Напоминание

"Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия" (Технология ТРИЗ)


Автор: Васильченко Нина Евдокимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ЦРР - д/с № 31 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Арсеньев
Наименование материала: презентация
Тема: "Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия" (Технология ТРИЗ)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познаем мир и фантазируем

с кругами Луллия

(Технология ТРИЗ)

Воспитатель высшей

квалификаионной категории

Васильченко Н.Е.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 31 «Ладушки»

Арсеньевского городского округа

Многообразный

мир

состоит

из

объектов.

Любой

реальный

объект

имеет

признаки:

цвет,

форму

(объемную, плоскостную), количество, части, изменения

во времени, материал, место и др.

Необходимо

научить

детей

различать

объекты,

познавать их через признаки и их проявления.

Перед вами список базовых признаков, познать которые

рекомендует любая программа детского сада.

Общее описание метода

Существуют технологии обучения детей познанию мира, его преобразованию и решению возникающих

проблем. Модификацией морфологической таблицы являются круги Луллия. Данная методика - это игры на

основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с

характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.

Что надо для создания пособия

1. Как минимум два, а лучше три круга, разделенных на 8 секторов каждый, с отверстием посередине.

Диаметры кругов могут быть соответственно 20 - 30 - 40 см.

Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляется картинка по

теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко их поменять).

2. Стрелка, как выделение сектора.

3. Стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки. В качестве стержня можно использовать карандаш,

спицу, проволоку и т.д.

Варианты изготовления кругов Луллия.

Методика

построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название "Круги Луллия".

Мы приглашаем Вас поиграть с детьми в эти картинки, расположенные особым образом на этих кругах. Умело

подобранные задания научат вашего ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое

мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. А самое главное - дадут возможность почувствовать себя

творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но

п р о б л е м ы .

В е д ь

р е а л ь н о с т ь

и

ф а н т а з и я

-

д в а

з а к а д ы ч н ы х

д р у г а .

Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о

предметах через признаки и их проявления - вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.

Цели и задачи обучения

Основная цель работы с кругами Луллия - освоение способа познания мира.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:

"

формируют понятия "признак", знакомят с именами признаков;

"

учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности,

нахождению причинно-следственных связей между объектами;

"

развивают навыки фантастического преобразования объектов,

"

формируют чувствительность к проблемам.

Тренинги для детей 3 - 7 лет

Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги.

Впервые пособие используется в работе с детьми четвертого года жизни. В этом возрасте целесообразнее

брать только 2 круга разных диаметров на одном стержне с четырьмя секторами. Для детей 5 года жизни

можно добавить третий круг. К 7 годам дети вполне справляются с тренингами, в основе которых лежат 4

круга с восьмью секторами на каждом.

Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с

подгруппами детей).

Мы используем четыре типа тренингов.

1-й тип: «Найди реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения,

объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание».

При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее

объясняют необычность их взаимодействия.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить

фантастический рассказ или сказку.

4-й тип: «Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят различные истории. Необходимо учить ребенка

формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

При решении

задач в тренингах дети должны быть свободны в своих высказываниях, взрослые

-

приветствовать

самые

неожиданные

предложения

детей.

Результаты

в

развитии

ребенка

Вы

сможете

заметить

сразу.

В

его

ответах

вы

увидите

постепенное

восхождение

от

односложных

предложений

к

развернутым

текстам,

в

которых

ребенок

сам

произносит

имена

признаков,

самостоятельно

создает

фантастические

тексты,

с

удовольствием

формулирует

и

решает

проблемы

-

вот

главный

результат

использования Кругов Луллия.

Для детей 4 года жизни (тренинги с двумя кругами)

На 1 круге - картинки с изображением представителей животного мира (собака, лошадь, кот и т.д.), на 2

круге - детенышей этих животных. Найди маму детенышу (Собака – щенок). Ребенок должен сопоставить

изображения

взрослого

животного

и

его

детеныша.

Фантастическое

пересечение:

Собака

-

кот.

Каким

образом мама - собачка будет ухаживать за одиноким козленком (кормить, согревать, гулять и т.д.)

Для детей 5 года жизни (тренинги с тремя кругами)

Тренинг по признаку "Количество"

Цель: формировать обобщенное понятие, что у каждого объекта есть признак - количество. Развивать

интерес ребенка к проблемам, связанным с изменением количества объектов, либо количества его частей.

Обратите внимание:

Количество - это множество объектов, либо множество частей объекта.

Цифры - это знаковое обозначение чисел от 0 до 9.

Оборудование:

1 круг - числа, расположенные не по порядку;

2 круг - объекты (стая птиц из 8 штук, 1 слон, 2 банана, 3 гриба,

4 тарелки, 5 пирожков в корзинке, 6 цветных

карандашей, 7 цветов в букете, 9 пчел.)

1. "Найди реальное сочетание"

- Подбери число под картинку. (Два банана - цифра 2. К картинке с двумя бананам находится цифра 2 на втором круге).

Обратите внимание на количество объектов и количество частей объектов, изображенных на картинках. Если

ребенок соотносит не сами объекты, а их части, это правильный ответ и его необходимо поощрить за это.

При подборе картинки слон - не обязательно выставлять цифру 1. Цифра четыре - правильный ответ при условии,

если ребенок объяснит, что у слона четыре ноги.

2. "Объясни необычное сочетание"

- Соедини любые цифры и объекты (Цифра 8 - картинка слона. У слона восемь частей тела - 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост).

3. "Придумай фантастическую историю или сказку"

Добавляется 3-й круг – место (болото; море; футбольное поле; пустыня; театр; небо; Антарктида; квартира).

- Придумай историю.

(Цифра 4 – слон – футбольное поле. Команда слонов из 4 игроков играла на футбольном поле. Цифра 9 – пчелы – море.

История о том, как пчелиная семья из 9 пчел построила себе подводный замок.)

4 . "Реши проблему"

- Проблема слонов, играющих в футбол, в том, что при их беге быстро образуются ямы на футбольном поле. Как сделать

так, чтобы ямы не мешали игре?

(Слоны бегают на широких платформах, часто делаются перерывы и поле утрамбовывается.)

- Расскажи, как пчелы решают проблемы сбора меда и питания.

Решая «сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Мы считаем очень важным, чтобы Вы после игр

обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни.

Для детей 6 - 7 лет (тренинги с четырьмя кругами)

Тренинг по признаку «Место»

Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.

Оборудование:

1-ый круг – место, где происходят сказочные действия: дворец короля; заколдованный сад; болото; избушка на

курьих ножках; море; дом бабушки; театр.

2-ой круг – сказочные герои: Красная Шапочка; Золушка; чудище; Заколдованная лягушка; Гуси-лебеди; старик;

Буратино.

3 –ий круг – предметы: хрустальная туфелька; корзинка с пирожками; аленький цветочек; стрела; Золотая рыбка;

яблонька; золотой ключик.

- Соедини картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.

-

Соедини

картинки.

Объясни

необычное

соединение.

(Избушка

на

курьих

ножках

Золушка

аленький

цветочек. Все это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов на диске или книга «Сборник

сказок».)

- Придумай историю о том, как Золушка оказалась в избушке на курьих ножках и как ей помог спастись от Бабы-

Яги аленький цветочек. (Решение сказочных проблем).

4-ый круг – добавляются волшебники.

Приложение

Тренинг по признаку «Форма»

Тренинг по признаку «Части»

Литература:

1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». – М.; АРКТИ, 2011 г.

2. Железнова С.В., Фалькова Т.А. «К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном

учреждении». г. Ульяновск, 2001 г.



В раздел образования