Автор: Шаймарданова Айгуль Филарисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС№7 "Жар-птица"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Педагогическая технология
Тема: Развитие словесного творчества старших дошкольников средствами сказок
Раздел: дошкольное образование
Педагогическая технология по развитию словесного творчества старших
дошкольников
Целью данной технологии является – развитие словесного творчества детей
старшего дошкольного возраста по средства сказки.
Задачи:
1.
Учить детей рассуждать отвечать на вопросы взрослого грамотно и
правильно.
2.
Развить словесно – творческую активность.
3.
Воспитать самостоятельность, инициативность.
Работа по развитию словесного творчества старших дошкольников проходит
поэтапно:
На первом этапе создание положительной мотивации к развитию словесного
творчества у детей средствами сказок.
Для
создания
положительной
мотивации
можно
рассматривать
вместе
с
детьми
иллюстрации.
Согласно
рекомендациям
Е.И.
Шибицкой,
иллюстрации можно показывать во время слушания сказки, или в основном,
после слушания. Также наряду со слушанием сказок использовать песенки,
потешки, загадки, пословицы по содержаниям сказок. Проводить беседы
после чтения сказок, обращать внимание на художественные особенности
(например,
постоянство
характеров
персонажей,
образность
и
наивность
языка, повтора и т.д.). Песенки встречаются во многих народных сказках
("Колобок", "Волк и семеро козлят" и др.). Песенки украшают сказку, а также
передают настроение героя. В тех сказках, где песенки отсутствовали, мы
использовали
стишки,
загадки,
характеризующие
отдельных
героев,
их
внешний вид, повадки, и зачитывали их перед или после рассказывания
сказки. Например, "Зимовье зверей", загадать загадки про зверей, какой зверь
придёт следующим. Эти сказки хорошо знакомы детям, можно не читать, а
рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы
разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение
слушать и понимать монологическую речь.
После
рассказывания
сказки
проводится
беседа,
которая
помогает
детям
лучше
понять
содержание,
правильно
оценить
некоторые
её
эпизоды.
Вопросы
во
время
беседы
должны
быть
разнообразными,
т.
к.
одни
помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание
на отдельные слова, поступки, эпизод. Например: Какая лиса в сказке "Лиса,
заяц и петух?" - "Хитрая, умная, жестокая" - говорили дети. Зачитывали
отрывки, в котором рыжая плутовка пугает зверей, которая хочет выгнать её
из избушки. Дети приходят к выводу, что лиса ещё и находчивая, заранее
обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Затем также предлагается пересказывать сказку. Но в пересказывание сказки
необходимо
включить
задания
на
воспроизведение
традиционных
особенностей
сказок:
приём
повторности,
троекратности,
повторение
эпизодов их схожесть. Дети пересказывают и демонстрируют сказку ещё с
помощью
наглядного
материала
(фланелеграфа).
Необходимо
обратить
внимание детей на приём повторности. Например, Максим О. пересказал и
выложил
на
полотне
фланелеграфа
сказку
"Колобок".
Воспитатель
спрашивает: - "Что в этой сказке повторяется?" Дети отвечают, что Колобок
убежал
от
бабушки
с
дедушкой,
от
зайца,
от
волка,
от
медведя.
Также
повторяется и песенка Колобка. Также пересказывать сказки "Машенька и
медведь", "Волк и семеро козлят".
Внимание детей можно обратить и на зачины. Известно, что многие сказки
начинаются с зачина "Жили - были", а кончаются приговоркой: "Стали жить -
поживать и добра наживать".
Далее предлагается задание на сравнение двух сказок "Теремок" и "Репка",
определения сходства в композиции: от большого - к малому, повторность
эпизодов. Воспитатель отмечает, что можно изменить порядок фигурок в
каждой сказке, объяснив детям, что сказка получилась бы "нескладной".
Затем детям предлагается составить фильм - сказку по какой- нибудь хорошо
известной сказке. На пример сказка "Репка". "Тут и персонажей много и
рисовать интересно",- объяснили они свой выбор. С детьми обсудит: что
произойдёт в нашей картине? Как это нарисовать? Кто кого в ней встретит?
Что из нашей сказки мы "возьмём" в рисунок? Какие наши герои? После
анализа
дети
приступают
к
рисованию.
Нужно
было
ещё
и
соблюдать
последовательность сказки. Поэтому обговаривается кто что будет рисовать.
Изображая
героев
своей
будущей
картины,
дети
подражают,
вступают
в
диалог, придумывают что-то своё, прислушиваются к мнению ровесников.
После рисования подготавливается драматизация сказки. Проигрывая сказку
с детьми, тем самым развивали память, мышление, диалогическую речь,
обогащали словарный запас детей, развивали связную речь.
На
втором
этапе развитие словесно – творческую деятельность
детей
новыми народными сказками. Для этого можно выбрать сказки ""Лисичка со
скалочкой",
"Лисичка-сестричка
и
серый
волк",
"Бобовое
зёрнышко",
"У
страха глаза велики", "Заяц-хваста", "Лиса и кувшин", "Бабушка, внучка да
курочка", "Крылатый, мохнатый да масляный", "Лиса и рак", "Три медведя", "
Хвосты".
При
рассказывании
сказок
необходимо
обратить
внимание
детей
на
содержание
и
образный
язык
сказок,
дать
творческие
задания
на
придумывание сравнений, синонимов, антонимов. Эти задания углубляли,
расширяли знания детей о слове.
Рассказывать сказки неоднократно. При первом прослушивании впечатления
часто бывают неточны. Напряжённо следить лишь за сюжетом, дети многое
упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются,
сила
эмоциональных
переживаний
нарастает,
так
как
ребёнок
всё
более
вникает
в
ход
событий,
яснее
становятся
для
него
образы
сказочных
персонажей,
их
взаимоотношения,
поступки.
Как
и
на
1-м
этапе,
предлагаются
задания
по
сказкам
"У
страха
глаза
велики",
"Бобовое
зёрнышко",
"Крылатый,
мохнатый
да
масляный"
на
воспроизведение
традиционных особенностей сказки.
Также предлагается сравнения сказок "Лисичка со скалочкой" и " Колобок",
"Три медведя" и " Теремок".
После этого можно предложить детям придумать свою сказку, которая не
должна повторять известную. Но герои могут появляться так же - от малого к
большому. В ней могут быть повторы, встречи героев, которые постепенно
подводят к кульминации. При этом надо заранее продумать всю сказку: как
она начнётся и чем закончится.
Затем
можно
составить
рисунки
к
фильму-сказке
"Лисичка-сестричка
и
серый волк". В рисовании сказки по эпизодам участвовали одновременно все
дети. Просмотрев и проиграв теневой театр по сказке "Лиса и Рак" дети
самостоятельно
определяли
повторность
схожих
эпизодов.
Драматизация
сказки
позволяет
ребёнку
решать
многие
проблемные
ситуации
опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость.
На третьем этапе цель – продолжать развивать у детей самостоятельность
в
словесно-творческих
проявлениях.
Остановимся
на
сочинении
по
литературному образцу в двух вариантах: с заменой героев, сохранением
сюжета, и с заменой сюжета, с сохранением героев произведения. Первый
вариант лёгкий нужно сохранить содержание произведения, заменив героев.
Второй
представляет
больше
трудностей,
так
как
сохранятся
герои,
а
содержание
произведения
меняется.
В
обоих
вариантах
дети
должны
творчески подходить к выполнению задания.
Сначала можно предложить детям придумать конец сказки, рассказанной
воспитателем.
После
того,
как
дети
научились
свободно
придумывать
собственные
концовки
сказок,
переходим
к
придумыванию
сказок,
с
сохранением
содержания, но с заменой героев.
Также
в
помощь
детям
предлагается
фигуры
из
сказок,
картины
и
иллюстрации
к
сказкам.
После
того,
как
дети
научились
связно,
последовательно, выразительно излагать свои задумки, мы предложили им
сочинить
сказку
с
самостоятельным
выбором
темы,
персонажей,
придумыванием сюжета. В сочинении собственных сказок дети использовали
тот запас сказок, который имели. Они вставляли в своё сочинение элементы
из других сказок. Старались придерживаться основного правила - добро
всегда побеждает зло. В их сказках было и торжество добрых сил, и дружба
между героями.
Если
первые
сказки
детей
были
очень
просты
и
по
композиции,
то
последующие сказки будут более сложными, порой с цепной композицией.
Одно событие следует за другим, число героев увеличивается, и действия
персонажей
тоже
становились
осмысленными
и
целенаправленными.
В
сказке можно использовать и типичные сказочные выражения: "кума - лиса",
"серый волк", "зайчик - побегайчик", "коза - дереза" и т. д. Ценно то, что на
протяжении всей сказки дети следят за ходом повествования, не сбиваются с
сюжетной линии, доводят свой замысел до конца.
Творческие речевые умения детей можно развивать и вне занятий. Дети с
увлечением будут играть в дидактические игры: "Кому что нужно?", "Узнай
животное по части", "Кто летает, бегает, прыгает", "Летает - не летает",
"Шкатулка со сказками", "Путешествие в сказку" (учить проявлять фантазию,
творчество, находчивость, чувство юмора) и др. Дети начнут обращать
внимание на образные слова и выражения, придумывать сравнения, эпитеты.
Основное требование к играм - упражнениям, необходимо проводить как на
занятиях, так и вне их, заключалось в том, что они должны были проводиться
систематически и быть интересными. Они способствуют расширению
активного словаря детей, углублению представлений о художественном
слове, закреплением в памяти этих слов. Игры - упражнения занимали 4-5
минут. Они побуждают детей к подбору синонимов (холодный - вьюжный,
метельный), антонимов (весёлый - грустный), придумывание эмоционально -
оценочных слов (голова - головушка - головка).