Автор: Габдуллина Лилия Наильевна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт Балтаси
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника в условиях ФГОС"
Раздел: начальное образование
Тема «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности
школьника в условиях ФГОС»
Взаимодействие
человека
с
природой
чрезвычайно
актуальная
проблема
современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж
великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого некуда. Там — лес
погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… мы, наши дети живем в
21 веке и от нас, от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях
человека и природы.
Актуальность вопроса в том, что практическая природоохранная деятельность
приводит к осознанному пониманию современных задач экологии потребности
личного участия в решении экологических проблем.
Экологическое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных,
общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту
красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды…
умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой,
не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный
источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать.
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только
определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и
познание.
Начальная школа – важнейший этап на пути становления научно-
познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений
учащихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства
чувственного и рационального познания природного и социального окружения
человека С младшего школьного возраста следует формировать у детей такой
принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено
только то, что не нарушает существующую в природе гармонию».
Красота в природе давно стала общей темой в жизни и в искусстве. Природа,
изображается и воспевается многими произведениями искусства: в картинах, в
поэзии и в другой литературе. Тем самым, показывая силу, с которой люди
ассоциируют природу и красоту.
Художники всех времён и народов, поэты и философы отдали дань этой вечной и
всегда актуальной теме «человек и природа».
Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинский
не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического
процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
В.А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают.
При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются
убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и
работой над гармонизацией нарушенной биосферы. Природа – это не какое-то
символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений,
поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это
богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и
обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Природа – наш дом и верный
друг! К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не
задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил
серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не
задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы
окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют
воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не
опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды. Поэтому с большой тревогой
узнаем, что иногда в том или другом городе загрязняются реки отравляются
различными отбросами ,горят леса погибают лесные животные и совсем исчезают
некоторые виды лесных растений. Человек не может не болеть душой за
происходящее в природе, он не только должен рассуждать, но и на деле должен
проявлять свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные
богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим. Мы должны беречь мир
природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений.
Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит
потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не
наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы
сможем сохранить этот прекрасный мир
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть
экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет
реально
оценивать
последствия
свой
практической
деятельности
при
взаимодействии
с
природой.
Если
в
деле
экологического
образования
и
просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении
экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и
трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом
общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний,
умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в
отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры
личности
должны
стать:
экологические
знания,
экологическое
мышление,
экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.