Напоминание

Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга


Авторы: Ганичкина Ирина Викторовна, Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер - класс для педагогов на тему:

Тема: «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с

элементами тренинга»

Подготовили воспитатели

Ганичкина И.В.

Кислицина Н.В.

Цель: Расширить и обогатить знания о развитии ассоциативно - образного

мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1)

Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.

2)

Совершенствовать знания педагогов в развитии психических процессов

дошкольников и в применении приемов для их развития.

3)

Познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их

использование в работе.

4)

Развивать мышление, воображение, фантазию.

5)

Закреплять

положительные,

доверительные

отношения

между

педагогами.

Актуальность:

В процессе развития логического мышления, у ребенка формируются

умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами

логики, построение причинно - следственных связей.

Именно,

с

логического

мышления

начинается

формирование

мировоззрение ребенка.

Развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность,

смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается

посредством слова.

Овладение логическими формами в дошкольном возрасте способствует

развитию умственных способностей, что необходимо для успешного

перехода детей к школьному обучению.

Ожидаемые результаты:

У педагогов формируются представления об эйдетике в целом, о

необходимости

применять

методы

эйдетики

в

своей

работе

с

дошкольниками.

Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в

работе с детьми.

Педагоги

придумывают

новые

сюжеты

для

развивающей

игры,

основанной на методике эйдетике, для закрепления имеющихся у детей

знаний.

Ход:

Перед началом нашего мастер - класса, я предлагаю поиграть в игру

«Приветствие».

Игра «Приветствие» - «Мой портрет в лучах солнца».

Цель:

Снятие

психоэмоционального

напряжения,

направленное

на

положительно

-

эмоциональный

настрой

на

предстоящий

день,

на

укрепление личного контакта.

В: На мольберте расположен круг от солнца. У вас на столах лежат его

лучики. На лучах солнца напишите свои положительные качества, то, что вы

любите, цените, принимаете в себе. Посмотрим, какими лучшими качествами

вы

обладаете.

Солнце

получилось

доброе,

лучистое,

замечательное,

терпеливое, веселое, жизнерадостное, умное…

А сейчас мы все улыбнемся, друг другу, забудем все плохое, печальное и

вдохнем тепло, улыбку, добрый взгляд. Пожелаем друг другу хорошего дня.

У всех настроение поднялось, и мы приступим к теме нашего мастер - класса,

которую вы сами попробуете назвать, сложив из букв.

- Перед вами конверты, в каждом из них - цифра. На столе лежат буквы

(перевернуты изображением вниз), обозначенные цифрой. Какая цифра в

вашем конверте, тот берет букву с этой цифрой и становится друг за другом.

Читаем слово - эйдетика.

Кто может объяснить, что такое эйдетика? (высказывание педагогов).

Сегодня мы будем играть, и говорить об этой методике.

В переводе с греческого «Эйдос» - обозначает «образ».

Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность

мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует

развитию воображения.

Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на

зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить

живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.

Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским

ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это

специфический вид памяти, который способен на образном уровне

воспроизводить предметы или явления.

В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти

занимались ученные Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.С. Фейман и другие.

В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и

взрослых. Ее основатель - Матюгин И.Ю., доктор педагогических наук,

который разработал основу эйдетики.

Таким образом, можно сделать вывод, что «эйдетизм» - разновидность

образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто

необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого

нет в поле нашего восприятия. В чем же суть методики?

Этот метод строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым

ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и

легко воспроизвести. Все знают, как легко запомнить все цвета радуги по

нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дело

в том, что проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе «радужного

фазана». Образ доступный воображению, да плюс положительные эмоции - в

результате, в памяти надолго сохраняется яркая информация. Именно, так

работает память ребенка. Такую психическую особенность необходимо

использовать в обучении.

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все

обучение должно проходить в игре.

Вот как сказал об этом Сухомлинский В.Л. - «Присмотримся внимательно,

какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое

серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются

творческие способности

личности.

Без

них нет,

и не

может быть

полноценного умственного развития.

Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания,

мышления, воображения и т.д. Игры подобного плана очень нравятся детям,

они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.

Проведем разминку №1. Игра «Запомни фигуры» -

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

Время для запоминания фигур 1 минута. После этого вам нужно ответить на

вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры

разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Разминка №2 «Найди слова в слове» - найди в данных словах как можно

больше других слов. Буквы переставлять нельзя.

Колобок (кол, лоб, бок), Яков (як), солонка (соло), ирис (рис), грузовик

(груз), волк (вол), сон (он), Карабас (бас, раб, кара), олень (лень), крот (рот),

комар (ком, омар), рыбак (рыба, бак), дубрава (дуб, бра), прибор (бор),

мельник (мель, ель, ельник), косынка (косы, осы, сын), собака (бак),

ножницы (нож, жницы), обложка (ложка), подстаканник (стакан).

В методике «Найди слова» существуют разные способы проведения игр.

Разминка №3 «Найди спрятанные слова и обведи их».

Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных

слов в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете

правильным, и обвести его.

Продолжим наш мастер - класс. И я предлагаю поиграть в игру

«Придумай символы» (перед педагогами карандаши и лист бумаги). Я

называю слова, а вы обозначаете их символами: мяч, корзина, конфета,

лебедь, балерина, проезд, мороженое, школа.

Игра

«Придумай

символы»

лежит

в

основе

игры

«Графические

пентаграммы».

В

игре

«Пентаграммы»,

педагог

читает

короткие

предложения или четверостишия, хорошо понятные детям. Для маленьких

детей педагог рисует сам, и дети по рисункам составляют рассказ. Сейчас мы

с вами попробуем составить пентаграмму по небольшому стихотворению.

Перед вами лист бумаги, разделенный на квадраты. Нужно в каждом

квадрате

нарисовать

изображение

по

стихотворению

по

своему

художественному вкусу.

1. «На полянке колобок,

2. Нитки сматывал в клубок.

3. Ниток желтых, алых

4. Намотал немало,

5. И пошел домой устало».

Следующий тренинг нашей темы игра «На что похожа цифра». Перед

вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по

представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас

цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

Наступила переменка и мы отдохнем. Вспомним игру нашего детства

«Морской бой». Принцип игры «Зачеркни клетки по адресам» такой же.

Называю букву и цифру, а вы ставите крестик на пересечении этих точек.

Называть адрес буду быстро без повторов. У кого нет ошибок, тот и победил.

А1, А2, Б2, В1,

В2, В3, Г2, Г4

2А, 3А, 1Б, 4Б,

1В, 4В, 2Г, 3Г

Игра на внимание «Найти в предложении слова и раздели их» линией.

Сколько слов у вас получилось?

«Карандашшкаффлажоккусттопорракетаавтобуссачокключчайниккошкаанан

а ссоммаккрокодиллукмёддиванножжуккомарростоккактуссноппомидорси.

Предлагаю вам несколько интересных вопросов.

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола?

(5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы?

(сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать

и сопоставлять).

В: Вашему вниманию представлен рассказ на тему «Вот и осень наступила».

Задание

такое,

в

каждом

предложении,

любое

слово

заменить

на

соответствующую картинку, не нарушая смысл предложения.

Рассказ «Вот и осень наступила».

«Вот и осень наступила. Деревья в осенние наряды нарядились. У белой

березы листочки стали золотыми. Дуб украсил себя оранжевыми листьями.

А рябина надела бусы из красных ягод. Только их подружка - ель не

поменяла своих зеленых иголок».

Итак, мы с вами, поиграв в разнообразные игры, используя метод эйдетики,

пополнили свои знания в развитии интеллекта, и тем самым узнали, как

можно и нужно развивать его у дошкольников.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится

более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность

концентрировать

внимание

возрастает.

Эйдетика

задействует

все

анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать,

услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые

детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка

становится

более

позитивным,

а

психика

устойчивее.

Улучшается

взаимоотношения ребенка с окружающими. Нет плохой памяти, есть только

неумение ею правильно пользоваться.

На этой творческой ноте хочу закончить свой мастер - класс. Пожелать всем

педагогам успехов в творчестве, новых идей и предлагаю памятки с

полезными советами для всестороннего развития детей и их психических

процессов.



В раздел образования