Автор: Астрелина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" с.Кинель-Черкассы
Населённый пункт: Самарская область с.Кинель-Черкассы
Наименование материала: статья
Тема: Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы
Астрелина Ольга Николаевна
Проектные задачи – одна из форм организации
учебного процесса
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.Выготский
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении
таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения.
Анализ педагогической практики показал, что с этими задачами помогает
справиться организация проектной деятельности (проектная задача) [1].
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для ее решения
школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора
заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к
«реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда
способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме [2].
Она представляет собой систему заданий (действий), направленных на поиск
лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически
проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до
этого неизвестного) результата.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
•
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
•
целеполагать (ставить и удерживать цели);
•
планировать (составлять план своей деятельности);
•
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё
существенное и главное);
•
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
•
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)[3].
Урок ПЗ делится на три основных этапа:
1. Описание проблемной (квазиреальной, модельной) ситуации, где происходит
постановка задачи. Задача как правило должна быть сформулирована самими
детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
2. Выполнение системы взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают
учащимся разрешить поставленную задачу и создать реальный продукт. Здесь
двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в
зависимости от уровня подготовленности группы). Задания могут иметь определённые
«шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения
поставленной задачи;
3. Итоговое задание. Сборка «продукта», его презентация и рефлексия, вариантом
которой может быть анкета, лист самооценки, всевозможные карточки, смайлики и т.д.
Данную технологию можно применять на любом этапе модуля. В своей практике,
эффективнее всего, считаю применение данной технологии на заключительном этапе,
в ходе которого, происходит комплексное применение знаний и соответственно
качественное закрепление знаний и умений полученных учащимися ранее.
В качестве примера рассмотрим предметную проектную задачу для 2 класса. Этот
урок проводился на этапе закрепления.
Тип задачи:
С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.
Педагогические задачи:
Обучать способам группового взаимодействия при решении проектной задачи.
Проверить в практической ситуации усвоение темы по окружающему миру
«Путешествие по материкам».
Планируемый педагогический результат:
• усвоение предметного материала и возможность применять его в нестандартных
условиях;
• возможность восстановления пробелов в знаниях;
• формирование умения, работая в группе, создавать конечный «продукт» - журнал-
путеводитель.
Способ и формат оценивания результатов работы:
При подведении итогов работы оценивается:
• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения
отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
• оценивание взаимодействия учащихся при работе в группе проводится путем
наблюдения и оформляется в виде листа продвижения и листа рефлексии, в котором
фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод
об уровне работы в группе.
Урок проектная задача
1 этап.
Повторение изученного о материках (Что такое континент? Сколько их на Земле).
Далее оглашается «квазиреальная» ситуация (- Представьте, что мы с вами собрались в
кругосветное путешествие по материкам. Что нам может помочь при выборе
континента?
Учащимися ставится цель – создание «Путеводителя по материкам».
2 этап.
Выполнение заданий.
Подготовьте и оформите страницу, содержащую:
1) заголовок – название континента;
2) небольшой текст – сообщение, информация;
3) иллюстрации (3-4) к тексту и подписи к ним;
4) интересные факты, которые могут заинтересовать читателей.
Учащиеся поделены на группы, каждая группа оформляет свой листок журнала, из
предложенных фотографий, картинок выбирают нужные для работы своей группы,
отбирают нужный материал из учебника, распечатанную информацию, используют
поисковые сайты интернета и т.д.
3 этап.
На этом этапе происходит сборка продукта ( объединение страниц журнала,
оформление обложки). По окончанию работы по 1-2 представителя от каждой группы
защищают свой проект.
В завершении работы каждый учащийся заполняет лист самооценки, в котором
предлагается определить качество работы группы в целом, а также оценить свой вклад
в работу группы.
Считаю, что применение данной технологии полностью созвучно с девизом
современного образования «Школа для жизни», т. к. решая проектные задачи, наши
дети учатся тому, что позволит им быть поистине успешными людьми
информационного века.
Библиографический список
1.
Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных
учебных действий младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителя.
Глазов, 2012. 144 с.
2.
Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной
школе. – М.: Просвещение, 2009. – С.175.
3. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.