Автор: Кучкарова Зухра Маратовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "ООШ с. Большая Федоровка"
Населённый пункт: с. Большая Федоровка Татищевского ра-на, Саратовской обл.
Наименование материала: технологическая карта урока географии 5 класс
Тема: "Из чего состоит земная кора"
Раздел: среднее образование
Урок географии по теме « Из чего состоит земная кора», 5 класс
1.
Тип урока Урок формирования знаний с элементами практической работы.
2.
Представление о результатах:
-личностные
результаты:
Проявление
учебно-познавательных
мотивов;
стремление
к
приобретению
новых
знаний.
Формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- метапредметные результаты:
Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и
второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для
отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Регулятивные УУД: ставить цель учебной деятельности, планировать пути достижения цели.
- предметные результаты: выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.
3. Цель урока:
формирование представлений об основных группах горных пород и их происхождении.
4. Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.
5. Оборудование: коллекции горных пород
№
п/п
Этап урока
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающегося
1
Самоопределение к
деятельности
Уточнять и конкретизировать действия учащегося.
- Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.
Контролируют свою готовность к уроку.
2
Актуализация
знаний, мотивация
1.Повторение изученного.
- На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем
строении Земли, повторим.
1. Назвать часть Земли и из скольких частей она состоит.
2. Что в себя включает литосфера?
-Из чего она состоит?
-Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?
-Какие явления в этих зонах происходят?
3.Строение вулкана.
Учащиеся
отвечают
на
поставленные
вопросы
- ядро, мантия, земная кора
-Земная кора и верхняя часть мантии.
Она состоит из литосферных плит.
-Сейсмические зоны.
- Вулканизм, землетрясения
Работа у доски (схема вулкана)
Ответы учащихся.
4. Назовите продукты извержения вулкана
5. Какие бывают вулканы по жизнедеятельности?
Оцените свою деятельность на этапе повторения.
-Пепел, вулканические бомбы, лава, газы.
- действующие, потухшие
Опорный конспект урока заполняется
детьми в течении урока
3
Постановка
учебной задачи
1. Организация ситуации формулирования проблемы.
Какие явление происходят в земной коре. Как вы думаете, где чаще
извергаются вулканы: на материках или океанах?
(Просмотр ролика)
Презентация к началу урока.
-Какова тема нашего урока?
- Сформулируйте тему урока.
Дети формулируют проблему.
В океанах, там кора тоньше
«Из чего состоит земная кора»
-формирование представлений об
основных группах горных пород и их
происхождении
4
Решение
учебной
задачи
Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных
минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются
горные породы и минералы?
1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый
мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
Полная противоположность – алмаз, он тверже всех
минералов. Есть минералы, которые называются слюдой. Они
обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно
отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще
более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы,
пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000
минералов. Большинство минералов встречаются в твердом
состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном
состоянии.
Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности,
Запись темы, определений в опорном
конспекте
Минералы – однородные по своим
свойствам вещества.
(тальк, алмаз, слюда)
твердости.
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как
самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких
минералов.
(гранит – полевой шпат, слюда, кварц)
-Все горные породы и минералы отличаются. Чем? Почему?
ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы образуются при застывании
магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.
Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные
породы называются глубинные, их остывание происходит
медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
Если происходит изливание на поверхность, то такие горные
породы называются излившиеся, их остывание происходит
быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт, без кристаллов
- обсидиан).
Осадочные горные породы. Как только образовались
магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли:
ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам
земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой.
Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки
измельчать и переносить на разные участки земной поверхности,
заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и
морей и других водоемов.
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и
образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на
дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и
насекомых. Их назвали органическими (известняк – ракушечник,
торф, мел, каменный уголь)
Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они
получили название неорганические: В
свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые
образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и
Горные породы -
природное соединение минералов
Заполнение схемы в опорном конспекте.
уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень,
галька, песок) А те, которые
образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и
океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные
породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)
Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при
попадании в другие условия их состав и свойства начинают
меняться. Так, в результате тектонических движений горные
породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины.
Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин
Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и
превращаются в совершенно другие, которые называются
метаморфическими (с греческого "метаморфоз" - превращение).
Гранит - гнейс , известняк – мрамор
5
Первичное
закрепление
-А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем
практическую работу. У каждого горная порода или минерал. Вы
должны охарактеризовать его по разным признакам и определить
какое происхождение имеет данная порода.
Мрамор, мел, гранит
Оцените свою деятельность в выполнении практической
работы.
Практическая работа.
-Цвет, твердость, прозрачность, блеск
Вывод:
- Разное происхождение ГП и М.
Учащимся предлагаются ГП, они
определяют их свойствам
6
И т о г
з а н я т и я .
Рефлексия
деятельности.
- Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли
поставленной цели?
- Из чего же состоит земная кора? - По какому признаку
мы объединили ГП в 3 группы?
Д/з
параграф 8, ознакомиться
-Да.
-Из горных пород и минералов.
- По происхождению.
Оцените свою работу на уроке.
-Приём «Пять пальцев»
М - (мизинец) - мыслительный процесс:
какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я
сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) — состояние духа: какое
было сегодня у меня преобладающее
настроение, расположение духа?
У- (указательный) — услуга, помощь: чем
я сегодня помог другим, чем услужил,
порадовал или поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая
форма: каким было моё самочувствие?
Возьмите ранее подготовленную «ладошку» из бумаги.
- На мизинце продолжите: Я узнал о...
- На безымянном продолжите: Я
сделал…
- На среднем пальце продолжите:
Настроение у меня …
- На указательном – продолжите: Я
помог …
- На большом пальце – продолжите:
Мое самочувствие …
Урок окончен.