Напоминание

Проект в подготовительной группе "Я и школа".


Автор: Николаева Оксана Витальевна
Должность: Воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №25 "Маячок "
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Проект
Тема: Проект в подготовительной группе "Я и школа".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Скоро в школу»

Подготовила воспитатель Николаева Оксана Витальевна

подготовительная группа №1

г.Саратов 2019-2020 г.

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Вид проекта

3. Цель, задачи и направления проекта

4. Принципы реализации проекта

5. Актуальность проекта

6. Этапы проекта

7. Ожидаемый результат

8. Поэтапный план реализации проекта

9. Перспективы развития и применения проекта в практике

10. Заключение

11. Список литературы

12. Приложение

Паспорт проекта

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2019г. – май 2020г.)

Вид

проекта:

детско-педагогический,

информационный,

практико-

ориентированный.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители.

Проект разработала: Николаева Оксана Витальевна.

Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель

проекта:

Стимулировать

развитие

познавательной

активности

и

деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей

подготовительной

группы

положительное

отношение

к

предстоящему

обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника»,

повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей

к школе.

Принципы реализации проекта:

- личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе

воспитания положительного отношения к школе;

- научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

- единство содержания форм и методов работы;

- принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;

- принцип доступности;

- принцип системности и последовательности.

Направления проекта совместной деятельности с детьми:

1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой

2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться,

обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других

3. Развитие речи и мелкой моторики

4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению

грамоте

5. Развитие элементарных математических представлений.

Взаимодействие с родителями.

Задачи проекта:

1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе

предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей

данного возраста.

2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка

к школе, желания учиться.

3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника,

необходимых для благополучной адаптации к школе.

Актуальность проекта:

Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе

ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ

жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может

сопровождаться

повышением

тревожности,

снижением

активности.

Результатом

этого

может

стать

появление

неадекватных

механизмов

приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как

помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и

родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную

жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным

эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать

мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и

способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению

положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его

первым учителем.

Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то

привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой

ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет

хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия

утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может

нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и

скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок

пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и

читать,

необходимо

быть

психологически

готовым

к

школе!

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.

И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со

стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать

эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь»,

«У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное

отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на

радостную

увлекательную

деятельность,

испытав

даже

незначительные,

негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять

интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет

предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в

поиске

друзей

среди

одноклассников,

расхождение

оценки

учителя

и

привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе

увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников.

Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень

сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6

– 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к

учению,

в

познавательном

интересе

к

окружающему,

в

развитии

интеллектуального

потенциала.

Не

возникая

у

детей

спонтанно,

она

формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства

взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время

первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века,

потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по

школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители,

но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной

жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к

школе

недостаточный

уровень

образовательной

культуры

семьи.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной

готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального

развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у

детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни,

предстоящим

изменениям

условий,

правил,

требований,

что

является

показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все

меньше

и

меньше

играют

в

традиционные

игры

(сюжетно-ролевые,

развивающие,

игры

с

правилами,

дидактические,

реже

занимаются

конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской

деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать

систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо

детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу,

изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к

выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует

психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это

психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые

формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление

готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в

качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания,

общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная

готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как

своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный

период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и

как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на

неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но

подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого

первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать

начальное образование (какую образовательную программу) из множества

предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка?

Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную»

обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?

Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности

родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет

полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с

целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной

подготовки детей. Представленный материал предполагает использование

разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей

среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной

работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у

детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и

познавательной

активности,

целенаправленному

формированию

у

них

интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в

школьную жизнь.

Этапы работы над проектом:

I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2019 г.)

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути

его реализации.

II этап – реализация проекта (октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.)

Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации

проекта.

III этап – итоговый (май 2020г.)

Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний».

Создание презентации «Первый класс!»

Оформление папки с материалами проекта.

Ожидаемый результат:

- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;

- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;

- эмоционально положительное отношение к школе.

Поэтапный план реализации проекта:

I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2019 г.)

II этап – реализация проекта (октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.)

1. НОД:

— Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;

— Рисование на тему: «Школа»;

— Конструирование на тему: «Портфель».

2. 1.Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;

2.2. Дидактические игры на школьную тематику.

2.3. Дидактические и пальчиковые игры, направленные на подготовку руки

к письму.

2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».

3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении,

труде и книгах.

4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.

5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и

учебе в школе.

6. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные

принадлежности».

7. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу»,

«Лесная школа».

8. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и

школьных правилах;

9. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к

учёбе и оценках и т.д.

10. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Мои родители —

школьники».

11. Слушание и заучивание песен о школе.

12. Серия занятий «Играем, пишем, читаем».

13. Занятия в кружках «АБВГДейка», «Веселая математика», с логопедом.

14. Оформление страничек к книжке-самоделке «Азбука».

2. Мероприятия:

2.1. День Отца («Это мой папа!» в подготовительной группе) (октябрь).

2.2. День Матери (семейный творческий конкурс «Мама мастерица!»,

посвященный Дню Матери) (октябрь).

2.3. Мини-проект «Зимушка-Зима» (декабрь).

2.4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно —

музыкальный праздник «Наши защитники») (23 февраля).

2.5. «Международный женский день – 8 Марта» (мини-концерт для мам)

2.6. Досуг «Страна Знаний» (май)

III этап – итоговый (май 2020г.)

Мероприятия:

1. Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний».

2. Оформление презентации проекта «Первый класс!».

3. Оформление папки с материалами проекта.

Перспективы развития и применения проекта

в образовательной практике

Практическая значимость:

Практическая значимость проекта «Скоро в школу» в детском саду

заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является

дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и

родителями подготовительной к школе группы.

В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие воспитателей

и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной

мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и

действенными участниками образовательного процесса. Данный проект

позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая

совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и

способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение

педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на

новую ступень образования.

Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом

педагогических кадров.

Заключение.

Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно

отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и

приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто

содержание основных форм взаимодействия с семьей.

В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе,

мотивационной готовности.

Список литературы:

1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. :

Просвещение, 1987

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие

для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей

старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению.

//Дошкольная педагогика – 2010, №1

4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010

5. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б.

Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005

6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003

7. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с

детьми» — журнал « Воспитатель ДОУ» 2012

8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке

ребенка к школе СПб. : Речь, 2008

9. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра

для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002

10. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к

учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

11. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. —

Спб. : Питер, 2004.-205с.

12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера,

2007.-128с.

13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери

СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.

14. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к

учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

15. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» - «Детство-Пресс», 2004, - 63с.

16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой.

17. Программа кружка «Веселая математика», автор-разработчик: Баргатина

Л.В.

18. Программа кружка «АБВГДейка», автор-разработчик: Мозговых А.А.

19. Групповой проект «Малыш и книга», автор-разработчик: Баргатина Л.В.

ПРИЛОЖЕНИЕ

(31 занятия – 1 раз в неделю)

Комплекс НОД включает в себя следующие блоки

1 блок: «Введение в школьную жизнь»

Цель:

- дать будущему первокласснику представление об образе настоящего

школьника. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения:

умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг

друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в

«атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным

пространством, новой организацией времени, правилами поведения;

- обучать общению и сотрудничеству через материал дидактической игры на

конструирование,

классификацию,

рассуждение,

запоминание,

внимание;

- формировать наличие первоначального уровня знаний и умений; уровня

предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять

последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его

заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровня развития памяти,

воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для

последующего полноценного развития логического мышления, овладения

учебным материалом. В области структурных компонентов развития личности

– уровня сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность,

сформированность

взаимоотношений

со

сверстниками,

адекватность

самооценки, на основании которых определяется степень готовности детей к

школе, уровня мотивации.

Тематический план НОД 1 блока «Введение в школьную жизнь»

Тема

Цель з

1.

Школьник и

дошкольник

Создание условий для предварительного осознания детьми

своего будущего статуса школьника.

Познакомить со школьным правилом «Готов к уроку»,

«Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу

цепочкой.

Познакомить детей со школьной нормой общения,

уточнить возможности школьного общения, познакомить с

правилом «Поднятая рука».

2.

Для чего ходят в

школу

Создание условий для осознания детьми своего будущего

нового статуса.

3.

Учимся работать

дружно

создание условий для осознания детьми своего будущего

нового статуса.

2 блок: занятия в кружке «Веселая математика»

Цель:

- формировать основы логического мышления, освоение и развитие логических

способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения,

выносить суждения;

- развивать речь и коммуникативные навыки

На занятиях 2 блока будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и

знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с

математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму

предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в

количественных

характеристиках

предметов,

пересчитывать

предметы

в

пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению

математики осуществляется в трех направлениях: формирование базовых

умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной

школе;

формирование

логических

умений,

составляющих

основу

формирования понятия числа; подготовка к оперированию знаками.

Тематический план

Тема

Цель

1.

Счёт на слух, счёт по осязанию.

Отсчитывание предметов с открытыми

и закрытыми глазами.

Выражать в речи признаки сходства

и различия отдельных предметов и

совокупностей.

2.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

3.

Представления об элементарных

геометрических фигурах.

Знать названия геом. фигур и уметь

их отличать.

4.

Ориентировка на листе бумаги в клетку

(левее, правее, выше, ниже, от, до, над,

под).

Пространственное ориентирование

по клеткам.

5.

Установление последовательности

событий. Последовательность дней в

неделе.

Ориентировка во времени.

6.

Сравнение количества предметов

на наглядной основе.

Соотношение количества предметов

между двумя группами.

7.

Составление фигур из частей и деление

фигур на части.

Конструирование фигур по

заданному образцу.

8.

Установление равночисленности двух

групп с помощью составления пар

(равно – не равно).

Сравнение предметов в группах

разного количества.

3 блок: «Основы грамоты»

(включает занятия в кружке «АБВГДейка», и занятия с логопедом)

Цель:

- формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного

запаса,

обогащение

активного

словаря,

формирование

правильного

звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие

рассказы;

- формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; развивать

мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

На занятиях этого блока используются игры со словами, в ходе которых дети

приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и

грамматической

сочетаемости

слов,

осваивают

структуру

предложения.

Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания,

обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Тематический план 3 блока «Основы грамоты»

Тема

Цель

1.

Ау нас сегодня – капустник! Штриховка

(овощи).

Знакомство с правилами

штриховки.

2.

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая

строка. Письмо прямых коротких линий.

Считалки

Развитие правильного дыхания

при разговорной речи, знакомство

с линовкой.

3.

Письмо коротких линий с закруглением

внизу. Игры со звуками.

Развитие фонематического слуха и

зоркости.

4.

Письмо коротких линий с закруглением

вверху.

В мире звуков и букв.

Соотношение звуков и знаков.

5.

Письмо прямой длинной линии с петлёй

внизу. Русские сказки о мифологических

персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором.

Продолжение штриховки.

6.

Ориентировка на линованной бумаге.

Игра «Путь к домику»

Определение правой и левой

сторон предмета.

7.

Речь (устная и письменная) – общее

представление.

Штриховка-копирование.

Уточнение, обогащение и

активизация словаря детей.

8.

Предложение и слово. Игра «Слова

бывают разные».

Развитие у детей внимания к

звуковой стороне слышимой речи

(своей и чужой)

ПЛАН НОД №1 «ЗНАКОМСТВО»

Цель: Знакомство детей с учителем и друг с другом, познакомить с правилом " Поднятая рука”

Приветствие.

Рассказ учителя о себе.

Знакомство детей друг с другом.

Игра "Снежный ком”

Ознакомление с помещением (классной комнатой).

Обмен первыми впечатлениями о школе в рисунках и устно.

Обсуждение вопросов: Что такое школа? Что нравится? Что не нравится ?

С приходом в школу меняется статус дошкольника. Что это значит быть школьникам. В чем различие, между

школьником и дошкольником. Какие обязанности появляются с изменением статуса дошкольника. Тема

следующего занятия.

НОД №1

Тема: Знакомство.

Задачи:

организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в

совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для

поочередного высказывания.

Оборудование: игрушка-персонаж «Учитель», знак «Поднятая рука»; именные

медали для каждого ребенка, мягкая игрушка, как предполагаемый символ

класса.

Ход НОД

«Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят

«кругом» и садится вместе с детьми.

«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте

поиграем? Если согласны похлопайте в ладошки.

- Где мы с вами находимся?

- Сейчас какое время года?

- А вам хочется познакомиться со мной получше ?

«Учитель»: - Меня зовут Мария Ивановна. Если забудете мое имя, подойдите

ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать

учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть домашние

животные, два кота. Я люблю мороженое. Не люблю ссоры и драки. Самое

большое мое увлечение рисовать. Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда

буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

«Учитель»: - А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно!

Воспитатель: - Давайте ребята посмотрим презентацию о школе.

«Учитель»: - Школа — это чудесный дворец знаний, с уроками, открытиями,

учениками

и

тетрадками,

учителями

и

одноклассниками.

Здесь

вы

познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь.

Воспитатель: - Теперь пришло время Марии Ивановне с вами познакомиться.

«Учитель»: - Сейчас я встану в центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого

я позову, Будьте внимательны! Итак, начали:

- Ко мне бегут мальчики.

(Мальчики подбегают к воспитателю, у

которого в руках игрушка) - Спасибо, молодцы, садитесь на место.

- Ко мне бегут девочки.

- Ко мне бегут те, у кого серые глаза.

- Ко мне бегут те, кто любит мороженое.

- Ко мне бегут те, у кого есть бантики.

- Ко мне бегут те, кто живет на улице Ползунова.

- Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1-ом классе.

(Все дети подбегают к учителю, он их обнимает.)

- Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые

глаза.

«Учитель»: - Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои

имена.

- Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!

- Давайте еще громче! Раз, два, три!

Воспитатель: - Ребята, в чем дело, почему учитель – Мария Ивановна не

слышит ваши имена? Что же делать?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать

все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения воспитатель подводит детей к

этому правилу.

Воспитатель: - Послушайте дети, что предлагает нам …. - поднимать руку?

Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь

ответить — подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще

можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать

руку (введение знака).

(Таким, образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу

оговорили его выполнение.)

Воспитатель: - Для чего нам нужно это правило? ( Чтобы познакомиться).

Учитель: - Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

( Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило)

Воспитатель: - Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит,

мы согласны принять его в нашу жизнь?

Тренинг

- Мальчик, как тебя зовут?

Воспитатель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой

руки. Если ребенок сразу ответил, то, спрашивает у детей:

- Правильно ли …ответил на вопрос? Выполнил ли он моё задание?

- Давай еще раз?

- Мальчик, как тебя зовут?

- Понравилось ли вам отвечать по-школьному?

- Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-

разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?

Игра «Снежный ком»

«Учитель»: - Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Даша, и прежде

чем назвать свое имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Дашей, сначала

назовет мое имя, потом ее, и только лишь потом свое. И так далее. Значит,

тому, кто будет говорить последним, нужно будет назвать сначала все имена по

порядку, а только потом свое, И еще: когда произносишь чье-то имя. Нужно

глядеть в глаза этому человеку.

«Учитель»: - Хорошо мы поиграли?

«Воспитатель»: - Ребята, пора прощаться. Нашего учителя, Марию Ивановну

вернем на свое место, на полку.

Итог НОД

- Ребята, у нас в детском саду я провожу занятия, а учитель в школе …

- Какое у нас теперь есть школьное правило?

- Когда нужно поднимать руку?

- Зачем люди знакомятся?

- Что можно сделать, если ты забыл чье-то имя?

- Интересно ли было?

ПЛАН НОД №2 « Школьник и дошкольник. Я – ученик»

Цель: Осознание нового статуса школьника.

Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости

Познакомить детей с пространством школы.

Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и

обязанностями школьника.

Для будущего первоклассника все новое: ребята, помещение для занятий, новый статус, учитель. И, новые

формы взаимодействия. Необходимо показать, научить и показать как использовать новую норму общения –

молчаливый выбор отвечающего, уточнить возможности человеческого общения .

НОД № 2

Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.

Цель: Осознание нового статуса школьника. Познакомить со школьными

правилами и правилами вежливости. Познакомить детей с пространством

школы.

Задачи: Ознакомление с пространством школы. Показать в игровой форме

разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и

обязанностями школьника.

Оборудование: Права и обязанности школьника, мультфильм о школьниках.

Ход

Воспитатель и игрушка-персонаж «Учитель» встречает детей, предлагает

сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала

с чего мы начнем наше занятие и решила прочитать вам стихотворение.

А Кондратьевой « Здравствуйте» (читает учитель)

- Здравствуйте!-

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-

Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг

друга, но и желают друг другу здоровья. Любая встреча начинается со слов

приветствия.

- Какие слова приветствия вы знаете?

(рассказ учителя о разных способах приветствия : раскланиваться, снимать

шляпу, обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую

справку о возникновении данных форм приветствия; предлагает детям

обменяться рукопожатием мальчикам, девочкам присесть в реверансе).

- А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.

(Дети предлагают разные варианты.)

- А вы знаете о молчаливом приветствии? (варианты детей)

- Чтобы молча поздороваться, надо встать рядом со столом, а как

называются столы в школе? (парты). Давайте попробуем, поздороваться, как

школьники.

ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК

- Ребята, через год вы первый раз пойдете в 1 класс. Скажите, а как вас

будут называть? (школьники, первоклассники).

- А что вы делаете сейчас, пока не попали в школу? Как вас называют?

(дошкольники)

- Пока вы еще не ходите в школу, вас называют дошкольниками. Скажите,

чем отличаются школьники от дошкольников? (школьники отличаются от

дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают

домашние задания.

- А что делают дошкольники? (играют, бегают).

- А может ли школьник играть и бегать?

- На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою

маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а

иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как

школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.

Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести

себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить,

поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание,

как школьники, и будем пользоваться правилом «поднятой руки».

«Учитель»: - На уроке, на прогулке, дома. Во время приготовления уроков. На

перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол. С друзьями. В

школьной библиотеке.

Игра «Море волнуется раз»

«Учитель»: - «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным

заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как

дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться

из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру,

которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется,

раз», но мы будем играть в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы

будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет

говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три,

фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется,

можно ходить, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную

фигуру.

Водящий

выбирает

самого

школьного школьника или самого

дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и

подойдите ко мне.

Можно усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника,

а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на и дома с мамой и т. д.

«Учитель»: - «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в

дошкольника и наоборот. А сейчас проверим, знаете ли вы, как школьник ведёт

себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг и послушайте стихотворение Т.

Пушкаревой.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Когда вы впервые приходите в школу,

Немедленно, тут же начните с футбола,

Пусть вместо мяча у вас будет портфель,

А вместо ворот - ваша школьная дверь.

Затем хорошо бы немного подраться,

Кого-то толкнуть и над ним посмеяться.

Мелом на стуле соседа писать,

Чем-нибудь гадким испачкать тетрадь.

Когда же вы вволю навеселитесь,

Спокойно, с ногами на парту ложитесь.

Ведь так хорошо на уроках поспать

Или о чем-то своем помечтать!

Как вам понравились эти советы!

Скажите, пожалуйста, мне по секрету.

«Учитель»: - Что в этих советах – шутка?

- Расскажите, а как должны вести себя школьники?

(По ходу беседы озвучиваются права и обязанности школьника.)

Игра «Угадай-ка»

— Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда

давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаги нарисуете

школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать — это

ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?

Дети самостоятельно выполняют рисунки.

«Учитель»: -

Я вам предлагаю посмотреть мультфильм о школьниках,

согласны?

Итог

Упражнение «Пиктограммы»

Цель: развивать умение анализировать свои эмоциональные переживания на

протяжении всего занятия.

Воспитатель

с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как

менялось их настроение на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их

состояние после занятия, и объяснить, почему каждый выбрал именно то, что

выбрал.

ПЛАН НОД №3. «Форма устного ответа»

Цель: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».

Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

Выбор приветствия.

Продолжение знакомства с правилами.

Формы устного ответа: "хор”, "цепочка”.

Введение знаков: "хор”, "цепочка”.

Упражнение в применении правил и знаков.

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она

является эффективным средством формирования личности, его морально- волевых качеств, в игре реализуется

потребность взаимодействия на мир и с миром. Каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм,

дети должны чувствовать и понимать, что играть и учится вместе интересно. В процессе игры формируются его

положительные качества личности, развиваются его познавательные способности, формируются навыки

позитивного общения и их закрепление.

НОД № 3

Тема: Форма устного ответа

Цель:

показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и

групповую; ввести знаки «Я» и «Хор»

Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я

люблю».

Ход

«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Давайте начнем наше занятие по-школьному

тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени на отгадывание загадок.

Создание проблемной ситуации

Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш... (Малыш)

Она красива и мила,

Имя ее – от слова «зола». (Золушка)

«Учитель»: - Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?

(дети: мы шумели)

«Учитель»: - А почему так произошло?

«Учитель»: - Что же делать? Как поступают школьники?

(Дети обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что в школе иногда требуется

отвечать всем вместе, то есть хором.)

Учитель вводит знаки «Хор» и «Я».

Упражнение в применении знаков «Хор» и «Я»

«Учитель»: - Сейчас я буду задавать вам вопросы и показывать один из этих

знаков. Смотрите внимательно, когда надо отвечать хором, а когда поднимать

руку и отвечать по одному. (Учитель задает вопросы и показывает один из

знаков)

- Как звали сказочного героя, которого бабка и дед слепили из теста? («Хор»)

- Правда ли, что Колобок смог уйти и от Зайца, и от Медведя? ( «Хор»)

- Каких сказочных героев ты знаешь? («Я»)

- Правда ли, что самая длинная шея – у жирафа? ( «Хор»)

«Учитель» показывает рисунок.

– Хором назовите имя этого героя! Как вы узнали, что надо отвечать хором? Я

ведь не показала вам никакого значка. Какие вы внимательные! Действительно,

если внимательно слушать задание, можно точно определить, как надо

отвечать: хором или по одному.

Игра на внимание

Воспитатель: - Давайте поиграем и определим: кто самый внимательный. Я

буду задавать вопрос и бросать мяч. Если на вопрос надо отвечать хором, вы

приседаете и отвечаете на вопрос, тогда я не смогу никому бросить мяч. Если я

задаю вопрос и на него надо отвечать одному человеку, я бросаю мяч тому, кто

знает

ответ

и

знаком

показывает

мне,

что

готов

отвечать.

- Кто знает, какое сейчас время года?

- Скажите хором: сколько месяцев в году?

- Кто знает, почему птицы осенью улетают в теплые края?

Игра «Пчелы»

Воспитатель: - Кто видел пчелок? Чем они занимаются?

- А пчелки все одинаковые или нет?

Вы сейчас будете пчелками. Пчелки умеют действовать по звонку. Пчелки,

слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я

дам один звонок – вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар.

Если вдруг я замечу что-то подозрительное – дам два звонка, вы собираетесь

вместе. Если прилетят трутни, я дам три звонка – вы должны замолчать,

перестать жужжать.

Упражнение в применении знаков «Поднятая рука» [1] и «Хор» [2]

Воспитатель: - Я сейчас буду вас испытывать.

Проверим, как вы умеете работать по знакам [1] и [2]. Я буду загадывать вам

загадки и показывать, какого ответа жду от вас: хорового или индивидуального.

- Сорок одежек, и все без застежек. [2] (Кочан капусты)

- Висит сито, не руками свито. [1] (Паутина)

- Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапку нашел. [2]

(Гриб подосиновик)

- У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. [1] (Рука, пальцы)

- Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. [1] (Глаза)

Итог

«Учитель»: - Чему вы научились сегодня? Чем полезно новое школьное

правило? Что нового вы узнали друг про друга?

ПЛАН НОД №4. Играем, общаемся, учимся дружно.

Парная форма работы

Цель: Повторить правила честной и дружной игры.

Учить взаимодействию в парах

Закрепить правила общения в паре, правила совместной деятельности.

Игры "Зеркало”

Возможность самовыражения человека состоит в умении: переживать, чувствовать. Как выразить свое согласие

или недовольство, что не обидеть другого человека. Как установить доверительные отношения с другими. Как

улучшить настроение. Это важно для ребенка т.к. он живет эмоциями, а научить управлять ими – это огромный

труд и искусство.

НОД № 4

Тема: Играем, общаемся, учимся дружно.

Цель: Повторить правила честной и дружной игры, формировать этические

нормы

взаимоотношений

через

работу

в

парах;

развивать

внимание,

воображение, логическое мышление.

Оборудование:

знаки «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»;

цветные

билеты для распределения детей в группы, конверты от зайчика и бельчонка с

морковками.

Ход занятия

«Учитель»: - Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание. На каком

транспорте нужно плыть по морю? Каждый пассажир должен иметь билет.

Учитель раздает детям билеты.

– На столах стоят кораблики тех же цветов, что и билеты. Как узнать, где чей

корабль?

Дети. По цвету.

«Учитель»: - Рассаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Удобно ли вам?

Знакомство в группах: игра «Зеркало»

Воспитатель: - В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна

дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова.

Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию. Дети выходят в круг,

становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а

кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а

зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает воспитатель с любым

из детей.

Введение нового знака взаимодействия

«Учитель»: - Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли,

играли и поссорились.

(разыгрывает воспитатель при помощи игрушек)

– Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чья морковка длиннее. Один кричит:

«Моя!», другой: «Нет, моя!» Ругались, ругались и даже подрались.

«Учитель»: - Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им

помочь? Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как

узнать, чья морковка длиннее? Сравните морковки и приготовьтесь дать ответ.

«Учитель»: - Ребята, как я узнаю, что вы выполнили работу?

(Дети предлагают варианты)

«Учитель»: - А я предлагаю сделать еще проще: взяться за руки и поднять их.

Давайте попробуем, вы же работали в парах.

Знак «Мы»

«Учитель»: - Помогли ли мы зверям решить их спор?

- Ссоры или драки могут решить спор? (Нет)

Итог занятия

«Учитель»: - Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Вот мы и дома. -

Почему нам это путешествие удалось?



В раздел образования