Напоминание

"Особенности аккомпанирования классического экзерсиса: первый курс".


Автор: Овчинникова Ассоль Сергеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СГК им. Л. В. Собинова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности аккомпанирования классического экзерсиса: первый курс".
Раздел: высшее образование





Назад




Овчинникова Ассоль Сергеевна

Методическая

работа

на

тему:

«Особенности

аккомпанирования

классического экзерсиса: первый курс».

Введение.

Работая более семи лет с разными педагогами на уроках классического танца,

приобретаешь бесценный опыт, которым непременно хочется поделиться с

начинающими

концертмейстерами

в

данной

сфере.

У

разных

педагогов,

безусловно, разные требования, но, пожалуй, основной сложностью, является

сконцентрировать внимание не только на музыкальном материале, но и на

указаниях педагога во время урока, а так же «ловить» студентов, которые

зачастую

разнервничавшись,

могут

не

вовремя

начать

движение

или,

же

закончить,

посередине

произведения

-

выполнив

упражнение

в

два

раза

быстрее. Задачей хорошего концертмейстера будет мысленно «перекроить»

музыкальный

материал

так,

чтобы

конец

пришелся

на

гармоничное

завершение

произведения,

одновременно

с

завершением

упражнения

студентами. Для этого нужно очень хорошо знать не только музыкальный

материал,

но

и

все

движения,

которые

входят

в

каждое

упражнение,

их

очередность, и быть все время «на чеку».

Зачастую, студенты, поступившие на первый курс нашего вуза, не имеют

какой

либо профессиональной подготовки и

способностей в

музыкальной

сфере, а именно ребята без музыкальных способностей, слуха, отсутствует

чувство

ритма.

Столкнувшись

с

такого

рода

проблемой,

одной

из

основных

задач

концертмейстера на уроках классического танца становится преобразование

музыкального

материала

в

более

понятный,

простой

и

хорошо

воспринимаемый на слух. Этого можно добиться

несколькими способами,

например, за счет динамики (подчеркивание, выделение сильных долей в такте

на sf и последующее угасание на p). Так же можно расставить акценты в метре,

это

будет

хорошо

помогать

начинающим

студентам,

ориентироваться

в

музыкальном пространстве. Ну и, безусловно, сам музыкальный материал не

должен

быть

чрезмерно

нагружен

сложным

синкопированным

или

пунктированным ритмом, иметь массу мелизмов, всякого рода украшений, а

так же сочетать в себе различные метры (полиметрия). Сложные смешанные

размеры (5/4, 7/4, и.т.д.) или переменные размеры (изменяются на протяжении

произведения) так же не подойдут.

Концертмейстером подбирается такого рода музыкальный материал, в котором

будут равномерно чередоваться

слабые и

сильные доли,

образуя строгую

метрику,

что

позволит

добиться

правильного

толкования

произведений

студентом.

Хорошо

«ложатся

на

слух»

классические

произведения,

с

которыми так или иначе уже сталкивался студент, по средствам телевидения,

радио, кино, балеты, концерты.

Разогрев, с которого начинается работа студентов, включает в себя два

разнохарактерных упражнения, следовательно, два произведения. Для первой

части

разминки

подойдет

произведение

двух

дольного

размера,

с

ярко

выраженной основной долей, бодрого характера. Необходимо помнить, что

продуктивность и вовлеченность учеников в процесс напрямую зависит от

характера и подачи музыкального материала. Поэтому исполнение должно

быть яркое, четкое и ориентировано на студентов. Что касается музыкального

материала, на мой взгляд, прекрасно подойдет отрывок из балета « Медный

всадник»,

Танец

на

площади,

Глиэр.

Вторая

часть

разогрева

имеет

противоположный

характер,

студенты

выполняют

медленные,

плавные

движения, что непременно диктует при выборе произведения. Лучше всего

подойдет музыка, переливающаяся из одной гармонии в другую. Прекрасно с

этой задачей справится отрывок из оперы «Фауст» Гуно, балетная картина «

Вальпургиева ночь» (ре мажор).

Экзерсис.

Практически все движения классического экзерсиса начинаются с preparation

(от франц. готовить), (за редким его исключением по усмотрению педагога).

Это

вступление

к

движению,

которое

должно

исполняться

в

характере

упражнения. Если вы исполняете preparation перед plie, он должен звучать

несколько мягче, лиричнее, нежели

preparation звучащий перед

battments

tendus. Для студентов первого курса preparation звучит более размеренно,

длиннее, на 2/4 или 4/4. Для ребят старших курсов, можно подобрать более

усложненный вариант. Заканчиваться каждая комбинация должна так же на

preparation. Например:

Plie

(приседание),

demi

plie

(полуприседание),

grand

plie

(большое

приседание). Музыкальное сопровождение плавного, кантиленного характера

на 2/4, 3/4 или 4/4. Экспромт (фрагмент) op.142, Вальс ор. 127 Шуберта или

Новеллетта (отрывок) Шумана ор.21, соответствуют размеренному движению

упражнения. Предложенные пьесы лирико-повествовательного характера и с

ярко

выраженным

песенным

тематизмом.

На

первые

два

такта

музыки

выполняется приседание, на следующие два – выпрямление. После трех demi

plie происходит смена позиций ног, музыкально это происходит на последнюю

фразу

(четыре

такта),

так

что

если

это

необходимо,

ее

можно

немного

замедлить, чтобы студенты все успели. Задача концертмейстера выстроить

музыкальные фразы таким образом, чтобы динамические оттенки помогали

распределять движение на

музыкальные доли.

На

приседание происходит

нарастание динамики (crescendo), на выход из plie (выпрямление) угасание

(diminuendo).

Battments

tendus.

Музыкальное

сопровождение

бодрого

характера,

акцентированной первой долей, размер двух дольный (2/4 или 4/4). Изучается

упражнение в медленном темпе (резкое выдвижение работающей ноги вперед

и ее возвращение, крестом по четыре раза). Каждое движение на два такта. По

мере

усвоения

изучаемого

материала,

темп

исполнения

battments

tendus

ускоряется. В конечном результате каждое движение выполняется на одну

восьмую ноту (музыкальный размер 2/4). Произведения, которые подойдут для

музыкального

сопровождения

данного

упражнения

«Фестиваль

цветов

в

Чинзано» Э. Хельстед, «Египетские ночи» К. Фельдман, ор.28, « Танец» А.

Даргомыжский.

Танец

А. Даргомыжский

Педагог так же может попросить выполнять это движение с demi plie, а именно

три battments tendus, а вместо четвертого - demi plie (приседание). Для того

чтобы музыка battments tendus не оказалась слишком резкой и острой для

такого плавного движения как plie, манера игры (именно на это движение)

меняется,

мелодия

звучит

на

legato,

педализировано,

мягче

и

весьма

контрастно по отношению к battments tendus. Такая трактовка музыкального

произведения

облегчает

восприятие

студентов

столь

разнохарактерное

упражнение.

Battments tendus jetes. Сначала бросок ноги приходится на первую долю

такта, с остановками, в медленном темпе. По мере ознакомления студентами с

задачей

и

ее

усвоением,

общее

движение

произведения

ускоряется.

В

законченном виде темп исполнения звучит в два раза быстрее, движение

начинается

уже

из-за

такта

(на

две

шестнадцатые).

Музыкальное

сопровождение

в

характере

польки.

Это

упражнение

требует

четкости

и

активности

исполнения,

значит

и

задачей

концертмейстера

становится

акцентированная,

острая

и

активная

игра

(исполнение).

Музыкальным

примером может быть Ю. Слонова «Полька», «Листок из альбома» Э.Грига

ор.12, «Экосез» Шопена ор.72, №3.

Полька

Ю. Слонов

Ronds de jambe par terre. Характер упражнения плавный, непрерывный, что

непременно отражается в музыкальном сопровождении. Поскольку движение

начинается из-за такта, очень важно четко и раздельно озвучить первые 2 или

3 восьмые затакта, чтобы сильная доля в музыке приходилась на положение

работающей ноги впереди при движении en dehor, а при движении en dedan –

сзади. Разные педагоги предпочитают разные музыкальные размеры для этого

упражнения. Одни утверждают, что больше подходит двух дольный размер, а

другим

нравится

размеренность

трех

дольного

вальса.

На

этот

случай

в

арсенале

концертмейстера

должны

быть

подобраны

разнохарактерные

музыкальные произведения, подходящие к конкретному курсу и педагогу. Для

начала предлагаю разобрать некоторые особенности исполнения rond de jambe

par terre музыкальный размер, которого ¾. Например вальс Шуберта ор. 50 №

6:

Его первая часть, а именно до первой репризы приходится непосредственно на

rond de jambe par terre, а вторая часть на port de bras. Обычно, в начале изучения

этого

упражнения,

педагог

просит

студентов

выполнять

его

медленно,

получается, что каждое движение ноги приходится на отдельно взятый такт. Для

того чтобы исполнение не оказалось мучительно медленным, вальс должен

исполняться с движением, чуть быстрее обычного. В конце первого семестра,

при условии полного освоения изучаемого материала, на один такт исполняется

уже полный круг ногой (rond). Темп музыкального сопровождения немного

замедляется, потому что упражнение выполняется в два раза быстрее. Вальс

звучит в умеренном темпе.

На вторую часть вальса приходится перегибания корпуса. Независимо

от

первоначального

темпа,

вторая

часть

вальса

будет

звучать

немного

быстрее. Смена движения музыки обусловлена проблематичным исполнением

port de bras в первоначальном темпе.

Для

двух

дольного

rond

de

jambe

par

terre

подойдет

музыкальный

фрагмент

Adagio

из

оперы

Ш.

Гуно

«Фауст»,

«Вальпургиева

ночь».

Музыкальный размер 4/4, темп медленный, сдержанный, характер исполнения

ma

con

suono

(полным

звуком).

Первые

семь

тактов,

т.

е

вступление,

пропускаем, для того, чтобы rond начинался с главной темы adagio. Непременно

необходим затакт (три ноты), для «завода» ноги. Аккомпанемент в левой руке,

на мой взгляд, не достаточно насыщен и излишне лаконичен, что осложняет

восприятие

произведения

в

целом.

Для

того,

чтобы

музыка

не

оставляла

вопросов для начинающих студентов, предлагаю добавить арпеджио в левую

руку, не изменяя гармонии написанной самим композитором. Это подчеркнет

размеренность и

плавность

движений

в

упражнении

и

облегчит

студентам

правильно трактовать музыку. Еще одна сложность для концертмейстера будет

не квадратная структура этого произведения, что абсолютно не соответствует

требованиям педагога. Для этого необходимо адаптировать музыкальный текст,

не нарушая общей целостности и содержания композиции. Лучшим вариантом,

на мой взгляд, будет перейти с 13 такта на 18, тогда сохранится квадратность и

мелодическая линия adagio. В конечном варианте музыка, сопровождающая,

rond de jambe par terre будет выглядеть так:

Battments fondues - это плавное, тающее движение. Музыкальное оформление

должно быть

очень выразительное,

произведения кантиленного характера.

Подойдет

практически

любой

вальс

(его

часть).

Некоторые

педагоги

предпочитают, чтоб аккомпанемент был разложен на восьмые длительности,

аргументируя это тем, что арпеджио помогает студентам «наполнить» все

движение, сделать его, более плавным. Начинается изучение в медленном

темпе, каждое движение приходится на два такта. Сгибание и вытягивание ног

происходит равномерно

на

музыкальные

доли,

два

такта

вниз,

два

такта

наверх. По мере изучения упражнения темп его ускоряется, но при этом

сохраняется

плавный

характер.

Музыкальный

размер

может

быть

как

двухдольным, так и трех. Для примера возьмем Мазурку fis moll, Фредерика

Шопена, ор. 59, № 3.Музыкальный размер ¾:

В дальнейшем battments fondues выполняется на один такт, акцент движения

попадает на момент demi plie и совпадает с сильной долей музыкального такта.

Подчеркнуть певучий, плавный характер упражнения поможет легатированное

исполнение с правильной педализацией и динамическими волнами (на плие

нарастание динамики, на выход из plie, выпрямление ног - угасание).

Соответствуют

характеру

данного

упражнения

такие

произведения

как

«Маленький вальс» А. Лядова, ор. 25,»Листок из альбома» А. Грига, ор. 28, №

3, вариация из балета «Павильон Армиды» Н. Черепнин, Экспромт (фрагмент)

Ф. Шуберта, ор.142. Их, безусловно, можно использовать для музыкального

сопровождения battments fondues.

Battement frappe(ударный, отрывистый) - название упражнения определяет

характер

его

музыкального

сопровождения.

Произведения

подбираются

энергичного, резкого характера. Возьмем, к примеру, Польку Ю. Слонова:

Исполнять

польку

необходимо

отрывисто,

с

акцентом

на

сильную

долю

(поскольку движение начинается из-за такта), музыкальный штрих staccato.

При

разучивании

это

движение

исполняется

в

медленном

темпе,

с

остановками. Часто педагог может попросить после одного или двух повторов

музыкального отрывка, сыграть preparation и после, без остановки начать все

сначала. Это может понадобиться для смены позиции или смены ноги (если

упражнение выполняется лицом к станку). Для этого концертмейстер должен

постоянно контролировать процесс непосредственно движений, чтоб иметь

возможность «подхватить» замысел педагога, любой полет его мыслей.

По началу, движение исполняется на один такт, в дальнейшем на

каждую

четверть.

Затакт

(две

шестнадцатые)

необходимо

немного

подчеркнуть, чтоб студенты вовремя вступили.

Releve

lent

это

упражнение

в

темпе

adagio,

музыкальное

сопровождение

очень

плавного

и

сдержанного

характера.

Открывается

огромный простор перед выбором концертмейстера, множество музыкальных

шедевров написаны в подобном стиле и могут прекрасно подойти в качестве

сопровождения releve

lent.

Примером

могут

быть

некоторые

ноктюрны Ф.

Шопена; множество Adagio К. Потапова; прелюдия (фрагмент) соль минор С.

Рахманинова, ор. 23; интермеццо из цикла «Венский карнавал», Р. Шуман, ор.

26; ноктюрн П. Чайковский, ор. 10, № 1; интермеццо Й. Брамс, ор. 118 и много-

много других красивых произведений. Единственная сложность в

том, что

зачастую

педагоги

предпочитают

более

«простой»

музыкальный

материал,

обуславливая это тем, что для студентов «чем проще, тем лучше». Для этого

случая

подойдет

красивейшее

и

легкое

для

музыкального

восприятия

произведение Ф. Шуберта серенада (ре минор). Спокойный темп, выраженная

мелодическая линия, все отвечает требованиям данного упражнения. Серенада

требует некоторой адаптации, а именно не квадратная структура произведения.

Для этого пропускаем вступление (первые четыре такта), а так же каждые

пятый, шестой такты во всех фразах. Окончание требует творческого подхода.

На мой взгляд, для того, чтобы закончить в исходной тональности и для более

гладкого завершения, целесообразнее будет в заключительной фразе пропустить

третий и четвертый такты, таким образом, сохранится квадратность, общая

структура произведения и тематическая линия. Исполнение не требует новой

трактовки

произведения

для

данного

упражнения.

Лирическое

содержание

Серенады, воспроизведение главной темы

в

песенной

манере,

совпадают с

требованиями к музыкальному материалу для сопровождения releve lent.

Grand battement. Музыкальное сопровождение - активного характера.

Подойдут марши, польки двухдольго размера. Реже встречается музыкальный

размер

¾

для

данного

упражнения, в

основном по

пожеланию педагога к

конкретному курсу. Движения проучиваются в медленном темпе. Бросок ноги

может исполняться как на сильную долю такта, так и на слабую – от этого будет

зависеть размещение акцентов в мелодии. Важно помнить об обязательном

наличие затакта, именно он позволит студентам вовремя начать упражнение и

предугадать темп исполнения grand battement.

Для этого упражнения могу порекомендовать следующие произведения:

Марш Б. Годар; концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент) Э. Григ, ор. 16;

Марш, Шуберт, ор. 51 №3.

На

мой

взгляд,

музыкальный

аккомпанемент,

должен

всецело

подчиняться

художественным

задачам

балетмейстера

и

отвечать

характеру

упражнения.

Именно комбинация того или иного движения определяет ритм, темп и характер

музыкального сопровождения. Если концертмейстер будет следовать данным

рекомендациям, то работа на уроке классического танца для него покажется

динамичной, очень разносторонней и интересной!



В раздел образования