Напоминание

Организация деятельности школы принимающих родителей


Автор: Алферова Ольга Петровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГКУСО РО Ерофеевский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Ерофеевка
Наименование материала: Статья педагога-психолога
Тема: Организация деятельности школы принимающих родителей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация деятельности школы принимающих родителей

1.

Виды семейного устройства детей и их отличия

Приоритетом являются семейные формы воспитания – усыновление

(удочерение), опека и попечительство.

Усыновление/ удочерение принятие в семью ребёнка на правах

кровного. Ребёнок становится родственником дочерью/сыном со всеми

вытекающими

отсюда

правами

и

обязанностями.

Усыновление

является

приоритетной

формой

устройства

детей.

Для

родителей

это

высшая

степень ответственности за судьбу ребёнка и его полноценное развитие.

Особенности:

Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.

Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по

достижению совершеннолетия.

Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять

имя,

отчество,

место

рождения

и

в

некоторых

случаях

дату

рождения.

Усыновление

можно

оформить

на

супругов

или

на

одного

усыновителя.

Оформление занимает больше времени, чем опека, т.к. усыновление

устанавливается гражданском судом.

Государство предоставляет послеродовый отпуск и выплату в связи

с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и,

при

усыновлении

ребёнка

из

учреждения,

единоразовую

компенсацию.

Некоторые

регионы

устанавливают

ежемесячные

выплаты для усыновителей, например, Белгородская, Московская

области.

Более

жёсткие

требования

к

кандидатам

в

усыновители,

их

материальному положению и жилью по сравнению с опекой.

Не каждый ребёнок, лишённый родительского попечения, может

быть усыновлён.

Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка проводится в

течение трёх лет раз в год и далее может быть снята.

Опека и попечительство принятие в дом ребёнка на правах

воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также

для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не

достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребёнок

сохраняет

свои

фамилию,

имя,

отчество,

а

кровные

родители

не

освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребенка.

Опекун

имеет

практически

все

права

родителя

в

вопросах

воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка.

На содержание ребёнка государством ежемесячно выплачиваются

средства, согласно установленному в регионе нормативу. Органы опеки

обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания,

воспитания

и

образования

ребёнка.

Часто

опека

используется

как

промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень

ответственности опекуна.

Особенности:

Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства,

вследствие

чего

оформляется

быстрее,

чем

усыновление,

т.к.

не

требуется решения суда.

Опекуном, как правило, назначается одно лицо.

Опекуну

ежемесячно

выплачиваются

средства

на

содержание

ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и

лечения опекаемого.

По

исполнении

опекаемому

18

лет

(см.

Жилищный

кодекс

Российской Федерации) ему выделяется жильё, если его у него нет.

Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и

жилищных условий.

Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом

семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может

провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна.

Органы опеки наблюдают за семьёй весь срок нахождения ребенка,

чаще

и

более

детально,

чем

при

усыновлении.

Существует

ежегодная финансовая отчётность.

Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными

родственниками

ребёнка

возможны,

а

в

некоторых

случаях

обязательны.

Смена

фамилии

ребёнку

сильно

затруднена,

изменение

даты

рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве

родителя невозможны.

Приёмная семья возмездная разновидность опеки. По отношению

к ребёнку приёмные родители являются ему опекунами. Приёмная семья

создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между

приёмным

родителем

(родителями)

и

органами

опеки.

По

сути,

это

государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребёнка. Ребёнок

может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор

можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров

страховой стаж начисляется.

Приёмным родителем может быть один человек или супруги. В

семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе

с кровными).

Обычно в приёмную семью передают детей, которых невозможно

или трудно передать на усыновление или простую опеку, например: для

воспитания в одной семье 2–3 и более детей братьев, сестёр; детей с

инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего

возраста. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и

может быть разным.

Особенности (в отличие от простой опеки):

Требования к кандидатам менее жёсткие, чем к усыновителям, но

более жёсткие, чем к простым опекунам.

Сложнее оформить, чем опеку, т.к. требуется оформлять договор о

создании

приёмной

семьи.

Орган

опеки

имеет

право

отказать

в

заключении

договора,

если

это

имеет

только

материальную

подоплёку.

На

содержание

ребенка

ежемесячно

выплачиваются

средства,

согласно установленному в регионе нормативу, а также приемным

родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по

воспитанию.

Договором

могут

быть

предусмотрены

дополнительные

льготы,

выплаты,

а

также

требования

и

ограничения.

Например,

региональные

органы

опеки

по

договору

могут

предоставлять

льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь

в обучении, отдыхе и лечении опекаемого; в некоторых случаях

может

выделяться

служебное

жильё,

выплачиваться

целевые

средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.

Органы

опеки

наблюдают

за

опекунской

семьёй

весь

срок

нахождения ребенка в приёмной семье, приёмные родители обязаны

соблюдать план по защите прав ребёнка (карта реабилитационной

динамики семьи или план реабилитации).

Контакты

с

кровными

родственниками

ребёнка

могут

быть

обязательны и включены в требования к приёмной семье.

Примечание: при всех формах и видах устройства ребёнка в семью

предъявляются

одинаковые

требования

к

состоянию

здоровья

лиц,

принимающих ребёнка в семью. Также законом предусматривается, что они

не должны быть прежде лишены родительских прав или ограничены в

родительских

правах,

не

отстранялись

от

обязанностей

опекуна

или

усыновление не было отменено по вине взрослых, а также нет судимости за

преступления против жизни и здоровья граждан.

Наставничество

(гостевой

режим,

семья

выходного

дня)

вид

помощи ребёнку без оформления его постоянного проживания в семье, он

не является устройством ребёнка в семью. Ребёнок остается воспитанником

детского учреждения. В выходные, праздничные или каникулярные дни

ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье

наставника.

Законодательно

этот

вид

помощи

ребенку

введен

совсем

недавно (Семейный кодекс часть 3 статья 155.2), и опыта применения по

новым

правилам

пока

не

имеет.

Многое

зависит

от

личного

опыта

понимания

необходимости

её

применения

местными

органам

опеки

и

детским учреждением, из которого предполагается брать ребёнка.

Такая форма помогает ребёнку выйти за рамки, созданные системой

воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья:

понять

функции

членов

семьи,

получить

навыки

ведения

хозяйства

и

общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых

случаях наставничество используется как подготовка ребёнка и семьи к

постоянному размещению на опеку или усыновление.

Наставничество

дает

возможность

ребенку

получить

моральную

поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во

время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между

ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребёнка

появляется «родственник» и друг, что делает ребёнка не столь одиноким,

повышает

самооценку

ребёнка

и

уровень

его

иерархии

среди

детей

в

учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и

выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы,

как поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности:

Возможно взять детей, отобранных из многодетных семей или у

осуждённых родителей и которым крайне сложно найти постоянную

семью и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

Если

наставничество

предполагается

как

переходной

этап

перед

опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться семье

и

ребёнку

друг

к

другу,

позволяет

понять,

верное

ли

решение

принято.

При

переходе

на

постоянные

формы

устройства

будет

проще

пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребёнка уже есть.

Крайне нежелательно, а часто и невозможно брать в гости детей

младше

7–8

лет,

т.к.

они

не

понимают,

почему

их

берут

и

возвращают, они ещё не понимают, что у ребенка могут быть не

только родители, но и «родственники», взрослые друзья.

2.

Основные этапы семейного устройства

Среди

основных

этапов

работы

с

замещающей

семьёй

можно

выделить:

информирование/привлечение;

прием первичных сообщений;

оценка и отбор семей;

подготовка кандидатов;

выдача

заключения

по

результатам

прохождения

подготовки

о

возможности быть усыновителем/ опекуном/ приемным родителем;

подбор семьи для ребенка;

знакомство ребенка с семьей и программы сближения;

сопровождение замещающих семей;

мониторинг состояния и развития ребенка в замещающих семьях.

3.

Информирование населения о возможности принятия

ребёнка в семью

Развивать

семейное

устройство

и

добиться

увеличения

притока

замещающих

родителей

совершенно

невозможно

без

информационной

и

рекламной работы, без постоянного общения с общественностью, средствами

массовой информации (СМИ) и интернета.

СМИ – это мощный ресурс в формировании у населения адекватного

отношения

к

проблеме

сиротства.

Они

в

состоянии

мобилизовать

свою

аудиторию, просвещая ее и последовательно проводя мысль о необходимости

участия в судьбах детей-сирот.

Для эффективной работы по информированию населения:

-

подготовить отдельную брошюру-памятку для выдачи обратившимся

гражданам с разъяснением основных форм устройства, перечислением

требований

к

кандидатам,

перечнями

необходимых

документов

и

процедур

их

подготовки,

образцами

написания

заявлений,

чтобы

посетители могли, не торопясь и не волнуясь, в спокойной домашней

обстановке разобраться во всем и посоветоваться с родственниками;

-

договориться со СМИ

о сотрудничестве и публикации цикла статей,

создания

рубрик,

чтобы

СМИ

планировали

место

для

размещения

статей;

-

распространять рекламу в местах скопления людей, чтобы они могли

поговорить друг с другом об услышанном и увиденном;

-

запустить, так называемое, «сарафанное радио», передачу информации

«из

уст

в

уста»

важно,

чтобы

замещающие

семьи

захотели

рассказывать о своем опыте другим жителям.

При

информировании использовать только позитивный язык. Прием

первичных сообщений

Консультирование

по

телефону

состоит

в

том,

чтобы

кратко

сообщить все что следует, и получить ответ. Основа успешного проведения

делового

телефонного

разговора

компетентность,

тактичность,

доброжелательность, владение приемами беседы, стремление оперативно и

эффективно решить проблему или способствовать решению проблемы.

Уже

при

первом

телефонном

звонке

важно

правильно

вступить

в

контакт с позвонившим клиентом. У него должно создаться впечатление, что

в нём заинтересованы. Необходимо помнить, что для некоторых людей само

решение позвонить в школу принимающих родителей вызывает трудность.

Важно

не

оттолкнуть

таких

людей

формальным

незаинтересованным

общением.

Специалистам школы принимающих родителей необходимо получить

краткую информацию о клиенте: фамилия, имя, отчество звонившего, его

телефон (это обязательно, иначе не будет возможности с ним связаться),

возраст, жилищные условия, семейное положение и пожелания. Если клиент

не хочет сообщать о себе какую-то информацию, не следует настаивать. Но,

если клиент заинтересован в продолжении отношений, нужно предоставить

ему возможность либо перезвонить еще раз, либо пригласить на личную

встречу.

Информация, которая предоставляется клиенту по телефону, должна

быть краткой, но достаточной для того, чтобы клиент мог принять решение о

целесообразности

дальнейшего

сотрудничества.

Для

получения

более

подробной информации о работе школы и о формах устройства ребёнка в

семью на воспитание рекомендуется приглашать всех позвонивших клиентов

на индивидуальные интервью.

В любом случае у клиента должно остаться приятное впечатление от

разговора.

На этом этапе, часто отсеиваются люди, которые заинтересованы в

немедленном «трудоустройстве». Многие отказываются от сотрудничества

после того, как узнают о том, что необходимо пройти подготовку в Школе

приёмных родителей.

Задачами первичного собеседования с потенциальными кандидатами в

замещающие родители, являются:

1. прием первичных обращений граждан;

2. предоставление первичной информации;

3. предоставление информации о том, куда кандидаты могут обратиться.

Очень важно установить контакт с кандидатом, проявлять подлинный

интерес к его чувствам, активно пытаться понять его точку зрения. Для этого

можно использовать неформальную беседу, чтобы клиент мог расслабиться,

искренно и открыто использовать жесты и мимику.

Алгоритм проведения первичного собеседования:

1.

Приветствие.

2.

Представление специалиста (ФИО, должность, роль в службе).

3.

Представление клиента.

4.

Выяснение цели визита.

5.

Информирование

о

Школе

принимающих

родителе

(опыт

работы,

функции, специалисты, контактная информация).

6.

Сбор

информации

о

клиенте

(состав

семьи,

жилищные

условия,

социальный статус, образование, доходы, чем занимаются дети, мотив

принятия ребенка).

Для тех, кто уже принял решение:

7.

Запрос на ребенка, форма устройства.

8.

Этапы взаимодействия (дальнейшие шаги) – куда обратиться, какие

документы нужны.

Для тех, кто пришел получить информацию:

спросить, достаточно ли информации?

дать время на размышление;

В

обоих

случаях

договориться

о

встрече,

телефонном

звонке,

взять

контактную информацию.

9.

Попрощаться.

4.

Подготовка кандидатов

О

необходимости

специализированной

подготовки

принимающих

родителей свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского

семейного устройства. Это связано, прежде всего, с тем, что люди, желающие

взять ребенка в семью, не предполагают, какие изменения ждут их семью, с

какими трудностями им придется столкнуться, как подготовиться и оформить

документы. Отдельная важная причина – совершенно иное, чем ожидается

будущими

родителями,

поведение

детей,

принятых

из

учреждений.

Большинство

таких

детей

не

имеет

положительного

опыта

семейного

воспитания,

у

них

наблюдаются

отставание

в

развитии,

психические,

физиологические

отклонения

и

психосоматические

заболевания,

спровоцированные факторами потери семьи и длительным проживанием в

условиях центров.

Программа

подготовки

складывается

из трех

компонентов:

информационно-образовательного, практического и коррекционного.

Цели программы:

Подвести граждан, имеющих намерение принять ребенка в свою

семью к осознанному выбору – стать ему родителями.

Сформировать

установку

быть

успешными

родителями

и

организовать психологическую поддержку семьи.

Дать комплексные знания, с помощью которых родители могут

самостоятельно

понимать

причины,

возникающих

проблем

и

находить пути их решения.

Задачи программы:

1.

установить уровень педагогических знаний и навыков кандидатов

в приемные родители;

2.

дать понятие о депривационных нарушениях ребенка, оставшегося

без

попечения

родителей;

синдроме

социального

сиротства;

потребностях ребенка;

3.

дать понятие о роли социального окружения для развития ребенка;

4.

дать

понятие

о

типичных

и

специфических

дисфункциях

приемных семей;

5.

дать понятие о стилях семейного воспитания;

6.

сформировать и развить толерантные установки, эмпатийные и

экспрессивные умения приемных родителей;

7.

сформировать

умение

оценивать

состояние

взаимоотношений

и

взаимодействий в семье;

8.

сформировать убеждение, что обучение – это их позиция в работе с

приемными детьми.

Этап

подготовки

замещающих

родителей

включает

тренинги,

проводимые

в

групповой

форме

и

индивидуальные

консультации

для

потенциальных

замещающих

родителей.

Организованному

обучению

предшествует

предварительная

работа

с

кандидатами

в

замещающие

родители.

Индивидуальное интервью:

Задачи интервью:

установить доверительное отношение с кандидатом;

понять ресурсы и пожелания кандидата;

прояснить для кандидата возможные варианты сотрудничества;

в случае необходимости способствовать изменению мыслей, чувств

и действий кандидата.

Во время интервью необходимо получить общую информацию о

кандидате:

возраст;

семейное положение;

жилищные условия;

профессия и род занятий;

информация о членах семьи;

информация об образе жизни;

пожелания к полу или возрасту ребёнка;

отношение членов семьи к принятию ребёнка;

предпочтительный вид воспитания.

Одновременно нужно попытаться прояснить следующие вопросы:

истинную мотивацию кандидата и его ожидания.;

серьёзность намерений и степень готовности кандидата;

готовность

к

сотрудничеству

со

службой

сопровождения

центра

помощи детям.

Мотивация принятия ребёнка в семью:

Очень

важно

выяснить

мотивацию

кандидатов

в

замещающие

родители. В некоторых случаях это бывает затруднительно, поскольку сами

кандидаты часто ее не осознают. Выявление истинной мотивации, по сути,

эквивалентно определению шансов кандидата на успех.

Мотивы можно разделить на 3 группы:

1.

Желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей,

желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав

семьи, синдром «пустого гнезда»).

2.

Самореализация

(желание

любить

кого-то,

профессиональная

самореализация, экзистенциональные мотивы).

3.

Общегуманистиче ские

мотивы

помощи

(желание

помочь

обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества

и т. д.)

Опыт

показывает,

что

все

группы

содержат

как

мотивы,

способствующие успеху в воспитании

ребенка, так и мотивы, которые

говорят о вероятном возникновении трудностей.

В практике работы мы пришли к заключению, что способствующими

успеху, т.е. позитивными являются следующие мотивы:

1.

отсутствие собственных детей, нереализованное материнство;

2.

желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский

потенциал;

3.

желание изменить структуру семьи (пол, возраст, «демографический

баланс»);

4.

желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более

благополучным детством приёмного ребенка;

5.

привязанность к конкретному ребенку;

6.

потребность заботиться о ком-либо;

7.

трудоустройство.

О

вероятном

возникновении

трудностей

говорят негативные

мотивы:

1.

стремление изменить статус семьи в глазах окружающих;

2.

желание воздействовать на ситуацию в семье, на кого-то из ее членов;

3.

страх одиночества, пустого гнезда;

4.

желание

исправить

собственный

неудачный

родительский

опыт

(уязвленное самолюбие);

5.

желание

с

помощью

ребенка

решить

собственные

психологические

проблемы;

6.

абстрактные соображения.

Важно

отметить,

что

все

мотивы

необходимо

рассматривать

в

совокупности.

Даже

негативный

мотив,

сочетаясь

с

несколькими

позитивными,

может

способствовать

успеху.

Чем

больше

разнообразие

мотивов движет кандидатом в замещающие родители, тем больше у него

ресурсов для преодоления возникающих трудностей. Достаточно сильная

позитивная мотивация может сама по себе являться мощным ресурсом.

В результате обучения в Школе принимающих родителей происходит

психолого-педагогическая, правовая, юридическая, медицинская подготовка

кандидатов к осознанному выбору семейной формы устройства детей-сирот и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей

и

исполнению

будущих

родительских функций. Подготовка предоставляет кандидатам возможность

определиться с собственной мотивацией и решить проблему собственной

готовности или не готовности к принятию ребенка, оценить свои ресурсы и

риски.

5.

Знакомство ребёнка с семьёй и программы сближения

Знакомство ребёнка с семьёй, установление контакта происходит при

постоянном

сопровождении

специалистами.

Программы

сближения

направлены на установление и поддержание контактов между ребёнком и

семьёй

на

этапе

оформления

документов

до

перехода

в

семью.

Целью

данного этапа является получение семьёй реальных представлений о ребёнке,

а

для

ребёнка

знакомство

с

членами

семьи

и

семейным

укладом

и

традициями, что облегчает последующую адаптацию ребёнка в семье.

Знакомство ребёнка со своей будущей замещающей семьёй должно

осуществляться постепенно, шаг за шагом. При этом, ни в коем случае,

нельзя оказывать давление ни на одну из сторон с целью ускорения процесса.

Главной

задачей

на

подготовительном

этапе

является

ознакомление

потенциальных

замещающих

родителей

с

реальной

и

достоверной

информацией о ребёнке. Как показывает опыт, любая информация о детях-

сиротах, личное знакомство с ними намного чаще и быстрее побуждает

людей связать свою судьбу с судьбой одного или нескольких таких детей,

стать опекунами, усыновителями, приёмными родителями или патронатными

воспитателями. Поэтому семье предоставляются все известные сведения:

состояние

здоровья,

физическое

и

умственное

развитие,

особенности

характера ребёнка, о его кровных родителях, о причинах, по которым ребёнок

остался

без

родительского

попечения.

Предоставлять

возможную

информацию

о

ребёнке

важно

и

для

того,

чтобы

будущие

замещающие

родители могли трезво оценить свои силы и решить, надо ли им двигаться

дальше.

Следующий шаг – первое знакомство с ребёнком в учреждении, где он

находится.

Важное

условие

при

этом,

дать

возможность

кандидату

понаблюдать за ребёнком в обстановке, когда воспитанник не посвящён в

ситуацию.

Это

условие

нужно

соблюдать

для

того,

чтобы

ни

одна

из

заинтересованных

сторон

не

страдала

в

случае

отказа

от

дальнейшего

знакомства. Следующий визит целесообразно назначать не ранее, чем через

неделю,

чтобы

кандидат

мог

осмыслить

полученные

впечатления.

Надо

отметить, что не все кандидаты после первого визита в учреждение приходят

снова, некоторых посещают сомнения и растерянность, смогут ли они быть

неизменно

терпеливыми,

любящими

и

понимающими

родителями

для

приёмного ребёнка.

Если потенциальные замещающие родители не отказались от своего

намерения,

то

устраивается

их

первая

встреча

с

ребёнком.

Она,

как

и

ближайшие

последующие

встречи,

проходят

в

присутствии

или

сопровождении

специалистов

службы

по

семейному

устройству.

Со

знакомыми

ему

людьми

ребёнок

чувствует

себя

спокойнее,

увереннее.

Заранее обсуждается с кандидатом то, о чём можно поговорить, в какие игры

поиграть, какое совместное занятие организовать, потому что часто взрослые

испытывают трудности при установлении контакта с ребёнком.

При

последующих

встречах

замещающим

родителям

и

ребёнку

полезнее общаться и взаимодействовать уже без свидетелей. Для того, чтобы

ребёнок

получил

опыт

общения

и

с

другими

членами

семьи

будущих

родителей, им предоставляется возможность пригласить ребёнка в гости.

(Постановление

Правительства

о

временной

передаче

детей

в

семьи

граждан).

Этот же период времени используется для консультаций кандидата, с

ним подробно обсуждаются результаты его совместной деятельности с

ребёнком, анализируются возникающие проблемы в общении, трудности в

адаптации ребёнка и семьи.

6.

Сопровождение замещающих семей.

Сопровождение

приемных

семей

необходимо

осуществлять

на

протяжении всего времени пребывания ребенка в семье, так как сложности

связанные

с

адаптацией

ребенка

и

родителей,

возрастными

кризисами

ребенка, а также с последствиями негативного жизненного опыта ребенка в

предшествующие годы могут возникать на разных этапах развития ребенка. И

в этот момент приемные родители и опекуны начинают нуждаться не просто

в добром слове и моральной поддержке, но и в поддержке профессиональной.

Специалисты Школы принимающих родителей определяют социально-

медико-психолого-педагогическое

сопровождение

как

создание

целостной

системы, обеспечивающей:

-

оптимальные педагогические условия для детей, помещаемых в семью, в

соответствии

с

их

возрастными,

индивидуально-типологическими,

психологическими особенностями, состоянием здоровья;

-

преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и психолого-

п е д а г о г и ч е с к и е

и

с о ц и а л ь н о - п с и хо л о г и ч е с к и е

у с л о в и я

жизнедеятельности

замещающих

родителей

и

повышение

их

компетенции.

Поэтому

процесс сопровождения

-

это

цикличный

процесс,

он

представляет собой механизм следующих действий:

1) диагностика проблем и сильных сторон семьи и ребенка;

2) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения;

3) реализация этих программ;

4) мониторинг программ;

5) анализ достигнутых результатов и снова (1) планирование программ с

учётом достигнутых результатов и возникших проблем.

Таким

образом,

данная

услуга

направлена

на

то,

чтобы

помочь

приемным и опекунским семьям поддерживать необходимые для сохранения

целостности семьи условия.

Психолого-педагогическое

сопровождение

замещающей

семьи

это

система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение

семейного

неблагополучия,

преодоление

трудностей

воспитания

в

замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и

социально

-

психологические

условия

жизнедеятельности

замещающих

родителей

и

ребёнка,

которые

способствуют

полноценному

развитию

и

социализации

личности

приёмного

ребёнка

и

повышению

психолого-

педагогической компетентности замещающих родителей.

Проблемные зоны семьи и психолого-педагогические трудности в

воспитании детей (по результатам исследований):

- особенности развития кровных детей в условиях замещающей семьи,

их эмоционально-личностное благополучие;

- психологическая

совместимость

приёмных

и

кровных

детей

и

родителей-воспитателей;

- возникновение

у

родителей

комплекса

вины

вследствие

неудовлетворённости

результатами

своей

воспитательской

деятельности,

повышенный уровень тревоги, депрессивность, выраженная эмоциональная

перегрузка, состояние растерянности;

- перестройка

взаимоотношений,

смена

социально-психологических

ролей в семье;

- физическая

перегрузка,

усталость,

социальное

одиночество

родителей

(отсутствие

родственников,

эмоциональной

и

материальной

поддержки);

- отсутствие

взаимопонимания

с

детьми,

недостаточный

уровень

педагогической компетентности;

- неадекватные

требования

к

приёмному

ребёнку,

завышенные

ожидания от него;

- осложнение супружеских взаимоотношений после принятия ребёнка в

семью;

Помощь

и

поддержку

в

воспитании

приёмных

детей

замещающие

родители получают благодаря комплексному сопровождению специалистов

различного

профиля,

прежде

всего

психолога,

социального

педагога,

медработника, а также общению с другими родителями, воспитывающими

детей, оставшихся без попечения родителей и обмен опытом воспитания.

Деятельность

специалистов

с

замещающей

семьёй

включает

три

основных

составляющих

социально-педагогической

и

психологической

поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три

направления

деятельности

специалистов:

обучение

р од и т е л е й

(предотвращение

возникающих

семейных

проблем

и

формирование

педагогической

культуры

и

психолого-педагогической

компетентности

замещающих родителей) и помощь в воспитании приёмных детей, а также

просветительскую деятельность (лектории, семинары, тренинги).

Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два

компонента: создание благоприятного микроклимата в замещающей семье в

период кризиса и коррекцию межличностных отношений.

В посредническую составляющую поддержки семьи входят:

а) помощь в организации семейного досуга;

б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по

совместному

разрешению

проблемы

конкретной

семьи

и

положения

конкретного ребёнка);

в) информирование (обеспечение замещающей семьи информацией по

вопросам социальной защиты).

Цель

услуги

по

сопровождению

опекунских,

приемных

и

других

замещающих

семей

профилактика

повторных

отказов

от

ребенка,

сохранение целостности опекунской и приемной семьи.

Правовая основа оказания услуги:

Международная

Конвенция

о

правах

ребенка,

Гражданский

Кодекс

Российской Федерации, Федеральный закон «О социальной поддержке детей-

сирот…», «Об основных гарантиях прав ребенка», Закон Томской области от

16.11.1998 N 27-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних, защите их прав».

Формы реализации психолого-педагогического сопровождения:

обеспечение

информационными

материалами,

методической

литературой;

психолого-педагогическое,

социально-правовое,

медицинское

консультирование;

Клуб приёмных родителей;

Школа принимающих родителей;

обучающие тренинги;

родительский лекторий;

семейные праздники.



В раздел образования