Напоминание

"Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского"


Авторы: Баклаушева Гульнара Надыровна, Муравлева Олеся Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 ДО7
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чуковского"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание нравственных качеств дошкольника через произведения К. И. Чу-

ковского

Внимание учёных и практиков к проблеме нравственного воспитания вообще

и подрастающего поколения в особенности всегда было неослабевающим.

Нравственное воспитание – многосторонний процесс формирования принци-

пов и норм поведения, охватывающих отношение людей друг к другу и обществу.

Нравственные принципы складываются постепенно, в ежедневных контактах

детей с воспитателем и между собой.

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с ху-

дожественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивно-

го отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телеви-

дение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.

Основными методами литературного развития детей являются чтение (расска-

зывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чте-

ние с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.

Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педаго-

га с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным твор-

чеством.

Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педаго-

га с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным твор-

чеством.

Самые лучшие детские писатели в своих рассказах, сказках, повестях и стихах

не навязчиво показывают детям примеры поведения героев, предлагая как бы по-

бывать на их месте, задуматься о мотивах и последствиях поступках.

Первыми произведения, с которыми я познакомила детей, стали бессмертные

сказки в стихах К. И. Чуковского. В них забавные герои – букашки, животные,

щётки, чайники – учат детей заботе, доброте, храбрости, щедрости, высмеивают

трусость, жадность, нерадивость, неблагодарность.

Наверное, нет семьи, где есть маленькие дети, в которой нет хотя бы одной

книги Чуковского.

Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произ-

ведениями К. И. Чуковского.

К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные,

яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих

сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок

превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и вооб-

ражение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так

огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведе-

ний К. И. Чуковского.

Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читате-

ли» уже многое знают наизусть.

В книжном уголке была оформлена выставка «Любимый детский писатель».

Но, проводя предварительную беседу перед чтением произведений этого ма-

стера, я с удивлением и сожалением узнала, что только трое из всей группы по-

мнят эти сказки. Тем важнее для меня начать это знакомство.

Первая сказка – «Муха-Цокотуха» –вызвала много положительных эмоций:

дети начали вспоминать и повторять запомнившиеся строки.Затем прошла бесе-

да по вопросам:

– Что сделала Муха после того, как нашла денежку? (купила самовар)

– А почему она купила самовар, а не маленький чайник? (она хотела пригла-

сить друзей)

– Значит, она какая? (добрая, дружелюбная, щедрая)

Далее шло разъяснение этих понятий, затем приводились примеры из жизни

семьи, класса, иллюстрирующие эти понятия.

– Как вела себя Муха с гостями? (она всех угощала, всем старалась угодить)

Знакомство с понятием «хлебосольная».

– А как назвать человека, который ни с кем не любит делиться? (жадный, ску-

пой)

– Что сделали гости, когда Муху поймал Паук? (попрятались, разбежались)

– Как можно такое поведение назвать? (трусость)

– А вас когда-нибудь бросали в беде?

Дети вспоминают случаи из жизни, сравнивая поведение своих знакомых с по-

ведением Мухиных гостей.

– А как бы поступили вы? (защитили бы Муху, ведь она их кормила и просила

о помощи)

– Какими словами мы можем описать поступок Комара? (это смелый посту-

пок, он спас Муху, хотя сам не очень сильный)

Эта сказка учит нас, ребята, быть добрыми, как Муха, смелыми, как Комар, и

не бросать никого в беде.

Далее мы с детьми прочитали сказки «Тараканище» (беседа о трусости и стра-

хе, «Мойдодыр» (воспитание чистоплотности и аккуратности, «Краденое солн-

це» (борьба добра со злом, наказание зла) «Телефон» (беседа о правилах вежли-

вого телефонного разговора, «Федорино горе» (как поддерживать порядок в

доме, в классе, на своем рабочем месте, «Айболит» (воспитание доброты, от-

зывчивости, сострадания, заботы о других, любви к своей профессии, «Барма-

лей» (беседа о послушании – надо прислушиваться к запретам взрослых; надо

вступать в борьбу со злом).

Конечно, дети, приобретая нравственные знания, не могу сразу правильно

ими воспользоваться, но при многократном повторении эти знания перейдут в

желание поступать соответственно нормам этики. А дети получают представле-

ние об этичном поведении впервые из сказок, пословиц, басен и других произве-

дений.

Сказка является эффективным средством духовно-нравственного становле-

ния личности, поскольку включает в себя знания об окружающем мире, о взаимо-

отношениях людей, предлагает различные модели поведения. Сказки обращают-

ся к глубинному «я» ребенка, помогают осознать отношение к самому себе, к

миру, к другим людям. Сказку называют «копилкой жизненных рецептов». На

примерах сказочных героев можно увидеть образец поведения, подумать о по-

ступках героя, последствиях тех или иных действий для него самого, для окружа-

ющих его людей, сравнить себя с литературным героем. Слушая сказки, ребенок

учится думать, рассказывать об услышанном, трудиться душой. Сильные впечат-

ления детства остаются на всю жизнь. Мудрость сказки помогает вырастить ду-

шевно здорового ребенка. Сказка учит жить.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ре-

бенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить

вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удо-

вольствие.

Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоро-

вья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По

рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на

помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хо-

тят быть похожими на мальчика - грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда,

посуда.

Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приоб-

щает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе;

формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным

для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнако-

мого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или,

тем более, уходить далеко от дома.

Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем

правила дорожного движения.

Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по

развитию математических представлений неоднократно используем произведе-

ния К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино

горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с ко-

личеством (считают посуду, порядковым счетом (кто за кем едет, составляют

пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количе-

ство жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить

самовар.

Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьене-

ша и другие.

Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой

была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо

солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце

своими руками, при этом развивая мелкую моторику.

Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригла-

сили «Солнечного зайчика».

Изба. В сказке «Федорино горе»много предметов старины: ухват, кочерга,

самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском

саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с

прошлым предметов, сравнивают их с современными.

Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница».

Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.

Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чув-

ства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые сред-

ства.

Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На осно-

ве произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Напри-

мер, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где

дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве выраста-

ют не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.

Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху».К игре вместе с

детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.

Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование,

лепку. Этот самовар мы украсили розами из П - П платков.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ре-

бенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить

вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удо-

вольствие.



В раздел образования