Автор: Нагибина Марина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёмов мнемотехники на занятиях с дошкольниками"
Раздел: дополнительное образование
Использование приёмов мнемотехники на занятиях с
дошкольниками
М.А.Нагибина – педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
В данной статье рассматривается вопрос об эффективности использования
мнемотаблиц на развивающих занятиях с дошкольниками для быстрого и
легкого запоминания и воспроизведения большого объема информации. В
данной статье приводятся примеры мнемотаблиц и рекомендации по работе с
ними.
Известно, что у современных детей имеются следующие проблемы:
небогатый словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении,
нарушение
звукопроизношения,
неустойчивость
внимания,
нечёткое
логическое мышление, поэтому перед педагогами стоит задача научить детей
связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,
рассказывать
о
различных
событиях
из
окружающей
жизни.
Известно, что у детей дошкольного возраста восприятие наглядно- образное,
а память непроизвольная, поэтому ребенку очень трудно запомнить и
выучить то, что не подкрепляется наглядностью. Ещё К.Д. Ушинский
говорил: "учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит их на лету". Как раз одним из таких способов
наглядности является мнемотаблица. Она состоит из набора картинок,
расположенных в нужной последовательности и эти картинки в данной
технике запоминания и воспроизведения информации, служат крючком,
который способен зацепить знания и прочно удержать их в памяти ребенка.
Мнемотаблица-это
наглядное
пособие,
схема,
в
которой
заложена
определенная информация, поэтому использование их на развивающих
занятиях заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Приёмы и способы мнемотехники, в частности, мнемотаблицы облегчают
запоминание и увеличивают объём памяти путём образования искусственных
ассоциаций. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами позволяет
решать также задачи, направленные на развитие основных психических
процессов (памяти, внимания, мышления). Использование таких таблиц на
занятиях помогает детям не только легче и лучше запомнить информацию,
но и перекодировать ее из абстрактной в визуальную и наоборот, выстроить
логическую цепочку событий и воспроизвести историю в нужном порядке,
развивать мышление, фантазию, мелкую моторику, связную речь, обогащать
словарный
запас.
Мнемотаблица
упрощает
восприятие
текста
дошкольниками, помогает заучивать стихотворения. Этим приёмом я часто
пользуюсь на занятиях по развитию речи, когда необходимо запомнить
длинное стихотворение с непростым содержанием. Сначала с детьми
обговаривается значение непонятных для них слов, а затем идёт заучивание
стихотворения по мнемотаблице с помощью схематически нарисованных
картинок, понятных детям.
Лучше начинать использовать мнемотаблицы на развивающих занятиях с
детьми с 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас.
Для детей среднего дошкольного возраста лучше давать цветные таблицы-
ленты (мнемодорожки) из 4-5 картинок, расположенных в ряд.
Для детей старшего дошкольного возраста
мнемотаблицы могут быть одного цвета или картинки могут заменяться
геометрическими фигурами или цветными квадратами.
На занятиях дети работают по мнемотаблицам не только устно, но и
зарисовывают их в тетрадь по памяти, выкладывают в клеточках картинки,
фигуры,
символы в определенной последовательности.
Но не стоит
злоупотреблять мнемотаблицами, на занятии используйте не более одной.
В
работе
с
детьми
целесообразно
использовать
мнемотаблицы
для
обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при
пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании
загадок, при заучивании стихов.
Также хорошо использовать мнемотаблицы и на коррекционных занятиях с
детьми с ОВЗ.
Мнемотаблицы могут иметь разный вид и тему, делиться на обучающие
(например, мнемотаблицы по теме «Времена года», мнемотаблица на
закрепление состава числа, обучение умению отгадывать загадки и другие) и
развивающие (например, на развитие связной речи, запоминание правил
поведения и другие), но количество квадратов в каждой из них не должно
превышать девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой
информации для ребенка. Также мнемотаблицы должны соответствовать
определённым требованиям: чётко и ясно отражать основные свойства и
отношения, которые являются объектом познания, быть простой для
восприятия и доступной для создания и действия с ней, должна быть создана
атмосфера свободы творчества.
Ниже приведены примеры мнемотаблиц, которые можно использовать на
развивающих занятиях:
--- обучающая мнемотаблица по теме «Осень»
--- мнемотаблицы на развитие связной речи
Геометрические фигуры в первой таблице дети соотносят с каким- либо
предметом (одушевлённым или неодушевлённым), например, жёлтый круг-
это колобок, зелёный треугольник- ёлка, серый прямоугольник- волк и т.д.,
далее придумывается и запоминается сказка с этими персонажами, и после
этого дети по памяти зарисовывают цветные фигуры в пустые клетки.
--- мнемотаблица на состав числа 8
Такие мнемотаблицы помогают на занятиях по математике понять и
запомнить состав числа, т.к. любое число показывает количество предметов,
поэтому в этих таблицах картинки заменяют числа (например, треугольник-
число 3, очки- 2, радуга- 7), отсюда 8 (которая в центре)- это 3 (треугольник)
+ 5 (пять пузырьков).
Чтобы
материал
и
приемы
его
запоминания
лучше
усвоились,
рекомендуется повторять изученную мнемотаблицу на следующем занятии.
Хочу привести небольшую статистику по использованию мнемотаблиц на
развивающих занятиях с дошкольниками: дошкольники, в занятия которых
были
включены
мнемотаблицы,
показали
лучшие
результаты
по
запоминанию и воспроизведению учебного материала.
Начало года
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
0%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
0%
15%
25%
30%
35%
40%
50%
60%
Эффективность запоминания и воспроизведения информации
Без мнемотаблиц
С мнемотаблицами
Результаты по использованию мнемотаблиц на развивающих занятиях с
дошкольниками впечатляют: дети быстрее и легче запоминают большие
объёмы информации, причём эта информация прочно оседает в памяти
ребёнка (стихи, правила этикета, последовательность месяцев года и др.),
дети начинают считать в уме без опоры на наглядность и многое другое, но
самое главное, детям интереснее учиться, они с удовольствием и радостью
бегут на развивающие занятия!
Литература:
1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера,
2009
2.Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. СПб.:
Детство-Пресс, 2005.
3.Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000.
Полянская
Т.
Б.
Использование
метода
мнемотехники
в
обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с.
4.Спыну
В.
В.
Обучение
составлению
описательных
рассказов
дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц //
Молодой ученый. — 2013. — № 11.
5.Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам
Метод.
руководство,
картинный
комплект.
—
М.:
Книголюб,
2014
6.Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей
дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX
Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018
7.Познавательно-
речевое
развитие
дошкольников
с
использованием
мнемотехники – Издательство «Учитель» ФГОС ДО