Напоминание

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ


Автор: Юрьева Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №59
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ

Автор: Юрьева Юлия Анатольевна, воспитатель МДБОУ «Детский

сад №59 «Ягодка»,

В

эпоху

глобализации

и

технического

прогресса

все

чаще

востребованными становятся профессии, связанные с инженерией, науками,

искусством и т.д. В настоящее время активно развивается STEM-образование

- объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на

инновационное

мышление,

на

обеспечение

потребности

в

хорошо

подготовленных инженерных кадрах.

В дошкольных учреждениях все чаще создаются STEM-центры – сети

исследовательских лабораторий, поддерживающие научную, техническую и

инженерную составляющую в дополнительном образовании дошкольников.

STEM-лаборатории делают современное оборудование и инновационные

программы

более

доступными

для

детей,

заинтересованных

в

исследовательской деятельности.

Что же такое STEM-образование? Если расшифровать, то получится

следующее: S – science (наука), T – technology (технология), Е – engineering

(инжинерия), М - mathematics (математика).

Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM

образование?

Через

организацию

проектной

и

экспериментально-

исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы

является

создание

актуальной

предметно-пространственной

среды,

соответствующей

целевым

установкам.

При

этом

объединяющими

факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности

дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов,

доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность

демонстрации результатов.

Необходимо отметить, что в условиях обновления образования остро

стоит

вопрос

программно-методического

обеспечения,

развития

материально-технической

базы

дошкольного

учреждения,

повышение

квалификации дошкольных специалистов по проблеме.

Полагаем,

что

погружение

в

STEM-среду

можно

начать

с

конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из

различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретут

элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами

инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей

креативность и пространственное мышление. Линейка решений должна

включать

специализированные

наборы

для

изучения

математики,

деятельности на открытом воздухе, простых инженерных проектов.

На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-

технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo),

опытно-экспериментальную

и

исследовательскую

деятельность,

робототехнику, моделирование из электронного конструктора («Знаток»).

LEGO детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать

совершенно

разные

конструкции.

А

если

совместить

сборку

Lego-

конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный

внимания проект в рамках STEM-образования. Если же оживить Lego-

конструкции на

основе

программирования –

это

уже

первые

шаги

робототехники.

Замечательным

решением

задач

STEM-образования

станет

конструктор, который сочетает в себе игровые наборы - Планета STEM. В

рамках занятий дети уже с 3-х лет смогут научиться задавать вопросы и

исследовать

процессы;

высказывать

гипотезы

и

предположения;

использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и

ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и

сравнивать размер, скорость и расстояние.

Важным

условием

обучения

является

парная

или

групповая

деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и

интереснее аккумулировать идеи и размышлять.

С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику

происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и

тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль

мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллель дети

освоят основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь,

обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.

Следует заметить, что STEM-компетенции можно формировать у детей

с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать

родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки,

создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями:

высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как

искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет

ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и

конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает

малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. Наборы

робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием

передовых технологий.

Технология

STEM

уникальна,

потому,

что

отталкивается

от

комплексного научно-технического целеполагания, при котором инженерные

и естественнонаучные компетенции формируются у детей, начиная с

младшего дошкольного возраста, что ведёт к развитию познавательной

активности, способов умственной деятельности, формированию системы

знаний и умений детей от 3 до 11 лет, создавая предпосылки для

продолжения политехнического и естественнонаучного образования в школе

и в ВУЗе.



В раздел образования