Напоминание

«Актуальность патриотического воспитания детей в условиях пришкольного интерната»


Автор: Родина Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РМ"Республиканский лицей"
Населённый пункт: Г.о.САРАНСК
Наименование материала: Статья
Тема: «Актуальность патриотического воспитания детей в условиях пришкольного интерната»
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ« Республиканский лицей для одарённых детей »

Тема: «Актуальность патриотического воспитания детей в

условиях пришкольного интерната»

Подготовила: воспитатель Родина И. Н.

Информация об опыте. Условия возникновения опыта

В пришкольном интернате в ГБОУ «Республиканский лицей для одаренных

детей» я работаю седьмой год. Тема опыта выбрана не случайно. Ведь для

гармоничного

развития

личности,

готовой

к

самореализации

и

самоопределению необходима твердая позиция гражданина. Патриотическое

воспитание призвано формировать морально-психологические качества,

необходимые

для

выполнения

задач

надежной

охраны

безопасности

Отечества. Своей личной задачей как воспитателя считаю оказание помощи

детям

в

направлении

к

так

необходимым

истокам

нравственности,

невозможным без любви к Родине.

Актуальность и перспективность опыта

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране

во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического

воспитания. Сегодня отношения гражданина с его государством и обществом

в целом, коренным образом изменились. Человек имеет больше возможность

реализовать себя в любых отраслях жизнедеятельности, но, однако, и его

ответственность перед другими людьми многократно возрастает. В этих

условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не

только

в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую,

культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.

Родина – это понятие начинается с малого – своей улицы, села, места, в

котором живет человек. Необходимо привить чувство любви к малой Родине,

чтобы в последствии, вырастить личность, способную быть полноценным,

самодостаточным гражданином страны.

Диапазон опыта охватывает систему воспитательной работы, направленную

на повышение эффективности воспитательного процесса через создание

организационно-педагогических

условий

гражданско-патриотического

воспитания в интернате.

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда

волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они

поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова,

Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д.

Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно

воспитать

сознательных

граждан,

способных

отстаивать

интересы

государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в

современных

концепциях

патриотического

воспитания подрастающего

поколения.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта можно считать идею воспитания

гражданских и патриотических качеств у детей в системе воспитательных

мероприятий через групповые формы работы.

Теоретическая база опыта

Патриотизм является нравственной категорией. Человека к нравственным

поступкам всегда побуждают его убеждение, сознание, именно они и

являются

лучшими

мотивами

активной

деятельности.

Само

понятие

патриотизм подразумевает такие ценности, как гуманизм, духовность,

милосердие.

Патриотизм

провозглашает

общечеловеческие

ценности.

Гражданско-патриотическое направление

воспитания связано

с

формированием

гражданского

самосознания,

правовой

культуры,

гражданской позиции, сознание долга перед семьёй, народом и Родиной.

Передовой отечественный опыт в педагогике и психологии отражен в трудах

К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, В.А.Сухомлинского, В.А. Бухвалова, Н.Е.

Щурковой, Е.Н.Степанова, В.А. Караковского, П.В.Степанова.

Многие мыслители и педагоги прошлого отмечали роль патриотизма в

процесселичностного

становления

человека,

указывали

на

его

многостороннее влияние. К.Д. Ушинский считал, что именно патриотизм –

это не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое

средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к

Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и

могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными,

семейными и родовыми наклонностями». По утверждению К.Д.Ушинского,

чтобы воспитать «человека во всех отношениях», надо «прежде узнать его

тоже во всех отношениях». В историко-философском понимании идея

гражданственности – идея единения настоящего, прошлого и будущего

поколений, преемственности традиций, вероисповедания народа, культуры.

Так,

висследованиях

Н.А.

Савотиной

конкретизируются

вопросы

современного понимания

гражданственности как сложного

комплекса

субъективных

свойств

личности

осознанной

законопослушности,

патриотической

преданности

и

защиты

интересов

Отечества,

приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные

ценности.

Патриотическое воспитание

не

может

рассматриваться

без

историко-

культурологического, комплексного подхода. Свое отношение к этим

направлениям высказывали Д.С. Лихачев, И.А.Ильин, Н.А. Бердяев.

Для патриотического воспитания детей нужна, прежде всего, педагогическая

развивающая

среда.

Такие

аспекты

в

свое

время

рассматривались

Л.С.Выготским, Т.М. Давыденко.

Существует система воспитательной работы В.А. Караковский, которая

характеризуется как система взаимосвязанных воспитательных мероприятий,

адекватных поставленной цели. Эти концепции достаточно определенно

указывают направления воспитательной работы.

Новизна

опыта заключается

в

индивидуальном подходе к

каждому

ребёнку в коллективе, основанный на принципах педагогики сотрудничества

и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми.

Природа,

родители,

родственники,

Родина,

народ

не

случайно

однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе

которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая

обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо сам человек не

выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения.

Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения,

социализации и воспитания школьников.

Интегративным

направлением

является

гражданско-патриотическое,

осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-

патриотическое, спортивно-патриотическое.

Технология опыта

Главная цель состоит в воспитании патриотизма как важнейшей духовно –

нравственной ценности и формирование готовности к защите Отечества.

Исходя из обозначенных выше целей, я поставила перед собой следующие

задачи:

Изучить и проанализировать теоретические основы патриотического

воспитания подростков;

Определить специфику работы по патриотическому воспитанию по

средством групповых форм работы;

В своей работе я использую различные принципы для реализации целей и

задач:

Принцип гуманистической направленности и целеустремленности

воспитательного процесса. Данный принцип означает приоритет

общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития

личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,

семье.

Принцип

групповой

деятельности.

В

правильно

организованной

групповой деятельности формируется чувство ответственности за

порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества,

умение сотрудничать с другими.

Принцип стимулирования саморазвития и самовоспитания. Каждый

воспитанник

должен знать себя, научиться с разумной критикой

рассматривать

свои

поступки,

воспитывать

в

себе

чувство

ответственности.

В качестве форм патриотического воспитания подростков через групповые

формы работы я выделяю: деловые игры, беседы, диспуты, викторины,

коллективные творческие дела, соревнования, трудовые дела, тренинг,

знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство

с традициями и обычаями русского народа.

А в качестве методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.

Реализация указанных мероприятий предполагает:

формирование

стремления

к

развитию

коммуникабельности,

самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда,

самореализации;

развитие у воспитанников интереса к истории места, где родился и

вырос, а также к историческому прошлому России;

формирование

уважительного

отношения

к

природе,

родине,

архитектурным памятникам, культуре;

развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность,

уважительное

и

доброжелательное

отношение

к

людям,

организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей показывает успешность

выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Результативность опыта

Результативность

данного

педагогического

опыта

определяется

по

следующим критериям:

1. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания

личности.

2. Выявление представления детей о качествах человека, характеризующих

его гражданскую позицию;

3. Определение характера отношения воспитанников к Отечеству.

Родина для детей не абстрактная категория, а конкретная страна, где они

собираются жить, которой они гордятся. Они начинают осознавать личную

ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными,

пережитыми.

Реализация указанных мероприятий предполагает:

воспитание патриотических чувств у ребят; уважения и любви к своей

Родине, соотечественникам;

формирование

стремления

к

развитию

коммуникабельности,

самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда,

самореализации;

развитие у воспитанников интереса к истории города, где родился и

вырос, а также к историческому прошлому России;

формирование

уважительного

отношения

к

природе,

родине,

архитектурным памятникам, культуре;

развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;

развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность,

уважительное

и

доброжелательное

отношение

к

людям,

организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Заключение

.

В своей работе я стараюсь привлечь всех желающих ребят пришкольного

интерната, которые с удовольствием принимают участие в патриотических

акциях,

военно-спортивных

играх,

конкурсах,

викторинах

и

других

мероприятиях. Воспитанники показывают всесторонние знания по истории

нашей страны, а так же и других стран мира. С удовольствием соревнуются,

а так же прослеживается в групповых состязаниях взаимопомощь друг

другу. Очень хорошо, что в нашем лицее много интеллектуальных кружков и

спортивных секций, которые направлены на органическое воспитание

подростков. Хорошие физические данные. Мне очень нравится проводить

мероприятия,

направленные

на

воспитание

и

развитие

современного

подростка.

Очень важно в таком возрасте подростка заложить

основы

патриотической

нравственности

и

формирование

ответственности

к

исполнению воинского долга. Ценность стремления действовать в интересах

гражданского общества, являясь залогом воспитания патриотизма как

готовности служения Отечеству и гражданственности личности. Развивая

интерес к истории родного края и истории нашего Отечества, воспитываем

патриотов и

людей современной культуры – такими и должны быть

граждане России.

Список литературы

1. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и

стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

2.

Концепция

гражданского

образования

в

общеобразовательных

учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

3. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское

воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в

школе// 2006. №9

4.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.,

Айрис-пресс, 2002 – 224 с

5.Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская

академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго

поколения).

6.Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / автор-

составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус,

2007.- 330с.- (Воспитательная работа).

.

2020

г Саранск



В раздел образования