Напоминание

Мои педагогические принципы


Автор: Коваленко Людмила Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Салаватский музыкальный колледж
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Мои педагогические принципы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Министерство культуры Республики Башкортостан

ГБПОУ РБ Салаватский музыкальный колледж

Л. М. КОВАЛЕНКО

МОИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Мысли о музыкальной педагогике

в свободном изложении

Салават 2020

2

Коваленко Людмила Михайловна

преподаватель фортепиано

ГБПОУ РБ Салаватский музыкальный колледж

г.Салават Республика Башкортостан

Мои педагогические принципы

«Люби ученика своего, а не себя в нем»

(В.Маргулис)

Музыка и медицина занимали меня с самого раннего детства. Но занятия в

музыкальной школе, затем окончание музыкального училища и исполнительского отделения

профильного ВУЗа определили приоритеты. Именно музыка и музыкальная педагогика

стали главным занятием моей жизни, отрадой моей души. Храню благодарную память о

своих учителях, но теперь для многих и сама являюсь педагогом. Позади несколько десятков

лет педагогической работы в системе музыкального образования, в том числе с детьми в

музыкальной школе и с юношами и девушками в музыкальном колледже. Рада, что уроки

фортепиано оставляют добрую память у моих учеников. Современные коммуникативные

технологии позволяют поддерживать тесную связь с бывшими выпускниками. Позволю себе

привести некоторые их высказывания о годах учебы в моем классе. «Здравствуйте, Людмила

Михайловна – Уважаемая, Дорогая, Золотая, Любимая, моя Главная Учительница! Спасибо

Вам за все: за Вашу поддержку, чуткость, за то, что учили не только нажимать

фортепианные клавиши, но учили главному – слушать, думать и чувствовать! Я часто

вспоминаю наши уроки, когда Вы меня вдохновляли, верили в меня, и начинало что-то

получаться, и душа парила от переполнявших чувств! Как легко и радостно было играть с

Вами концерты Чайковского, Бетховена, Листа! Никогда не забуду это ощущение

праздника!» (Эльвира Галиуллина, концертмейстер филармонии, г.Бангкок). «Учиться по

специальности в Вашем классе было интересно, увлекательно и комфортно. Произведения,

входящие в репертуар, вызывали желание как можно скорее начать их разучивание.

Тщательная

работа

над

музыкальной

фактурой,

над

звуком,

музыкальными

характеристиками и образами

была всегда

кропотливой и подробной, вплоть до

мельчайших деталей. Спустя годы, став уже коллегами, в своей профессиональной работе

невольно беру на вооружение эту методику» - Елена Зиберт, преподаватель ДМШ № 1

г.Стерлитамак. «Установка на самодисциплину не только способствовала серьезной работе

над произведениями, но и имела огромное воспитательное значение в формировании нас как

личностей. Уроки

были для нас также уроками культуры общения: несмотря на

требовательность, всегда соблюдался такт и доброжелательность. Ваша выразительная и

грамотная речь стали для меня образцом речи преподавателя, и, хотя теперь я занимаюсь не

музыкальной педагогикой, многие качества, сформированные на Ваших уроках, мне очень

помогают в преподавательской работе» - Гузель Кагарманова, кандидат педагогических

наук, доцент кафедры педагогики СГПА им.Зайнаб Биишевой, г.Стерлитамак. «Никто лучше

Вас не объяснил мне, что такое полифония, вообще Вы многое мне дали, очень хочу

увидеться

с

Вами!»

-

Венера

Ямлиханова,

студентка

Санкт-Петербургского

государственного университета культуры и искусства. «С другими студентами из Салавата

часто вспоминаем Вас. В одном наши мнения сходятся точно – самым лучшим и любимым

3

преподавателем

были

и

остаетесь

Вы!»

-

Залина

Якупова,

студентка

Уфимской

государственной академии искусств.

Что может быть для педагога дороже этих слов? Добрая память – это высшая похвала

учительскому труду!

Люблю всех своих учеников – и бывших, и нынешних, и одаренных, и «не очень»… В

каждом из них хочется открывать и развивать лучшие стороны, обучать не только

профессии, но и позитивному взгляду на жизнь, воспитывать должное отношение к

главным ее ценностям, учить поиску истинных приоритетов.

Убеждена в том, что без любви к профессии, к музыке, к ученикам, никакие

достижения в образовательном процессе невозможны. Считаю эту позицию принципиально

важной в своем педагогическом арсенале. Именно она позволяет рассчитывать на успех во

всем остальном многообразии, составляющем содержание педагогической работы.

Всемерно стремлюсь к тому, чтобы образовательный процесс был должным

образом организован и методологически обеспечен, чтобы все уроки выстраивались в

логическую цепочку, в которой каждое занятие выполняет конкретную роль.. Испытываю

профессиональное удовлетворение, когда вижу, что от урока к уроку ученик становится

инициативнее и самостоятельнее, что развивается его пианизм и выразительнее становится

исполнение на рояле. При этом постоянно забочусь о проявлениях интереса к учебе со

стороны ученика. На развитие интереса должно быть сориентировано буквально все –

репертуар, выступление на сцене, участие в конкурсах, все виды деятельности и формы

работы, весь дидактический материал и т.п. Все интересное оставляет более яркое

впечатление, быстрее и прочнее запоминается, вызывает желание повторно обратиться к

этому материалу (событию, факту, музыкальному произведению), доставляет удовольствие.

Удерживаемый и развивающийся интерес со временем переходит в потребность, в

сознательное отношение к занятиям музыкой, воспитываются навыки самостоятельной

работы за роялем и постоянное стремление к новым знаниям. Поэтому вопрос «Будет ли

интересно ученику?» задаю себе бесконечно много раз. На уроках ревностно слежу за тем,

чтобы интерес к занятию не угасал. Предпочитаю общаться «глаза в глаза». Проявления

скуки не допускаю, снижение интереса воспринимаю как знак тревоги для себя, как «SOS»!

Принимаю срочные меры: меняю ракурс учебной задачи или форму работы,

вид

деятельности или объект внимания и т.п.

«Педагогика начинается с общения, в центре которого – личность ученика»,-

справедливо отмечает доктор психологических наук В.Ражников и предлагает педагогам-

музыкантам освоить еще одну смежную специальность арт-психолога (7, с.8). Соглашаясь с

ним,

каждый урок начинаю непременно с

установления эмоционального контакта с

учеником, благо этому способствует индивидуальная форма обучения в исполнительском

классе. Верный тон общения на протяжении всего занятия позволяет и личностный контакт

сохранить, и учебные задачи решить. Искренний интерес к ученику, обращение к его

жизненному опыту, общение с ним как с равным - все это вызывает ответное расположение

и доверие ко мне, повышает положительную мотивацию. Поэтому изучаю своих учеников,

их пристрастия, вкусы и устремления. Попав на одну «волну», пытаюсь оказать

благотворное влияние на формирование их личности в дальнейшем.

Обучение игре на музыкальном инструменте всегда сопряжено с регулярными и

относительно продолжительными самостоятельными занятиями. Это едва ли не главная,

наиболее

ответственная

и

трудно

разрешимая

задача

педагога

организовать

самоподготовку учащихся. На уроках стараюсь привить вкус к работе за инструментом,

4

учу учиться, чтобы и в самостоятельных домашних занятиях был толк. Как учу? Обращаю

внимание учеников на слова «надо» и «хочу». Психолог В.Леви считает, что слово «надо»

источает много «каменного усердия», действий под страхом неприятности, лишения,

наказания. Отчасти соглашаясь с ним, считаю, что принуждение, исходящее от слова

«надо», полезно нейтрализовать осознанными волевыми усилиями, направленными на

достижение четко сформулированных учебных задач, которые ученик понял до самых

мельчайших подробностей, увлекся исполнительством и желает их выполнить. Занятия за

инструментом в классе сопровождаю объяснениями и показами, часто спрашиваю – что

можно еще сделать для улучшения достигнутого? Самостоятельные занятия предваряю

советами, помогающими избежать появления неприязни к тренажу. Составляю памятки,

«подсказки», приветствую присутствие родителей детей на уроках, объясняю родителям суть

домашних занятий, помогаю создать необходимые условия.

Студентам рекомендую

методическую литературу, привожу высказывания выдающихся музыкантов: «Хорошо

разучивать – это умело расчленять материал, расчлененный, он легко затем сочленяется»

(9,с.41), «Слушать, слушать и слушать. Вытягивать звуки слухом из глубочайшей тишины»

(там же), «Умные пианисты занимаются в медленном темпе. Ибо им нужно время, чтобы

между звуками понять, удалось ли достичь желаемого» (9,с.43) и другие. Домашнее задание

формирую в течение всего занятия, по мере просмотра произведений. В конце урока оно

собирается воедино. Стремлюсь к тому, чтобы объем задания соответствовал уровню

подготовки ученика, его одаренности. На выполнение учебной задачи одинаковой сложности

одному обучающемуся требуется меньше времени, другому – больше. Объясняю, что все мы

разные, поэтому каждый из нас тратит на выполнение столько времени, сколько требуется

именно ЕМУ. Главное – осмыслить свои действия и обязательно добиться поставленной

цели!

Центральное время урока отдаю

рефлексии содержания учебного материала,

позволяющей выяснить степень усвоения учебного материала и определить приоритетные

направления для дальнейшей работы. После прослушивания репертуара, предоставляю

ученику возможность дать оценку своему исполнению, проанализировать его, комментирую

и сама. Всегда ищу возможность похвалить ученика – пусть даже только за хорошо

произнесенную фразу, «красивую звучность, ловко сыгранный пассаж» (2,с.4). С учетом

достигнутых успехов и выявленных проблем, формулируем новую цель и пробуем найти

способы ее достижения. На уроках часто играю сама, с различной целью и в разном объёме –

целиком произведение или его фрагменты, мелодию или сопровождение, часть фактуры,

разделённой по вертикали или горизонтали, отдельные исполнительские приёмы. Благодаря

«живым» показам, сопровождаемым соответствующими комментариями, ученики имеют

возможность услышать и отличить «правильное» от «неправильного», взглянуть на

исполнительскую проблему с разных сторон, услышать красоту мелодии, убедиться в том,

что звук имеет продолжение в виде мерцающего обертонового «шлейфа», что любая

сложность состоит из простых элементов и т.п. Активизирую мыслительную деятельность

ученика ролевыми играми, вопросами, типа «Как ты думаешь?», «А что, если?», предлагаю

пробовать, искать.

Очень ценю возникающие диалоги с учеником, его вопросы, предложения,

возражения. Радуюсь тому, что удалось пробудить интерес,

что активизировалось

мышление и обострился слух, что идет процесс анализа и поиска – трактовки ли в целом,

установления ли динамического плана и центральной кульминационной точки, наиболее

подходящего ли звука или туше, красоты ли модуляции, терпкого ли «аромата» гармонии.

5

Когда установлено эмоциональное и профессиональное «единение» с учеником и идет

процесс сотворчества, время урока пролетает совершенно незаметно, буквально на одном

дыхании,

усталости

никакой,

желание

не

прерывать

общение

с

открывшимся

«прекрасным» сильно как никогда! С урока ученик уходит окрыленным, уверенным в своих

силах, вдохновленным на новые поиски. Такие уроки дорогого стоят, ученику и мне они

приносят огромное профессиональное и эстетическое удовлетворение. Рефлексия ведет

учеников к осознанию наиболее эффективных способов деятельности, к их систематизации,

обобщению, к отказу от ошибочных приемов, развивает их как личность.

Все выше изложенное – мои принципиальные, «ключевые» педагогические установки.

Под их влиянием находятся другие педагогические приемы, с помощью которых преследую

ту же цель – сделать обучение привлекательнее, интереснее, профессиональнее; развить

познавательную, коммуникативную, личностную активность обучающихся. Что входит в их

число?

В первую очередь назову учебный репертуар. Каждый музыкант знает, что

разучиваемая музыка должна нравиться,

вызывать живой, непосредственный отклик.

Святослав Рихтер - один из величайших музыкантов-исполнителей, отмечал, что самое

важное – любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера

исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе «проваливается». Поэтому, предлагая

ученику

определенные произведения для разучивания, обязательно организую их

«презентацию» - играю и рассказываю, предлагаю ознакомиться с музыковедческой

литературой, даю ссылки информационных интернет ресурсов, сайтов для слушания музыки

в формате mp3. Обязательно интересуюсь их мнением. Заинтересованность – залог успеха!

Особым стимулирующим потенциалом обладает ансамблевый репертуар и ансамблевая

игра – как в однородном, так и в смешанном составе. Ценно, что при этом возникают

наиболее благоприятные условия для роста художественной фантазии, воображения,

развития слуховых навыков, в том числе динамической корректировки своего инструмента.

Важное значение придаю слушанию музыки. Считаю, что ученики-исполнители

должны слушать музыку как можно чаще – в филармонических концертах, конкурсах,

фестивалях, смотрах, в записи, не

только фортепианную, но и симфоническую,

ансамблевую, инструментальную, вокальную, разных стилей и направлений, смотреть

телевизионный канал «Культура». Также организую прослушивание произведения в записи,

чтобы ученики могли «понять его общую концепцию, проникнуть в основной замысел

композитора» (9,с.117), узнать, как его играют

сверстники и мастера. Современные

технологии и интернет предоставляют большой выбор аудио- и видео записей музыки. Даю

наиболее полезные ссылки интернет ресурсов. Считаю существенной деталью предварить

прослушивание музыки вопросами, сложность и количество которых зависят от того, кому

они предназначаются – детям, школьникам или студентам. Поиск ответов на поставленные

вопросы

невольно активизирует их внимание, развивают музыкальное мышление.

Рекомендую слушать не только разучиваемые произведения, но и другие сочинения того же

автора,

что

позволяет

выявить

особенности

композиторского

языка,

стилевую

принадлежность. И наоборот - прослушивание одного и того же произведения, но в разном

исполнении позволяет сопоставить художественные трактовки, выявить более яркое и

стильное звучание. Цели прослушиваний могут быть разнообразными, одно присутствует

постоянно и неуклонно - слушание музыки всегда способствует формированию, развитию и

обогащению слуховых представлений.

6

Как многие другие педагоги-музыканты, использую ассоциативные связи и образы,

привожу примеры из жизни, сравниваю музыку с другими произведениями смежных видов

искусства по принципу схожести или контраста. Так, говоря о художественном содержании

Этюда-картины соль минор С.Рахманинова соч.33, обращалась к поэтическим строкам

Бунина, пейзажным картинам Левитана: «Золотой осени» с мажорными красками, «Поздней

осени» с ее покоем, умиротворением и светом, «Хмурому дню» с тяжелыми, низкими

тучами и ветром и другим. Содержащие особую психологическую насыщенность и

отражающие разные грани человеческой души, они помогли студентке острее почувствовать

эмоционально-образный

строй

пьесы,

проникнуться переменчивостью настроений

и

музыкальных красок, спектр которых простирался от тихой печали до серьезных раздумий и

выражения сильных чувств.

Отдельное внимание хочу обратить на использование сказок в работе с детьми и

младшими

школьниками.

Развивая

эмоциональность,

они помогают

постигать

мир

человеческих отношений, различать добро и зло, формируют нравственность. Являясь

богатейшей энциклопедией образов, персонажей и портретов, они оказывают неоценимую

помощь в развитии эмоциональной сферы. Полезно не только обращаться к их содержанию,

не только выразительно читать (лучше по ролям, «разными» голосами), но и сочинять

музыкальные иллюстрации к сказкам. Обычно дети охотно принимают такие предложения и

увлеченно изображают прыгающую Лягушку (штрихом staccato), неторопливую поступь

Старика (legato), ворчливую Старуху (репетиции), ветер (глиссандо), гром (клястеры в

басах), чириканье птиц (форшлаги в высоком регистре) и т.п. Благодаря этому быстрее идет

формирование навыков игры разными штрихами,

освоение приемов звукоизвлечения,

знакомство с динамическими оттенками и темброво-регистровыми красками, акустическими

возможностями фортепиано. Таким образом, в доступной игровой форме дети знакомятся с

устройством и техническими возможностями фортепиано, осваивают средства музыкальной

выразительности. Одновременно развиваются их творческие способности и артистизм,

помогающий увереннее чувствовать себя на сцене.

На примере сказок очень удобно иллюстрировать музыкальную форму как процесс.

Слова «Жили-были», «За семью горами, за семью долами, в тридесятом царстве…» - не что

иное как экспозиция, начало изложения, зачин. Со слов «Однажды…» начинается

развивающая часть, разработка. Здесь - все самые важные события, колдовство, испытания

для героев, преодоление препятствий. «Стали они жить-поживать и добра наживать», «И я

там был, пиво-мед пил» - сюжетная развязка, выводы, эпилог. Проведение соответствующих

параллелей

и

мои

комментарии

помогают

ученикам

лучше

понять,

что

музыка

развертывается во времени и им, как исполнителям, необходимо следить за «событиями» в

музыке,

«завязывать»

драматургический

«узел»,

подводить

слушателей

к

главной

кульминации, увлекаться развитием самому и увлекать слушателей.

Большую помощь в обучении игре на фортепиано оказывает мне дидактический

материал,

позволяющий активизировать познавательную деятельность обучающихся,

«опредметить» абстрактные понятия, формировать умения самостоятельно осмысливать и

усваивать учебный материал, разнообразить присутствующий в учебном процессе элемент

тренировки. Наглядный вспомогательный материал подбираю или изготавливаю сама,

ориентируясь на возраст учеников и

строго придерживаясь принципов доступности,

наглядности, индивидуальной направленности, возможности проведения самостоятельных

действий и побуждения к творчеству. Особую роль дидактическому материалу придаю на

занятиях с детьми и младшими школьниками. Практикую необычные задания. Например,

7

после объяснения понятий «внезапно» и «постепенно» в музыке (в динамике, темпах,

настроениях), предложила ученику набрать красивых осенних листьев и составить из них две

композиции. Одну по принципу контраста, сопоставления (как в музыке f–p), другую – с

использованием постепенного перехода одного цвета в другой (как в музыке crescendo –

diminuendo). Первое, что радостно сказал ученик, придя на следующий урок, было: «Я Ваше

задание выполнил, вот смотрите!» С другой маленькой дошкольницей мы «разрабатывали»

ее пальчики, надевая на два соседних кружевную юбочку и «вытанцовывали» по столу и

крышке рояля. Иногда мы с учеником «гуляем» по классу – в разном темпе и характере (как

пульс в музыке), в одну сторону или в разные (как голоса в музыке), разным «фасоном»

(как штрихи в музыке), то я его веду, то он меня (как ведущее и подчиненное в музыке). Со

студентами несколько иное. Для них музыка – будущая профессия, поэтому все формы и

приемы работы направлены на формирование их общих и профессиональных компетенций.

Опираясь на уже имеющийся слуховой опыт и мышление, выводим с ними алгоритмы

процесса разучивания произведений, находим отличия в работе над полифонией и сонатами,

пьесами и этюдами, составляем аппликатурные схемы и таблицы для гамм. Выполняю для

них методические разработки и памятки, практикую творческие задания.

Увы, в музыкальной педагогике не все безоблачно – встречаются и поражения, и

неудачи, и слезы. Тогда приходится проявлять другие свои качества – умение встречать

неудачи «с открытым забралом», анализировать их скрытые причины, заново выращивать

едва приметные положительные качества, быть готовой к постоянному поиску, проявлять

бесконечное терпение и мужество начинать все с начала. Понимаю, что постоянно

возникающие вопросы типа «Что я делаю? Для чего? С какой целью? Могу ли сделать

лучше? Что не получилось? Что буду делать дальше?» и поиск ответов на них, выступают

своеобразной гарантией того, что отдыхать в своей профессии не придется. Учитель жив,

пока он учится!

Литература:

1.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.,1974, 335с.

2.Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей под ред. В.Натансона. Вып.4 М., 1976

3.Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988, 236с.

4.Маргулис В.И. Багатели опус 10. М., 2003, 141с

5.Перельман Н.Е. В классе рояля. М., 2000, 160с.

6.Пианисты рассказывают. Сост., общая ред. и вступ. Статья М.Г.Соколова. Вып 1 М.,1990

7.Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004, 136 с.

8.Рудиченко Т.С. Оформление письменных и электронных текстов. Р/н/Дону, 2003, 76с.

9.Секреты фортепианного мастерства. Сост.Н.Енукидзе,В.Есаков М.,1998,146с.

10.Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. М., 2001

8



В раздел образования