Напоминание

Основные направления отбора и спортивной ориентации.


Авторы: Иванова Татьяна Александровна, Иванов Сергей Анатольевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО ЦТ
Населённый пункт: го Тольятти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Основные направления отбора и спортивной ориентации.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества «Свежий ветер» городского округа Тольятти

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основные направления отбора и спортивной ориентации.

Подготовил: Тренер-преподаватель

по фехтованию Иванова Т.А

Соавтор: Иванов С.А.

г. Тольятти

Отбор и спортивная ориентация уже давно превратилась в

самостоятельную науку. Прогноз и возможность ребенка или подростка

заниматься фехтованием, дает тренеру ставить перед собой задачу создания

талантливых воспитанников с надеждой на успешную в дальнейшем

спортивную специализацию. Проблема совершенствования системы

спортивной ориентации в настоящий время, нашла значительную поддержку

как в нашей стране, так и за рубежом.

Проблема отбора и ориентации наиболее одарённых детей для

фехтования, как самостоятельное направление, постоянно совершенствуется

и проводятся новые разработки. В наше время аргументированные наукой

методы отбора одаренных детей, а также прогнозирование результатов

является важным этапом и неотъемлемой частью системы подготовки

фехтовальщиков от начинающих спортсменов до спортсменов высокого

уровня.

В особенности существенным становится вопрос о выявлении

способностей у детей разного возраста, по мере формирования и развития их

организма, их психических и двигательных способностей, разнообразных

направлений, которые становятся менее взаимосвязанными, и все заметнее

начинают проявлять склонности к определенным видам двигательной

деятельности.

Целесообразная система отбора и ориентации в фехтовании позволяет

своевременно выявить способности детей разного возраста, создать

подходящие условия для наиболее полного раскрытия их потенциальных

возможностей, достижения совершенства как в психической, так и в

физической сфере и на основе этого достижения высокого спортивного

мастерства.

Специалисты определяют понятия «спортивный отбор» и «спортивная

ориентация».

Спортивный отбор - это система организованно-методических

мероприятий комплексного характера, которые включают педагогические,

психологические, социологические, и медико-биологические методы

исследования, на основе которых выявляется задатки и способности детей

разного возраста для специализации в определенном виде спорта.

Важнейшая задача отбора в фехтовании состоит во всестороннем изучении и

выявлении одарённых и способных детей разного возраста, которые в

максимальной мере соответствуют требованиям для занятий фехтованием.

Спортивная ориентация - это комплексная система организационно-

методических мероприятий, на основе которой определяется узкая

специализация индивида в определенном виде спорта(В.К.Бальсевич, 2006).

Анализ и многочисленные исследования дают возможность создать

основные положения теории отбора в фехтовании.

Спортивный отбор в фехтовании- это многоступенчатый, многолетний

процесс, который проводится на всех этапах спортивной подготовки

фехтовальщика. Отбор в фехтовании основан на изучении различных

способностей обучаемых, создании подходящих условий формирования этих

способностей, которые позволяют добиться успеха в таком виде спорта, как

фехтование.

Разностороннее совершенствование в спорте расширяет возможность

обучаемых достичь успеха в одном из видов спортивной деятельности. В

связи с чем прогнозирование можно осуществлять только в отдельном виде

спорта, принимая во внимание общие положения, которые характерны для

системы отбора. Проблема отбора молодых дарований в фехтовании должна

решаться в комплексе, на основе медико-биологических, педагогических,

психологических, социологических методов исследования.

Педагогические методы исследования показывают нам оценку уровня

развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-

технического мастерства юных спортсменов.

При применении медико-биологических методов исследования

выявляются морфологические функциональные особенности, уровень

физического развития, состояние анализаторных систем организма человека

занимающегося спортом, оказывающие влияния на решение индивидуальных

и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается

психологическая совместимость спортсменов при решении задач,

поставленных перед командой.

Социологические методы исследования дают нам возможность получать

данные об интересах детей в спортивной деятельности, раскрывать

причинно-следственные связи образования мотиваций к протяженным

занятиям спортом и высоким достижениям.

Для спортивного отбора и успешной ориентации очень важное значение

имеют наследственные и приобретенные свойства и особенности организма,

влияния которых нужно обязательно учитывать для достижения высоких

результатов в спортивной деятельности.

Начальными предпосылками в проведении отбора являются стабильные

морфометрические показатели - такие, как длина тела и длина конечностей, а

также вариативные показатели физической подготовленности, которые

обусловлены генетически, и незначительно меняются под влиянием внешней

среды. К ним относятся определенные морфометрические признаки строения

тела, координация движения и предрасположенность к некоторым видам

мышечной деятельности.

На современном этапе развития спорта в практике применяется более

раннее вовлечение детей в интенсивную тренировочную и соревновательную

деятельность. В связи с чем, требуется более совершенная система

первичного отбора и ориентации. Многие специалисты за рубежом считают,

что правильный отбор детей в различных видах спорта затруднен из-за

невозможности прогнозирования у них многих физических качеств. Поэтому

в идеале, ребенок первые два года должен заниматься в спортивных группах

без специализации, а уже обнаружив в себе какие-нибудь задатки, начинать

заниматься тем или иным видом спорта. Но поскольку таких групп

фактически не существуют, дети вынуждены сразу поступить в

специализированные спортивные школы. Причем выбор спорта определяют

зачастую родители. Важную роль играет близость спортивного сооружения

от места проживания, а также другие причины.

Специалисты считают, что талант - явление неспецифическое, и при

отборе детей нужно искать не прирожденных фехтовальщиков, пловцов или

футболистов, а детей с хорошими способностями в двигательной сфере.

Чтобы найти «свой» вид спорта, нужно, чтобы новичок в период с 5-6 до

10-11 лет попробовал себя в разных видах спорта по очереди и с помощью

тренера и родителей выбрал наиболее подходящий. Причем в начале следует

заниматься теми видами спорта, где успех зависит от качеств, закрепленных

на генном уровне.

Опираясь на вышесказанное, мы можем говорить, что ребенок, вначале,

должен заниматься сложно координационными видами спорта. Немного

позже можно начинать заниматься видами спорта, где требуется не только

хорошая координация, но и высокий уровень мышления. К таким видам

относятся спортивные игры и единоборства, не требующие проявления силы

(настольный теннис, фехтование).

В дальнейшем дети могут попробовать себя в скоростно-силовых видах

спорта, а также в силовых видах единоборств (борьба, теннис). Наконец,

подростки, достигшие 10-12- летнего возраста, но до сих пор нигде себя не

показавшими, могут заняться циклическими видами спорта, тяжелой

атлетикой или различными многоборьями.

Зачисление в соответствующие спортивные школы должно быть

растянуто с 10 до 16 лет. Это обусловлено тем, что в школу могут прийти

подростки, которые на протяжении длительного времени занимались

другими видами спорта, но затем прекратили занятия в силу различных

причин (не перспективность, травмы, разные бытовые условия и т.д.).

Из вышесказанного мы можем сказать, что отбор и первичная ориентация

детей в разных видах спорта происходит не сразу, а ступенчато, на

протяжении 6 лет, без ущерба для обучающихся.

Ведь система отбора в спорте и ориентации спортсменов является одним

из главных элементов в современном спорте. Основная ее функция это -

обеспечение различных видов спорта контингентом спортсменов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Ашмарин Б.А./ Теория и методика педагогических исследований в

физическом воспитании. – М.: ФиС, 2002. - 223 с.

2.

Баландин В.И., Бдудов Ю.М., Плахтиенко В.А./ Прогнозирование в спорте.

– М.:ФиС, 2006. - 192 с.

3.

Бальсевич В.К./ Методологические принципы исследований по проблеме

отбора и спортивной ориентации / Теория и практика физической

культуры. - М.: ФиС, 2006. - № 1- C. 31-33.

4.

Брянкин С.В. Жданов Л.Н. Шустин Б.Н./ Спортивный отбор и ориентация.

– Смоленск: СГИФК, 2007. - 68 с.

5.

Бычков Ю.М., Тышлер Д.А., Мовшович А.Д./ Фехтование: Примерная

программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных

школ, специализированных школ олимпийского резерва, – М.: Советский

спорт, 2004 -137 с..

6.

Губа, В.П. /Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в

виды спорта - М.: Советский спорт, 2008. -304 с.

7.

Платонов К.К./ Проблема способностей. - М.: Наука, 2002. - 321 с.

8.

Серова Л.К./ Профессиональный отбор в спорте: Учебное пособие для

высших учебных заведений физической культуры - М.: Человек, 2011 -330

c.

9.

Тышлер Г.Д./Техника передвижений фехтовальщиков в многолетней

тренировке и соревнованиях: Монография. - М.: Академический проект,

2009. – 81 с.

10.Тышлер Д.А., Мовшович А.М., Тышлер Г.Д. / Многолетняя тренировка

юных фехтовальщиков. - М.: Деловая лига, 2002 -С. 9 - 30.

11.

Турецкий Б.В. / Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов. - М.:

Академический проект, 2007 -С.40 - 58.



В раздел образования