Напоминание

Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения в классе скрипки»


Автор: Прасолова Наталья Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Методическая разработка на тему:
Тема: Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения в классе скрипки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА КУРСКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №6» города Курска

Методическая разработка на тему:

«Развитие творческих способностей на начальном этапе

обучения в классе скрипки»

Преподаватель Прасолова Наталья Дмитриевна

Проблема развития творческих способностей обучающихся всегда являлась одной из

интереснейших тем музыкальной педагогики. Но в связи со сложностью и

многозначительностью, аспекты ее изучения были различными: одни авторы придавали

большое значение развитию способностей чтения с листа, другие уделяли пристальное

внимание вопросам импровизации, третьи – развитию внутреннего слуха музыканта.

Однако на практике развитие этих способностей часто остается за пределами внимания

педагога и ученика. Одна из причин такого невнимания – необходимость

дополнительного времени на воспитание этих качеств. Практика показывает, что наиболее

целесообразны те способы развития творческих способностей, которые органично

вплетаются в его повседневную работу. Способствую улучшению результатов. Но требуя

отдельных затрат времени.

Цели и задачи развития творческих способностей учащихся.

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного

представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний,

умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей

школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для

самообразования и самовоспитания в условиях основной школы, увлечь музыкой, привить

интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу

учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальнее произведение, чувство

сопереживания музыкальным образам.

– развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях

искусства, восприятия музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими

видами искусства;

- заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и

навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации),

движения под музыку и ее пластического интонирования;

- развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными

шедеврами;

- побудить к музыкальному самообразованию.

Чтобы успешно справляться со всеми трудностями в своей деятельности, педагог

опирается на следующие принципы:

Личностно – ориентировочный подход в обучении;

Создание благоприятных условий на уроке;

Развитие творческих способностей учащихся;

Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;

Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;

Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;

Развитие у каждого учащегося творческих способностей;

Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое музыкальное

произведение.

Педагогический процесс представляет собой сложный сплав старого и нового, содержание

которого реализуется в правильной работе и сочетании форм работы. Эффективность его

зависит от сочетания многообразного опыта, накопленного поиском новых форм,

учитывающих возросшие потребности обучающихся.

Б. М Теплов выделяет три основные музыкальные способности:

1-ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;

2-произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение

мелодии – это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического

(высокая степень его развития является основой музыкальной памяти и воображения, т.е.

внутреннего слуха);

3-ритмическое чувство-способность активного переживания музыки, ощущения

эмоциональной выразительности ее ритма, его точного воспроизведения.

Комплексное обучение игры на скрипке включает в себя: развитие чувства метро – ритма,

гармонического и ладового слуха, музыкальной памяти, развитие исполнительских

навыков, умение читать с листа. Так в развитии слуха должно участвовать творческое

воображение, которое вырастает из простейшего умения сочинять, комбинировать и

импровизировать небольшие попевки, темы. Воображение – это самостоятельный

психологический процесс, который находится в тесном контакте с мышлением и памятью.

Продуктом воображения является создание новых образов на основе предыдущего опыта.

Обычно сочиненные детьми напевы надолго остаются у них в памяти. Уже свои первые

уроки я начинаю с «озвучивания» сказочных образов, но сказки должны быть краткими,

близкими и знакомыми ребенку. Развитию творческого воображения нужно посвящать

определенную часть урока. В младших классах следует использовать простейшие

одноголосные попевки, состоящие из двух-четырех тактов.

Эффективным средством, способствующим звуковысотной, интонационной ориентации

на грифе, развитию игровых движений, а также формированию внутренних слуховых

музыкальных представлений, является транспонирование.

В своей работе использую различные виды транспонирования: исполнение мелодий в

различных тональностях и с различной аппликатурой. Возьмем для примера песенку

«Кукушка». Начинающий обучающийся с интересом воспринимает игровую ситуацию,

когда педагог предлагает ему представить, скажем, трех кукушек: большую (пьеса

исполняется на струне «ре»), среднюю (пьеса исполняется на струне «ля») и маленькую

(пьеса исполняется на струне «ми»). Этот простейший вид транспонирования – перенос

мелодии на квинту с исполнением ее прежней аппликатурой, но с изменением

тональности. Другой простейший вид транспонирования – исполнение мелодий в прежней

тональности, но с иным аппликатурным приемом. Для этого очень удобно использовать

песенку «Два барабана» и французскую народную песенку «Три мальчугана». Яркий

интервал кварты направляет слуховые представления ученика и помогает ему

проинтонировать данную мелодию при положении левой руки во второй и третьей

позициях. Транспонирование в высокие четвертую и пятую позиции для начинающих, как

показала практика, не представляет больших трудностей.

Транспонирование можно применять со второй четверти обучения, когда ребенок хорошо

освоил постановку рук и начал играть гаммы и несложные пьесы. Развивая слух

обучающегося необходимо исходить из известного песенного материала, таким

материалом являются популярные песни из мультфильмов, народные песни,

произведения классиков. В своей работе я стараюсь добиваться, чтобы учащийся чаще

подбирал на слух известные ему песни, мелодии.

Среди великого многообразия музыкально – технических навыков, которые ученик

приобретает в процессе обучения игры на скрипке, одним из важных является навык

чтения с листа. Самый необходимый навык для чтения с листа – это умение смотреть

вперед, воспитывать его надо с первого года обучения.

Чтение с листа я начинаю в первом классе по двум направлениям:

а) развитие слуха и слуховых представлений,

б) усвоение навыков постановки.

Лучше начинать знакомство с новой песенкой с определения ее характера разучивания со

словами, отстукивания ее ритмического рисунка. Уже на следующем этапе развития

слухового представления, я предлагаю ученику прочесть пьесу по нотам с листа, без

предварительного ознакомления с ней, или исполнить сначала ее ритмический рисунок, а

затем и звуковысотный. Для чтения нот с листа следует выбирать такие произведения,

которые по своей сложности, содержанию, выразительности были доступны ученику,

вызывая у него интерес к работе, и стремление активно и самостоятельно знакомиться с

новыми музыкальными произведениями.

В содержание занятий по развитию слуха входит: слушание музыки, исполняемой

педагогом или аудио техникой, определение ее характера, разучивания песенки со

словами, воспроизведение ее ритмического рисунка хлопками, выразительное пение,

подбор мелодии на фортепиано.

В ходе подготовительных упражнений для выработки элементарных навыков постановки

рук, учащийся должен уметь отличать свободное, ненапряженное состояние мышц рук от

зажатого. Фиксировать различное положение рук. Так как во время игры руки скрипача

производят сложные и различные для каждой руки движения, затрудняющие их

координацию, руки должны быть свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь

минимальными усилиями высокого художественного результата. Руки должны быть

свободны, а движения – экономны.

Ритмические упражнения:

1. Ходьба под музыку – «шаги».

2. Прошагать свое имя, прохлопать его.

3. Прохлопать в ладоши имена людей, названия животных, птиц, растений, предметов.

4. Озвучить в определенном характере: мягко, вежливо, требовательно, сердито.

Знакомство с полькой, маршем, вальсом провожу в различных вариантах: с хлопками, со

счетом вслух, с притопом на сильную долю. Во время звучания марша я предлагаю

ученику считать 4 доли, делая на «раз» хлопок руками или топнуть ногой. Затем

показываю движение «Колокольчики» - ребенок спокойно двигается, подняв руки,

потряхивая кистями.

Объясняя разницу между короткими и длинными нотами, прошу обучающегося

прохлопать в ладоши песню «Петушок». Разучиваю песню «Андрей-воробей». Нужно

пропеть, прохлопать ритмический рисунок, подобрать на фортепиано, промаршировать

длинными и короткими шагами.

Далее я предлагаю ученику сочинить песенку на детское стихотворение или считалку.

Объясняю на примере четверостишья:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу,

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Затем идет непосредственная работа со скрипкой. Рассказываю строение скрипки.

Существует масса упражнений для левой руки: «Держать яблочко», «Зеркало», «Часики»,

«Веточка с листочком». Держа скрипку, скользить левой рукой по грифу из первой

позиции до третьей. Цель упражнения – предотвратить зажатость, все 4 пальца легко

прикасаются к струнам. Объясняю «щипок» или «пиццикато». Исполняем щипком песни:

«Петушок», «У кота – воркота», «Андрей – воробей», «Пойду ль я , выйду ль, я». Перед

проигрыванием необходимо под аккомпанемент концертмейстера воспроизвести

ритмический рисунок песенок, затем подобрать их на фортепиано от нот «ре» и «ля».

Очень часто в своей работе я использую метод «копирования».

Посредством показа, я знакомлю ученика с новым тембром звучания, качеством

исполнения, различным игровым приемам. Но этот метод я стараюсь не принимать за

основу, так как при этом не получает развития индивидуальное мышление маленького

музыканта, особенно образное, зато сильно активируется слухо – моторная сфера, которая

имеет огромное значение в исполнительском процессе.

Проводимая работа в данном направлении дает положительные результаты: все учащиеся

усваивают государственный образовательный стандарт; 100% успеваемость; процент

качества за предыдущий год по всем классам составляет от 90 до 100%. Учащиеся

принимают активное участие во многих мероприятиях школьного и муниципального

уровня.

На современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации

востребована и является педагогически ценной та методика преподавания предмета,

которая использует активность учителя и ученика. Тенденция в современной педагогике -

активировать процесс музыкально – эстетического воспитания через творчество

школьника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании

мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью

ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и

полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего

возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих

способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление

творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием

дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и

осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности,

более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче

создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к

самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает

память, мышление, активность, наблюдательность, логику, интуицию.

Список использованной литературы:

1. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. Мю., 1953

2. Мильтонян С.О. Педагогика гармонического развития скрипача. Тверь, 1996.

3. Мищенко М.Э. Методика обучения игре на скрипке. С-Пб 2009

4. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и мастерство педагога М., Музыка 1975



В раздел образования