Автор: Малолеткова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Омская область, г. Исилькуль
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Приключения Муравьишки"
Раздел: дошкольное образование
Тема. «Приключения Муравьишки»
Цель. Закрепить произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи.
Коррекционно - образовательные задачи:
- уточнить артикуляцию и характеристику звука [Р];
-
закрепить
правильное
произношение
звука
[Р]
слогах,
в
чистоговорках,
предложениях;
- формировать навыки согласования: числительного с существительным,
прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде, слова
в предложении;
- формировать умение отгадывать загадки;
- пополнить словарный запас по лексической теме «Насекомые».
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать слухо-речевую память, внимание, фонематический слух;
- развивать моторику, подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать длительный плавный выдох и силу голоса.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- содействовать формированию адекватной самооценки;
- воспитывать умение контролировать собственную речь;
- воспитывать интерес и бережное отношение к живой природе.
Оборудование:
зеркало,
материал
для
правильного
выдоха,
схемы
характеристики
и
артикуляции
звука,
дидактическое
пособие
для
развития
фонематического
слуха
«Заполни
клетки»,
дидактические
пособия:
«Художник», «1-2-5»; карта-маршрут, картинки с насекомыми, раскраска.
Презентация, ноутбук.
Ход занятия.
I. Организационный момент
- Здравствуй, Дима. Напомни правила поведения на занятии.
На занятии не молчать,
Чётко, ясно отвечать,
Слушать внимательно,
Ничего не пропускать,
Работать старательно.
II. Основная часть
1. Создание мотивационного поля
- Ты помнишь сказку «Как муравьишка домой спешил»? Так вот Муравьишка,
опять заигрался и унес его ветерок через лес, реку, через деревню на сухом
желтом листочке далеко от муравейника, а насекомые отказываются ему просто
так помогать, хотят, чтобы он выполнил их задания. Муравьишка просит тебя о
помощи,
помоги
ему
выполнить
задания
насекомых
и
найти
муравейник.
Поможешь?
- У Муравьишки есть карта, на которой изображен маршрут до муравейника.
Сейчас
муравьишка
за
деревней.
Посмотри,
какой
долгий
путь
ему
надо
проделать
до
муравейника,
а
уже
вечереет.
Все насекомые перемешались,
хотят, чтобы вы с Муравьишкой отгадывали о них загадки.
-
Отгадав
загадку,
ты
узнаешь,
какое
насекомое
встретилось
на
пути
Муравьишке первым.
Червяк-червяком, только спереди — ножки, и сзади —
ножки. (Гусеница – землемер)
- Это гусеница-землемер. (Слайд 2)
(Гусеница – землемер обладают маскирующей окраской, цвет которой зависит
от вида растения. Землемер имеет сильную мускулатуру, может укрепиться
задними лапками на ветке, вытянув тело оставаться неподвижным долгое
время. Его можно спутать с сучком или веточкой.)
- Землемер желает знать все про звук, на который заканчивается ее имя?
- Послушай и назови последний звук в слове Землемер? (Звук [Р])
2. Сообщение темы и цели занятия
- Сегодня на занятии ты закрепишь произношение звука [Р] в слогах, словах,
предложениях и узнаешь много нового и интересного о жизни насекомых.
После каждого задания ты будешь себя оценивать и брать соответствующий
смайлик, а в конце занятия мы проверим, были ли у тебя трудности или ты со
всеми заданиями справишься без труда. Начнем.
3. Характеристика звука [Р]
-
Дай
характеристику
звуку [ Р ]
по
схеме.
Какой
это
звук
гласный
или
согласный; звонкий или глухой; твердый или мягкий.
4. Артикуляция звука [Р]
- Расскажи, в каком положении должны быть губы, зубы, язык и какая должна
быть воздушная струя при произношении звука [Р].
5. Дыхательная гимнастика
- Без сильной, направленной воздушной струи не возможно произнести звук [Р].
Давай выполним дыхательную гимнастику. Покажем Муравьишки, фокус, а
заодно проверим твою воздушную струю. Тебе нужно подуть на ватку так,
чтобы она полетела вверх.
Подуй на цветочки. Помни: плечи не поднимать, щеки не надувать, воздушная
струя должна быть сильная и длительная.
- Оцени себя.
- Землемер доволен тем, как ты выполнил
задания, и согласился снести
Муравьишку до дому. (Слайд 3)
- Но не очень удобно на Землемере было Муравьишке. Муравьишка то к земле
летит, то к небу, то вниз головой, то вверх пришлось ему отказаться от помощи
Землемера.
6. Артикуляционная гимнастика
- Огляделся Муравьишка вокруг. Видит луг скошенный, а кого он увидел на
лугу, ты узнаешь, отгадав следующую загадку.
В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
- Не просто паука, встретил Муравьишка, а паука-Сенокосца. (Слайд 4)
(Паук-Сенокосец или косиножка,
имеет 8 ног. Ноги у него могут в пять и
более раз превышать размер туловища. Если кто-то хватает сенокосца за его
длинную тонкую ногу, он ее тут же отбрасывает. Нога еще долго судорожно
сокращается, словно косит сено. Новая нога не отрастет взамен утерянной,
поэтому лучше сенокосцев не беспокоить! Продолжительность жизни у них
составляет 1-2 года.)
-
Паук-Сенокосец,
донесет
Муравьишку
до
дома,
если
ты,
выполнишь
артикуляционную гимнастику.
- Скажи, а зачем нужно делать артикуляционную гимнастику? (Для того чтобы
укрепить мышцы языка и внятно, правильно произнести звук [Р])
-
Напомни,
какие
упражнения
для
язычка
мы
делаем,
чтобы
правильно
произносить
звук [Р]:
«Лошадка»,
«Грибок»,
«Гармошка»,
«Маляр»,
«Барабанщик»
- Оцени себя.
- С заданием паука ты справился хорошо, молодец, поэтому паук согласился
снести Муравьишку до дому. (Слайд 5)
- Не понравилось Муравьишке езда на пауке, на счастье вышли они на гладкую
дорожку.
- А на ком Муравьишке придется передвигаться дальше, ты узнаешь, отгадав
загадку.
Жук – охотник, молодец,
Он с вредителем борец.
Как зовут? Я подскажу:
Есть в названии "Жу-жу". (Жужелица)
- Правильно, это жужелица. (Слайд 6)
(У
жужелицы крепкие, длинные, сильные ноги. Челюсти у жужелиц тоже
сильные и мощные. Всю ночь жужелица охотятся на гусениц, жуков, яйца
насекомых. Жужелица живет долго и за свою жизнь уничтожает огромное
количество вредителей садов, огородов и лесов. За это ее любят садоводы,
огородники и лесники.)
7. Развитие фонематического слуха
- Жужелица поможет Муравьишке, если ты поиграешь с ней в игру «Заполни
клетки»,
игра
на
развитие
фонематического
слуха.
Я
буду
произносить
названия
насекомых,
если
в
названии
насекомого
есть
звук [Р],
то
ты
закрываешь клеточку картинкой с изображением Муравьишки, если звука р нет,
пропускаешь клеточку. Слушай внимательно: Землемер, Водомерка, Кузнечик,
Листовертка, Хрущ, Сенокосец, Муравей, Блошак, Жужелица.
- Давай проверим. Оцени себя! (Слайд 7)
-
(Слайд
8) Как
быстрый
конь бежит,
не
трясет,
будто
по
воздуху
летит
Жужелица.
-
Вмиг
домчались
до
картофельного
поля.
Но,
к
сожалению,
жужелица
отказалась прыгать по картофельному полю.
- Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то.
- Отгадав загадку, скажешь, кто пищит.
Кто выше себя скачет? (Жук-Блошак)
- Правильно, это жук-Блошак. (Слайд 9)
(Жук
–
Блошак – это мелкий жучок, способен высоко и далеко прыгать,
наподобие блох, поэтому получил такое название Жук – Блошак, но мы его
ласково будем называть Жучок – Блошачок.)
8. Автоматизация звука [Р] в чистоговорках.
- Жучок – Блошачок, хочет чтоб ты попрыгал с ним по картофельным кочкам и
правильно произнес чистоговорки со звуком [Р] про его друга комара.
РЫ - РЫ – РЫ - нас кусают комары.
РУ – РУ – РУ - зададим мы комару.
РО
–
РО
-
РО
-
угодил
комар
в
ведро.
РА – РА - РА - мы поймали комара.
ОР-ОР-ОР - вылетел комар во двор.
ЭР-ЭР-ЭР - комар в сказке офицер.
УР-УР-УР – сел комар на толстый
шнур.
АР-АР-АР – испугался нас комар.
- Оцени себя. Были ли у тебя трудности при произнесении чистоговорок?
- (Слайд 10) Так весь огород и отщелкал до самого забора Жучок – Блошачок. А
через забор не смог: высок очень.
- Кого должен попросить Муравьишка перепрыгнуть через забор, ты узнаешь из
следующей загадки.
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
- Правильно, это Кузнечик (Слайд 11)
(Кузнечики – вполне безобидные насекомые, стрекотание которых нельзя ни с
чем
спутать.
Стрекотание
издают
только
самцы,
а
у
самок
звукового
аппарата не имеется. Передние ноги кузнечик использует для ходьбы, а вот
длинные задние – для прыжков. Они мускулистые, сильные и прыгать он
может на очень большие расстояния. Ушам кузнечика места на голове не
досталось, поэтому они расположены на передних ногах. Кузнечик имеет
мощную
челюсть,
которой
с
легкостью
откусывает
пищу.
Питаются
кузнечики растительной пищей и другими насекомыми.)
9. Динамическая пауза "Это тоже я могу»
-
Кузнечик
поможет
Муравьишке
перепрыгнуть
через
забор,
если
ты
выполнишь динамическую паузу «Это тоже я могу».
- Руки вверх я подниму. (Это тоже я могу!)
- Вправо-влево разведу. (Это тоже я могу!)
- И как жук я полечу. (Это тоже я могу!)
- Головою поверчу. (Это тоже я могу!)
- Я попрыгаю немного. (Это тоже я могу!)
- И пешком пойду в дорогу. (Это тоже я могу!)
- Если надо побегу. (Это тоже я могу!)
- Все на свете я могу!
-
(Слайд
12) Помог
Кузнечик,
перелетел
через
забор
и
тихонько
опустил
Муравьишку на землю. Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по
ней плыви - не переплывешь.
-
Кого
кузнечик
позвал
на
помощь
для
Муравьишки,
узнаешь,
отгадав
следующую загадку.
По воде зеркальной, чистой,
Как по синей глади льда,
Мы не хуже хоккеистов
Носимся туда-сюда. (Водомерка)
- Да, это водомерка. (Слайд 13)
(Водомерки принадлежат к группе наземных клопов. Водомерка очень быстро
управляет своими лапками и перемещается по воде. А ведь у неё нет ни лыж,
ни
коньков,
а
по
воде
она
скользят
благодаря
особым
движениям
ног,
покрытых многочисленными волосинками. Раньше говорили, что клоп «меряет
воду», из-за чего за ним и закрепилось название водомерка.)
10.
Упражнение
«Посчитай»,
согласование
числительного
с
существительным
-
Водомерка
хочет
проверить,
как
ты
умеешь
считать.
Посчитай
сколько
землемеров, листоверток и хрущей встретились у водоема. Кого больше, кого –
меньше.
- Оцени себя. Были ли у тебя трудности при счете насекомых?
- (Слайд 14) Живо Водомерка очутилась на другом берегу, а впереди-то лес.
- Кто может Муравьишке перебраться через лес, отгадай загадку.
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский … (Майский жук или хрущ)
- Правильно, это майский жук или хрущ. (Слайд 15)
(Почему это жук майский? Всё просто – эти жуки начинают свою активную
деятельность в мае. Продолжительности жизни Майского жука в пять лет.
Почти все пять лет майский жук живёт под землёй. На четвёртом году
жизни личинка превращается в куколку, через месяц-два – в жука. И эти
молодые жуки продолжают жить под землёй – до следующей весны. И ближе
к маю, когда становится тепло и на деревьях появляется листва, майские
жуки начинают свои полёты. Особую изысканность облику хруща придают
пышные усы. Усы хруща напоминают маленькие веера)
11. Упражнение «Художник», согласование прил. с сущ. в м., ср., ж. роде.
- Майский жук решил стать художником и устроить выставку. У него всего три
краски: розовая, красная и оранжевая.
Жук часть картин не раскрасил. Ты
должен догадаться, какие картины представит жук на выставке. В каждом ряду
есть подсказка.
- Оцени себя. Справился ли ты с этим заданием.
-
(Слайд
16)
Согласился
хрущ
подвести
Муравьишку.
Поднялся
Хрущ
на
воздух.
Мелькнул
под
ним
лес
-
и
пропал.
А
вот
и
береза
знакомая,
и
муравейник под ней. Сел Жук на сук на самой вершине березы, а спускаться
вниз отказался. Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом
родной. Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг
видит.
- А кого он видит, отгадай.
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать всё равно не может. (Гусеница листовертка)
- Правильно, это гусеница листовертка. (Слайд 17)
(В
садах
России
насчитывается
26
видов
листоверток.
Листовертки
являются вредителями. Гусеницы питаются листьями растений, сворачивая
их в трубки с помощью паутины, в этих трубках они и укрываются. Отсюда и
название – листовертки)
- Гусеница Листовертка приготовила для Муравьишки самое тяжелое задание.
Она
перепутала
слова
в
предложениях!
Помоги
словам
вернуться
на
свои
места: «подружи» их и произнеси предложения правильно. (Слайд 18)
Рома, топор, дрова, рубить.
Папа, подарить, розы, мама.
Рынок, на, продавать, фрукты.
Мама, шары, подарить, Родион.
Дом, подъемный, строить, кран, новый.
-
Оцени
себя,
были
ли
у
тебя
трудности
подружить
слова
и
произносить
предложения.
- (Слайд 19) Не хотела Гусеница Листовертка помогать Муравьишки, пришлось
ее укусить, с перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа - и полетела
вниз.
- А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают.
Все закрыли - один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк -
и домой! Тут и солнышко зашло.
- Спасибо, что помог Муравьишке до муравейника добраться.
III. Домашнее задание
- (Слайд 20) Муравьишка, подружился со всеми насекомыми, которые ему
помогли.
Муравьишка
пригласил
их
к
себе
в
гости.
Вот
тебе
раскраска
с
Муравьишкой
и
его
друзьями,
дома
раскрасишь.
Закрепишь
названия
насекомых и вспомнишь еще раз сказку.
IV. Рефлексия
- Расскажи, понравилось ли тебе Муравьишке помогать?
- Какие насекомые помогли Муравьишке добраться до муравейника?
- Что интересного ты узнал о насекомых?
- Какой звук сегодня учился произносить?
- Настало время посмотреть, каких смайликов у тебя больше.
- Были у тебя трудности? Какого цвета смайлик возьмешь?
- Спасибо за занятие, можешь идти в группу.