Автор: Коваленко Людмила Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБПОУ РБ Салаватский музыкальный колледж
Населённый пункт: г. Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Мои педагогические принципы
Раздел: среднее профессиональное
1
Министерство культуры Республики Башкортостан
ГБПОУ РБ Салаватский музыкальный колледж
Л. М. КОВАЛЕНКО
МОИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Мысли о музыкальной педагогике
в свободном изложении
Салават 2020
2
Коваленко Людмила Михайловна
преподаватель фортепиано
ГБПОУ РБ Салаватский музыкальный колледж
г.Салават Республика Башкортостан
Мои педагогические принципы
«Люби ученика своего, а не себя в нем»
(В.Маргулис)
Музыка и медицина занимали меня с самого раннего детства. Но занятия в
музыкальной школе, затем окончание музыкального училища и исполнительского отделения
профильного ВУЗа определили приоритеты. Именно музыка и музыкальная педагогика
стали главным занятием моей жизни, отрадой моей души. Храню благодарную память о
своих учителях, но теперь для многих и сама являюсь педагогом. Позади несколько десятков
лет педагогической работы в системе музыкального образования, в том числе с детьми в
музыкальной школе и с юношами и девушками в музыкальном колледже. Рада, что уроки
фортепиано оставляют добрую память у моих учеников. Современные коммуникативные
технологии позволяют поддерживать тесную связь с бывшими выпускниками. Позволю себе
привести некоторые их высказывания о годах учебы в моем классе. «Здравствуйте, Людмила
Михайловна – Уважаемая, Дорогая, Золотая, Любимая, моя Главная Учительница! Спасибо
Вам за все: за Вашу поддержку, чуткость, за то, что учили не только нажимать
фортепианные клавиши, но учили главному – слушать, думать и чувствовать! Я часто
вспоминаю наши уроки, когда Вы меня вдохновляли, верили в меня, и начинало что-то
получаться, и душа парила от переполнявших чувств! Как легко и радостно было играть с
Вами концерты Чайковского, Бетховена, Листа! Никогда не забуду это ощущение
праздника!» (Эльвира Галиуллина, концертмейстер филармонии, г.Бангкок). «Учиться по
специальности в Вашем классе было интересно, увлекательно и комфортно. Произведения,
входящие в репертуар, вызывали желание как можно скорее начать их разучивание.
Тщательная
работа
над
музыкальной
фактурой,
над
звуком,
музыкальными
характеристиками и образами
была всегда
кропотливой и подробной, вплоть до
мельчайших деталей. Спустя годы, став уже коллегами, в своей профессиональной работе
невольно беру на вооружение эту методику» - Елена Зиберт, преподаватель ДМШ № 1
г.Стерлитамак. «Установка на самодисциплину не только способствовала серьезной работе
над произведениями, но и имела огромное воспитательное значение в формировании нас как
личностей. Уроки
были для нас также уроками культуры общения: несмотря на
требовательность, всегда соблюдался такт и доброжелательность. Ваша выразительная и
грамотная речь стали для меня образцом речи преподавателя, и, хотя теперь я занимаюсь не
музыкальной педагогикой, многие качества, сформированные на Ваших уроках, мне очень
помогают в преподавательской работе» - Гузель Кагарманова, кандидат педагогических
наук, доцент кафедры педагогики СГПА им.Зайнаб Биишевой, г.Стерлитамак. «Никто лучше
Вас не объяснил мне, что такое полифония, вообще Вы многое мне дали, очень хочу
увидеться
с
Вами!»
-
Венера
Ямлиханова,
студентка
Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусства. «С другими студентами из Салавата
часто вспоминаем Вас. В одном наши мнения сходятся точно – самым лучшим и любимым
3
преподавателем
были
и
остаетесь
Вы!»
-
Залина
Якупова,
студентка
Уфимской
государственной академии искусств.
Что может быть для педагога дороже этих слов? Добрая память – это высшая похвала
учительскому труду!
Люблю всех своих учеников – и бывших, и нынешних, и одаренных, и «не очень»… В
каждом из них хочется открывать и развивать лучшие стороны, обучать не только
профессии, но и позитивному взгляду на жизнь, воспитывать должное отношение к
главным ее ценностям, учить поиску истинных приоритетов.
Убеждена в том, что без любви к профессии, к музыке, к ученикам, никакие
достижения в образовательном процессе невозможны. Считаю эту позицию принципиально
важной в своем педагогическом арсенале. Именно она позволяет рассчитывать на успех во
всем остальном многообразии, составляющем содержание педагогической работы.
Всемерно стремлюсь к тому, чтобы образовательный процесс был должным
образом организован и методологически обеспечен, чтобы все уроки выстраивались в
логическую цепочку, в которой каждое занятие выполняет конкретную роль.. Испытываю
профессиональное удовлетворение, когда вижу, что от урока к уроку ученик становится
инициативнее и самостоятельнее, что развивается его пианизм и выразительнее становится
исполнение на рояле. При этом постоянно забочусь о проявлениях интереса к учебе со
стороны ученика. На развитие интереса должно быть сориентировано буквально все –
репертуар, выступление на сцене, участие в конкурсах, все виды деятельности и формы
работы, весь дидактический материал и т.п. Все интересное оставляет более яркое
впечатление, быстрее и прочнее запоминается, вызывает желание повторно обратиться к
этому материалу (событию, факту, музыкальному произведению), доставляет удовольствие.
Удерживаемый и развивающийся интерес со временем переходит в потребность, в
сознательное отношение к занятиям музыкой, воспитываются навыки самостоятельной
работы за роялем и постоянное стремление к новым знаниям. Поэтому вопрос «Будет ли
интересно ученику?» задаю себе бесконечно много раз. На уроках ревностно слежу за тем,
чтобы интерес к занятию не угасал. Предпочитаю общаться «глаза в глаза». Проявления
скуки не допускаю, снижение интереса воспринимаю как знак тревоги для себя, как «SOS»!
Принимаю срочные меры: меняю ракурс учебной задачи или форму работы,
вид
деятельности или объект внимания и т.п.
«Педагогика начинается с общения, в центре которого – личность ученика»,-
справедливо отмечает доктор психологических наук В.Ражников и предлагает педагогам-
музыкантам освоить еще одну смежную специальность арт-психолога (7, с.8). Соглашаясь с
ним,
каждый урок начинаю непременно с
установления эмоционального контакта с
учеником, благо этому способствует индивидуальная форма обучения в исполнительском
классе. Верный тон общения на протяжении всего занятия позволяет и личностный контакт
сохранить, и учебные задачи решить. Искренний интерес к ученику, обращение к его
жизненному опыту, общение с ним как с равным - все это вызывает ответное расположение
и доверие ко мне, повышает положительную мотивацию. Поэтому изучаю своих учеников,
их пристрастия, вкусы и устремления. Попав на одну «волну», пытаюсь оказать
благотворное влияние на формирование их личности в дальнейшем.
Обучение игре на музыкальном инструменте всегда сопряжено с регулярными и
относительно продолжительными самостоятельными занятиями. Это едва ли не главная,
наиболее
ответственная
и
трудно
разрешимая
задача
педагога
–
организовать
самоподготовку учащихся. На уроках стараюсь привить вкус к работе за инструментом,
4
учу учиться, чтобы и в самостоятельных домашних занятиях был толк. Как учу? Обращаю
внимание учеников на слова «надо» и «хочу». Психолог В.Леви считает, что слово «надо»
источает много «каменного усердия», действий под страхом неприятности, лишения,
наказания. Отчасти соглашаясь с ним, считаю, что принуждение, исходящее от слова
«надо», полезно нейтрализовать осознанными волевыми усилиями, направленными на
достижение четко сформулированных учебных задач, которые ученик понял до самых
мельчайших подробностей, увлекся исполнительством и желает их выполнить. Занятия за
инструментом в классе сопровождаю объяснениями и показами, часто спрашиваю – что
можно еще сделать для улучшения достигнутого? Самостоятельные занятия предваряю
советами, помогающими избежать появления неприязни к тренажу. Составляю памятки,
«подсказки», приветствую присутствие родителей детей на уроках, объясняю родителям суть
домашних занятий, помогаю создать необходимые условия.
Студентам рекомендую
методическую литературу, привожу высказывания выдающихся музыкантов: «Хорошо
разучивать – это умело расчленять материал, расчлененный, он легко затем сочленяется»
(9,с.41), «Слушать, слушать и слушать. Вытягивать звуки слухом из глубочайшей тишины»
(там же), «Умные пианисты занимаются в медленном темпе. Ибо им нужно время, чтобы
между звуками понять, удалось ли достичь желаемого» (9,с.43) и другие. Домашнее задание
формирую в течение всего занятия, по мере просмотра произведений. В конце урока оно
собирается воедино. Стремлюсь к тому, чтобы объем задания соответствовал уровню
подготовки ученика, его одаренности. На выполнение учебной задачи одинаковой сложности
одному обучающемуся требуется меньше времени, другому – больше. Объясняю, что все мы
разные, поэтому каждый из нас тратит на выполнение столько времени, сколько требуется
именно ЕМУ. Главное – осмыслить свои действия и обязательно добиться поставленной
цели!
Центральное время урока отдаю
рефлексии содержания учебного материала,
позволяющей выяснить степень усвоения учебного материала и определить приоритетные
направления для дальнейшей работы. После прослушивания репертуара, предоставляю
ученику возможность дать оценку своему исполнению, проанализировать его, комментирую
и сама. Всегда ищу возможность похвалить ученика – пусть даже только за хорошо
произнесенную фразу, «красивую звучность, ловко сыгранный пассаж» (2,с.4). С учетом
достигнутых успехов и выявленных проблем, формулируем новую цель и пробуем найти
способы ее достижения. На уроках часто играю сама, с различной целью и в разном объёме –
целиком произведение или его фрагменты, мелодию или сопровождение, часть фактуры,
разделённой по вертикали или горизонтали, отдельные исполнительские приёмы. Благодаря
«живым» показам, сопровождаемым соответствующими комментариями, ученики имеют
возможность услышать и отличить «правильное» от «неправильного», взглянуть на
исполнительскую проблему с разных сторон, услышать красоту мелодии, убедиться в том,
что звук имеет продолжение в виде мерцающего обертонового «шлейфа», что любая
сложность состоит из простых элементов и т.п. Активизирую мыслительную деятельность
ученика ролевыми играми, вопросами, типа «Как ты думаешь?», «А что, если?», предлагаю
пробовать, искать.
Очень ценю возникающие диалоги с учеником, его вопросы, предложения,
возражения. Радуюсь тому, что удалось пробудить интерес,
что активизировалось
мышление и обострился слух, что идет процесс анализа и поиска – трактовки ли в целом,
установления ли динамического плана и центральной кульминационной точки, наиболее
подходящего ли звука или туше, красоты ли модуляции, терпкого ли «аромата» гармонии.
5
Когда установлено эмоциональное и профессиональное «единение» с учеником и идет
процесс сотворчества, время урока пролетает совершенно незаметно, буквально на одном
дыхании,
усталости
–
никакой,
желание
не
прерывать
общение
с
открывшимся
«прекрасным» сильно как никогда! С урока ученик уходит окрыленным, уверенным в своих
силах, вдохновленным на новые поиски. Такие уроки дорогого стоят, ученику и мне они
приносят огромное профессиональное и эстетическое удовлетворение. Рефлексия ведет
учеников к осознанию наиболее эффективных способов деятельности, к их систематизации,
обобщению, к отказу от ошибочных приемов, развивает их как личность.
Все выше изложенное – мои принципиальные, «ключевые» педагогические установки.
Под их влиянием находятся другие педагогические приемы, с помощью которых преследую
ту же цель – сделать обучение привлекательнее, интереснее, профессиональнее; развить
познавательную, коммуникативную, личностную активность обучающихся. Что входит в их
число?
В первую очередь назову учебный репертуар. Каждый музыкант знает, что
разучиваемая музыка должна нравиться,
вызывать живой, непосредственный отклик.
Святослав Рихтер - один из величайших музыкантов-исполнителей, отмечал, что самое
важное – любить то, что исполняешь, и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера
исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе «проваливается». Поэтому, предлагая
ученику
определенные произведения для разучивания, обязательно организую их
«презентацию» - играю и рассказываю, предлагаю ознакомиться с музыковедческой
литературой, даю ссылки информационных интернет ресурсов, сайтов для слушания музыки
в формате mp3. Обязательно интересуюсь их мнением. Заинтересованность – залог успеха!
Особым стимулирующим потенциалом обладает ансамблевый репертуар и ансамблевая
игра – как в однородном, так и в смешанном составе. Ценно, что при этом возникают
наиболее благоприятные условия для роста художественной фантазии, воображения,
развития слуховых навыков, в том числе динамической корректировки своего инструмента.
Важное значение придаю слушанию музыки. Считаю, что ученики-исполнители
должны слушать музыку как можно чаще – в филармонических концертах, конкурсах,
фестивалях, смотрах, в записи, не
только фортепианную, но и симфоническую,
ансамблевую, инструментальную, вокальную, разных стилей и направлений, смотреть
телевизионный канал «Культура». Также организую прослушивание произведения в записи,
чтобы ученики могли «понять его общую концепцию, проникнуть в основной замысел
композитора» (9,с.117), узнать, как его играют
сверстники и мастера. Современные
технологии и интернет предоставляют большой выбор аудио- и видео записей музыки. Даю
наиболее полезные ссылки интернет ресурсов. Считаю существенной деталью предварить
прослушивание музыки вопросами, сложность и количество которых зависят от того, кому
они предназначаются – детям, школьникам или студентам. Поиск ответов на поставленные
вопросы
невольно активизирует их внимание, развивают музыкальное мышление.
Рекомендую слушать не только разучиваемые произведения, но и другие сочинения того же
автора,
что
позволяет
выявить
особенности
композиторского
языка,
стилевую
принадлежность. И наоборот - прослушивание одного и того же произведения, но в разном
исполнении позволяет сопоставить художественные трактовки, выявить более яркое и
стильное звучание. Цели прослушиваний могут быть разнообразными, одно присутствует
постоянно и неуклонно - слушание музыки всегда способствует формированию, развитию и
обогащению слуховых представлений.
6
Как многие другие педагоги-музыканты, использую ассоциативные связи и образы,
привожу примеры из жизни, сравниваю музыку с другими произведениями смежных видов
искусства по принципу схожести или контраста. Так, говоря о художественном содержании
Этюда-картины соль минор С.Рахманинова соч.33, обращалась к поэтическим строкам
Бунина, пейзажным картинам Левитана: «Золотой осени» с мажорными красками, «Поздней
осени» с ее покоем, умиротворением и светом, «Хмурому дню» с тяжелыми, низкими
тучами и ветром и другим. Содержащие особую психологическую насыщенность и
отражающие разные грани человеческой души, они помогли студентке острее почувствовать
эмоционально-образный
строй
пьесы,
проникнуться переменчивостью настроений
и
музыкальных красок, спектр которых простирался от тихой печали до серьезных раздумий и
выражения сильных чувств.
Отдельное внимание хочу обратить на использование сказок в работе с детьми и
младшими
школьниками.
Развивая
эмоциональность,
они помогают
постигать
мир
человеческих отношений, различать добро и зло, формируют нравственность. Являясь
богатейшей энциклопедией образов, персонажей и портретов, они оказывают неоценимую
помощь в развитии эмоциональной сферы. Полезно не только обращаться к их содержанию,
не только выразительно читать (лучше по ролям, «разными» голосами), но и сочинять
музыкальные иллюстрации к сказкам. Обычно дети охотно принимают такие предложения и
увлеченно изображают прыгающую Лягушку (штрихом staccato), неторопливую поступь
Старика (legato), ворчливую Старуху (репетиции), ветер (глиссандо), гром (клястеры в
басах), чириканье птиц (форшлаги в высоком регистре) и т.п. Благодаря этому быстрее идет
формирование навыков игры разными штрихами,
освоение приемов звукоизвлечения,
знакомство с динамическими оттенками и темброво-регистровыми красками, акустическими
возможностями фортепиано. Таким образом, в доступной игровой форме дети знакомятся с
устройством и техническими возможностями фортепиано, осваивают средства музыкальной
выразительности. Одновременно развиваются их творческие способности и артистизм,
помогающий увереннее чувствовать себя на сцене.
На примере сказок очень удобно иллюстрировать музыкальную форму как процесс.
Слова «Жили-были», «За семью горами, за семью долами, в тридесятом царстве…» - не что
иное как экспозиция, начало изложения, зачин. Со слов «Однажды…» начинается
развивающая часть, разработка. Здесь - все самые важные события, колдовство, испытания
для героев, преодоление препятствий. «Стали они жить-поживать и добра наживать», «И я
там был, пиво-мед пил» - сюжетная развязка, выводы, эпилог. Проведение соответствующих
параллелей
и
мои
комментарии
помогают
ученикам
лучше
понять,
что
музыка
развертывается во времени и им, как исполнителям, необходимо следить за «событиями» в
музыке,
«завязывать»
драматургический
«узел»,
подводить
слушателей
к
главной
кульминации, увлекаться развитием самому и увлекать слушателей.
Большую помощь в обучении игре на фортепиано оказывает мне дидактический
материал,
позволяющий активизировать познавательную деятельность обучающихся,
«опредметить» абстрактные понятия, формировать умения самостоятельно осмысливать и
усваивать учебный материал, разнообразить присутствующий в учебном процессе элемент
тренировки. Наглядный вспомогательный материал подбираю или изготавливаю сама,
ориентируясь на возраст учеников и
строго придерживаясь принципов доступности,
наглядности, индивидуальной направленности, возможности проведения самостоятельных
действий и побуждения к творчеству. Особую роль дидактическому материалу придаю на
занятиях с детьми и младшими школьниками. Практикую необычные задания. Например,
7
после объяснения понятий «внезапно» и «постепенно» в музыке (в динамике, темпах,
настроениях), предложила ученику набрать красивых осенних листьев и составить из них две
композиции. Одну по принципу контраста, сопоставления (как в музыке f–p), другую – с
использованием постепенного перехода одного цвета в другой (как в музыке crescendo –
diminuendo). Первое, что радостно сказал ученик, придя на следующий урок, было: «Я Ваше
задание выполнил, вот смотрите!» С другой маленькой дошкольницей мы «разрабатывали»
ее пальчики, надевая на два соседних кружевную юбочку и «вытанцовывали» по столу и
крышке рояля. Иногда мы с учеником «гуляем» по классу – в разном темпе и характере (как
пульс в музыке), в одну сторону или в разные (как голоса в музыке), разным «фасоном»
(как штрихи в музыке), то я его веду, то он меня (как ведущее и подчиненное в музыке). Со
студентами несколько иное. Для них музыка – будущая профессия, поэтому все формы и
приемы работы направлены на формирование их общих и профессиональных компетенций.
Опираясь на уже имеющийся слуховой опыт и мышление, выводим с ними алгоритмы
процесса разучивания произведений, находим отличия в работе над полифонией и сонатами,
пьесами и этюдами, составляем аппликатурные схемы и таблицы для гамм. Выполняю для
них методические разработки и памятки, практикую творческие задания.
Увы, в музыкальной педагогике не все безоблачно – встречаются и поражения, и
неудачи, и слезы. Тогда приходится проявлять другие свои качества – умение встречать
неудачи «с открытым забралом», анализировать их скрытые причины, заново выращивать
едва приметные положительные качества, быть готовой к постоянному поиску, проявлять
бесконечное терпение и мужество начинать все с начала. Понимаю, что постоянно
возникающие вопросы типа «Что я делаю? Для чего? С какой целью? Могу ли сделать
лучше? Что не получилось? Что буду делать дальше?» и поиск ответов на них, выступают
своеобразной гарантией того, что отдыхать в своей профессии не придется. Учитель жив,
пока он учится!
Литература:
1.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.,1974, 335с.
2.Вопросы фортепианной педагогики. Сб. статей под ред. В.Натансона. Вып.4 М., 1976
3.Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988, 236с.
4.Маргулис В.И. Багатели опус 10. М., 2003, 141с
5.Перельман Н.Е. В классе рояля. М., 2000, 160с.
6.Пианисты рассказывают. Сост., общая ред. и вступ. Статья М.Г.Соколова. Вып 1 М.,1990
7.Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004, 136 с.
8.Рудиченко Т.С. Оформление письменных и электронных текстов. Р/н/Дону, 2003, 76с.
9.Секреты фортепианного мастерства. Сост.Н.Енукидзе,В.Есаков М.,1998,146с.
10.Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. М., 2001
8