Напоминание

"Химический состав клетки"


Автор: Рогова Елена Валентиновна
Должность: учитель химии.биологии
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка Аннинский район Воронежская область
Наименование материала: технологическая карта урока по биологии 5 класс
Тема: "Химический состав клетки"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока биологии, 5 класс.

Автор УМК А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология.Введение в биологию. 5 класс.-М.: Дрофа,2013

Автор: Рогова Елена Валентиновна, учитель химии, биологии МКОУ Васильевская ООШ Воронежской области, Анниского района

Тема

Химический состав клетки

Целевые ориентации урока

1.

Предметные: рассмотреть элементное единство живой и неживой природы. Познакомить с неорганическими и

органическими веществами клетки. Выявить значение неорганических и органических веществ.

2.

Метапредметные: развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью. Учиться выверять

главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

3.

Личностные: содействовать формированию познавательных интересов

Основное содержание темы

Элементный состав клетки. Вещества клетки. Значение неорганических и органических веществ.

Термины и понятия

Химические элементы. Органические и неорганические вещества. Минеральные соли. Белки. Углеводы.

Жиры. Нуклеиновые кислоты.

Планируемые результаты

Личностные умения:

формирование

познавательных интересов;

формирование личностного

отношения к изучению

материала.

Метапредметные умения

Познавательные:

Общеучебные:

умение осуществлять смысловое чтение;

умение

отделять

главное

от

второстепенного;

умение

работать с различными источниками информации.

Логические: поиск и выделение необходимой информации;

установление причинно-следственных связей; осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной

форме;

построение

логической

цепи

рассуждений.

Регулятивные: умение определять цели урока и ставить

задачи; умение соотносить то, что уже известно и освоено с

тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки.

Коммуникативные:

умение

слушать

учителя,

строить

эффективное

взаимодействие

со

сверстниками

при

выполнении заданий, умение находить общее решение.

Предметные умения

Ученик

должен

знать:

основные

органические и неорганические вещества

(вода, минеральные вещества), входящие в

состав клетки;

Ученик

должен

уметь:

объяснять

роль

органических

и

неорганических

веществ

(воды и минеральных

солей)

в клетке;

проводить простейшие опыты.

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Информационный материал: учебник, рабочая тетрадь с печатной основой.

Интерактивный материал: мультимедийное учебное пособие к учебнику.

Фронтальная,

индивидуальная

парная

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведёт к

достижению запланированных

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к

учебной

деятельности (2

мин)

Цели: Подготовка

учащихся к работе

на занятии.

Обеспечение

мотивации и

принятия

учащимися цели

учебно-

познавательной

деятельности.

Слушают,

настраиваются

на восприятие

материала урока.

Проверить

присутствую

щих.

Проверить

готовность к

занятию.

Подготовить все необходимое к

уроку.

Учитель: «Вспомните,

из

чего

состоят все организмы?»

Личностные: соотно

сить поступок с

моральной нормой;

оценивать ситуации с

точки зрения правил

поведения и этики;

мотивировать свои

действия.

II. Проверка

знаний (проверка

выполнения

домашнего

задания) (5 мин)

Цели: Установление

правильности и

осознанности

выполнения

домашнего задания

всеми учащимися,

выявление пробелов

и их коррекция.

Рассказ учащих-

ся об истории

открытия кле-

ток, строении

клетки. Делают

рисунок клетки

на доске и под-

писывают глав-

ные части клет-

ки. Рассматрива-

ют микропрепа-

рат кожицы

лука. Делают

Проверяет

домашнее

задание,

выявляет

пробелы и

корректирует

их.

Учитель:

«1.

Расскажите,

как

были открыты клетки.

2. Каково строение клеток?

3. Объясните правила работы с

микроскопом

при

рассматривании

готового

микропрепарата.»

Знают, что такое

клетка, перечисляют

главные части

клетки и основные

процессы

жизнедеятельности.

Умеют работать с

микроскопом.

Познавательные:

Структурируют свои

знания; устанавлива-

ют причиннослед-

ственных связей,

проводят простейшие

наблюдения.

Коммуникативные:

умение полно и точно

выражать свои мыс-

ли; владение моноло-

гической и диалоги-

ческой формами речи.

интерактив по

мультимедийно

му учебному

пособию к

учебнику.

Составляют устно

небольшое

монологическое

высказывание по

заданному вопросу.

III.

Формулирование

темы урока,

постановка цели

(5 мин)

Цели: Актуализация

опорных знаний и

умений.

Запись темы

урока в рабочую

тетрадь по

биологии.

Предположения

по поводу

изучаемой темы.

Отвечают на

заданные

вопросы.

Записывает

тему урока на

доске. Задает

вопросы, для

выявления

опорных

знаний и

умений.

Учитель: «Что общего у всех

живых организмов?» В процессе

беседы составляется на доске

схема:

химические элементы (атомы) →

молекулы → вещества → клетки.

Знают о веществах,

встречающихся в

живой и неживой

природе.

Умеют планировать

свои действия.

Личностные: дейст

вие смыслообразо-

вания – мотивация

учебной

деятельности.

Познавательные:

самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели;

воспроизводить по

памяти информацию,

необходимую для

решения учебной

задачи; установление

причинно-следствен-

ных связей.

Коммуникативные:

планирование учеб-

ного сотрудничества

с учителем и

сверстниками; уме-

ние полно и точно

выражать свои

мысли; отвечать на

поставленный вопрос,

аргументировать.

IV. Изучение

нового

Слушают крат-

кие сообщения

Организует

учебную

Учитель: «А сейчас мы с вами

выясним, какие две большие

Активные действия

учащихся с

Коммуникативные:

умение полно и точно

(15 мин)

Цели: Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания знаний

и способов

действий, связей и

отношений в

объекте изучения.

Ввести понятия:

1.Органические и

неорганические

вещества клетки.

2. Белки.

3. Углеводы.

3. Жиры.

4. Нуклеиновые

кислоты.

«Сколько воды в

медузе?», «Что

происходит с

растением при

нехватке воды»,

«Из чего состоит

раковина улит-

ки?», «Почему

кости твердые?»,

«Зачем картофе-

лю крахмал?»,

«Сколько жира у

кита?», «Где

берут рыбий

жир?». Читают

в учебнике с. 32.

Отвечают на

вопросы.

Делают выводы

по изученному

материалу

деятельность,

объясняет

новый

материал.

Демонстрирует

слайды.

(Слайды 2-12)

группы веществ различают в

клетке и в организме. Почему

одни вещества называются

органическими, а другие

неорганическими. Каково их

значение в клетке и организме».

Заслушивают короткие

сообщения учащихся.

Учитель:

«1.Что вы узнали из

прослушанных сообщений?

2. Найдите в учебнике на с. 32

информацию о веществах

клетки».

содержанием

обучения,

максимальное

использование

самостоятельности в

добывании знаний и

овладении

способами действий.

Знают основные

группы веществ.

Умеют приводить

примеры;

давать определения

биологическим

терминам.

выражать свои

мысли; отвечать на

поставленный вопрос,

аргументировать;

составлять устно

неболь-шое

монологическое

высказывание по

заданному вопросу

Познавательные:

поиск и выделение

необходимой инфор-

мации; применение

методов информаци-

онного поиска;

воспроизводить по

памяти информацию,

необходимую для

решения учебной

задачи; анализ компо-

нентов с целью выде-

ления особенностей;

выбор оснований и

критериев для

сравнивания и

классификации

объектов

V.Закрепление

нового (5 мин)

Цели: Обеспечение

усвоения новых

знаний и способов

действий на уровне

применения в

Самостоятельная

работа с

учебником, с

целью

закрепления

нового

материала и

Постановка

вопросов.

Помощь, при

формулировке

ответов на них.

Учитель: «Ребята, вы большие

молодцы! Ответьте на

следующие вопросы:

1. Какого вещества в

клетке больше всего?

2. Какие вещества придают

твердость раковинам

Активные действия

учащихся с

содержанием

обучения,

максимальное

использование

самостоятельности в

Коммуникативные:

умения работать с

текстом; ставить и

отвечать на вопросы;

умение выражать

свои мысли, умение

планировать учебное

измененной

ситуации.

Выявление качества

и уровня овладения

знаниями и

способами действий,

обеспечение их

коррекций.

поиска ответов

на поставленные

вопросы.

моллюсков?

3. Какие вещества вы можете

найти только в организмах и

клетке?

Теперь просмотрите текст

учебника и 1) выберите

информацию о самых основных

элементах клетки, 2) составьте

схему о веществах клетки.

Физкультминутка

добывании знаний.

Знают методы

изучения природы.

Умеютразличать

методы изучения

живой природы и

приводить примеры;

давать определения

биологическим

терминам.

сотрудничество.

Личностные: мотиви

ровать свои действия.

VI.

Контролирующее

задание (6 мин)

Цели: Проверить

умение учащихся

анализировать

полученную

информацию и

использовать ее в

измененной

ситуации, проверить

умение учащихся

различать вещества

клетки и приводить

примеры.

Отвечают на

вопросы

учителя.

Выполняют

интерактивные

задания по диску

«Навигатор»

(мультимедий-

ное приложение)

(см. Приложе-

ние).

Записывают

домашнее

задание.

(Слайд№13)

Постановка

проблемного

вопроса.

Контроль над

выполнением

поставленного

задания.

Учитель: «1.На основе

полученных знаний давайте

вместе сделаем задание по диску

(мультимедийному учебному

пособию). 2. Дома можете

провести опыт по обнаружению

минеральных солей в листьях. Вы

взвешиваете сухие листья. Затем

сжигаете их, соблюдая технику

безопасности и обязательно в

присутствии родителей.

Взвешиваете получившуюся золу.

Это и есть минеральные

вещества. На следующий урок

можно принести отчет о

проделанном опыте в виде

фотографий.

Самостоятельное

выполнение заданий,

требующих

применения знаний в

знакомой изменен-

ной ситуации.

Знать: группы

веществ, значение

воды и минеральных

солей.

Уметь: различать

органические и

неорганические

вещества и

приводить примеры;

работать с

предложенными

таблицами и

схемами.

Познавательные:

заполнять

предложенные схемы

с опорой на

прочитанный текст;

классифицировать

методы изучения

живой природы.

Регулятивные:

прогнозирование –

предвосхищение

результата и уровня

усвоения; оценка –

выделение и

осознание учащимся

того, что уже усвоено

и что еще подлежит

усвоению.

Коммуникативные:

умения работать с

текстом; ставить и

отвечать на вопросы

Личностные: мотиви

ровать свои действия.

VII. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация

учащихся на

рефлексию своего

поведения

(мотиваций,

способов

деятельности).

Усвоение принципов

саморегуляции и

сотрудничества

Высказываются

по поводу

изученного

материала – что

понятно, а что

следует

разобрать

повторно.

Анализ и

оценка

успешности

достижения

цели,

поставленной в

начале урока.

Учитель: «Сейчас я хотела бы

выслушать ваше мнение о

прошедшем уроке - что вы

сегодня узнали, понравился ли

вам сегодняшний урок?»

Открытость

учащихся в

осмыслении своих

действий и

самооценке.

Прогнозирование и

способов

саморегуляции и

сотрудничества.

Коммуникативные:

понимать возмож-

ность существования

различных точек

зрения, не совпада-

ющих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты

своей и чужой

деятельности как

единое целого.

Личностные:

умение рассуждать,

анализировать и

делать выводы.



В раздел образования