Автор: Куличкова Виктория Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженск, Кемеровской области
Наименование материала: сценарий урока
Тема: Сценарий урока : «Честь и достоинство».
Раздел: начальное образование
Сценарий урока : «Честь и достоинство».
Составитель: Куличкова
Виктория
Анатольевна
учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ №12», г.Анжеро-Судженска
Литература
1.
Данилюк А.Я.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений
4-5 классы,Москва.,Просвещение,2012г.
2.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.материалы для
общеобразовательных учреждений/ под ред.В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой.-
М.:Просвещение,2012г.
3.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2003 г.
4.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2006 г.
Используемые интернет-ресурсы:
•
http
://
www
.
sozvezdie
131.
ru
/
kopilka
.
html
•
http
://
images
.
yandex
.
ru
/
yandsearch
?
p
=58&
text
=%
D
0%
BF
%
D
1%83%
D
1%88%
D
0%
BA
%
D
0%
B
8%
D
0%
BD
&
noreask
=1&
img
_
url
=
www
.
museum
.
ru
%2
FimgB
.
asp
%3
F
41711&
rpt
=
simage
&
lr
=10704
http
://
img
15.
nnm
.
ru
/
f
/
b
/
c
/9/3/82594268
a
33
b
89
b
627
fa
7
f
1
a
889.
jpg
Сценарий урока : «Честь и достоинство».
Предметные цели урока: формирование у обучающихся ценностного отношения к
понятиям чести и достоинства, стимулировать у обучающихся стремление к
самовоспитанию и самосовершенствованию.
Метапредметные цели урока: усовершенствование умения в области
коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных
типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Личностные цели урока: оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки
зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него
самого ,понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам.
Задачи урока:
1.
Способствовать воспитанию нравственных качеств обучающихся на основе
известных произведений литературы.
2.
Совершенствовать мыслительные навыки обучающихся, умение рассуждать,
выражать свою позицию.
3.
Совершенствование навыков работы в коллективе, в малой группе, развитие
коммуникативных навыков обучающихся.
4.
Применение полученных знаний в личном жизненном опыте.
5.
Способствовать воспитанию нравственных качеств , формированию личной
жизненной позиции.
Основные термины и понятия: честь, достоинство, кодекс чести.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса
обществознания.
Основные средства наглядности: презентация
1 этап. Вводный (мотивационно- организационный)10 минут
1.Организация деятельности учащихся.(1 минута)
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам( 4 минуты): Кому из
членов семьи ты рассказал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои
вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь?
3.Словарный диктант с элементами игры (2 минуты): кто больше вспомнит понятий,
изученных на предыдущих уроках.
4. Работа со словарем (3 минуты).- Найдите определение понятий «честь» и «достоинство» в
словарях.
1.
Высвечивается на экране:
Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические
принципы личности. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Почет,
уважение. (Ожегов С.И.)
Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души,
чистая совесть (Даль В.И.).
Достоинство – положительное качество, совокупность высоких моральных качеств,
а также уважение этих качеств в самом себе. (Ожегов С.И.).
2.
- Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку?
( Ответы обучающихся). Вот поэтому наш урок и называется «Честь и
достоинство».
2 этап. Основной (информационно-аналитический) 30 минут.
1.Работа с презентацией.(5 минут)
«И первый клад мой честь была, » - писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России,
великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей
красавицы жены. Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении
«Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:
- Погиб поэт - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой…
Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!
-Так что же такое честь для каждого из нас?
(Слайд): Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства,
пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.
•
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и
недобродетельных помыслов.
•
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
•
Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.
-Как проявляется честь в повседневной жизни?
•
Слайд:
Военные действия.
Воинская честь – это главное качество,
которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.
•
Бытовые ситуации.
Человек, вступившийся за слабого
или оскорбленного – человек чести.
•
Экстремальные ситуации.
Человек, который в экстремальной
ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе
со всеми – человек чести.
-Как воспитывать в себе честь?
•
Слайд: Честь должна быть у человека с рождения.
Если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные
усилия для того, чтобы стать человеком чести.
•
Исполнение обязательств и обещаний.
Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать
слово – становится человеком чести.
•
Психологические тренинги.
Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной
ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают
психологические тренинги.
•
Самосовершенствование.
Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и
поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести.
2.Работа с понятием через подбор ассоциаций и эпитетов.(3 минуты)
Подберите и запишите по вертикали слова, ассоциирующиеся со словом честь и
начинающихся с букв, составляющих это слово (кроме буквы ь).
Ч_________________________
Е_________________________
С_________________________
Т_________________________
Запишите эпитеты к слову честь.
3.Продолжение работы с презентацией.(7минут)
-А что же такое достоинство?
(Слайд)
Достоинство- морально-нравственная категория, означающая уважение и
самоуважение человеческой личности.
Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему
независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его
личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от
рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.
(Большой юридический словарь)
-Какие же преимущества у достоинства?
(Слайд)
Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и
окружающих.
•
Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.
•
Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.
•
Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него
потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.
-А как проявляется достоинство в повседневной жизни?
(Слайд)
•
Готовность поступиться собственными интересами во благо
окружающих – проявление достоинства человека.
•
Выполнение долга. Выполнение долга – перед Родиной, перед родителями, перед
детьми, воинского долга; долга в самом общем понимании – признак достойного
человека.
•
Судебная система. «Иск о защите чести и достоинства». Защищать своё гражданское
достоинство способен лишь тот, кто осознаёт своё достоинство.
•
Состязания. В спорте человеку зачастую приходится преодолевать препятствия,
превозмогать физический дискомфорт. Выдержать все испытания, не теряя лица,
способен человек, обладающий чувством собственного достоинства.
•
Экстремальные ситуации. Человек, спасающий людей при пожаре, взрыве, в любой
другой экстремальной ситуации, проявляет себя, как человек достойный.
Благотворительность. Достойный человек не упустит возможности тихо, не
выпячивая собственное «Я», помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.
-Как же развить в себе достоинство?
(Слайд)
•
Занятия спортом.
Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным
снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе.
Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.
•
Получение знаний
. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё
более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.
•
Бытовые отношения.
Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой
со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства.
•
Полемика (спор).
Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и,
следовательно, чувство собственного достоинства.
4. Вывод (5 минут):
1.
Честь и достоинство - главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и
кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не
имеющего ни чувств, ни мыслей.
2.
Меня поразил отрывок из воспоминаний.(Слайд) Блокадный Ленинград. Люди
умирают от голода. Сумма норма по рабочей карточке 125 г. Хлеба на половину с
целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что
изможденная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись
вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще
порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С
нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше б ты умер».
У вас, конечно, первая реакция - как же так? Как такое могла сказать мать? – мысли ребят :
1.
Я считаю, что мать не могла так сказать сыну. Ведь он принес лишнюю пайку хлеба.
2.
А я считаю, что мама права. Ведь он принёс в дом чужой хлеб.
Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку
своим поступкам. А может, у этой изможденной женщины не было больше карточки, этой
маленькой капли жизни.
А как бы вы поступили на месте этого изможденного мальчика?
( учащиеся высказывают свои мнения)
Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика,
выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами,
потому что он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие
слова матери. И поступок. Совершенный им в детстве, был первым и последним
безнравственным поступком. Посещая Пискаревское кладбище, где лежат останки тысячей
погибших, он поклоняется праху не только своей матери, но и той изможденной женщине,
всем тем, кто не дожил до победы.
Честь и достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
И честь и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться
уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас:
Родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно
сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.
Итак, мы подходим к самому главному. Человеком может называться тот, для кого честь и
достоинство не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу
себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на
службу людям.
5.Работа в группах.(5 минут). Класс делится на 7 групп, по числу высказываний. Задание
группам: обсудите, каково значение высказывания? Придумайте (или вспомните пример из
литературы или жизни) историю, которая бы подтвердила эти слова.
- Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.
- Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.
- Береги платья снову, а честь смолоду.
- С честью выполняй свой долг.
- Избегай постыдного.
- Храни достоинство своё повсюду, человек!
- Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое
достоинство.
6.Обсуждение результатов групповой работы.(5 минут)
-Спасибо, я рада, что эти слова сегодня прозвучали, и их услышит тот, кто еще не до конца
понимал их до сих пор.
Пусти эти советы в свою душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К
какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.
3 этап. Заключительный (оценочно- рефлексивный) 5 минут.
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
-О чём вам хотелось бы рассказать дома?
-На что вы обратите особое внимание в своём рассказе? Почему?
Задание на дом : прочитать статью учебника,с.46-47,ответить на вопросы и выполнить
задания,с.47.
-Нам, вашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, из любых
жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:
- Я - гражданин России, честь имею!