Напоминание

"Использование приёмов мнемотехники на занятиях с дошкольниками"


Автор: Нагибина Марина Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёмов мнемотехники на занятиях с дошкольниками"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование приёмов мнемотехники на занятиях с

дошкольниками

М.А.Нагибина – педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДТ «Измайловский»

В данной статье рассматривается вопрос об эффективности использования

мнемотаблиц на развивающих занятиях с дошкольниками для быстрого и

легкого запоминания и воспроизведения большого объема информации. В

данной статье приводятся примеры мнемотаблиц и рекомендации по работе с

ними.

Известно, что у современных детей имеются следующие проблемы:

небогатый словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении,

нарушение

звукопроизношения,

неустойчивость

внимания,

нечёткое

логическое мышление, поэтому перед педагогами стоит задача научить детей

связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,

рассказывать

о

различных

событиях

из

окружающей

жизни.

Известно, что у детей дошкольного возраста восприятие наглядно- образное,

а память непроизвольная, поэтому ребенку очень трудно запомнить и

выучить то, что не подкрепляется наглядностью. Ещё К.Д. Ушинский

говорил: "учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он

будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он усвоит их на лету". Как раз одним из таких способов

наглядности является мнемотаблица. Она состоит из набора картинок,

расположенных в нужной последовательности и эти картинки в данной

технике запоминания и воспроизведения информации, служат крючком,

который способен зацепить знания и прочно удержать их в памяти ребенка.

Мнемотаблица-это

наглядное

пособие,

схема,

в

которой

заложена

определенная информация, поэтому использование их на развивающих

занятиях заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Приёмы и способы мнемотехники, в частности, мнемотаблицы облегчают

запоминание и увеличивают объём памяти путём образования искусственных

ассоциаций. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами позволяет

решать также задачи, направленные на развитие основных психических

процессов (памяти, внимания, мышления). Использование таких таблиц на

занятиях помогает детям не только легче и лучше запомнить информацию,

но и перекодировать ее из абстрактной в визуальную и наоборот, выстроить

логическую цепочку событий и воспроизвести историю в нужном порядке,

развивать мышление, фантазию, мелкую моторику, связную речь, обогащать

словарный

запас.

Мнемотаблица

упрощает

восприятие

текста

дошкольниками, помогает заучивать стихотворения. Этим приёмом я часто

пользуюсь на занятиях по развитию речи, когда необходимо запомнить

длинное стихотворение с непростым содержанием. Сначала с детьми

обговаривается значение непонятных для них слов, а затем идёт заучивание

стихотворения по мнемотаблице с помощью схематически нарисованных

картинок, понятных детям.

Лучше начинать использовать мнемотаблицы на развивающих занятиях с

детьми с 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас.

Для детей среднего дошкольного возраста лучше давать цветные таблицы-

ленты (мнемодорожки) из 4-5 картинок, расположенных в ряд.

Для детей старшего дошкольного возраста

мнемотаблицы могут быть одного цвета или картинки могут заменяться

геометрическими фигурами или цветными квадратами.

На занятиях дети работают по мнемотаблицам не только устно, но и

зарисовывают их в тетрадь по памяти, выкладывают в клеточках картинки,

фигуры,

символы в определенной последовательности.

Но не стоит

злоупотреблять мнемотаблицами, на занятии используйте не более одной.

В

работе

с

детьми

целесообразно

использовать

мнемотаблицы

для

обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при

пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании

загадок, при заучивании стихов.

Также хорошо использовать мнемотаблицы и на коррекционных занятиях с

детьми с ОВЗ.

Мнемотаблицы могут иметь разный вид и тему, делиться на обучающие

(например, мнемотаблицы по теме «Времена года», мнемотаблица на

закрепление состава числа, обучение умению отгадывать загадки и другие) и

развивающие (например, на развитие связной речи, запоминание правил

поведения и другие), но количество квадратов в каждой из них не должно

превышать девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой

информации для ребенка. Также мнемотаблицы должны соответствовать

определённым требованиям: чётко и ясно отражать основные свойства и

отношения, которые являются объектом познания, быть простой для

восприятия и доступной для создания и действия с ней, должна быть создана

атмосфера свободы творчества.

Ниже приведены примеры мнемотаблиц, которые можно использовать на

развивающих занятиях:

--- обучающая мнемотаблица по теме «Осень»

--- мнемотаблицы на развитие связной речи

Геометрические фигуры в первой таблице дети соотносят с каким- либо

предметом (одушевлённым или неодушевлённым), например, жёлтый круг-

это колобок, зелёный треугольник- ёлка, серый прямоугольник- волк и т.д.,

далее придумывается и запоминается сказка с этими персонажами, и после

этого дети по памяти зарисовывают цветные фигуры в пустые клетки.

--- мнемотаблица на состав числа 8

Такие мнемотаблицы помогают на занятиях по математике понять и

запомнить состав числа, т.к. любое число показывает количество предметов,

поэтому в этих таблицах картинки заменяют числа (например, треугольник-

число 3, очки- 2, радуга- 7), отсюда 8 (которая в центре)- это 3 (треугольник)

+ 5 (пять пузырьков).

Чтобы

материал

и

приемы

его

запоминания

лучше

усвоились,

рекомендуется повторять изученную мнемотаблицу на следующем занятии.

Хочу привести небольшую статистику по использованию мнемотаблиц на

развивающих занятиях с дошкольниками: дошкольники, в занятия которых

были

включены

мнемотаблицы,

показали

лучшие

результаты

по

запоминанию и воспроизведению учебного материала.

Начало года

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

0%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

40%

0%

15%

25%

30%

35%

40%

50%

60%

Эффективность запоминания и воспроизведения информации

Без мнемотаблиц

С мнемотаблицами

Результаты по использованию мнемотаблиц на развивающих занятиях с

дошкольниками впечатляют: дети быстрее и легче запоминают большие

объёмы информации, причём эта информация прочно оседает в памяти

ребёнка (стихи, правила этикета, последовательность месяцев года и др.),

дети начинают считать в уме без опоры на наглядность и многое другое, но

самое главное, детям интереснее учиться, они с удовольствием и радостью

бегут на развивающие занятия!

Литература:

1.Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — СПб: Литера,

2009

2.Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. СПб.:

Детство-Пресс, 2005.

3.Гурьева Н. А. Упражнения по мнемотехнике. — СПб: Светлячок, 2000.

Полянская

Т.

Б.

Использование

метода

мнемотехники

в

обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста — М.: Детство-пресс, 2010–64с.

4.Спыну

В.

В.

Обучение

составлению

описательных

рассказов

дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц //

Молодой ученый. — 2013. — № 11.

5.Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам

Метод.

руководство,

картинный

комплект.

М.:

Книголюб,

2014

6.Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей

дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX

Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018

7.Познавательно-

речевое

развитие

дошкольников

с

использованием

мнемотехники – Издательство «Учитель» ФГОС ДО



В раздел образования