Автор: Васильченко Нина Евдокимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ЦРР - д/с № 31 "Ладушки"
Населённый пункт: г. Арсеньев
Наименование материала: презентация
Тема: "Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия" (Технология ТРИЗ)
Раздел: дошкольное образование
Познаем мир и фантазируем
с кругами Луллия
(Технология ТРИЗ)
Воспитатель высшей
квалификаионной категории
Васильченко Н.Е.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 31 «Ладушки»
Арсеньевского городского округа
Многообразный
мир
состоит
из
объектов.
Любой
реальный
объект
имеет
признаки:
цвет,
форму
(объемную, плоскостную), количество, части, изменения
во времени, материал, место и др.
Необходимо
научить
детей
различать
объекты,
познавать их через признаки и их проявления.
Перед вами список базовых признаков, познать которые
рекомендует любая программа детского сада.
Общее описание метода
Существуют технологии обучения детей познанию мира, его преобразованию и решению возникающих
проблем. Модификацией морфологической таблицы являются круги Луллия. Данная методика - это игры на
основе кругов Луллия и разнообразных картинок. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с
характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.
Что надо для создания пособия
1. Как минимум два, а лучше три круга, разделенных на 8 секторов каждый, с отверстием посередине.
Диаметры кругов могут быть соответственно 20 - 30 - 40 см.
Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляется картинка по
теме занятия (с помощью мастики или скотча, чтобы педагог и дети могли легко их поменять).
2. Стрелка, как выделение сектора.
3. Стержень для нанизывания кругов по типу пирамидки. В качестве стержня можно использовать карандаш,
спицу, проволоку и т.д.
Варианты изготовления кругов Луллия.
Методика
построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название "Круги Луллия".
Мы приглашаем Вас поиграть с детьми в эти картинки, расположенные особым образом на этих кругах. Умело
подобранные задания научат вашего ребенка различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое
мышление, внимание, навыки устной речи, воображения. А самое главное - дадут возможность почувствовать себя
творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но
п р о б л е м ы .
В е д ь
р е а л ь н о с т ь
и
ф а н т а з и я
-
д в а
з а к а д ы ч н ы х
д р у г а .
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о
предметах через признаки и их проявления - вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.
Цели и задачи обучения
Основная цель работы с кругами Луллия - освоение способа познания мира.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
"
формируют понятия "признак", знакомят с именами признаков;
"
учат восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности,
нахождению причинно-следственных связей между объектами;
"
развивают навыки фантастического преобразования объектов,
"
формируют чувствительность к проблемам.
Тренинги для детей 3 - 7 лет
Круги Луллия представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги.
Впервые пособие используется в работе с детьми четвертого года жизни. В этом возрасте целесообразнее
брать только 2 круга разных диаметров на одном стержне с четырьмя секторами. Для детей 5 года жизни
можно добавить третий круг. К 7 годам дети вполне справляются с тренингами, в основе которых лежат 4
круга с восьмью секторами на каждом.
Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с
подгруппами детей).
Мы используем четыре типа тренингов.
1-й тип: «Найди реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения,
объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание».
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее
объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить
фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему».
В фантастических сказках с героями происходят различные истории. Необходимо учить ребенка
формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
При решении
задач в тренингах дети должны быть свободны в своих высказываниях, взрослые
-
приветствовать
самые
неожиданные
предложения
детей.
Результаты
в
развитии
ребенка
Вы
сможете
заметить
сразу.
В
его
ответах
вы
увидите
постепенное
восхождение
от
односложных
предложений
к
развернутым
текстам,
в
которых
ребенок
сам
произносит
имена
признаков,
самостоятельно
создает
фантастические
тексты,
с
удовольствием
формулирует
и
решает
проблемы
-
вот
главный
результат
использования Кругов Луллия.
Для детей 4 года жизни (тренинги с двумя кругами)
На 1 круге - картинки с изображением представителей животного мира (собака, лошадь, кот и т.д.), на 2
круге - детенышей этих животных. Найди маму детенышу (Собака – щенок). Ребенок должен сопоставить
изображения
взрослого
животного
и
его
детеныша.
Фантастическое
пересечение:
Собака
-
кот.
Каким
образом мама - собачка будет ухаживать за одиноким козленком (кормить, согревать, гулять и т.д.)
Для детей 5 года жизни (тренинги с тремя кругами)
Тренинг по признаку "Количество"
Цель: формировать обобщенное понятие, что у каждого объекта есть признак - количество. Развивать
интерес ребенка к проблемам, связанным с изменением количества объектов, либо количества его частей.
Обратите внимание:
Количество - это множество объектов, либо множество частей объекта.
Цифры - это знаковое обозначение чисел от 0 до 9.
Оборудование:
1 круг - числа, расположенные не по порядку;
2 круг - объекты (стая птиц из 8 штук, 1 слон, 2 банана, 3 гриба,
4 тарелки, 5 пирожков в корзинке, 6 цветных
карандашей, 7 цветов в букете, 9 пчел.)
1. "Найди реальное сочетание"
- Подбери число под картинку. (Два банана - цифра 2. К картинке с двумя бананам находится цифра 2 на втором круге).
Обратите внимание на количество объектов и количество частей объектов, изображенных на картинках. Если
ребенок соотносит не сами объекты, а их части, это правильный ответ и его необходимо поощрить за это.
При подборе картинки слон - не обязательно выставлять цифру 1. Цифра четыре - правильный ответ при условии,
если ребенок объяснит, что у слона четыре ноги.
2. "Объясни необычное сочетание"
- Соедини любые цифры и объекты (Цифра 8 - картинка слона. У слона восемь частей тела - 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост).
3. "Придумай фантастическую историю или сказку"
Добавляется 3-й круг – место (болото; море; футбольное поле; пустыня; театр; небо; Антарктида; квартира).
- Придумай историю.
(Цифра 4 – слон – футбольное поле. Команда слонов из 4 игроков играла на футбольном поле. Цифра 9 – пчелы – море.
История о том, как пчелиная семья из 9 пчел построила себе подводный замок.)
4 . "Реши проблему"
- Проблема слонов, играющих в футбол, в том, что при их беге быстро образуются ямы на футбольном поле. Как сделать
так, чтобы ямы не мешали игре?
(Слоны бегают на широких платформах, часто делаются перерывы и поле утрамбовывается.)
- Расскажи, как пчелы решают проблемы сбора меда и питания.
Решая «сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их. Мы считаем очень важным, чтобы Вы после игр
обсуждали с детьми аналогичные проблемы, взятые из жизни.
Для детей 6 - 7 лет (тренинги с четырьмя кругами)
Тренинг по признаку «Место»
Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.
Оборудование:
1-ый круг – место, где происходят сказочные действия: дворец короля; заколдованный сад; болото; избушка на
курьих ножках; море; дом бабушки; театр.
2-ой круг – сказочные герои: Красная Шапочка; Золушка; чудище; Заколдованная лягушка; Гуси-лебеди; старик;
Буратино.
3 –ий круг – предметы: хрустальная туфелька; корзинка с пирожками; аленький цветочек; стрела; Золотая рыбка;
яблонька; золотой ключик.
- Соедини картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.
-
Соедини
картинки.
Объясни
необычное
соединение.
(Избушка
на
курьих
ножках
–
Золушка
–
аленький
цветочек. Все это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов на диске или книга «Сборник
сказок».)
- Придумай историю о том, как Золушка оказалась в избушке на курьих ножках и как ей помог спастись от Бабы-
Яги аленький цветочек. (Решение сказочных проблем).
4-ый круг – добавляются волшебники.
Приложение
Тренинг по признаку «Форма»
Тренинг по признаку «Части»
Литература:
1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». – М.; АРКТИ, 2011 г.
2. Железнова С.В., Фалькова Т.А. «К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном
учреждении». г. Ульяновск, 2001 г.