Напоминание

Сценарий урока : «Честь и достоинство».


Автор: Куличкова Виктория Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженск, Кемеровской области
Наименование материала: сценарий урока
Тема: Сценарий урока : «Честь и достоинство».
Раздел: начальное образование





Назад




Сценарий урока : «Честь и достоинство».

Составитель: Куличкова

Виктория

Анатольевна

учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ №12», г.Анжеро-Судженска

Литература

1.

Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы

религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений

4-5 классы,Москва.,Просвещение,2012г.

2.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных

культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для

общеобразовательных учреждений/ под ред.В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой.-

М.:Просвещение,2012г.

3.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2003 г.

4.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2006 г.

Используемые интернет-ресурсы:

http

://

www

.

sozvezdie

131.

ru

/

kopilka

.

html

http

://

images

.

yandex

.

ru

/

yandsearch

?

p

=58&

text

=%

D

0%

BF

%

D

1%83%

D

1%88%

D

0%

BA

%

D

0%

B

8%

D

0%

BD

&

noreask

=1&

img

_

url

=

www

.

museum

.

ru

%2

FimgB

.

asp

%3

F

41711&

rpt

=

simage

&

lr

=10704

http

://

img

15.

nnm

.

ru

/

f

/

b

/

c

/9/3/82594268

a

33

b

89

b

627

fa

7

f

1

a

889.

jpg

Сценарий урока : «Честь и достоинство».

Предметные цели урока: формирование у обучающихся ценностного отношения к

понятиям чести и достоинства, стимулировать у обучающихся стремление к

самовоспитанию и самосовершенствованию.

Метапредметные цели урока: усовершенствование умения в области

коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных

типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Личностные цели урока: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки

зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него

самого ,понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.

Задачи урока:

1.

Способствовать воспитанию нравственных качеств обучающихся на основе

известных произведений литературы.

2.

Совершенствовать мыслительные навыки обучающихся, умение рассуждать,

выражать свою позицию.

3.

Совершенствование навыков работы в коллективе, в малой группе, развитие

коммуникативных навыков обучающихся.

4.

Применение полученных знаний в личном жизненном опыте.

5.

Способствовать воспитанию нравственных качеств , формированию личной

жизненной позиции.

Основные термины и понятия: честь, достоинство, кодекс чести.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса

обществознания.

Основные средства наглядности: презентация

1 этап. Вводный (мотивационно- организационный)10 минут

1.Организация деятельности учащихся.(1 минута)

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам( 4 минуты): Кому из

членов семьи ты рассказал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои

вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь?

3.Словарный диктант с элементами игры (2 минуты): кто больше вспомнит понятий,

изученных на предыдущих уроках.

4. Работа со словарем (3 минуты).- Найдите определение понятий «честь» и «достоинство» в

словарях.

1.

Высвечивается на экране:

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические

принципы личности. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Почет,

уважение. (Ожегов С.И.)

Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души,

чистая совесть (Даль В.И.).

Достоинство – положительное качество, совокупность высоких моральных качеств,

а также уважение этих качеств в самом себе. (Ожегов С.И.).

2.

- Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку?

( Ответы обучающихся). Вот поэтому наш урок и называется «Честь и

достоинство».

2 этап. Основной (информационно-аналитический) 30 минут.

1.Работа с презентацией.(5 минут)

«И первый клад мой честь была, » - писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России,

великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей

красавицы жены. Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении

«Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

- Погиб поэт - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

-Так что же такое честь для каждого из нас?

(Слайд): Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства,

пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и

недобродетельных помыслов.

Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.

-Как проявляется честь в повседневной жизни?

Слайд:

Военные действия.

Воинская честь – это главное качество,

которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.

Бытовые ситуации.

Человек, вступившийся за слабого

или оскорбленного – человек чести.

Экстремальные ситуации.

Человек, который в экстремальной

ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе

со всеми – человек чести.

-Как воспитывать в себе честь?

Слайд: Честь должна быть у человека с рождения.

Если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные

усилия для того, чтобы стать человеком чести.

Исполнение обязательств и обещаний.

Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать

слово – становится человеком чести.

Психологические тренинги.

Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной

ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают

психологические тренинги.

Самосовершенствование.

Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и

поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.

2.Работа с понятием через подбор ассоциаций и эпитетов.(3 минуты)

Подберите и запишите по вертикали слова, ассоциирующиеся со словом честь и

начинающихся с букв, составляющих это слово (кроме буквы ь).

Ч_________________________

Е_________________________

С_________________________

Т_________________________

Запишите эпитеты к слову честь.

3.Продолжение работы с презентацией.(7минут)

-А что же такое достоинство?

(Слайд)

Достоинство- морально-нравственная категория, означающая уважение и

самоуважение человеческой личности.

Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему

независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его

личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от

рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.

(Большой юридический словарь)

-Какие же преимущества у достоинства?

(Слайд)

Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и

окружающих.

Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.

Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.

Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него

потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.

-А как проявляется достоинство в повседневной жизни?

(Слайд)

Готовность поступиться собственными интересами во благо

окружающих – проявление достоинства человека.

Выполнение долга. Выполнение долга – перед Родиной, перед родителями, перед

детьми, воинского долга; долга в самом общем понимании – признак достойного

человека.

Судебная система. «Иск о защите чести и достоинства». Защищать своё гражданское

достоинство способен лишь тот, кто осознаёт своё достоинство.

Состязания. В спорте человеку зачастую приходится преодолевать препятствия,

превозмогать физический дискомфорт. Выдержать все испытания, не теряя лица,

способен человек, обладающий чувством собственного достоинства.

Экстремальные ситуации. Человек, спасающий людей при пожаре, взрыве, в любой

другой экстремальной ситуации, проявляет себя, как человек достойный.

Благотворительность. Достойный человек не упустит возможности тихо, не

выпячивая собственное «Я», помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.

-Как же развить в себе достоинство?

(Слайд)

Занятия спортом.

Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным

снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе.

Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.

Получение знаний

. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё

более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.

Бытовые отношения.

Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой

со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства.

Полемика (спор).

Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и,

следовательно, чувство собственного достоинства.

4. Вывод (5 минут):

1.

Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и

кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не

имеющего ни чувств, ни мыслей.

2.

Меня поразил отрывок из воспоминаний.(Слайд) Блокадный Ленинград. Люди

умирают от голода. Сумма норма по рабочей карточке 125 г. Хлеба на половину с

целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что

изможденная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись

вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще

порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С

нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше б ты умер».

У вас, конечно, первая реакция - как же так? Как такое могла сказать мать? – мысли ребят :

1.

Я считаю, что мать не могла так сказать сыну. Ведь он принес лишнюю пайку хлеба.

2.

А я считаю, что мама права. Ведь он принёс в дом чужой хлеб.

Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку

своим поступкам. А может, у этой изможденной женщины не было больше карточки, этой

маленькой капли жизни.

А как бы вы поступили на месте этого изможденного мальчика?

( учащиеся высказывают свои мнения)

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика,

выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами,

потому что он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие

слова матери. И поступок. Совершенный им в детстве, был первым и последним

безнравственным поступком. Посещая Пискаревское кладбище, где лежат останки тысячей

погибших, он поклоняется праху не только своей матери, но и той изможденной женщине,

всем тем, кто не дожил до победы.

Честь и достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться

уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас:

Родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно

сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итак, мы подходим к самому главному. Человеком может называться тот, для кого честь и

достоинство не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу

себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на

службу людям.

5.Работа в группах.(5 минут). Класс делится на 7 групп, по числу высказываний. Задание

группам: обсудите, каково значение высказывания? Придумайте (или вспомните пример из

литературы или жизни) историю, которая бы подтвердила эти слова.

- Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

- Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

- Береги платья снову, а честь смолоду.

- С честью выполняй свой долг.

- Избегай постыдного.

- Храни достоинство своё повсюду, человек!

- Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое

достоинство.

6.Обсуждение результатов групповой работы.(5 минут)

-Спасибо, я рада, что эти слова сегодня прозвучали, и их услышит тот, кто еще не до конца

понимал их до сих пор.

Пусти эти советы в свою душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К

какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

3 этап. Заключительный (оценочно- рефлексивный) 5 минут.

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

-О чём вам хотелось бы рассказать дома?

-На что вы обратите особое внимание в своём рассказе? Почему?

Задание на дом : прочитать статью учебника,с.46-47,ответить на вопросы и выполнить

задания,с.47.

-Нам, вашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, из любых

жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

- Я - гражданин России, честь имею!



В раздел образования