Напоминание

"Правописание частицы НЕ с глаголом"


Автор: Киселева Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №5
Населённый пункт: город Долгопрудный Московская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголом"
Раздел: начальное образование





Назад




ОО (регион, город, поселок и др.): г. Долгопрудный, Московская область

Наименование ОО: МАОУ лицей №5

Ф.И.О. педагога: Киселева Наталья Евгеньевна

Предмет: Русский язык

Тип урока: Открытие нового знания

Класс: 3 класс

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Основные цели:

Метапредметные:

1) Тренировать умение применять алгоритм определения места и причины за-

труднения.

2) Тренировать умение применять алгоритм построения плана выхода из за-

труднения.

3) Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирова-

ния: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Предметные:

1) сформировать написание частицы НЕ с глаголом;

2) сформировать понятие о правописании частицы НЕ с глаголом;

Краткая аннотация к работе:

Работа по дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г.

Петерсон является инструментом реализации современных целей образования.

Работа «Сценарий урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ

с глаголом» предназначена для учителей начальных классов, работающих в

технологии

деятельностного

метода

Л.Г.Петерсон.

Конспект

урока

открытия нового знания составлен на системно-технологическом уровне и

содержит не только основные и развивающие цели всего урока, но и отдельно

цели каждого из девяти этапов урока. Кроме того подробно прописаны

универсальные учебные действия, которые формируются на каждом этапе

урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) организовать актуализацию требований к ученику на примере двух шагов;

2) организовать деятельность учащихся по изучению темы «Глагол»;

3)создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

изучения нового.

На первом этапе урока формируются

универсальные учебные действия

:

1.

Регулятивные УУД

через волевую саморегуляцию;

2.

Коммуникативные УУД

через планирование учебного процесса с учителем и

с одноклассниками. Это происходит во время актуализации требований к уче-

нику со стороны учебной деятельности.

3. Личностные УУД через процесс смыслообразования, создавая условия для

возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную

деятельность.

Организация учебного процесса на этапе I:

- Начинаем урок русского языка.

- Проверьте, все ли готовы? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

- Скажите, зачем вы пришли в школу? (рассуждают) (Чтобы много знать и

уметь.)

− Сегодня вы узнаете что-то новое о правописании слов. Как будете работать?

(Поймем, что еще не знаем, а потом постараемся сами открыть новое знание.)

- Слушала ваши ответы и вспомнила пословицу: Можно привести коня к

водопою, но нельзя заставить его напиться.

- Почему так говорят? (научить можно того, кто этого хочет)

− Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать

самому.)

− Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о

написании слов.

− С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)Чтобы

наш урок прошел успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными,

дружными.)

Девиз урока: «У нас всё получится!

Почему сегодня у нас такой девиз?

– Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания. Что мы будем

делать? (дети называют шаги учебной деятельности)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для

построения нового знания;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5)

организовать

актуализацию мыслительных операций, достаточных для

построения нового знания;

6) мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8)

организовать

фиксацию индивидуальных

затруднений

в

выполнении

учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

На втором этапе урока формируются универсальные учебные действия:

1. Регулятивные УУД через контроль и коррекцию. Это происходит во время

актуализации ранее изученных правил о частях речи;

2. Познавательные общеучебные УУД через умение структурировать знания.

Это происходит во время фиксирования актуализированных способов действий

в знаках (эталонах) и во время обобщения ранее изученных способов

определения грамматической формы слов разных частей речи.

3. Познавательные логические УУД через анализ, синтез, выбор оснований для

сравнения. Это происходит во время актуализации мыслительных операций

анализа и классификации.

Организация учебного процесса на этапе 2:

-Рассмотрите данные слова:

Б…жит, сп…шит, л..жит.

-Какое задание предлагаете выполнить? На какую орфограмму слова?

-Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно выписать буквы?

-Давайте вспомним эталон по проверке безударных гласных в корне слова и

проверим.

В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные

буквы, определяют последовательность работы при проверке безударных

гласных в корне слова.

-Прочитайте вновь слова. Что общего? Докажите. Обсудите в паре, что знаете о

глаголе и приготовьтесь рассказать (работа в паре).

− Что вы сейчас повторили?

− Какое следующее задание я вам предложу? (Задание на пробное действие.)

− С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того чтобы по-

нять, что мы не знаем.)

Пробное действие.

Прочитайте следующие строчки:

Стыдно знать, стыдно учиться.

Откладывай на завтра то ,что можно сделать сегодня.

-Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

-Перед какой частью речи не стоит НЕ?

Добавьте НЕ и запишите глаголы.

Фиксация затруднения.

У вас получились разные варианты.

не делает (неделает),

не откладывай (неоткладывай)

-Почему?

- В каком месте возникло затруднение? Под руководством учителя выявляют

место затруднения. (При написании НЕ с глаголом)

Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи частицы не с глаголом.

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому

записывали глаголы с частицей НЕ.)

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших

затруднениях.)

III. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (ал-

горитмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причи-

ны затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых

недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вооб-

ще.

На третьем этапе урока формируются

универсальные учебные действия

:

1. Познавательные общеучебные УУД через умение структурировать знания;

через постановку и формулирование проблемы возникшего затруднения; через

умение

осознанно

и

произвольно

строить

речевое

высказывание.

Это

происходит во время фиксации места, где возникло затруднение; во время

соотнесения своих действий с используемыми эталонами; во время выявления и

фиксации во внешней речи причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были добавить

частицу НЕ и записать правильно)

− Как вы выполняли задание?

− В чем затруднение? (Не смогли написать и объяснить, как правильно пишет-

ся частица не с глаголом)

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) для записи

глаголов с частицей не.)

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя:

-Мы не знаем, как пишется НЕ с глаголом.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,

средство)

Цель: организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) поставить цель проекта;

2) уточнить и согласовать тему урока;

3) определить средства;

4) сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации

поставленной цели.

На четвертом этапе урока формируются

универсальные учебные действия

:

1. Регулятивные УУД через целеполагание, когда обучающиеся ставят учебную

задачу. Это происходит при определении цели.

2.

Познавательные УУД

через знаково-символическое моделирование. Это

происходит во время определения средств преодоления затруднения через

выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

3. Регулятивные УУД через планирование и прогнозирование. Это происходит

во время формирования шагов, которые необходимо сделать для реализации

поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4

:

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Правописание частицы НЕ с глаголом.)

-Какая цель нашего урока?

( Выяснить чем является слово НЕ ( понятие)

-Узнать, как пишется НЕ с глаголом (способ действий)

-Что нам поможет?

-Назовите средства, которые помогут достигнуть этой цели:

( Свой опыт, учебник, учитель)

-Давайте составим план выхода из данной ситуации

План выхода из затруднения:

1. Определите, к какой части речи относится слово.

2. Если это глагол, пишется раздельно.

3. Сделайте вывод.

4. Постройте алгоритм.

5. Создайте эталон.

V. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью

эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность

применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

На пятом этапе урока формируются

универсальные учебные действия

:

1.

Коммуникативные УУД

через планирование учебного сотрудничества с

одноклассниками

во

время

реализации

плана

выхода

из

затруднения;

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление

поведением партнера; умение разрешать конфликты; умение выражать свои

мысли.

2. Познавательные общеучебные УУД через поиск и выделение необходимой

информации,

применение

методов

информационного

поиска;

смысловое

чтение; умение осознанно строить речевое высказывание при формулировании

вывода; моделирование.

3.

Познавательные логические УУД

через построение логической цепи

рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование. Это

происходит через уточнение общего характера нового знания и построение

вывода в обобщенном виде.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Что вы знаете о самостоятельных частях речи?

(Самостоятельные части речи отвечают на вопросы, являются членами

предложения). - Назовите самостоятельные части речи. (Существительное,

прилагательное, глагол.)

- Что знаете про служебные части речи? (К служебной части речи нельзя

поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи

слов в предложении.

К частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она

служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи.)

- Какое значение придаёт глаголу частица НЕ? (отрицание). С каким действием

ассоциируется отрицание? (отталкивание) Значит как пишется частица не с

глаголом? (раздельно)

Мы можем составить эталон:

Если рядом со словом частица НЕ: - необходимо определить часть речи.

Если это глагол, то пишется раздельно.

− Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

− Откройте учебники и проверьте.

Учащиеся читают правило в учебнике.

− Итак, сделайте вывод. (Мы все открыли правильно.)

− Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

− Что вы можете теперь делать? (Писать правильно глаголы с частицей НЕ.)

− Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новое правило.)

- Вернемся к пословицам. Можете теперь написать правильно слова? Напиши-

те.

Стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Выполняют работу в тетрадях и делают вывод:

- Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

- Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Попробуйте написать

следующие предложения:

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и (не)годуют, когда

им (не)здоровится.

Нужно НЕ написать слитно или раздельно. Есть ли в русском языке такие

слова?

Любят – есть, а навидят, годуют, здоровится – нет

Дети делают вывод: если слова можно употребить без НЕ – нужно писать

раздельно, а если нельзя, то слитно.

Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно

проверить наши утверждения? Откройте учебник и прочитайте правило.

Правильный ли вывод мы сделали?

Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод.

Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

- Наши глазки много трудятся, поможем им отдохнуть!

1) «Сова». (Ученики сильно зажмуривают глаза и широко раскрывают.)

2) «Карандаш

двоится». (Ученики отставляют карандаши на расстояние

вытянутой руки, затем медленно приближают карандаши к носу. Как только

изображение карандашей в глазах начинает двоиться, начинают медленно

удалять карандаши.)

3) «Муха». (Ученики вращают глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза

в правую сторону.)

Игра на внимание.

− слитное и раздельное написание не с глаголом.

Если в слове не слитно – подпрыгнуть, если раздельно − наклоны вправо и вле-

во.

Ненавидят, не хотят, невзлюбили, негодуют, не рисуют, не поют

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного

класса задач с их проговариванием во внешней речи фронтально и в парах.

На шестом этапе

урока

формируются

универсальные учебные действия

:

1.

Коммуникативные УУД

через управление поведением партнера; умение

выражать свои мысли. Это происходит во время усвоения детьми нового

способа действий при решении данного класса заданий с их проговариванием во

внешней речи в парах или группах.

-

Следующий шаг нашей учебной деятельности? (Потренироваться в

использовании нового знания.)

Работа в группах.

Детям дается карточка со словами, они должны с помощью эталона определить

правильное написание слов.

− Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоя-

тельно с заданием.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на

новый способ действия.

2) Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки (в случае,

когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля

возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)

Организация

вербального

сопоставления

работы

с

эталоном

для

самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов –

организация пошаговой проверки).

4) По

результатам

выполнения

самостоятельной работы организация

рефлексии деятельности по применению нового способа действия.

На седьмом этапе урока

формируются

универсальные учебные действия

:

1. Регулятивные УУД через контроль и коррекцию при самопроверке по эталону

и через оценивание качества и уровня усвоения. Это происходит во время

организации самостоятельной деятельности.

2. Познавательные УУД общеучебные через умение осознанно и произвольно

строить речевое высказывание. Это происходит во время вербального

сопоставления работы с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Можете ли вы сказать, что овладели новым знанием? (Пока не проверим, не

можем с уверенностью сказать.)

- Какой следующий шаг нашей учебной деятельности? (Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталон.)

А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы

можете совещаться, советоваться, помогать друг другу. Внимательно

прочитайте задание и выполните его письменно.

1. Запиши пословицу

Как (не)злись метелица, весной повевает.

2. Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу,

ненадеемся.

− У кого возникли затруднения при выполнении задания?

− Какие слова у вас вызвали затруднение?

− Каким правилом вы должны были воспользоваться?

− Исправьте ошибку.

− Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

− У кого задание не вызвало затруднения?

− Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

1) Организация выявления типов заданий, где используется новый способ

действия.

2)

Организация

повторения

учебного

содержания,

необходимого

для

обеспечения содержательной непрерывности.

На восьмом этапе урока

формируются

универсальные учебные действия

:

1. Регулятивные УУД через прогнозирование во время выявления типов заданий,

где используется новый способ действия.

2. Познавательные общеучебные УУД через умение осознанно и произвольно

включать новое знание в систему своих знаний во время решения задачи.

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Какой этап учебной деятельности закончили? (Сам найду способ.)

- Зачем нам новый способ? (Применять в письменной речи.)

- Теперь вы сможете применить новое знание? (Попробуем.)

- Восстановить правила поведения:

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

Бегай по коридорам наперегонки.

Девчонок дергай за косы и ставь им подножки.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Цель:

1) Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2) Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения

выполнения требований, известных учащимся.

3) Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4)

Организация

фиксации

неразрешённых

затруднений

на

уроке

как

направлений будущей учебной деятельности.

5) Организация обсуждения и записи домашнего задания.

На девятом этапе урока

формируются

универсальные учебные действия

:

1. Познавательные УУД общенаучные через умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности. Это происходит через

фиксацию нового содержания и рефлексивный анализ учебной деятельности.

2. Коммуникативные УУД через умение выражать свои мысли.

3. Регулятивные УУД через волевую саморегуляцию. Это происходит во время

оценивания учащимися своей собственной деятельности и через оценку-

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению. Это происходит во время фиксации неразрешенных затруднений на

уроке как направлений будущей учебной деятельности; прогнозирование

происходит во время обсуждения и записи домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

− Какую цель вы перед собой ставили?

− Удалось ли достичь цели?

− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

− Кто встретил трудности? В чем? Почему?

− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с

числами 1, 2, 3.

- Какое затруднение у нас было в начале урока? (Не могли объяснить написание

частицы НЕ с глаголом)

- Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать способ частицы НЕ с глаголом)

- Достигли мы цели? (Да, мы узнали способ.)

- Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.)

- Что нового узнали про написание глагола с частицей НЕ?

- Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность, выбрать верное для вас

высказывание

и

нарисовать

в

тетради

на

полях

соответствующий

высказыванию рисунок. Используя данные на слайде утверждения, каждый

ученик выбирает знак и рисует его у себя в тетради.

- Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте месяц, если со вторым -

звезду, а если с третьим - солнце.

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.

2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.

3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.

- Кто нарисовал месяц? Какую цель перед собой поставите? (Выучим правила,

потренируемся.)

- Тем, кто нарисовал месяц: предлагается выполнить карточку с заданием.

-Тем, кто нарисовал звезду: предлагается выполнить карточку с заданием

-Тем, кто нарисовал солнце: предлагается составить правила поведения в

школьной столовой (используйте написание частицы НЕ с глаголом).

- Спасибо за урок.

Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается.

Вы меня не огорчили, не подвели! Вы молодцы!

Тем, кто нарисовал солнце: предлагается составить четыре связных по смыслу предложения

с глаголами прошедшего времени разного рода.

- Спасибо за урок.

Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается.

Вы меня не огорчили, не подвели! Вы молодцы!

10. Домашнее задание:

Составить правила поведения в школьной столовой ( используйте написание

частицы НЕ с глаголом).



В раздел образования