Авторы: Баклаушева Гульнара Надыровна, Муравлева Олеся Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 ДО7
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чу-
ковского
Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще
и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.
Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принци-
пов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.
Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах
детей с воспитателем и между собой.
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с ху-
дожественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивно-
го отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телеви-
дение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.
Основными методами литературного развития детей являются чтение (расска-
зывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чте-
ние с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педаго-
га с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным твор-
чеством.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педаго-
га с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным твор-
чеством.
Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах
не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы по-
бывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.
Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные
сказки в стихах К. И. Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные,
щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают
трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.
Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной
книги Чуковского.
Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произ-
ведениями К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные,
яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих
сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок
превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и вооб-
ражение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так
огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведе-
ний К. И. Чуковского.
Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читате-
ли» уже многое знают наизусть.
В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».
Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого ма-
стера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы по-
мнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.
Первая сказка – «Муха-Цокотуха» –вызвала много положительных эмоций:
дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки.Затем прошла бесе-
да по вопросам:
– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)
– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригла-
сить друзей)
– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)
Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни
семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.
– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)
Знакомство с понятием «хлебосольная».
– А как назвать человека, который ни с кем не любит делиться? (жадный, ску-
пой)
– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)
– Как можно такое поведение назвать? (трусость)
– А вас когда-нибудь бросали в беде?
Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с по-
ведением Мухиных гостей.
– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила
о помощи)
– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый посту-
пок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)
Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и
не бросать никого в беде.
Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и стра-
хе, «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности, «Краденое солн-
це» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежли-
вого телефонного разговора, «Федорино горе» (как поддерживать порядок в
доме, в классе, на своем рабочем месте, «Айболит» (воспитание доброты, от-
зывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии, «Барма-
лей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо
вступать в борьбу со злом).
Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно
ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в
желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представле-
ние об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произве-
дений.
Сказка является эффективным средством духовно-нравственного становле-
ния личности, поскольку включает в себя знания об окружающем мире, о взаимо-
отношениях людей, предлагает различные модели поведения. Сказки обращают-
ся к глубинному «я» ребенка, помогают осознать отношение к самому себе, к
миру, к другим людям. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». На
примерах сказочных героев можно увидеть образец поведения, подумать о по-
ступках героя, последствиях тех или иных действий для него самого, для окружа-
ющих его людей, сравнить себя с литературным героем. Слушая сказки, ребенок
учится думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сильные впечат-
ления детства остаются на всю жизнь. Мудрость сказки помогает вырастить ду-
шевно здорового ребенка. Сказка учит жить.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ре-
бенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить
вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удо-
вольствие.
Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоро-
вья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По
рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на
помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хо-
тят быть похожими на мальчика - грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда,
посуда.
Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приоб-
щает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе;
формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным
для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнако-
мого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или,
тем более, уходить далеко от дома.
Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем
правила дорожного движения.
Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по
развитию математических представлений неоднократно используем произведе-
ния К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино
горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с ко-
личеством (считают посуду, порядковым счетом (кто за кем едет, составляют
пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количе-
ство жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить
самовар.
Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьене-
ша и другие.
Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой
была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо
солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце
своими руками, при этом развивая мелкую моторику.
Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригла-
сили «Солнечного зайчика».
Изба. В сказке «Федорино горе»много предметов старины: ухват, кочерга,
самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском
саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с
прошлым предметов, сравнивают их с современными.
Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница».
Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.
Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чув-
ства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые сред-
ства.
Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На осно-
ве произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Напри-
мер, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где
дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве выраста-
ют не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.
Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху».К игре вместе с
детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.
Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование,
лепку. Этот самовар мы украсили розами из П - П платков.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ре-
бенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить
вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удо-
вольствие.