Автор: Гончарова Лариса Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №113
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
В настоящее время важнейшей проблемой духовной жизни нашей страны является
вопрос возрождения традиционных духовных ценностей. Почему же в настоящее
время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию?
Послереволюционная эпоха в отечественной истории формировала высокий
идеал – воспитание всесторонне развитой личности, давала примеры массового
патриотизма, героического служения во имя будущего своей страны и своего
народа. Конец прошлого века и начало нынешнего представляют собой особый
период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены
ценностных ориентиров порождает собственный идеал – свободная в своем
самоопределении и развитии личность, освобождённая от ценностей, национальных
традиций, обязательств перед обществом.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания» целью развития и
воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является
становление
и
развитие
высоконравственного,
творческого,
компетентного
гражданина
России,
принимающего
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
В настоящее время основополагающей остается идея патриотизма.
Что же такое патриотизм? В толковом словаре С.И.Ожегова даётся следующее
определение:«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу». Но патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать с раннего детства,
т.к. формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается
с детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте большое
внимание уделяется становлению личностных качеств выпускника («портрет
выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; и т.д.
Современная школа создаёт условия для воспитания у учащихся
патриотизма, интереса к своей Родине. Большая работа проводится учителями
начальных классов на уроках литературного чтения, окружающего мира
(ознакомительный курс истории России). Любовь к Родине не может зародиться в
человеке внезапно. Это чувство растёт и укрепляется в течение всей жизни.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Она (любовь к Родине) начинается с малого – к
любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».
Но становление человека как гражданина должно начинаться с его малой
Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания
истории своего города, своей семьи. Любовь к большому надо прививать с малого:
любовь к родному городу, краю, Родине.
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает
ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать
полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с
уважением относящегося к другим народам.
Большой вклад в воспитание патриотизма вносит знакомство детей с
краеведческим материалом, т. к. он расширяет кругозор детей, развивает их
интеллектуальный потенциал, обогащает детей знаниями о своей «малой родине»,
воспитывает нравственные качества.
Традиционно учащиеся нашего лицея принимают участие в городском
краеведческом конкурсе, который ежегодно проводит Центр развития личности
«Мир на ладони». Учащиеся моего класса участвуют в этом конкурсе уже несколько
лет, завоёвывают места в районе и городе. При подготовке к конкурсу я стараюсь
использовать разные формы работы, это и беседы, создание презентаций, выезды в
музеи (Краеведческий, им.Покрышкина), экскурсии (Монумент Славы, памятные
места Новосибирска).
К 75-летию победы мы с детьми решили выпустить газету «Спасибо за жизнь» с
материалами о родственниках, которые воевали в Великой Отечественной войне.
Большую поддержку нам оказали родители, которые по крупицам собирали
материал о воинах и наградные документы. Дополнили материал детскими
рисунками о войне. Благодаря поддержке помощника депутата И.П.Беспечной, мы
смогли напечатать газету.
Патриотические чувства, возникающие у детей при знакомстве с
краеведческим материалом, усиливаются выступлением новосибирских поэтов,
посвященными любви к Родине. На протяжении нескольких лет частыми гостями в
нашем классе бывают поэты - Юрий Иванович Горустович
и Кайков Альберт
Сергеевич.
Но, конечно, патриотическое воспитание не ограничивается изучением
истории своего города и области. Мы знакомим детей начальной школы с
народными традициями, праздниками, с историей их появления на Руси. В нашем
классе совместно с отделением фольклора и этнографии Новосибирского
областного колледжа культуры и искусств проводится народный календарь. Это
обрядовые праздники: « Осенины», «Святки», «Масленица», встреча первых птиц,
«Пасха».
И закончить свою статью хотелось бы словами из книги В.А. Сухомлинского
"Рождение
гражданина":
"Воспитать
патриота
-
значит
наполнить
повседневную жизнь благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что
человек познает и делает".