Автор: Рогова Елена Валентиновна
Должность: учитель химии.биологии
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка Аннинский район Воронежская область
Наименование материала: технологическая карта урока по биологии 5 класс
Тема: "Химический состав клетки"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока биологии, 5 класс.
Автор УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология.Введение в биологию. 5 класс.-М.: Дрофа,2013
Автор: Рогова Елена Валентиновна, учитель химии, биологии МКОУ Васильевская ООШ Воронежской области, Анниского района
Тема
Химический состав клетки
Целевые ориентации урока
1.
Предметные: рассмотреть элементное единство живой и неживой природы. Познакомить с неорганическими и
органическими веществами клетки. Выявить значение неорганических и органических веществ.
2.
Метапредметные: развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью. Учиться выверять
главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
3.
Личностные: содействовать формированию познавательных интересов
Основное содержание темы
Элементный состав клетки. Вещества клетки. Значение неорганических и органических веществ.
Термины и понятия
Химические элементы. Органические и неорганические вещества. Минеральные соли. Белки. Углеводы.
Жиры. Нуклеиновые кислоты.
Планируемые результаты
Личностные умения:
формирование
познавательных интересов;
формирование личностного
отношения к изучению
материала.
Метапредметные умения
Познавательные:
Общеучебные:
умение осуществлять смысловое чтение;
умение
отделять
главное
от
второстепенного;
умение
работать с различными источниками информации.
Логические: поиск и выделение необходимой информации;
установление причинно-следственных связей; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной
форме;
построение
логической
цепи
рассуждений.
Регулятивные: умение определять цели урока и ставить
задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с
тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки.
Коммуникативные:
умение
слушать
учителя,
строить
эффективное
взаимодействие
со
сверстниками
при
выполнении заданий, умение находить общее решение.
Предметные умения
Ученик
должен
знать:
основные
органические и неорганические вещества
(вода, минеральные вещества), входящие в
состав клетки;
Ученик
должен
уметь:
объяснять
роль
органических
и
неорганических
веществ
(воды и минеральных
солей)
в клетке;
проводить простейшие опыты.
Организация образовательного пространства
Ресурсы
Формы работы
Информационный материал: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой.
Интерактивный материал: мультимедийное учебное пособие к учебнику.
Фронтальная,
индивидуальная
парная
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых приведёт к
достижению запланированных
результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к
учебной
деятельности (2
мин)
Цели: Подготовка
учащихся к работе
на занятии.
Обеспечение
мотивации и
принятия
учащимися цели
учебно-
познавательной
деятельности.
Слушают,
настраиваются
на восприятие
материала урока.
Проверить
присутствую
щих.
Проверить
готовность к
занятию.
Подготовить все необходимое к
уроку.
Учитель: «Вспомните,
из
чего
состоят все организмы?»
Личностные: соотно
сить поступок с
моральной нормой;
оценивать ситуации с
точки зрения правил
поведения и этики;
мотивировать свои
действия.
II. Проверка
знаний (проверка
выполнения
домашнего
задания) (5 мин)
Цели: Установление
правильности и
осознанности
выполнения
домашнего задания
всеми учащимися,
выявление пробелов
и их коррекция.
Рассказ учащих-
ся об истории
открытия кле-
ток, строении
клетки. Делают
рисунок клетки
на доске и под-
писывают глав-
ные части клет-
ки. Рассматрива-
ют микропрепа-
рат кожицы
лука. Делают
Проверяет
домашнее
задание,
выявляет
пробелы и
корректирует
их.
Учитель:
«1.
Расскажите,
как
были открыты клетки.
2. Каково строение клеток?
3. Объясните правила работы с
микроскопом
при
рассматривании
готового
микропрепарата.»
Знают, что такое
клетка, перечисляют
главные части
клетки и основные
процессы
жизнедеятельности.
Умеют работать с
микроскопом.
Познавательные:
Структурируют свои
знания; устанавлива-
ют причиннослед-
ственных связей,
проводят простейшие
наблюдения.
Коммуникативные:
умение полно и точно
выражать свои мыс-
ли; владение моноло-
гической и диалоги-
ческой формами речи.
интерактив по
мультимедийно
му учебному
пособию к
учебнику.
Составляют устно
небольшое
монологическое
высказывание по
заданному вопросу.
III.
Формулирование
темы урока,
постановка цели
(5 мин)
Цели: Актуализация
опорных знаний и
умений.
Запись темы
урока в рабочую
тетрадь по
биологии.
Предположения
по поводу
изучаемой темы.
Отвечают на
заданные
вопросы.
Записывает
тему урока на
доске. Задает
вопросы, для
выявления
опорных
знаний и
умений.
Учитель: «Что общего у всех
живых организмов?» В процессе
беседы составляется на доске
схема:
химические элементы (атомы) →
молекулы → вещества → клетки.
Знают о веществах,
встречающихся в
живой и неживой
природе.
Умеют планировать
свои действия.
Личностные: дейст
вие смыслообразо-
вания – мотивация
учебной
деятельности.
Познавательные:
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи; установление
причинно-следствен-
ных связей.
Коммуникативные:
планирование учеб-
ного сотрудничества
с учителем и
сверстниками; уме-
ние полно и точно
выражать свои
мысли; отвечать на
поставленный вопрос,
аргументировать.
IV. Изучение
нового
Слушают крат-
кие сообщения
Организует
учебную
Учитель: «А сейчас мы с вами
выясним, какие две большие
Активные действия
учащихся с
Коммуникативные:
умение полно и точно
(15 мин)
Цели: Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания знаний
и способов
действий, связей и
отношений в
объекте изучения.
Ввести понятия:
1.Органические и
неорганические
вещества клетки.
2. Белки.
3. Углеводы.
3. Жиры.
4. Нуклеиновые
кислоты.
«Сколько воды в
медузе?», «Что
происходит с
растением при
нехватке воды»,
«Из чего состоит
раковина улит-
ки?», «Почему
кости твердые?»,
«Зачем картофе-
лю крахмал?»,
«Сколько жира у
кита?», «Где
берут рыбий
жир?». Читают
в учебнике с. 32.
Отвечают на
вопросы.
Делают выводы
по изученному
материалу
деятельность,
объясняет
новый
материал.
Демонстрирует
слайды.
(Слайды 2-12)
группы веществ различают в
клетке и в организме. Почему
одни вещества называются
органическими, а другие
неорганическими. Каково их
значение в клетке и организме».
Заслушивают короткие
сообщения учащихся.
Учитель:
«1.Что вы узнали из
прослушанных сообщений?
2. Найдите в учебнике на с. 32
информацию о веществах
клетки».
содержанием
обучения,
максимальное
использование
самостоятельности в
добывании знаний и
овладении
способами действий.
Знают основные
группы веществ.
Умеют приводить
примеры;
давать определения
биологическим
терминам.
выражать свои
мысли; отвечать на
поставленный вопрос,
аргументировать;
составлять устно
неболь-шое
монологическое
высказывание по
заданному вопросу
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой инфор-
мации; применение
методов информаци-
онного поиска;
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи; анализ компо-
нентов с целью выде-
ления особенностей;
выбор оснований и
критериев для
сравнивания и
классификации
объектов
V.Закрепление
нового (5 мин)
Цели: Обеспечение
усвоения новых
знаний и способов
действий на уровне
применения в
Самостоятельная
работа с
учебником, с
целью
закрепления
нового
материала и
Постановка
вопросов.
Помощь, при
формулировке
ответов на них.
Учитель: «Ребята, вы большие
молодцы! Ответьте на
следующие вопросы:
1. Какого вещества в
клетке больше всего?
2. Какие вещества придают
твердость раковинам
Активные действия
учащихся с
содержанием
обучения,
максимальное
использование
самостоятельности в
Коммуникативные:
умения работать с
текстом; ставить и
отвечать на вопросы;
умение выражать
свои мысли, умение
планировать учебное
измененной
ситуации.
Выявление качества
и уровня овладения
знаниями и
способами действий,
обеспечение их
коррекций.
поиска ответов
на поставленные
вопросы.
моллюсков?
3. Какие вещества вы можете
найти только в организмах и
клетке?
Теперь просмотрите текст
учебника и 1) выберите
информацию о самых основных
элементах клетки, 2) составьте
схему о веществах клетки.
Физкультминутка
добывании знаний.
Знают методы
изучения природы.
Умеютразличать
методы изучения
живой природы и
приводить примеры;
давать определения
биологическим
терминам.
сотрудничество.
Личностные: мотиви
ровать свои действия.
VI.
Контролирующее
задание (6 мин)
Цели: Проверить
умение учащихся
анализировать
полученную
информацию и
использовать ее в
измененной
ситуации, проверить
умение учащихся
различать вещества
клетки и приводить
примеры.
Отвечают на
вопросы
учителя.
Выполняют
интерактивные
задания по диску
«Навигатор»
(мультимедий-
ное приложение)
(см. Приложе-
ние).
Записывают
домашнее
задание.
(Слайд№13)
Постановка
проблемного
вопроса.
Контроль над
выполнением
поставленного
задания.
Учитель: «1.На основе
полученных знаний давайте
вместе сделаем задание по диску
(мультимедийному учебному
пособию). 2. Дома можете
провести опыт по обнаружению
минеральных солей в листьях. Вы
взвешиваете сухие листья. Затем
сжигаете их, соблюдая технику
безопасности и обязательно в
присутствии родителей.
Взвешиваете получившуюся золу.
Это и есть минеральные
вещества. На следующий урок
можно принести отчет о
проделанном опыте в виде
фотографий.
Самостоятельное
выполнение заданий,
требующих
применения знаний в
знакомой изменен-
ной ситуации.
Знать: группы
веществ, значение
воды и минеральных
солей.
Уметь: различать
органические и
неорганические
вещества и
приводить примеры;
работать с
предложенными
таблицами и
схемами.
Познавательные:
заполнять
предложенные схемы
с опорой на
прочитанный текст;
классифицировать
методы изучения
живой природы.
Регулятивные:
прогнозирование –
предвосхищение
результата и уровня
усвоения; оценка –
выделение и
осознание учащимся
того, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению.
Коммуникативные:
умения работать с
текстом; ставить и
отвечать на вопросы
Личностные: мотиви
ровать свои действия.
VII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке(2 мин)
Цели: Мобилизация
учащихся на
рефлексию своего
поведения
(мотиваций,
способов
деятельности).
Усвоение принципов
саморегуляции и
сотрудничества
Высказываются
по поводу
изученного
материала – что
понятно, а что
следует
разобрать
повторно.
Анализ и
оценка
успешности
достижения
цели,
поставленной в
начале урока.
Учитель: «Сейчас я хотела бы
выслушать ваше мнение о
прошедшем уроке - что вы
сегодня узнали, понравился ли
вам сегодняшний урок?»
Открытость
учащихся в
осмыслении своих
действий и
самооценке.
Прогнозирование и
способов
саморегуляции и
сотрудничества.
Коммуникативные:
понимать возмож-
ность существования
различных точек
зрения, не совпада-
ющих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты
своей и чужой
деятельности как
единое целого.
Личностные:
умение рассуждать,
анализировать и
делать выводы.