Напоминание

Роль и место "Окружающего мира" в начальном обучении


Автор: Кочеткова Ольга Петровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2
Населённый пункт: село Кинель - Черкассы, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль и место "Окружающего мира" в начальном обучении
Раздел: начальное образование





Назад




Роль «Окружающего мира» в системе обучения начальной школы

Окружающий мир – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной

школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов от элементарных

правил личной гигиены, до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек,

общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве.

Интересен этот предмет тем, что и учитель и ученик являются наблюдателями,

экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой что-то загадочное,

раскрыть тайны окружающего мира. Помимо природоведческих знаний на уроках

окружающего мира дети получают и экологическое образование.

Перед учителем должна стоять точная цель – воспитать высокую экологическую культуру

школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение,

экологическое сознание. С этой целью на уроках возможно использовать фенологические

рассказы, приуроченные к какому-то определенному сезону. В данный рассказ должно

быть намеренно включено 8 -10 фенологических ошибок. Задача детей найти эти ошибки

во время чтения учителем рассказа.

Несмотря на то, что материал учебника богат иллюстрациями и дополнен специальными

тетрадями детям могут наскучить однообразные уроки, построенные в виде беседы с

опорой на наглядный материал. Поэтому в практике своей работы я часто меняю форму

проведения урока. Я проводила уроки – сказки, уроки – путешествия, уроки – круглые

столы, уроки – экскурсии и т.д.

Выбор формы проведения урока зависит от психологических и возрастных особенностей

учащихся. Если в первом классе уроки , в основном, носят игровой характер, то к

четвертому классу возможно использовать более сложные формы.

В каждом классе начальной школы необходимо проводить уроки – экскурсии, так как это

способствует развитию наблюдательности, организованности. На экскурсиях дети

непосредственно соприкасаются с природой, учатся любить и бережно относиться к ней.

Каждая экскурсия складывается из трех основных этапов:

-подготовка.

-проведение экскурсии,

-подведение итогов, закрепление.

Успех любой экскурсии зависит от подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо

сделать следующее:

-наметить тему, цель и задачи экскурсии,

-выбрать место и предварительно осмотреть его,

-уточнить маршрут(лучше совместно с детьми разработать маршрут)

-уточнить содержание воспитательного и познавательного материала,

-продумать к каким обобщениям и выводам надо подвести детей.

Предварительно с детьми проводится беседа, ознакомление с памяткой поведения на

природе. Возможно отдельным учащимся дать индивидуальные задания. Во время

проведения природоведческих экскурсий ведущим методом становится наблюдение

объектов, предметов, явлений природы. На этом этапе руководящее место занимает

учитель. В ходе экскурсии следует постоянно обращать внимание учащихся на красоту

окружающего мира. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихов.

Подведение итогов экскурсии провожу методом обобщающей беседы, включая загадки,

поговорки, пословицы. Закрепление провожу давая творческие задания на изучаемую

тему.

На уроках – сказках я использую кукол из кукольного театра, нарисованных сказочных

персонажей. Куклы играют роль учителя, «давая» задания детям, «проверяя»

правильность выполнения или же «прося» детей помочь им решить какую-то задачу. Так в

сказке «Гуси-лебеди» сестрица, потерявшая своего братца просит детей помочь

освободить его, задания на этом уроке детям «дают» яблонька, печка и речка. Важно

построить урок так, чтобы дети не только вспомнили сюжет сказки, но и открыли для себя

что-то новое, необычное.

Сказки – верные спутники малышей в обучении природоведению. Они учат детей

присматриваться даже к обычным предметам, учат добру, учат общаться, радоваться,

сопереживать.

Наиболее интересны уроки – праздники(КВН, Клуб Знатоков). Эти уроки дают

возможность в интересной для детей форме углубить знания по ранее изученному

материалу. Игра проводится по типу игры для взрослых. Важное условие: работать

должен весь класс. А не одна группа Знатоков. Толы Знатоков расстанавливаются по

кругу, в центре – главный. На главном столе лежат конверты с заданиями и волчок со

стрелкой. Команда, начинающая работать за главным столом, выбирает с помощью

волчка задание. Она уступает место той команде, которая дала верный ответ раньше.

Победные очки получают те команды, которые дали правильный ответ в течении минуты.

Время отсчитывает хранитель времени при помощь секундомера. Последовательность

работы: стрелка волчка указывает на конверт, который вскрывается, вопрос зачитывается

в слух, все команды обдумывают ответ и записывают на листке.. Поднятая рука одной из

команд до сирены дает ей преимущество ответа. Оставшиеся команды дописывают свои

ответы. Через минуту, отведенного времени ответы проверяются при помощи

подобранных слайдов презентации.

Сложность в проведении урока – праздника заключается в том, что учитель должен

видеть все команды и внимательно отслеживать команду, давшую ответ первой. Вопросы

должны быть интересные, необычные, сложные.

С целью обобщения, систематизации и, главное, углубления знаний учащихся по теме

успешно проходят(в третьих – четвертых классах) уроки – семинары. К таким урокам дети

готовятся заранее, получают вопросы, задания, изучают дополнительный материал,

стремятся найти новый дополнительный, интересный материал, что, несомненно,

способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся. Учитель

руководит подготовкой к уроку, оказывает необходимую помощь в творческом решении

той или иной задачи, предлагает необходимую литературу, дает пояснения. На уроке в

группах собирают информацию в стилистически правильно построенное выступление,

выбирают выступающего, презентуют свою работу. На данном уроке занимает позицию

слушателя координатора.

Уроки – семинары способствуют развитию монологической речи, вызывают особый

интерес к изучаемому материалу. Дети с удовольствием рассказывают и показывают

книги с какими работали во время подготовки к своему выступлению.

Для повышения эффективности уроков окружающего мира использую метапредметные

связи, и даже пробовала объединять разные виды учебной деятельности. Так во втором

классе я проводила интегрированный урок(окружающий мир, литературное чтение) по

теме: «Лето и осень. Труд людей летом и осенью» На уроке использовала произведения Э

Шима «Тяжкий труд», «Жатва». В Бианки «Колхозный календарь».

При подготовке к урокам нужно помнить, что значительная часть учащихся на втором или

третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к

предметам. Главная задача учителя правильно организовать учебный процесс для

достижения прочных знаний учащихся, развитие каждого ребенка. Отсюда целесообразно

использовать в своей практике как традиционные так и нетрадиционные формы

проведения уроков.

Тема урока: Кто такие насекомые?

Форма проведения урока: интегрированный урок(окружающий мир, внеклассное чтение).

Чаепитие с Мухой Цокотухой.

Цель: познакомить с отличительной особенностей насекомых

Задачи урока:-познакомить детей с понятием насекомые, выявить совместно с детьми

отличительные особенности насекомых,

-развивать память, устную речь, умение работать с книгой и тетрадью;

-воспитывать умение работать в коллективе одноклассников, прививать аккуратность в

работе

Оборудование: книга К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», портрет писателя, учебник,

цветные карандаши, чайная пара, розетка, салфетка, таблички с названиями персонажей,

фото персанажей

Ход урока

1.

Организационный момент.

По строчкам из произведения догадайтесь к кому мы отправимся в гости:

Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла,

Пошла муха на базар

И купила самовар…

Кто написал данное произведение?

Какие еще произведения К.И. Чуковского вы знаете?

2.

Изучение нового материала

-Перечислите, кого в гости пригласила Муха Цокотуха.(на доску вывешиваются

названия из произведения)

-Как одним словом можно назвать этих животных?

-Откройте учебник и посмотрите, что общего у всех этих животных.

-Ребята, но с Мухой приключилась оказия. Она гостей пригласила, угощения

приготовила, но с чайными приборами запуталась. Помогите Мухе расставить

посуду для чаепития(каждый ребенок на своем рабочем месте расставляет чайную

посуду)

-Назовите предметы, которые вы расставили.

-Ребята, мы помогли Мухе, а в благодарность она нам рассказывает как правильно

заваривать чай(Рассказ учителя)

Физ. минутка

Блиц турнир по произведению К.И. Чуковского:

-На какой праздник собрала гостей Муха?

-Кто принес Мухе мед?

-Кто принес Мухе сапожки?

-Кто больше всех капризничал?

-Кто спас нашу именинницу?

-Кто причинил вред Мухе?

(На доску вывешиваются картинки животных)

-Ребята, посмотрите нет ли здесь лишнего? Повторите особенность насекомых.

Работа с учебником и тетрадью

-Рассмотрите картинку в учебнике.

-Назовите известных вам насекомых.

-Какая отличительная черта всех насекомых.

-Чем они отличаются друг от друга? Почему?

- Отчего зависит раскрас насекомого?

-Откройте тетрадь и раскрасьте кузнечика и шмеля.

-Почему вы использовали разные цвета?

3. Закрепление

Отгадайте загадки и прослушайте небольшую информацию:

Летит, пищит, ножки длинные тащит.

Случай не упустит: Сядет и укусит. (Пьет кровь только самка комара, а самец

питается соком растений)

Мы лесные жители – мудрые строители

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи делают

муравейники с южной стороны дерева)

Целый день летает, всем надоедает

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха – самый страшный переносчик инфекций)

4.

Итог урока

-У кого в гостях мы побывали?

-Кто написал данное произведение?

-Чему мы научили Муху?

-Кто пришел к ней в гости?

-Назовите этих животных одним словом.

-Назовите их особенность.



В раздел образования