Напоминание

Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях предметно-игровой деятельности.


Автор: Быстрова Надежда Леонидовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГОБОУ
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях предметно-игровой деятельности.
Раздел: начальное образование





Назад




Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях предметно-игровой

деятельности.

Для учащихся с ОВЗ широкое общеразвивающее значение имеет предметно-игровая

деятельность, в процессе которой осуществляется развитие основных видов

чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений; накопление знаний

о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.

Основными задачами предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ являются

коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:

- создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и

личностных особенностей;

- осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;

- развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;

- коррекция интеллектуального развития, формирование умений сравнивать, анализировать,

делать самостоятельные выводы, рассуждать;

- развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, устойчивости;

- формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности,

работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;

- овладение умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать,

строить речевые высказывания;

- формирование положительной мотивации к учению;

- воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умение доводить

начатое действие до конца;

- воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совместно;

- развитие устной речи.

В предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие группы игр:

1.

Игры на развитие мелкой моторики.

2.

Игры на развитие восприятия.

3.

Игры на развитие внимания и памяти.

4.

Игры на развитие мышления и воображения.

Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено

несколько целей.

Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение

для развития мышления, ориентировки детей в свойствах предметов и игрушек. Эти игры

особенно важны для детей с ОВЗ, так как свойственные многим из них нарушения мелкой

моторики в дальнейшем отрицательно сказываются на формировании произносительной

стороны речи.

Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений

о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Играя, дети учатся

выделять свойства предметов, соотносить их между собой; знакомятся с сенсорными

эталонами; учатся ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях

собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного

развивается тактильно-двигательное восприятие. Детей учат различать на ощупь предметы

различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве

методических приёмов используется выбор предметов по подражанию, по образцу,

словесной инструкции или описанию.

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Они формируют у детей умение

сосредотачиваться на определённых сторонах предметов и явлений, способствуют переходу

от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. В процессе их дети учатся

запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после

отсрочки, находить их местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при

сопоставлении.

При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей

анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное,

распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать

последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе

использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-

действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в

данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей:

использование символов и предметов-заменителей, создание новых образов по

геометрическим формам или схемам.

В процессе использования предлагаемых игр решаются общеобразовательные,

коррекционно-развивающие и воспитательные задачи; происходит развитие интереса к

игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребёнком, взаимодействие детей

между собой.



В раздел образования