Напоминание

"Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника в условиях ФГОС"


Автор: Габдуллина Лилия Наильевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт Балтаси
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности

школьника в условиях ФГОС»

Взаимодействие

человека

с

природой

чрезвычайно

актуальная

проблема

современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж

великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес

погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в

21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях

человека и природы.

Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная деятельность

приводит к осознанному пониманию современных задач экологии потребности

личного участия в решении экологических проблем.

Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных,

общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту

красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…

умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой,

не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный

источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только

определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и

познание.

Начальная школа – важнейший этап на пути становления научно-

познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений

учащихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства

чувственного и рационального познания природного и социального окружения

человека С младшего школьного возраста следует формировать у детей такой

принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено

только то, что не нарушает существующую в природе гармонию».

Красота в природе давно стала общей темой в жизни и в искусстве. Природа,

изображается и воспевается многими произведениями искусства: в картинах, в

поэзии и в другой литературе. Тем самым, показывая силу, с которой люди

ассоциируют природу и красоту.

Художники всех времён и народов, поэты и философы отдали дань этой вечной и

всегда актуальной теме «человек и природа».

Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинский

не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического

процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

В.А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают.

При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются

убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и

работой над гармонизацией нарушенной биосферы. Природа – это не какое-то

символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений,

поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это

богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и

обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Природа – наш дом и верный

друг! К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не

задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил

серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не

задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы

окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют

воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не

опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды. Поэтому с большой тревогой

узнаем, что иногда в том или другом городе загрязняются реки отравляются

различными отбросами ,горят леса погибают лесные животные и совсем исчезают

некоторые виды лесных растений. Человек не может не болеть душой за

происходящее в природе, он не только должен рассуждать, но и на деле должен

проявлять свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные

богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим. Мы должны беречь мир

природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.

Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит

потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не

наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы

сможем сохранить этот прекрасный мир

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть

экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет

реально

оценивать

последствия

свой

практической

деятельности

при

взаимодействии

с

природой.

Если

в

деле

экологического

образования

и

просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении

экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и

трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом

общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний,

умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в

отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры

личности

должны

стать:

экологические

знания,

экологическое

мышление,

экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.



В раздел образования