2. Закрепление.

І..

Вопросы классу: - Какую тему мы изучаем? ( Механические волны)

- В мире механических волн существуют волны, которые мы не видим, но с помощью

которых мы общаемся, слушаем музыку, радио. Как они называются? ( Звуковые волны)

-Человек живёт в мире звуков. Звук для человека является источником информации. Он

предостерегает людей об опасности. Звук в виде музыки, пения птиц доставляет нам

наслаждение. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Шум дождя,

шелест листьев…- всё это дорого человеку.

Познакомимся со звуком более подробно.

Вопрос классу: Как вы думаете, что является источником звука? Приведите примеры тел,

издающих звук.

Обратимся к опыту. Зажмём линейку в тисках и вызовем её колебания. Меняя длину

выступающей части линейки, заметим, что только при некоторой частоте её колебаний,

она издаёт звук. Вокруг колеблющегося тела изменяется состояние среды (давление).

Появляются уплотнения и разряжения воздуха, то есть возникает волна, которая, достигая

нашего уха, вызывает слуховое ощущение.

Источниками звука могут быть не только колеблющиеся твёрдые тела, но и некоторые

явления, вызывающие колебания давления в окружающей среде (взрыв, полёт пули,

завывание ветра, молния).

Упругие волны, способные вызывать у человека слуховые ощущения, называются

звуковыми волнами или звуком.

Вопросы классу: Любые ли колебания мы слышим?

Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны, частоты которых лежат в

диапазоне от 16 до 20000 Гц.

Звуковая лесенка

У каждого человека свой диапазон воспринимаемых частот (иные не слышат стрекотания

кузнечиков).

С возрастом из-за потери эластичности барабанной перепонки верхняя граница

слышимости снижается до 12-14 кГц.

Опыт со звонком. В колокол помещают электрический звонок. Включают. Слышен звук.

Начинают выкачивать воздух. По мере разряжения воздуха громкость становится меньше,

пока совсем не становится не слышной.

Вопросы классу: - Что доказывает опыт?

- В каких средах может распространяться звук?

Скорость звука в воздухе впервые была измерена в 1636 году французом М. Мерсенном.

При 0°С скорость звука в воздухе равна 331 м/с;

в кислороде- 316 м/с;

в гелии - 965 м/с;

в водороде - 1284 м/с.

Скорость звука зависит от массы молекулы вещества и его температуры.

Классу предлагается решить задачу. Скорость звука в воде впервые была измерена в 1826

году на Женевском озере в Швейцарии Колладоном и Штурмом.

На одной лодке поджигали порох и одновременно ударяли в колокол, опущенный в воду.

Звук этого колокола с помощью специального рупора, так же опущенного в воду,

улавливался на другой лодке, которая находилась на расстоянии 14 км от первой. Чему

равна скорость звука в воде, если сигнал улавливался через 9,8с после вспышки пороха?

(1428м/с)

Вопрос классу: И так, скорость звука в воде больше, чем в воздухе. А какой она будет в

твёрдых телах по сравнению с водой? (больше).

Учитель: С увеличением плотности среды, скорость звука увеличивается. Например, в

стали при 15°С она равна 4980 м/с.?

Вопрос классу: А как проводит земля звук? (хорошо)

Учитель: Благодаря хорошей проводимости земли работают сейсмические станции,

Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, приложив ухо к земле, услышал топот копыт

татаро-монгольской конницы, когда она ещё не была видна.

Звук вызывает у человека различные слуховые ощущения.

Вопросы классу: Какие характеристики вы можете присвоить звуку? (Громкость,

высота)

- Что влияет на громкость звука? (Амплитуда (А). Чем больше амплитуда, тем громче

звук)

Учитель: Единицу громкости называют белом, в честь физика Генриха Бела. Однако на

практике пользуются дольной единицей - децибелом. 1дБ = 0,1Б

Весь диапазон воспринимаемых ухом звуковых волн соответствует громкости от 0 до 130

дБ.

Дополнительная информация

Следует иметь в виду, что громкие звуки далеко не безвредны для нашего организма. На

основании проведённых исследований, органами здравоохранения установлены

санитарные нормы для уровня допустимого шума: это 30 – 40 дБ, что соответствует

уровню громкости при спокойной, тихой беседе.

Последствия шума постепенно накапливаются в организме. При длительном воздействии

на организм громких звуков может возникнуть так называемая “шумовая болезнь”,

симптомами которой являются высокое артериальное давление крови, повышенная

нервная возбудимость, тугоухость, быстрая утомляемость, плохой сон.

Сильный рёв поп-рок музыки, которому часто подвергается молодёжь, не только оглушает.

На концертах рок- групп происходят контузии звуком, звуковые “ожоги”, потеря слуха,

памяти.

Во время концерта Пола Макартни в Венеции в 1979 году от рёва динамиков рухнул

деревянный мост, во время выступления ансамбля Пинк Флойд в Шотландии начал

разрушаться каменный мост. Когда тот же ансамбль давал концерт на природе, в

близлежащем озере сдохла вся рыба. А фестиваль панк-групп в Нидерландах тамошняя

сейсмическая служба приняла за землетрясение.

- Что уж говорить об организме человека?

Вопросы классу: Как вы думаете, что влияет на высоту звука? (Частота колебаний. Чем

больше частота, тем выше звук)

- Кто чаще машет крылышками в полёте: комар или шмель? (? =500-600 Гц- комара; ? =

220 Гц – шмеля )

- По таблице диапазона частот, соответствующих голосам певцов и певиц, определите:

Как называется самый высокий женский голос?

Мужской?

Женские голоса

Мужские голоса

Контральто 170-780 Гц

Меццо-сопрано 200-900 Гц

Сопрано 250-1000 Гц

Колоратурное сопрано 260-1400 Гц

Бас 80-350 Гц

Баритон 100-400 Гц

Тенор 130-500 Гц

Демонстрация. Показать с помощью звукового генератора зависимость высоты звука от

частоты.

Звуковую волну определённой частоты называют музыкальным тоном.

Опыт с камертоном. ? = 440 Гц соответствует ноте ля 1 октавы.

Вопросы классу: Зачем устанавливают камертон на деревянный ящик? (Ящик камертона

является усилителем колебаний или резонатором. При правильно подобранных размерах

ящика, амплитуда вынужденных колебаний воздуха возрастает и звук усиливается.)

- Какую роль играет корпус гитары с отверстием? (Роль усилителя.)

Нечто подобное происходит в таких музыкальных инструментах как гитара, скрипка,

контрабас. Громкими они становятся благодаря наличию у них корпуса определённой

формы с отверстием, через которое могут выходить звуковые волны.

-Почему когда человек прислушивается, то открывает рот? (Рот усиливает звук)

Все волны, дойдя до препятствия, взаимодействуют с ним. Энергия поглощённой звуковой

волны распространяется по второй среде с другой скоростью, но частота вынужденных

колебаний остаётся прежней. При переходе из одной среды в другую с изменением

скорости меняется длина волны.

Классу предлагается решить задачи. 1. Упругая волна переходит из среды, в которой её

скорость была равна ?, в среду, где её скорость в два раза меньше. Что происходит с

частотой и длиной волны? (Длина волны уменьшается в два раза, а частота не

изменяется.)

Звуковая волна, встречаясь с препятствием, способна и отражаться от него. Тогда человек

слышит повторение звука. Звук, отражённый от препятствия и возвратившийся к своему

источнику, называется эхо. Название “эхо” связано с именем горной нимфы Эхо, которая

согласно древнегреческой мифологии, была безответно влюблена в Нарцисса. От тоски по

возлюбленному Эхо высохла и окаменела, так что от неё остался лишь голос, способный

повторять окончания произнесённых в её присутствии слов.

2. Чтобы различать посланный и отражённый сигналы, необходим промежуток времени

0,05с. Рассчитайте на каком наименьшем расстоянии может быть воспринято эхо. (8,5 м)

Если до нас доходят звуковые волны, последовательно отразившиеся от нескольких

препятствий и разделённые интервалом 50 -60 мс, то возникает многократное эхо.

Некоторые из таких эхо приобрели всемирную известность. Так, например, скалы,

раскинутые в форме круга возле Адерсбаха в Чехии, в определённом месте троекратно

повторяют семь слогов, а в замке Вудсток, в Англии, эхо отчётливо повторяет 17 слогов.

Увеличение длительности звука, вызванное его отражениями от различных препятствий,

называется реверберацией. Реверберация в пустых помещениях приводит к гулкости. Речь

становится мало разборчивой, невнятной. Помещения, заполненные людьми, мягкой

мебелью, коврами, имеют незначительную реверберацию. Но если время реверберации

слишком мало, то речь звучит чётко, музыка отрывисто, глухо. Теряется ощущение

объёма, качество звука ухудшается. По времени реверберации оцениваются акустические

качества зрительных залов.

Оценка акустики зала

Время реверберации ( с )

Хорошая

Очень хорошая

Между 2 и 1,5 с

Между 1,5 и 0,5 с

Концертные залы

Время реверберации

Большой театр, Москва

Колонный зал Дома союзов, Москва

Московский Худ. академический театр (стар. здание)

Театр Ла Скала, Милан

Национальная Опера, Париж

Метрополитен Опера, Нью-Йорк

1,55 с

1,72 с

0,8 с

1,2 с

1,1 с

1,2 с

О звуковых волнах ещё можно много говорить: и о применении их в медицине, о способах

их записи и воспроизведении, является ли подводный мир миром безмолвия, стоит ли

шуметь на берегу во время рыбалки. Однако время урока ограничено.

ІІ .Закрепление.

Работа в группах:

1 гр.

а) Какое выражение верно?

- всякое колеблющееся тело звучит;

- всякое звучащее тело колеблется.

б) Некоторые солдаты, впервые попав в боевую обстановку, “кланяются” пулям –

нагибаются, услышав звук летящей пули. На сколько это разумно?

в) Что является самым лучшим звукоизолятором?

2 гр.

а) Почему бесшумен полёт бабочки?

б) Когда прислушиваются к отдалённому шуму, то невольно открывают рот. Почему?

в) Можно ли исполнять мелодию на одной струне?

3 гр.

Практическое задание. Докажите, что звук отражается от препятствий.

Проделайте опыт: опустите механические часы в пластмассовый стакан, отодвиньте от

себя стакан на такое расстояние, чтобы тиканье часов стало неслышным, поднесите к

верхней части стакана металлическую пластину и расположите её под некоторым углом к

горизонту, поворачивайте её до тех пор, пока не услышите тиканье часов. Нарисуйте ход

лучей от часов до уха.

4 гр.

Практическое задание. Определите зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Проделайте опыт: возьмите кусочек резиновой нити и, закусив один конец зубами,

натягивайте нить одной рукой. Пальцем другой ударяйте по натягиваемой нити, как по

струне. Меняя длину нити и натяжение, установите зависимость высоты тона от частоты

колебаний.

ІІІ. Домашнее задание. Предложите способ нахождения скорости звука в среде,

используя доступное оборудование, проведите эксперимент.



В раздел образования