Напоминание

"Из чего состоит земная кора"


Автор: Кучкарова Зухра Маратовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ "ООШ с. Большая Федоровка"
Населённый пункт: с. Большая Федоровка Татищевского ра-на, Саратовской обл.
Наименование материала: технологическая карта урока географии 5 класс
Тема: "Из чего состоит земная кора"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок географии по теме « Из чего состоит земная кора», 5 класс

1.

Тип урока Урок формирования знаний с элементами практической работы.

2.

Представление о результатах:

-личностные

результаты:

Проявление

учебно-познавательных

мотивов;

стремление

к

приобретению

новых

знаний.

Формирование

целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

- метапредметные результаты:

Познавательные УУД: анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и

второстепенное в тексте.

Коммуникативные УУД: работать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для

отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Регулятивные УУД: ставить цель учебной деятельности, планировать пути достижения цели.

- предметные результаты: выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород.

3. Цель урока:

формирование представлений об основных группах горных пород и их происхождении.

4. Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.

5. Оборудование: коллекции горных пород

п/п

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1

Самоопределение к

деятельности

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

- Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.

Контролируют свою готовность к уроку.

2

Актуализация

знаний, мотивация

1.Повторение изученного.

- На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем

строении Земли, повторим.

1. Назвать часть Земли и из скольких частей она состоит.

2. Что в себя включает литосфера?

-Из чего она состоит?

-Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?

-Какие явления в этих зонах происходят?

3.Строение вулкана.

Учащиеся

отвечают

на

поставленные

вопросы

- ядро, мантия, земная кора

-Земная кора и верхняя часть мантии.

Она состоит из литосферных плит.

-Сейсмические зоны.

- Вулканизм, землетрясения

Работа у доски (схема вулкана)

Ответы учащихся.

4. Назовите продукты извержения вулкана

5. Какие бывают вулканы по жизнедеятельности?

Оцените свою деятельность на этапе повторения.

-Пепел, вулканические бомбы, лава, газы.

- действующие, потухшие

Опорный конспект урока заполняется

детьми в течении урока

3

Постановка

учебной задачи

1. Организация ситуации формулирования проблемы.

Какие явление происходят в земной коре. Как вы думаете, где чаще

извергаются вулканы: на материках или океанах?

(Просмотр ролика)

Презентация к началу урока.

-Какова тема нашего урока?

- Сформулируйте тему урока.

Дети формулируют проблему.

В океанах, там кора тоньше

«Из чего состоит земная кора»

-формирование представлений об

основных группах горных пород и их

происхождении

4

Решение

учебной

задачи

Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных

минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем отличаются

горные породы и минералы?

1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.

Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый

мягкийтальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.

Полная противоположность – алмаз, он тверже всех

минералов. Есть минералы, которые называются слюдой. Они

обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно

отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще

более тонкую.

Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы,

пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах

Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000

минералов. Большинство минералов встречаются в твердом

состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном

состоянии.

Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности,

Запись темы, определений в опорном

конспекте

Минералы – однородные по своим

свойствам вещества.

(тальк, алмаз, слюда)

твердости.

Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как

самостоятельно, так и в соединении друг с другом

Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких

минералов.

(гранит – полевой шпат, слюда, кварц)

-Все горные породы и минералы отличаются. Чем? Почему?

ГП: магматические, осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы образуются при застывании

магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.

Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные

породы называются глубинные, их остывание происходит

медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)

Если происходит изливание на поверхность, то такие горные

породы называются излившиеся, их остывание происходит

быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт, без кристаллов

- обсидиан).

Осадочные горные породы. Как только образовались

магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли:

ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам

земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой.

Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки

измельчать и переносить на разные участки земной поверхности,

заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и

морей и других водоемов.

Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и

образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на

дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и

насекомых. Их назвали органическими (известняк – ракушечник,

торф, мел, каменный уголь)

Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они

получили название неорганические: В

свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые

образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и

Горные породы -

природное соединение минералов

Заполнение схемы в опорном конспекте.

уплотнились в горные породы, назвали обломочными (щебень,

галька, песок) А те, которые

образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и

океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные

породы, назвали химическими (гипс, каменная соль)

Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при

попадании в другие условия их состав и свойства начинают

меняться. Так, в результате тектонических движений горные

породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины.

Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин

Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и

превращаются в совершенно другие, которые называются

метаморфическими (с греческого "метаморфоз" - превращение).

Гранит - гнейс , известняк – мрамор

5

Первичное

закрепление

-А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем

практическую работу. У каждого горная порода или минерал. Вы

должны охарактеризовать его по разным признакам и определить

какое происхождение имеет данная порода.

Мрамор, мел, гранит

Оцените свою деятельность в выполнении практической

работы.

Практическая работа.

-Цвет, твердость, прозрачность, блеск

Вывод:

- Разное происхождение ГП и М.

Учащимся предлагаются ГП, они

определяют их свойствам

6

И т о г

з а н я т и я .

Рефлексия

деятельности.

- Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли

поставленной цели?

- Из чего же состоит земная кора? - По какому признаку

мы объединили ГП в 3 группы?

Д/з

параграф 8, ознакомиться

-Да.

-Из горных пород и минералов.

- По происхождению.

Оцените свою работу на уроке.

-Приём «Пять пальцев»

М - (мизинец) - мыслительный процесс:

какие знания, опыт я получил?

Б - (безымянный) - близость цели: что я

сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое

было сегодня у меня преобладающее

настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем

я сегодня помог другим, чем услужил,

порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая

форма: каким было моё самочувствие?

Возьмите ранее подготовленную «ладошку» из бумаги.

- На мизинце продолжите: Я узнал о...

- На безымянном продолжите: Я

сделал…

- На среднем пальце продолжите:

Настроение у меня …

- На указательном – продолжите: Я

помог …

- На большом пальце – продолжите:

Мое самочувствие …

Урок окончен.



В раздел образования