Автор: Юрьева Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №59
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ
Автор: Юрьева Юлия Анатольевна, воспитатель МДБОУ «Детский
сад №59 «Ягодка»,
В
эпоху
глобализации
и
технического
прогресса
все
чаще
востребованными становятся профессии, связанные с инженерией, науками,
искусством и т.д. В настоящее время активно развивается STEM-образование
- объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на
инновационное
мышление,
на
обеспечение
потребности
в
хорошо
подготовленных инженерных кадрах.
В дошкольных учреждениях все чаще создаются STEM-центры – сети
исследовательских лабораторий, поддерживающие научную, техническую и
инженерную составляющую в дополнительном образовании дошкольников.
STEM-лаборатории делают современное оборудование и инновационные
программы
более
доступными
для
детей,
заинтересованных
в
исследовательской деятельности.
Что же такое STEM-образование? Если расшифровать, то получится
следующее: S – science (наука), T – technology (технология), Е – engineering
(инжинерия), М - mathematics (математика).
Как в условиях дошкольной организации можно реализовать STEM
образование?
Через
организацию
проектной
и
экспериментально-
исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной работы
является
создание
актуальной
предметно-пространственной
среды,
соответствующей
целевым
установкам.
При
этом
объединяющими
факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности
дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов,
доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность
демонстрации результатов.
Необходимо отметить, что в условиях обновления образования остро
стоит
вопрос
программно-методического
обеспечения,
развития
материально-технической
базы
дошкольного
учреждения,
повышение
квалификации дошкольных специалистов по проблеме.
Полагаем,
что
погружение
в
STEM-среду
можно
начать
с
конструирования, в рамках которого воспитанники, используя элементы из
различных материалов (дерево, бумага, металл, пластик), приобретут
элементарные технические навыки и умения, познакомятся с принципами
инженерии. Различные конструкторы помогут педагогам развить в детей
креативность и пространственное мышление. Линейка решений должна
включать
специализированные
наборы
для
изучения
математики,
деятельности на открытом воздухе, простых инженерных проектов.
На следующем этапе воспитанником можно предложить LEGO-
технологии (LEGO Education, LEGO System, LEGO WeDo, LEGO Duplo),
опытно-экспериментальную
и
исследовательскую
деятельность,
робототехнику, моделирование из электронного конструктора («Знаток»).
LEGO детям нравится тем, что из одних и тех же элементов можно создавать
совершенно
разные
конструкции.
А
если
совместить
сборку
Lego-
конструкции и проведение химического эксперимента – выйдет достойный
внимания проект в рамках STEM-образования. Если же оживить Lego-
конструкции на
основе
программирования –
это
уже
первые
шаги
робототехники.
Замечательным
решением
задач
STEM-образования
станет
конструктор, который сочетает в себе игровые наборы - Планета STEM. В
рамках занятий дети уже с 3-х лет смогут научиться задавать вопросы и
исследовать
процессы;
высказывать
гипотезы
и
предположения;
использовать в деятельность подручный материал; с помощью метода проб и
ошибок решать задачи; участвовать в дизайне поделок; измерять и
сравнивать размер, скорость и расстояние.
Важным
условием
обучения
является
парная
или
групповая
деятельность детей. Именно в таком формате общения им будет легче и
интереснее аккумулировать идеи и размышлять.
С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику
происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и
тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль
мышления, умение выходить из критических ситуаций. Параллель дети
освоят основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь,
обеспечивают абсолютно новый уровень развития ребенка.
Следует заметить, что STEM-компетенции можно формировать у детей
с самых ранних лет, используя игры, которые легко смогут организовать
родители в условиях дома. Поделки из соленого теста – это игрушки,
создавая которые, малыш впервые сталкивается с тремя измерениями:
высотой, шириной и длиной. Лепка из пластилина продемонстрирует, как
искусство соединяется с моделированием. Конструктор из картона поможет
ребенку научиться узнавать различные сенсорные эталоны, а к тому же еще и
конструировать. Геоконт развивает творческое воображение и помогает
малышам лучше ориентироваться в макро и микро пространстве. Наборы
робототехники помогут приобщить детей к творчеству с использованием
передовых технологий.
Технология
STEM
уникальна,
потому,
что
отталкивается
от
комплексного научно-технического целеполагания, при котором инженерные
и естественнонаучные компетенции формируются у детей, начиная с
младшего дошкольного возраста, что ведёт к развитию познавательной
активности, способов умственной деятельности, формированию системы
знаний и умений детей от 3 до 11 лет, создавая предпосылки для
продолжения политехнического и естественнонаучного образования в школе
и в ВУЗе.