Автор: Быстрова Надежда Леонидовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГОБОУ
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях предметно-игровой деятельности.
Раздел: начальное образование
Сенсомоторное развитие учащихся с ОВЗ в условиях предметно-игровой
деятельности.
Для учащихся с ОВЗ широкое общеразвивающее значение имеет предметно-игровая
деятельность, в процессе которой осуществляется развитие основных видов
чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений; накопление знаний
о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.
Основными задачами предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ являются
коррекционно-развивающие и воспитательные задачи:
- создание коррекционных условий для развития сохранных познавательных функций и
личностных особенностей;
- осуществление сенсорного развития внутри содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения;
- коррекция интеллектуального развития, формирование умений сравнивать, анализировать,
делать самостоятельные выводы, рассуждать;
- развитие внимания, формирование динамических характеристик внимания, устойчивости;
- формирование механизмов волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности,
работоспособности, умения сосредотачиваться на учебном действии;
- овладение умением оречевлять свои действия с предметным материалом, рассуждать,
строить речевые высказывания;
- формирование положительной мотивации к учению;
- воспитание самостоятельности при выполнении учебных заданий, умение доводить
начатое действие до конца;
- воспитание умения общаться с одноклассниками, действовать совместно;
- развитие устной речи.
В предметно-игровой деятельности учащихся с ОВЗ используются следующие группы игр:
1.
Игры на развитие мелкой моторики.
2.
Игры на развитие восприятия.
3.
Игры на развитие внимания и памяти.
4.
Игры на развитие мышления и воображения.
Данные группы игр выделены условно, потому что в каждой игре может быть определено
несколько целей.
Игры первой группы направлены на развитие моторики рук и пальцев, они имеют значение
для развития мышления, ориентировки детей в свойствах предметов и игрушек. Эти игры
особенно важны для детей с ОВЗ, так как свойственные многим из них нарушения мелкой
моторики в дальнейшем отрицательно сказываются на формировании произносительной
стороны речи.
Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми представлений
о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. Играя, дети учатся
выделять свойства предметов, соотносить их между собой; знакомятся с сенсорными
эталонами; учатся ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях
собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного
развивается тактильно-двигательное восприятие. Детей учат различать на ощупь предметы
различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности. В качестве
методических приёмов используется выбор предметов по подражанию, по образцу,
словесной инструкции или описанию.
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Они формируют у детей умение
сосредотачиваться на определённых сторонах предметов и явлений, способствуют переходу
от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. В процессе их дети учатся
запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после
отсрочки, находить их местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при
сопоставлении.
При использовании игр на развитие мышления и воображения важно научить детей
анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное,
распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать
последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе
использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-
действенным, наглядно-образным и элементами логического. Игры, представленные в
данной группе, также направлены на развитие творческих способностей детей:
использование символов и предметов-заменителей, создание новых образов по
геометрическим формам или схемам.
В процессе использования предлагаемых игр решаются общеобразовательные,
коррекционно-развивающие и воспитательные задачи; происходит развитие интереса к
игровой деятельности, установление контакта взрослого с ребёнком, взаимодействие детей
между собой.