Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших школьников


Автор: Гончарова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №113
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание младших школьников

В настоящее время важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является

вопрос возрождения традиционных духовных ценностей. Почему же в настоящее

время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию?

Послереволюционная эпоха в отечественной истории формировала высокий

идеал – воспитание всесторонне развитой личности, давала примеры массового

патриотизма, героического служения во имя будущего своей страны и своего

народа. Конец прошлого века и начало нынешнего представляют собой особый

период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены

ценностных ориентиров порождает собственный идеал – свободная в своем

самоопределении и развитии личность, освобождённая от ценностей, национальных

традиций, обязательств перед обществом.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания» целью развития и

воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является

становление

и

развитие

высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого

в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации.

В настоящее время основополагающей остается идея патриотизма.

Что же такое патриотизм? В толковом словаре С.И.Ожегова даётся следующее

определение:«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему

народу». Но патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать с раннего детства,

т.к. формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается

с детства.

В Федеральном государственном образовательном стандарте большое

внимание уделяется становлению личностных качеств выпускника («портрет

выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно

действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; и т.д.

Современная школа создаёт условия для воспитания у учащихся

патриотизма, интереса к своей Родине. Большая работа проводится учителями

начальных классов на уроках литературного чтения, окружающего мира

(ознакомительный курс истории России). Любовь к Родине не может зародиться в

человеке внезапно. Это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Она (любовь к Родине) начинается с малого – к

любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта

любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и

настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Но становление человека как гражданина должно начинаться с его малой

Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания

истории своего города, своей семьи. Любовь к большому надо прививать с малого:

любовь к родному городу, краю, Родине.

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает

ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать

полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с

уважением относящегося к другим народам.

Большой вклад в воспитание патриотизма вносит знакомство детей с

краеведческим материалом, т. к. он расширяет кругозор детей, развивает их

интеллектуальный потенциал, обогащает детей знаниями о своей «малой родине»,

воспитывает нравственные качества.

Традиционно учащиеся нашего лицея принимают участие в городском

краеведческом конкурсе, который ежегодно проводит Центр развития личности

«Мир на ладони». Учащиеся моего класса участвуют в этом конкурсе уже несколько

лет, завоёвывают места в районе и городе. При подготовке к конкурсу я стараюсь

использовать разные формы работы, это и беседы, создание презентаций, выезды в

музеи (Краеведческий, им.Покрышкина), экскурсии (Монумент Славы, памятные

места Новосибирска).

К 75-летию победы мы с детьми решили выпустить газету «Спасибо за жизнь» с

материалами о родственниках, которые воевали в Великой Отечественной войне.

Большую поддержку нам оказали родители, которые по крупицам собирали

материал о воинах и наградные документы. Дополнили материал детскими

рисунками о войне. Благодаря поддержке помощника депутата И.П.Беспечной, мы

смогли напечатать газету.

Патриотические чувства, возникающие у детей при знакомстве с

краеведческим материалом, усиливаются выступлением новосибирских поэтов,

посвященными любви к Родине. На протяжении нескольких лет частыми гостями в

нашем классе бывают поэты - Юрий Иванович Горустович

и Кайков Альберт

Сергеевич.

Но, конечно, патриотическое воспитание не ограничивается изучением

истории своего города и области. Мы знакомим детей начальной школы с

народными традициями, праздниками, с историей их появления на Руси. В нашем

классе совместно с отделением фольклора и этнографии Новосибирского

областного колледжа культуры и искусств проводится народный календарь. Это

обрядовые праздники: « Осенины», «Святки», «Масленица», встреча первых птиц,

«Пасха».

И закончить свою статью хотелось бы словами из книги В.А. Сухомлинского

"Рождение

гражданина":

"Воспитать

патриота

-

значит

наполнить

повседневную жизнь благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что

человек познает и делает".



В раздел образования