Автор: Ступникова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "БОУ "СОШ №67"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по математике 2 класса УМК ПНШ"
Раздел: начальное образование
Рабочая учебная программа по математике 2 класс
Авторы: А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса «Математика» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- вести счёт десятками и сотнями;
- различать термины «число» и «цифра»;
- распознавать числа от 1 до 12, записанные римскими цифрами;
- читать и записывать все однозначные, двузначные и трёхзначные числа;
- записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
- сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
- изображать числа на числовом луче;
- использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
- находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;
- воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
- применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- применять правило вычитания суммы из суммы;
- воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;
- выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;
- находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
- записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки;
- употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления;
- воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
- выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;
- применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащие действия одной или нескольких ступеней;
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять длину предметов и расстояния при помощи измерительных приборов;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;
- использовать соотношения между изученными единицами длины для выражения длины в разных единицах;
- распознавать на чертеже и изображать прямую, луч, угол, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности: центр, радиус, диаметр;
употреблять соответствующие термины;
- измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы;
- измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени; переходить от одних единиц времени к другим;
- устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
- распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача»;
- строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
- решать простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение;
- разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения;
- формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;
- читать и заполнять строки таблицы.
Обучающие получат возможность научиться:
- понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;
- пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;
- понимать и использовать термины «натуральный ряд» и «натуральное число»;
- понимать и использовать термин «числовая последовательность»;
- воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;
- понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;
- понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);
- записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;
- понимать бесконечность прямой и луча;
- понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;
- использовать римские цифры для записи веков и различных дат;
- оперировать с изменяющимися единицами времени на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;
- понимать связь между временем-датой и временем-продолжительностью;
- рассматривать арифметическую текстовую задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжет -
ные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);
- моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
- использовать табличную форму формулировки задания.
2.
Содержание учебного предмета, курса «Математика» 2 класс (136 ч)
Раздел «Числа и величины» (20 ч)
Нумерация и сравнение чисел.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числи -
тельных для двузначных чисел. «Круглые» десятки.
Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы- сотни, третий разряд десятичной записи- разряд сотен,
принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы раз -
рядных слагаемых.
Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.
Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.
Знакомство с римской письменной нумерацией. Числовые равенства и неравенства.
Первичные представления о числовых последовательностях.
Величины и их измерения.
Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы -килограмм. Измерение массы. Единица массы - центнер. Соотношение между
центнером и килограммом (1 ц=100 кг).
Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Про-
должительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между
ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени - век. Соотно -
шение между веком и годом (1 век=100 лет).
Раздел «Арифметические действия» (46 ч)
Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычи-
тания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в
столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и
вычитания с помощью калькулятора.
Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма действия с неизвестным компонентом. Прави-
ла нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.
Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (). множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения.
Случаи умножения на 0 и 1. Переместительное свойство умножения.
Увеличение числа в несколько раз.
Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание. Действия первой и второй степени.
Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и
его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.
Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.
Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.
Раздел «Текстовые задачи» (36 ч)
Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой
(сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием иско -
мого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.
Графическое моделирование связей между данными и искомыми.
Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия
и с помощью графической модели.
Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и, наоборот, за счет изменения требования или условия. Разбивка составной за -
дачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.
Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения дан -
ной.
Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.
Задачи на время (начало, конец, продолжительность события). Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, со -
держание отношения «больше на (в)...», «меньше на (в)...»
Раздел «Геометрические фигуры» (10 ч)
Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как част -
ный случай прямоугольника.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля
для откладывания отрезка, равного по длине данному.
Раздел «Геометрические величины» (12 ч)
Единица длины - метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1м=10дм=100см).
Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.
Раздел «Работа с данными» (12 ч)
Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Ис -
пользование таблицы для формулировки задания.
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
С
УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ
,
ОТВОДИМЫХ
НА
ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ
ТЕМЫ
(4 часа в неделю)
№
п/п
№ урока в
разделе
Дата
Тема урока
Примечание
Повторение 2 ч.
1
1
Математика и летние каникулы Уч. 1.с.7-9
2
2
«Круглые» двузначные числа и действия над ними (11 час.)
3
1
Счёт десятками и «круглые » десятки Уч. 1.с.10-12
4
2
Числовые равенства и числовые неравенства . Уч.1.с.13-14
5
3
Числовые выражения и их значения . Уч. 1.с.15-16
6
4
Сложение «круглых» десятков. Математический диктант № 1 Уч. 1.с.17-18
7
5
Вычитание «круглых» десятков Уч. 1.с.19-20
8
6
Десятки и единицы Уч. 1. с.21-22
9
7
Входная контрольная работа № 1
10
8
Работа над ошибками. Краткая запись задачи Уч. 1.с.23-26
11
9
Килограмм. Сколько килограммов. Уч. 1.с. 27-30
12
10
Решение задач «Сложение и вычитание круглых десятков»Уч. 1.с.31-32
13
11
Контрольная работа № 2 по теме «Круглые» двузначные числа и действия над ними.
Двузначные и однозначные числа (18 час.)
14
1
Работа над ошибками. Прямая бесконечна. Уч. 1.с.33-34
15
2
Сложение «круглых» десятков с однозначными числами. Уч. 1.с.35-36 , Уч. 1.с.37-38
16
3
17
4
Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. Уч.1.с.39-40
18
5
Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. Уч.1.с.41-42
19
6
Решение арифметических задач. Уч. 1.с.43-44
20
7
Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд. Уч. 1.с.45-46
21
8
Прямая и луч. Самостоятельная работа №1 Уч. 1.с.47-48
22
9
Сложение «круглого» десятка и двузначного числаУч.1.с.49-50
23
10
Вычитание «круглого» десятка из двузначного числа. Уч.1с.51-52
24
11
Дополнение до «круглого» числа Уч.1.с.53-54, Уч. 1с.55-56
25
12
Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. Уч. 1.с.57-58
26
13
Вычитание однозначного числа из «круглого» десятка. Уч. 1.с.59-60
27
14
Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд. Уч.1.с61-62
28
15
Угол. Сравнение углов. Уч. 1.с.63-65
29
16
Прямой, острый и тупой углы Уч.1.с.66-67. Последовательность чисел Уч. 1.с.68
30
17
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»
31
18
Работа над ошибками. Углы многоугольника Уч.1.с.69-70, Уч.1.с.71-72