Автор: Шаблина Екатерина Александровна
Должность: Учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов
Учебное заведение: ГУО "Средняя школа №2 имени А.И.Дубосарского г.п.Шумилино"
Населённый пункт: г.п.Шумилино, Витебская область, Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактической игры в целях математическом развития и воспитания интереса к математике у младших школьников
Раздел: начальное образование
Использование дидактической игры
в целях математическом развития и воспитания интереса
к математике у младших школьников
Шаблина Екатерина Александровна,
учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №2 имени
А.И.Дубосарского г.п.Шумилино» Витебская область, Беларусь
Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго
удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед
тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к
уроку, не заставляя силой? С помощью каких средств и методов сделать
обучение увлекательным?
Познавательный интерес детей постоянно
изменяется. Он или развивается, или постепенно исчезает, если отсутствует
творчество, нет возможности обновлять знания, приобретать новые умения.
В педагогической практике используются разнообразные виды игр.
Однако, не всякая игра дает нужный учебный эффект. Одним из наиболее
продуктивных
видов
является
учебно–
дидактическая
игра,
которая
относится
к разряду игр с правилами. Сущность дидактической игры
составляет решение умственных задач через занимательные практические
действия.
По мнению представителей психологии ( Д. Б. Эльконина, Л. С. Слави-
ной, С. Л. Рубинштейна), педагогической науки ( Ю. П. Азарова, М. Б.
Антиповой, В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук, Н. С. Старжинской, О.И.
Тириновой и др.) и практики (Н. Н. Максимук, Т. А. Неборской, О.А.
Степановой и др.) дидактическая игра является средством, обеспечивающим
развитие индивидуальных способностей учащихся, особенно на I ступени
общего среднего образования.
Игра – главная форма организации жизни дошкольника и ведущий вид его
деятельности,однако она не исчезает и из жизни младшего школьника и
наряду с учебной деятельностью продолжает занимать особое место.
В современных научных исследованиях определены концептуальные
основы игровых технологий. Из них необходимо обозначить следующие:
* психологические механизмы игровой деятельности опираются на фун-
даментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,
самореализации;
* игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего лич-
ности;
* игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство ус-
воения социальных установок;
* игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация
нереализуемых интересов».
Важно помнить, что дидактическая игра – не средство развлечения, а
метод обучения, поэтому при организации игры необходимо строго соб-
людать методику ее проведения.
Еще до начала игры следует продумать следующие вопросы методики:
1. Определить дидактические задачи игры, ее место и роль в учебно –
воспитательном процессе, взаимосвязь с другими методами.
2. Количество играющих. Каждая игра требует определения минималь-
ного и максимального количества играющих, что приходится учитывать при
организации игры.
3. Обеспечить участие всех школьников в игре и продумать индиви-
дуальную работу с ними.
4. Подготовить необходимое игровое оборудование.
5. Определить время, которое может быть затрачено на игру.
6. Продумать объяснение правил и хода игры с наименьшей затратой
времени.
7. Оценить занимательность игры, спрогнозировать, насколько инте-
ресной она будет для учащихся.
8. Продумать, какие изменения можно будет ввести в игру, чтобы по-
высить интерес и активность детей.
9. Продумать выводы, которые следует сообщить учащимся в заключе-ние
игры.
В методику проведения дидактической игры входят: объявление назва-ния
игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у
доски, в группах) и порядке пользования игровым материалом; объяснение
хода игры; показ учителем выполнения отдельных действий; руководство
игрой и подведение ее итогов. Руководя дидактической игрой, педагог
должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении
игра
открывает
большие,
по
сравнению
с
учебной
деятельностью,
возможности
по
проявлению
инициативы,
творческого
поиска,
возникновения вопросов со стороны детей. Успех проведения дидактических
игр зависит во многом от правильного использования в них игрового
оборудования. Это могут быть настольно – печатные игры с правилами либо
игры самодельные, но в этом случае соответствующии всем требованиям,
предъявляемым к наглядным пособиям и имеющие красочный, эстетический
вид. Заканчивая игру, педагог должен подвести итоги: напомнить детям
название игры, отдельные игровые правила, указать на лучшие моменты,
недочёты в игре, собщить результат усвоения знаний, замечания по
нарушению правил и дисциплины, отметить отдельных участников игры.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся
зависит в большей мере от методики её преподавания, а не от содержания
предмета. С целью повышения качества знаний и интереса к предмету
современные педагоги создают и используют на уроках математики
различные виды игр. Умело подобранные дидактические игры оказывают
положительное влияние как на процесс усвоения знаний, так и на
формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер учащихся, т. е.
на все составляющие познавательного интереса.
Математические игры предоставляют возможность усвоения основных
идей
математики,
помогают
сформировать
навыки
математического
мышления, оценочные и контролирующие действия младших школьников,
вычислительные навыки, а также геометрические представления.
Основными отличительными особенностями дидактической игры для
развития математической деятельности можно назвать следующие :
● она специально направлена на усвоение учащимися конкретного мате-
матического содержания, что представляет собой решение учебной зада-чи;
● в ней учащимися осваиваются общие способы действий;
● общие способы действий предваряет решение практических задач;
● математическая деятельность в ходе игры ведет к изменениям в самом
субъекте, которые зависят от результатов его собственных достижений.
Кроме того, дидактические игры позваляют реализовать комплексное
обучение математике, а именно – развивать пространственные, времен-ные,
геометрические представления; формировать представления о числах и их
последовательности, арифметических действиях сложения и вычитания,
умножения и деления; приобретать навыки решения задач. В связи с этим, в
зависимости от формирования у младших школьников в процессе игры
основных математических понятий и действий, выделяются следующие
блоки дидактических игр:
1. Игры, направленные на формирование геометрических представле-ний.
2. Игры, направленные на формирование временных представлений.
3. Игры, направленные на формирование пространственных представ-
лений.
4. Игры, направленные на усвоение нумерации чисел и развитие коли-
чественныхпредставлений.
5. Игры, направленные на формирование знаний о составе чисел и
арифметических действиях.
6. Логические игры.
Учебно – дидактические игры можно использовать на всех без исключения
этапах урока математики. Следовательно, коллективные математические
игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это
прежде всего игры обучающие, контролирующие и обобщающие.
В связи с этим игры, используемые на уроке математики, должны отвечать
следующим требованиям:
1) соответствовать целям и теме урока;
2) обеспечивать углубление, расширение и закрепление знаний учащихся,
развивать умственные способности и быть в достаточной мере занима-
тельными;
3) отражать современные принципы организации работы по изучению
курса математики в начальной школе: взаимосвязь игровой и учебной
деятельности, комплексная падача математического материала, поэтапность
формирования математических умений и навыков;
4) соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными,
обеспечивая постепенное усложнение операций мышления;
5)способствовать
воспитанию
целеустремлённости,
упорства,
коллективизма и взаимовыручки.
Использование дидактических игр на уроках математики создает у детей
бодрое трудовое настроение, содействует преодолению трудностей в
усвоении нового материала, снимает усталость и позволяет поддерживать
внимание на протяжении всего урока.
Часто практикую введение в урок сказочных персонажей и героев
мультипликационных фильмов. Они помогают организовать в игровой форме
практически любой этап урока. Дети с удовольствием составляют примеры
для Винни –Пуха и Пятачка,помогают своему однокласснику Буратино
освоить азы математических знаний, решают примеры мудрой Тетушки
Совы,
вместе
с
Незнайкой
ищут
и
исправляют
ошибки
в
вычислениях,спаcают Фею от Злого Волшебника. Игровые ситуации со
сказочными героями создают на уроке атмосферу приподнятости, важности,
требуют от детей ответственности за дело,которое им поручили. Ту же
функцию выполняют и телеграммы, письма – задания, которые приносит на
урок
почтальон
Печкин.
В шесть лет, когда ребенок идёт в школу, он ещё любит своих кукол,
мишек, играет с ними. И любимые игрушки тоже «приходят» к нам на урок.
Мы учим считать куклу, встречаем целую семью матрёшек, которые
«прячут» внутри карточки – задания. Например, первая «просит» посчитать
от данного числа в прямом и обратном порядке; другая – «проверяет» знание
состава чисел; третья «задает» примеры для устных вычислений.
Важное место в курсе математики занимают вычисления. Нудную по-рой
работу по формированию вычислительных навыков стараюсь сделать
интересной и живой. Для этого традиционные упражнения представляю в
несколько иной формулировке. Обычный пример вида 2+5, 9-3 особого
энтузиазма у детей не вызывает. Поэтому ту же работу предлагаю в игровой
форме. Например, дети помогают Зайцу из мультфильма «Ну, пого-ди!»
убежать от Волка. Правильное решение примера позволяет немного
отодвинуть Зайца от Волка, а неправильное – уменьшает расстояние между
ними. Таким образом, дети выполняют важную «миссию» по спасению
зайца. Аналогичные игры можно организовать с героями мультфильмов
«Том и Джерри», «Красная шапочка» и др.
Устный счет часто провожу в форме игры «Молчанка». Для этого ис-
пользую «волшебную» палочку (обычная палочка, обёрнутая яркой фольгой).
Учитель указывает палочкой на пример на доске, а потом - на учащегося,
который должен молча показать ответ с помощью «веера» цифр. Дети верят в
волшебство. Пусть же они хотя бы на несколько минут превратятся в добрых
волшебников, способных творить маленькие чудеса, даже если это просто
решение математических примеров.
На начальном этапе формирования устных вычислительных навыков
использую дидактические игры «Живые числа»,
«Цифры потерялись»,
«Математический бильярд». В последней игре детям предлагаю картонный
бильярд с «окошками» -лузами. В каждое «окошко» вставляю карточку с
примерами, а детям раздаю «шары» с цифрами – ответами. Задание : рашить
примеры, забив «шары» в нужную лузу.
Любимой математической игрой моих учеников является игра «Мара-
фонский бег». Она даёт возможность не просто научиться выполнять вы-
числения устно, но и делать это с максимальной скоростью, а также обес-
печивает достаточную, двигательную активность детей и может быть ис-
пользована на уроке в качестве физкультминутки. Суть игры: по классу
в хаотичном порядке развешаны небольшие карточки с цифрами, учитель
называет пример, а дети, которые в это время ходят по классу, должны
решить его устно, найти карточку – ответ и подбежать к ней. Выигрывает
учащийся, который сделал это быстрее остальных.
Нравятся учащимся и дидактические игры «Магазин», «Составь букет»,
«Клоун»
- в них примеры написаны на обратной стороне разных
предметных картинок объединяются в определенный сюжет. Например, в
игре «Магазин» на картинках изображены продукты питания, которые дети
могут купить,только если правильно выполнят вычисления; в игре «Составь
букет» - цветы; в игре «Клоун» - кольца и шары, которые клоун ловит.
Аналогичным образом проводятся игры – соревнования «Сбор грибов»
(дети, правильно решив пример, кладут гриб в свою корзину), «Кормушка»
(прикрепляют карточку с изображением птицы на кормушку), «Аква-риум»
(решают примеры и заселяют аквариум рыбками), «Укрась елочку» и др.
Очень нравится детям выступать в роли архитектора при проведении игры
«Построй дом», когда в качестве призов за правильное выполнение задания
они получают детали конструкции дома: крышу, стены, окна, двери.
При организации каждой игры не забываю хвалить малышей; слежу,
чтобы каждый ученик принимал в ней активное участие, учитываю инди-
видуальные особенности детей (уровень знаний, способности, интересы);
стараюсь создать атмосферу доброжелательности, творчества; поддерживаю
неуверенных в себе детей. Это дает маленьким ученикам уверенность в своих
силах, формирует познавательный интерес, побуждает к дальнейшей
плодотворной работе. Я же в своих раскованных и заинтересованных
малышах черпаю силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня
подарить им радость познания.
Школа сегодня может привлечь только интересной организацией дея-
тельности в процессе обучения. Для младших школьников это прежде всего
игра,значение которой трудно переоценить. Подтверждением тому служат
слова Н.Н.Максимук: «Игра развивает! Игра обучает! Игра обеспечивает
усиленную
мотивацию
к
учёбе!
Игра
помогает
решить
проблему
преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования!
Игра воспитывает! Игра служит взаимодействию и общению!» [4, с.54]