Напоминание

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"


Автор: Шмагина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: п. Рефтинский Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка урока литературы
Тема: Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"
Дата публикации: 30.07.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». 5 класс

1 гр.: Алёна, Андрей, Данил, Настя, Кирилл

2 гр.: Матвей Н., Полина, Рома Е., Дима, Кристина

3 гр.: Лёня, Соня, Тимофей, Наташа, Алёша

4 гр.: Ваня, Миша, Катя, Артём, Рома С.

5 гр.: Диана, Никита, Серёжа, Матвей Д., Аня

Все ли в классе?

Здравствуйте, гости и ребята!

Сегодня мы будем сотрудничать в группах по правилам взаимоуважения. Нужно выслушать

мнение каждого, так как общий успех зависит и от этого. У вас на столах листы самооценки, текст

произведения, листочки, ручки

1. Итак, начинаем… Однажды мне рассказали об одном мальчике, сейчас это уже молодой

заботливый отец. Когда он учился в 1 четверти 1 класса, то на вопросы родных об успехах в школе

сказал:

- У нашей учительницы есть шерстяное зелёное платье, ещё есть синее платье и другие. А вот

ремешок к этим платьям у неё один. Туфли на каблучках.

- Как же ты всё это приметил? – интересовались дома.

- Так она сама нам в начале урока говорит: «Ребята! Всё внимание на меня!!!»…

2. Чем вызваны улыбки на ваших лицах? (Буквальное понимание ребёнком слов учителя, который

просил детей на уроке быть очень внимательными)

Что этим достигается? Это средство чего? (Средство создания комического)

3. Так вы постараетесь предположить, над чем мы на этом занятии будем трудиться?

Какова тема урока?

А на примере чьего произведения? (Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова).

СЛАЙД портрет+тема

4. Если буквальное понимание сказанного сегодня уже вспомнили, то продолжим этот ряд? Что

ещё вызывает смех? (Несоответствие, неожиданность, остроумие, речь героев, «говорящие»

фамилии).

СЛАЙД перечень средств А этим создаётся смех какой?

Где в дальнейшем эти знания нам могут пригодиться? (лучше понимать юмор в произведении и в

жизни, создавать свои миниатюры для школьных мероприятий,…)

5. СЛАЙД домашнее задание. В электронном дневнике подробнее пропишу.

6. Давайте подберём соответствующее теме урока название для каждой группы. Как Антон

Павлович подписывал свои юмористические рассказы? Антоша Чехонте, Человек без селезёнки,

Брат моего брата, Врач без пациентов, Юный старец, Прозаический поэт,…

Макар Балдастов;

Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка №9; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; Крапива;

Шампанский.

СЛАЙД псевдонимы

Определимся с выбором, озвучим его и напишем на 1 листочке название своей группы.

7.Сейчас мы познакомимся ещё с одним юмористическим рассказом Антона Павловича Чехова, он

называется «Лошадиная фамилия».

Есть ли какие-нибудь предположения, догадки по поводу названия рассказа?

Ребята, вы когда-нибудь испытывали зубную боль? Как вы относитесь к людям, у которых болит

зуб? Что-то можете посоветовать?

СЛАЙД название рассказа

СЛАЙД трудные слова из рассказа

8. Задание каждой группе: выявить средства создания комического в рассказе «Лошадиная

фамилия», записать с примерами.

…Слушаем произведение =12 мин.

9. Это действительно юмористический рассказ? ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!

Работайте дружно, сообща, распределите, кто что ищет.

10. … Активные участники от группы по очереди зачитывают ответы (остановить в одно время).

Обсуждение ответов.

Итоги: использование какого средства было больше?

Антон Павлович Чехов, как врач, смеётся над суеверием образованного человека – генерал-майора,

готового поверить, что вылечиться можно по телеграфу.

Генерал / и боится.

Смешны способы лечения.

Смешна характеристика чудо-лекаря, которую даёт Иван Евсеич (одна характеристика не

соответствует другой): ругатель, пьёт водку, чудодейственный господин.

Смешны лошадиные фамилии. Сколько, по-вашему, было лошадиных фамилий названо? = 40!!!

Мучается генерал от боли, мучается приказчик, вспоминая фамилию лекаря, в поиск фамилии

включаются все домочадцы, обещается награда: за приказчиком стали ходить толпами.

Смешна своей неожиданностью развязка произведения.

Речь генерала его характеризует: грубый с подчинёнными, невежественный, трусливый, легко

поддаётся на уговоры.

Заговаривал зуб – первый сорт, как рукой, зубами и кормится, каждая собака знает, гналась

бешеная собака.

Чем запоминается этот рассказ на всю жизнь? Можно ли отнести название рассказа к

фразеологизму? В каких жизненных ситуациях может вспомниться это словосочетание?

В этом рассказе хоть и смеялись над трусостью, невежеством генерала, но нам его было жаль по-

человечески: у него болели зубы. Смех какой? = добродушный

Показывая в смешном виде человеческие недостатки, писатель заставляет людей задуматься над

тем, как много в их жизни такого, что мешает им стать прекрасными.

11. Давайте все вместе составим синквейн к слову СМЕХ.

12. + - интересно. Подумайте, что на сегодняшнем уроке было удачно, что не получилось, и

что было интересно?

13. Оцените, пожалуйста, на листочках работу каждого участника группы

объективно.

Приложение

Акциз- налог на товары народного потреблении, акцизный чиновник-сборщик этих налогов.

Приказчик – управляющий имением у помещика или делами знатной особы в царской России.

Депеша – телеграмма, послание, сообщение.

Шарлатан – обманщик, выдающий себя за знатока.

Ваше превосходительство – так обращались в 19 веке к высоким чинам.

Отставной генерал-майор – уже не служащий.

Давече –недавно, незадолго до момента разговора.

Пользует, выпользует – лечит, вылечить.

Четвертей пять овса - ¼ часть ведра. Это ровно столько, сколько нужно на 1 кормление лошади, которая

была основным средством передвижения в конце 19 века.

ЛИСТ оценивания работы в группе №……………………………..

Имя учащегося в группе

Самооценка

(каждый

оценивает

себя)

Оценивает

1-ый в

списке всех

Оценивает

2-ой в

списке всех

Оценивает

3-ий в

списке всех

Оценивает

4-ый в

списке всех

Оценивает

5-ый в

списке всех

-

-

-

-

-



В раздел образования