Напоминание

Использование дидактической игры в целях математическом развития и воспитания интереса к математике у младших школьников


Автор: Шаблина Екатерина Александровна
Должность: Учитель начальных классов, руководитель МО учителей начальных классов
Учебное заведение: ГУО "Средняя школа №2 имени А.И.Дубосарского г.п.Шумилино"
Населённый пункт: г.п.Шумилино, Витебская область, Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: Использование дидактической игры в целях математическом развития и воспитания интереса к математике у младших школьников
Дата публикации: 31.07.2020
Раздел: начальное образование





Назад




Использование дидактической игры

в целях математическом развития и воспитания интереса

к математике у младших школьников

Шаблина Екатерина Александровна,

учитель начальных классов ГУО «Средняя школа №2 имени

А.И.Дубосарского г.п.Шумилино» Витебская область, Беларусь

Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго

удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед

тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к

уроку, не заставляя силой? С помощью каких средств и методов сделать

обучение увлекательным?

Познавательный интерес детей постоянно

изменяется. Он или развивается, или постепенно исчезает, если отсутствует

творчество, нет возможности обновлять знания, приобретать новые умения.

В педагогической практике используются разнообразные виды игр.

Однако, не всякая игра дает нужный учебный эффект. Одним из наиболее

продуктивных

видов

является

учебно–

дидактическая

игра,

которая

относится

к разряду игр с правилами. Сущность дидактической игры

составляет решение умственных задач через занимательные практические

действия.

По мнению представителей психологии ( Д. Б. Эльконина, Л. С. Слави-

ной, С. Л. Рубинштейна), педагогической науки ( Ю. П. Азарова, М. Б.

Антиповой, В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук, Н. С. Старжинской, О.И.

Тириновой и др.) и практики (Н. Н. Максимук, Т. А. Неборской, О.А.

Степановой и др.) дидактическая игра является средством, обеспечивающим

развитие индивидуальных способностей учащихся, особенно на I ступени

общего среднего образования.

Игра – главная форма организации жизни дошкольника и ведущий вид его

деятельности,однако она не исчезает и из жизни младшего школьника и

наряду с учебной деятельностью продолжает занимать особое место.

В современных научных исследованиях определены концептуальные

основы игровых технологий. Из них необходимо обозначить следующие:

* психологические механизмы игровой деятельности опираются на фун-

даментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении,

самореализации;

* игра – форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего лич-

ности;

* игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство ус-

воения социальных установок;

* игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация

нереализуемых интересов».

Важно помнить, что дидактическая игра – не средство развлечения, а

метод обучения, поэтому при организации игры необходимо строго соб-

людать методику ее проведения.

Еще до начала игры следует продумать следующие вопросы методики:

1. Определить дидактические задачи игры, ее место и роль в учебно –

воспитательном процессе, взаимосвязь с другими методами.

2. Количество играющих. Каждая игра требует определения минималь-

ного и максимального количества играющих, что приходится учитывать при

организации игры.

3. Обеспечить участие всех школьников в игре и продумать индиви-

дуальную работу с ними.

4. Подготовить необходимое игровое оборудование.

5. Определить время, которое может быть затрачено на игру.

6. Продумать объяснение правил и хода игры с наименьшей затратой

времени.

7. Оценить занимательность игры, спрогнозировать, насколько инте-

ресной она будет для учащихся.

8. Продумать, какие изменения можно будет ввести в игру, чтобы по-

высить интерес и активность детей.

9. Продумать выводы, которые следует сообщить учащимся в заключе-ние

игры.

В методику проведения дидактической игры входят: объявление назва-ния

игры; сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у

доски, в группах) и порядке пользования игровым материалом; объяснение

хода игры; показ учителем выполнения отдельных действий; руководство

игрой и подведение ее итогов. Руководя дидактической игрой, педагог

должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношении

игра

открывает

большие,

по

сравнению

с

учебной

деятельностью,

возможности

по

проявлению

инициативы,

творческого

поиска,

возникновения вопросов со стороны детей. Успех проведения дидактических

игр зависит во многом от правильного использования в них игрового

оборудования. Это могут быть настольно – печатные игры с правилами либо

игры самодельные, но в этом случае соответствующии всем требованиям,

предъявляемым к наглядным пособиям и имеющие красочный, эстетический

вид. Заканчивая игру, педагог должен подвести итоги: напомнить детям

название игры, отдельные игровые правила, указать на лучшие моменты,

недочёты в игре, собщить результат усвоения знаний, замечания по

нарушению правил и дисциплины, отметить отдельных участников игры.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся

зависит в большей мере от методики её преподавания, а не от содержания

предмета. С целью повышения качества знаний и интереса к предмету

современные педагоги создают и используют на уроках математики

различные виды игр. Умело подобранные дидактические игры оказывают

положительное влияние как на процесс усвоения знаний, так и на

формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер учащихся, т. е.

на все составляющие познавательного интереса.

Математические игры предоставляют возможность усвоения основных

идей

математики,

помогают

сформировать

навыки

математического

мышления, оценочные и контролирующие действия младших школьников,

вычислительные навыки, а также геометрические представления.

Основными отличительными особенностями дидактической игры для

развития математической деятельности можно назвать следующие :

● она специально направлена на усвоение учащимися конкретного мате-

матического содержания, что представляет собой решение учебной зада-чи;

● в ней учащимися осваиваются общие способы действий;

● общие способы действий предваряет решение практических задач;

● математическая деятельность в ходе игры ведет к изменениям в самом

субъекте, которые зависят от результатов его собственных достижений.

Кроме того, дидактические игры позваляют реализовать комплексное

обучение математике, а именно – развивать пространственные, времен-ные,

геометрические представления; формировать представления о числах и их

последовательности, арифметических действиях сложения и вычитания,

умножения и деления; приобретать навыки решения задач. В связи с этим, в

зависимости от формирования у младших школьников в процессе игры

основных математических понятий и действий, выделяются следующие

блоки дидактических игр:

1. Игры, направленные на формирование геометрических представле-ний.

2. Игры, направленные на формирование временных представлений.

3. Игры, направленные на формирование пространственных представ-

лений.

4. Игры, направленные на усвоение нумерации чисел и развитие коли-

чественныхпредставлений.

5. Игры, направленные на формирование знаний о составе чисел и

арифметических действиях.

6. Логические игры.

Учебно – дидактические игры можно использовать на всех без исключения

этапах урока математики. Следовательно, коллективные математические

игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это

прежде всего игры обучающие, контролирующие и обобщающие.

В связи с этим игры, используемые на уроке математики, должны отвечать

следующим требованиям:

1) соответствовать целям и теме урока;

2) обеспечивать углубление, расширение и закрепление знаний учащихся,

развивать умственные способности и быть в достаточной мере занима-

тельными;

3) отражать современные принципы организации работы по изучению

курса математики в начальной школе: взаимосвязь игровой и учебной

деятельности, комплексная падача математического материала, поэтапность

формирования математических умений и навыков;

4) соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступными,

обеспечивая постепенное усложнение операций мышления;

5)способствовать

воспитанию

целеустремлённости,

упорства,

коллективизма и взаимовыручки.

Использование дидактических игр на уроках математики создает у детей

бодрое трудовое настроение, содействует преодолению трудностей в

усвоении нового материала, снимает усталость и позволяет поддерживать

внимание на протяжении всего урока.

Часто практикую введение в урок сказочных персонажей и героев

мультипликационных фильмов. Они помогают организовать в игровой форме

практически любой этап урока. Дети с удовольствием составляют примеры

для Винни –Пуха и Пятачка,помогают своему однокласснику Буратино

освоить азы математических знаний, решают примеры мудрой Тетушки

Совы,

вместе

с

Незнайкой

ищут

и

исправляют

ошибки

в

вычислениях,спаcают Фею от Злого Волшебника. Игровые ситуации со

сказочными героями создают на уроке атмосферу приподнятости, важности,

требуют от детей ответственности за дело,которое им поручили. Ту же

функцию выполняют и телеграммы, письма – задания, которые приносит на

урок

почтальон

Печкин.

В шесть лет, когда ребенок идёт в школу, он ещё любит своих кукол,

мишек, играет с ними. И любимые игрушки тоже «приходят» к нам на урок.

Мы учим считать куклу, встречаем целую семью матрёшек, которые

«прячут» внутри карточки – задания. Например, первая «просит» посчитать

от данного числа в прямом и обратном порядке; другая – «проверяет» знание

состава чисел; третья «задает» примеры для устных вычислений.

Важное место в курсе математики занимают вычисления. Нудную по-рой

работу по формированию вычислительных навыков стараюсь сделать

интересной и живой. Для этого традиционные упражнения представляю в

несколько иной формулировке. Обычный пример вида 2+5, 9-3 особого

энтузиазма у детей не вызывает. Поэтому ту же работу предлагаю в игровой

форме. Например, дети помогают Зайцу из мультфильма «Ну, пого-ди!»

убежать от Волка. Правильное решение примера позволяет немного

отодвинуть Зайца от Волка, а неправильное – уменьшает расстояние между

ними. Таким образом, дети выполняют важную «миссию» по спасению

зайца. Аналогичные игры можно организовать с героями мультфильмов

«Том и Джерри», «Красная шапочка» и др.

Устный счет часто провожу в форме игры «Молчанка». Для этого ис-

пользую «волшебную» палочку (обычная палочка, обёрнутая яркой фольгой).

Учитель указывает палочкой на пример на доске, а потом - на учащегося,

который должен молча показать ответ с помощью «веера» цифр. Дети верят в

волшебство. Пусть же они хотя бы на несколько минут превратятся в добрых

волшебников, способных творить маленькие чудеса, даже если это просто

решение математических примеров.

На начальном этапе формирования устных вычислительных навыков

использую дидактические игры «Живые числа»,

«Цифры потерялись»,

«Математический бильярд». В последней игре детям предлагаю картонный

бильярд с «окошками» -лузами. В каждое «окошко» вставляю карточку с

примерами, а детям раздаю «шары» с цифрами – ответами. Задание : рашить

примеры, забив «шары» в нужную лузу.

Любимой математической игрой моих учеников является игра «Мара-

фонский бег». Она даёт возможность не просто научиться выполнять вы-

числения устно, но и делать это с максимальной скоростью, а также обес-

печивает достаточную, двигательную активность детей и может быть ис-

пользована на уроке в качестве физкультминутки. Суть игры: по классу

в хаотичном порядке развешаны небольшие карточки с цифрами, учитель

называет пример, а дети, которые в это время ходят по классу, должны

решить его устно, найти карточку – ответ и подбежать к ней. Выигрывает

учащийся, который сделал это быстрее остальных.

Нравятся учащимся и дидактические игры «Магазин», «Составь букет»,

«Клоун»

- в них примеры написаны на обратной стороне разных

предметных картинок объединяются в определенный сюжет. Например, в

игре «Магазин» на картинках изображены продукты питания, которые дети

могут купить,только если правильно выполнят вычисления; в игре «Составь

букет» - цветы; в игре «Клоун» - кольца и шары, которые клоун ловит.

Аналогичным образом проводятся игры – соревнования «Сбор грибов»

(дети, правильно решив пример, кладут гриб в свою корзину), «Кормушка»

(прикрепляют карточку с изображением птицы на кормушку), «Аква-риум»

(решают примеры и заселяют аквариум рыбками), «Укрась елочку» и др.

Очень нравится детям выступать в роли архитектора при проведении игры

«Построй дом», когда в качестве призов за правильное выполнение задания

они получают детали конструкции дома: крышу, стены, окна, двери.

При организации каждой игры не забываю хвалить малышей; слежу,

чтобы каждый ученик принимал в ней активное участие, учитываю инди-

видуальные особенности детей (уровень знаний, способности, интересы);

стараюсь создать атмосферу доброжелательности, творчества; поддерживаю

неуверенных в себе детей. Это дает маленьким ученикам уверенность в своих

силах, формирует познавательный интерес, побуждает к дальнейшей

плодотворной работе. Я же в своих раскованных и заинтересованных

малышах черпаю силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня

подарить им радость познания.

Школа сегодня может привлечь только интересной организацией дея-

тельности в процессе обучения. Для младших школьников это прежде всего

игра,значение которой трудно переоценить. Подтверждением тому служат

слова Н.Н.Максимук: «Игра развивает! Игра обучает! Игра обеспечивает

усиленную

мотивацию

к

учёбе!

Игра

помогает

решить

проблему

преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования!

Игра воспитывает! Игра служит взаимодействию и общению!» [4, с.54]



В раздел образования