Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в образовании"


Автор: Носик Тамара Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Березовский детский сад
Населённый пункт: село Березовка, Тайшетского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в образовании"
Дата публикации: 14.07.2017
Раздел: дошкольное образование





Вернуться назад




«Здоровьесберегающие технологии в образовани

Содержание:

п/п

Направление

Стр.

Введение

3

I

Медико-гигиенические технологии (МГТ)

1.1.

Динамика показателей заболеваемости, травматизма за

три года

1.2.

Организация питания

1.3.

Обеспечение надлежащих гигиенических условий в

соответствии с регламентациями СанПиНов,

1.4.

Медицинский кабинет, оказание консультативной и

неотложной помощи обратившимся в медицинский

кабинет

1.5.

Санитарно - гигиеническое просвещение

II

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

2.1.

Показатели физического развития, закаливание,

выносливость, быстрота, гибкость и другие качества,

отличающие здорового человека. Работа спортивных

секций.

III

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

3.1.

Создание природосообразных, экологически

оптимальных условий жизни и деятельности людей,

гармоничных взаимоотношений с природой.

IV

Технологии обеспечения безопасности

жизнедеятельности (ТОБЖ)

4.1.

Интегральные показатели безопасности, обученность по

вопросам безопасности и здоровья.

V

3доровьесберегающие образовательные технологии

(ЗОТ)

5.1.

Организационно - педагогические технологии (ОПТ)

5.2.

Психолого - педагогические технологии (ППТ)

5.3.

Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Заключение

Литература

«Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя.

От

жизнерадостности,

бодрости

д е т е й

з а в и с и т

и х

д у х о в н а я

ж и з н ь ,

мировоззрение, умственное развитие, прочность

знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

Введение

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди

которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема

сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых

давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов

здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики

физического и психического развития человека, адаптационные возможности

его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают

определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое

ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является

одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что

здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и

полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Выдающийся педагог Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не

заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы

все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза,

поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением

легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так

же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не

знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим

здоровьем, беречь его.

Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно

закладывается

опыт

оздоровления,

когда

стимулом

является

природное

любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная

двигательная активность и оптимизм.

МКДОУБерёзовский детский сад ориентирован на создание благоприятных

условий

для

полноценного

проживания

ребенком

дошкольного

детства,

формирование

основ

базовой

культуры

личности,

всестороннее

развитие

психических

и

физических

качеств

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными

особенностями,

подготовка

ребенка

к

жизни

в

современном обществе.

I.

Медико-гигиенические технологии (МГТ)

1.1.Динамика показателей заболеваемости, травматизма за три года

Для

получения

детьми

знаний

и

навыков,

формирование

у

них

потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики

з а б о л е в а н и й ,

р а ц и о н а л ь н о г о

п и т а н и я

и

д р у г и х

с п о с о б о в

самосовершенствования

мы

используем

в

своей

работе

программу

оздоровления

детей

в

ДОУ

«Здоровый

малыш»

(под

редакцией

З.И.

Бересневой)

и

парциальную

программу

Авдеева

Н.Н.,

Князева

О.Л,

СтеркинаР.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей», где один из

разделов посвящён ЗОЖ.

Программы помогут расширить представления

детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь

свое здоровье

и

заботится

о

нем,

помогут

в

формировании

у

детей

привычек здорового

образа

жизни,

привьют

стойкие

культурно

-

гигиенические навыки.

В

детском

саду

разработан

гибкий

режим

дня

в

соответствии

с

действующим

СанПиН

2.4.1.3049-13.

Основу

режима

со ставляет

установленный

распорядок

сна

и

бодрствования,

приемов

пищи,

гигиенических

и

оздоровительных

процедур,

непо средственно

образовательной

деятельности,

прогулок

и

самостоятельной

деятельности

детей.

В режиме дня групп учитываются возрастные психофизиологические

возможности

и

индивидуальные

особенности

детей,

их

интересы

и

потребности, обеспечивающие взаимосвязь планируемых видов деятельности

с повседневной жизнью детей в детском саду, а также следующее:

- Максимальная

продолжительность

непрерывного

бодрствования

детей 3–8 лет составляет 5,5–6 ч;

- Ежедневная продолжительность прогулки воспитанников составляет

не менее 3-4 ч, включая утренний прием детей на улице летом, а также

непосредственная образовательная деятельность по физическому воспитанию

для детей 5-8 лет, проводимую на открытом воздухе; организуется 2 раза в

день – в первую половину дня и перед уходом детей домой.

- в холодный период года в зависимости от климатических условий

(при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с), а

также при высокой концентрации выбросов вредных веществ в атмосферу,

прогулка

сокращается

либо

заменяется

на

деятельность

с

повышенной

двигательной активностью в физкультурном или музыкальном залах;

- Продолжительность дневного сна составляет – 2–2,5 ч;

- Продолжительность

самостоятельной

деятельности

детей,

включая

самостоятельную игровую деятельность – 3–4 часа;

- Продолжительность непосредственно образовательной деятельности

воспитанников зависит от возрастной группы дошкольного возраста, включая

требования

к

продолжительности

непосредственно

образовательной

деятельности в первой и второй половине дня, обозначенных в СанПиН;

- Соблюдается

максимально

допустимый

объем

недельной

образовательной нагрузки;

- Соблюдены

перерывы

между

периодами

непо средственно

образовательной деятельности.

Заботе о здоровье воспитанников и сотрудников детского сада было

уделено особое внимание в течение года. Своевременно заключен договор

от 12.01.2015 года № 33 о взаимном сотрудничестве оказания медико–

санитарной помощи воспитанникам с областным государственным

бюджетным учреждением здравоохранения «Тайшетская районная

больница» срок действия договора до 31.12.2016 года.

Группы здоровья воспитанников

Показатель

2013- 2014

2014-2015

2015-2016

1 группа здоровья

22 – 32%

21 – 34%

22 - 33%

2 группа здоровья

43 – 64%

39 - 62%

40 – 61%

3 группа здоровья

2 – 3%

2 – 3%

2 – 3%

4 группа здоровья

1 – 1%

1 - 1%

1%

В рамках данного направления своевременно и систематически

проводились медицинские осмотры детей: 20марта проходило медицинское

обследование

врачами

Тайшетской

городской

больницы,

диагнозы

и

результаты

обследования

записаны

в

личные

медицинские

карточки

воспитанников,

даны

рекомендации

родителям

врачом

педиатром.

Лицензированного медицинского кабинета в Учреждении нет.

В течение 2015/2016 учебного года в соответствии с требованиями к

проведению

ограничительных

мероприятий

в

период

эпидемического

подъёма

заболеваемости

гриппа

и

ОРВИ

проводился

ежедневный

мониторинг

заболеваемости

воспитанников,

по

результатам

которого

в

весенний период с 02.03.2016 по 08.03.2016 года Учреждение было закрыто

на

проведение

комплекса

профилактических

и

противоэпидемических

карантинных мероприятий (уровень заболеваемости воспитанников составил

25% от общего числа воспитанников) и с 21.04.2016 по 27.04.2016 года была

закрыта младшая группа (уровень заболеваемости воспитанников составил

45% от общего числа воспитанников).

Статистические данные о здоровье:

Показатель

2013- 2014

2014-2015

2015-2016

Средне списочный состав

68

63

65

Общая заболеваемость

Число пропусков по болезни

2238

1445

1359

Всего случаев заболеваемости

363

258

241

Посещаемость

Фактическая посещаемость

9624 - 73%

8915 - 70%

8680 – 62%

Идеальная посещаемость

13192

12726

13854

Количество рабочих дней в году

194

202

214

В

этом

учебном

году

отмечается

небольшое

снижение

случаев

заболеваемости.

Причины

могут

быть

разные.

У

детей

отмечается

ослабленный

иммунитет,

вакцинация

от

гриппа

проводилась

только

у

восьмерых детей в 2015 году, и 21 воспитанник в 2016 году. Часть родителей

отказались от вакцинирования.

Преобладают заболевания простудного

характера.

Статистика травм

№ п/п

Учебный год

Кол-во несчастных случаев

1

2013- 2014

Нет

2

2014-2015

Нет

3

2015-2016

Нет

1.1.Организация питания

Питание – один из ключевых факторов, определяющих качество и

жизнь ребенка, его рост и развитие. Поэтому его организации уделяется

особое внимание.

В ДОУ разработанно10-ти дневное меню, согласованное с Территориальным

отделом Управления Роспотребнадзора в Тайшетском и Чунском районах.

Раскладка блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами.

Меню

разрабатывается

посезонно,

на

осенне-зимний

и

весенне-летний

период. В ДОУ детей-аллергиков нет, поэтому меню единое для всех детей.

Денежная норма питания составляет 75-80 руб. в день.Для профилактики

ОРВИ проводится С-витаминизация блюд, для профилактики йододефицита

используется йодированная поваренная соль.

Контроль над организацией питания в Учреждении осуществляется

заведующим,

членами

бракеражной

комиссии,

фельдшером

ФАП,

профсоюзным комитетом, членами родительского комитета.

Документация по организации питания соответствует требованиям.

Своевременно

осуществляется

контроль

за

качеством

продуктов,

поступающих

от

поставщиков,

сопроводительной

документацией

на

продукцию, за качеством приготовления пищи, за правильностью хранения и

сроков реализации продуктов.

Санитарное состояние пищеблока и столовой – удовлетворительное.

Результаты

проверок

пищеблока

показали,

что

нарушений

по

состоянию технологической документации, оборудования нет. Приготовление

блюд соответствует требованиям и технологической карте.

Применение в работе здоровье сберегающих технологий, повышает

результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у

педагогов

и

родителей

ценностные

ориентации,

направленные

на

укрепление здоровья, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ

жизни.

Во

взаимодействии

со

специалистами

нашего

ДОУ

в

будущем

мы

планируем

о своить

т акие технологии, как:

и г р о в о й

с к р е т ч и н г,

ритмопластика, музыкотерапия.

Информационно-просветительская работа

Информационно-аналитическое направление: выявление интересов,

потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности,

установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и

воспитанниками:

Социологические опросы;

Тесты;

Анкетирование;

Досуговое направление: установление доверительных отношений,

эмоциональных контактов между педагогами, родителями и воспитанниками:

Совместные досуги, праздники: «Встреча нового года», «Масленица»,

«Праздник мам», «Топ-шоу», «Семейные театры»;

Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей: «Мама,

папа, я – спортивная семья»;

Участие родителей в выставках.

Познавательное направление: ознакомление родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста,

формирование у родителей практических навыков воспитания детей:

Индивидуальныеконсультации по запросу;

Встречи со специалистами ДОУ;

Дискуссии (совместные обсуждение проблем);

Семинары-практикумы;

Педагогическая гостиная;

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;

Устные педагогические журналы;

Игры с педагогическим содержанием;

Педагогическая библиотека для родителей;

«КВН»;

«Педагогический случай»;

«Что? Где? Когда?»;

«Круглый стол»;

«Ток-шоу»;

Викторины.

Наглядно – информационное направление: ознакомление родителей с

дошкольным учреждением, педагогическим коллективом, особенностями

воспитательно-образовательного процесса, средствами наглядности:

Открытые занятия;

Выставки детских работ;

Выставки совместных работ детей и родителей;

Видеоролики о жизни ДОУ;

Выпуск газет;

Организация мини-библиотек;

Информационные стенды;

Папки-передвижки;

Тематические выставки;

Библиотеки по основным проблемам семейной педагогики;

Сайт ДОУ;

Фотоотчеты.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

2.1.Показатели физического развития

Диаграмма мониторинга физического развития2014 год

Диаграмма мониторинга физического развития2015 год

Диаграмма мониторинга физического развития2016 год

Диаграмма мониторинга физического развития за 3 года

(2014г., 2015г., 2016г.)

2. Физкультурно-оздоровительная работа

Основными задачами данного направления являются:

Охрана и укрепление здоровья детей;

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и

навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями,

развитие физических качеств;

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной

активности;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии

комплексного использования всех средств физического воспитания, которые

проходят системно во всех областях деятельности ребенка.

Формы физического воспитания в ДОУ

п/п

Наименование

Краткое описание

Участники

Возраст

Ответственный

1.

Физкультурные

занятия (НОД)

Непосредственно

образовательная

деятельность:

-учебное;

-сюжетное;

-игровое;

-тренирующее;

-оздоровительное

(дополнительно при

необходимости);

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатель

2.

Утренняя

гимнастика

-Традиционная форма

(комплекс упражнений);

-оздоровительный бег и

ходьба в сочетании с

ОРУ;

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

-подвижные игры;

-ритмическая

гимнастика

3.

Гимнастика после

сна (пробуждения)

Гимнастика

выполняется после

дневного сна,

каждодневно:

-физические

упражнения;

-разминка в постели;

-самомассаж стоп;

-дыхательная

гимнастика;

-водные процедуры;

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

4.

Прогулка

-Элементы спортивных

игр;

-экскурсии;

-игровое

экспериментирование;

-созидательная

деятельность.

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

5.

Подвижные игры

Использование на

занятиях физкультуры,

прогулках,

дополнительных

образовательных

занятиях, свободное

время, дома:

-ролевые;

-сюжетные;

-с предметом и без

предмета;

-на улице, в спортивном

зале, в группе.

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

7.

Физкультминутки,

паузы

Проведение вовремя

НОД при снижении

концентрации внимания,

усталости, появлении

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

двигательной

беспокойности,

повышенной

отвлекаемости, потери

интереса:

-гимнастика для глаз;

-дыхательные

упражнения;

-пальчиковая

гимнастика;

-динамические

упражнения.

8.

Дыхательная

гимнастика

Развитие дыхательной

мускулатуры.

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

9.

Гимнастика для

глаз

Упражнения и

релаксация для глаз.

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

10.

Пальчиковая

гимнастика

Упражнения для

пальцев рук.

Пальчиковые игры –

инсценировка каких-

либо рифмованных

историй, сказок при

помощи пальцев.

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

11.

Массаж,

самомассаж

Выполнение

упражнений с приёмами

поглаживания,

растирания,

потряхивания,

разминания мышц ног,

рук, спины, ступней и

др.

Воспитанники

Все возрастные

группы

Воспитатели

групп

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

3.1Создание природосообразных, экологически оптимальных условий

жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с

природой.

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом

воспитаниидошкольников - это обеспечение высокого уровня здоровья,

осознанного отношения к растительному и животному миру, способность

чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка,

научить бережному отношению к своему здоровью и природе. Эффективно

решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в

природе,оказание самопомощи и помощи другим.

Применение технологии здоровьесбережения в экологическом

воспитанииобеспечивают становление осознанного отношения ребёнка

к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и

позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с

природными объектами.

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании приобщают к

исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия,

босохождение).

- всё это обладает мощным педагогическим воздействием,

укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к

природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия

на природное окружение.

В дошкольном возрасте дети активно учатся созерцать природу,

сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и

сопереживать всему живому. Понимая это, педагог во время прогулки,

экскурсии будет развивать зрение, слух, обаяние, осязание, тактильные

ощущения, сенсорику.

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой

личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её.

Технология экологического воспитания дошкольников построена на

использовании персонажей русских народных сказок. Их задача - вызвать

положительные эмоции и интерес к природным явлениям и помочь

формированию реалистических представлений о природе. Использование

игрушек-аналагов в тетрализации, инсценирование привлекает внимание

детей, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение. Рассказывание

экологических сказок с успехом с успехом можно использовать

по экологическому воспитанию, так как дети стараются подражать

положительным героям, воспринимают очень

эмоционально что обеспечивает формирование правильного отношения к

животному и растительному миру.

Дидактические игры становятся здоровьесберегающими с использованием

игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания, неожиданности,

соревнования, использование различных персонажей.

Так же можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для

обучения дошкольников и формирования осознанно-правильного отношения

к растениям, животным и людям как к части природы.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают накапливание конкретных

представлений о предметах, явлениях природы, учат различать предметы и

объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познают сенсорные

свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности,

гуманное отношение к живым существам.

Нельзя забывать и про подвижные экологические игры с имитацией

движений, звукоподражанием, которые помогают успешно

усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют

волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного

поведения в природе.

При возникновении утомления необходимо повышение двигательной

активности разными способами:

-проводить физминутки,

-применять оздоровительные паузы (двигательная гимнастика, самомассаж,

пальчиковые игры)

Проведение физминуток способствует активизации внимания, повышения

работоспособности, возможности сбросить накопившийся груз. Во время

проведения НОД можно использовать хождение по массажным коврикам,

аутотренинг, релаксации, точечный массаж, элементарные приёмы

самомассажа.

Использование «хромотерапии», т. е лечение цветом применятся в

оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое

мероприятие, как один из видов природного лечения.

Правильная организация экологического воспитания дошкольников,

оптимальное чередование разных здоровьесберегающих

технологий оказывает огромное влияние на работоспособность,

утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма,

способствует овладению новых знаний, дает практическую модель

правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость,

помогают обрести уверенность в себе.

Для решения одной из главных задач - охраны и укрепления здоровья и

физического развития, в ДОУ разработаны:

-план профилактических и оздоровительных мероприятий. В течение

года в ДОУ по плану проводились закаливающие мероприятия. Основными

формами стали: ходьба босиком по траве в летний период, ходьба босиком в

спальне до и после сна по дорожке здоровья, дыхательная гимнастика;

- педагогами на достаточном уровне соблюдается двигательный режим:

проведение утренней гимнастики, подвижных игр, дыхательной гимнастики,

физкультминуток, соблюдение двигательной активности на прогулке;

-методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих

технологий в режиме дня.

Педагоги

видят

необходимость

систематизировать

работу

по

формированию культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

воспитанников через оптимизацию физкультурно-оздоровительного процесса

в

ДОУ

с

помощью

здоровьесберегающих

технологий.

Ведь

именно

в

дошкольном

возрасте

в

результате

целенаправленного

педагогического

воздействия

укрепляется здоровье, привычка к здоровому образу жизни,

общая

выносливость,

работоспособность

организма

и

другие

качества,

необходимые для полноценного развития личности.

План профилактических и оздоровительных мероприятий

Основные гигиенические принципы при организации закаливания:

Постепенность

Систематичность

Комплектность учет индивидуальных особенностей ребенка

Природные

факторы

Мероприятия

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

ВОЗДУХ

Прием на воздухе

в летнее время

года

С июня по август

С25.05 по август

С 25.05 по август

Утренняя

гимнастика

В спортивном зале

С июня по август на

улице.

С сентября по июнь в

спортивном зале.

С июня по август на

улице.

С сентября по июнь в

спортивном зале.

Сон без маек

В соответствии с

температурным

режимом -

температура не ниже

+19С

В соответствии с

температурным

режимом -

температура не ниже

+19С

В соответствии с

температурным

режимом -

температура не ниже

+19С

Воздушные ванны

во время

гимнастики и

после сна

После дневного сна-

3 минуты

После сна и

физических занятий-

5 минут

После сна и

физических занятий –

5 минут

Хождение

босиком перед

сном и после сна.

По коврику, ходьба

по ребристой

дорожке.

По коврику, ходьба по

ребристой дорожке

По коврику, по

дорожке здоровья

Сквозное

проветривание

2 раза до +16С

3 раза до +16С

3 раза до +16С

Одностороннее

проветривание

Постоянно открытая

фрамуга с

подветренной

стороны

Постоянно открытая

фрамуга с

подветренной

стороны

Постоянно открытая

фрамуга с

подветренной стороны

Прогулки

Ежедневно 2

прогулки (3-4 часа в

день, при

температуре не ниже

-15С)

Ежедневно 2 прогулки

(3-4 часа в день, при

температуре не ниже

-15С)

Ежедневно 2 прогулки

(3-4 часа в день, при

температуре не ниже

-15С)

ВОДА

Умывание

прохладной водой

После дневной

гимнастики

После дневной

гимнастики

После дневной

гимнастики

Мытье рук и лица

Ежедневно по мере

необходимости и

перед приемом пищи

Ежедневно по мере

необходимости и

перед приемом пищи

Ежедневно по мере

необходимости и

перед приемом пищи

Ходьба по

коврику

смоченным в

солевом растворе

Перед сном (с

сентября по май)

Перед сном (с

сентября по май)

Перед сном (с

сентября по май)

Мытье ног

В летний период на

улице – июнь –

август (температура

36С- 26С-36С)

В летний период на

улице - июнь – август

(температура 36С-

26С-36С)

В летний период на

улице - июнь – август

(температура 36С-

26С-36С)

СОЛНЦЕ

Солнечные ванны

В облачные дни

отражающими

лучами в тени

В облачные дни

отражающими лучами

в тени

В облачные дни

отражающими лучами

в тени

Световоздушные

ванны

Изменение площади

открытой

поверхности кожи

Изменение площади

открытой

поверхности кожи

Изменение площади

открытой поверхности

кожи

ФИЗКУЛЬТУ

РНЫЕ

ЗАНЯТИЯ

В зале - футболка,

шорты, босиком.

На улице - в

облегченной

одежде

3 раза в неделю

2 раза в неделю

1 раз в неделю

2 раза в неделю

1 раз в неделю

Массаж рук и ног

Пальчиковая

гимнастика (в

течение года)

Массаж биологически

активных точек

Массаж биологически

активных точек

Педагоги планируют и используют в образовательной деятельности

здоровьесберегающие

технологии: гимнастика

после

дневного

сна,

самомассаж, пальчиковые игры.

Педагогический

процесс

не

мыслим

без

здоровьесберегающих

технологий.

Применение

в

работе

ДОУ

здоровье с берегающих

педагогических

технологий

повысит

результативность

воспитательно-

образовтельного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные

ориентации,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников.

Здоровье

сберегающие

образовательные

технологии-

с и с т е м н о

организованная

совокупность

программ,

приемов,

методов

организации

образовательного

процесса,

не

наносящего

ущерба

здоровью

детей;

качественная характеристика педагогических технологий по критерию их

воздействия

на

здоровье

учащихся

и

педагогов;

технологическая

основа

здоровье сберегающей педагогики.

Целевые ориентиры в ФГОС на этапе завершения дошкольного образования

предполагают

формирование

у

дошкольников

культуры здорового и

безопасного образа жизни, формирование знаний, личностных ориентиров и

норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и

психического здоровья и

умения

использовать

полученные

знания

в

повседневной жизни.

Анализ оздоровительного процесса в ДОУ

Оздоровительный процесс в МКДОУ Берёзовском детском саду выстроен по

следующими направлениям:

Использование ресурсов воспитательно-образовательного процесса.

1.

Систематическое проведение занятий, небольшими группами с

воспитателем в спортивном зале и на оборудованной спортивной площадке на

территории детского сада.

2.

Ежегодно поведение различных физкультурно-оздоровительных

мероприятий с воспитанниками, родителями и педагогами:

Неделя здоровья;

Летние спартакиады;

Спортивные развлечения;

Досуг, посвященный дню защиты детей, 1 апреля, 8 марта, 23 февраля;

«Путешествие в осенний лес»;

«Зима спортивная»;

Викторина «спортивные игры»;

Весёлые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»;

Фотовыставки «Спорт мой лучший друг».

1.

Создание оздоровительной среды в групповых комнатах: в каждой группе

оборудован спортивный уголок.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-

образовательном процессе.

Во всех возрастных группах проводятся профилактические и оздоровительные

мероприятия:

Утренняя гигиеническая гимнастика,

Гимнастика после сна,

Прогулки,

Подвижные игры,

Физкультминутки, паузы,

Дыхательная гимнастика,

Пальчиковая гимнастика,

Гимнастика для глаз,

Самомассаж,

Закаливающие процедуры,

Использование аксолиновой мази,

Применение чесночных бус

Витаминотерапия,

Организация питания.

Четырехразовый режим питания включает:

правильное сочетание блюд в рационе,

десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ

жиров, белков и углеводов,

витаминизация третьих блюд,

включение в меню блюд с повышенным содержанием йода,

изготовление салатов,

разделение на летнее и зимнее меню.

Участие в конкурсах например со школой как написать?

Малые олимпийские игры среди родителей и воспитателей,

Час здоровья для воспитателей,

«Моя спортивная семья»,

Спартакиада «Здоровячек»,

Поход в лес «Тропа здоровья».

Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»

Для успешной работы по снижению заболеваемости в ДОУ нами был

разработан педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»

Вид проекта: практико-ориентированный.

По содержанию: социально – педагогический.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители.

По времени проведения: с2015 по 2017 год (долгосрочный).

Цель проекта:сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у

родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения

собственного здоровья.

Задачи проекта:

1.Создать условия, гарантирующие формирование и укрепление здоровья

воспитанников.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной

организации физкультурно-оздоровительной работы.

3. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайной

ситуации в природе и в повседневной жизни.

4. Осуществить преемственность межу дошкольным образовательным

учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Ожидаемые результаты:

1.Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа

жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условия жизни.

3.Овладения навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

Участники проекта

Дети Берёзовского детского сада.

Семьи детей, посещающихБерёзовский детский сад.

Педагогический коллектив Берёзовского детского сада.

Учитель физической культурыБерёзовской СОШ.

Ученики начальных классов

.

Этапы реализации проекта

Сроки

Содержание работы

I. Подготовительный

-проведение анализа нормативно-правовой базы и

приведение её в соответствие с законом «Об

образовании», изучение понятий, касающихся темы

проекта;

-мониторинг уровня заболеваемости детей на начало

учебного года;

-блиц – опрос детей;

-изучение условий реализации проекта;

-привлечение родителей к участию в проекте;

-утверждение проекта и источников финансирования;

-определение цели и задач;

-анкетирование родителей;

Август

-октябрь

2015 г.

Анкетирование родителей

«Здоровье вашего ребенка»;

Блиц – опрос детей «Что я

знаю о своем здоровье?»;

Мониторинг детей на начало

учебного года.

-разработка перспективного плана работы с родителями;

-разработка перспективного плана организации

физкультурно-досуговых мероприятий;

- разработка перспективного плана работы с учителем

физической культуры Берёзовской СОШ;

- разработка перспективного плана профилактических

мероприятий.

II. Практический

- Разработка единой системы мониторинга

здоровьесбережения в дошкольном учреждении;

- Комплексная диагностика здоровья детей;

-проведение цикла тематических физкультурных занятий с

включением валеологического компонента;

-проведение цикла тематических бесед;

-проведение спортивных праздников, досугов и

развлечений совместно с родителями;

-организация просветительской деятельности с

родителями по вопросам формирования у детей привычки

ЗОЖ, организации активного отдыха в семье;

- День здорового ребёнка «Модуль здоровья»;

-оформление коллажа совместно с родителями;

-подготовка выставки детских рисунков;

-создание альбома детских рассказов.

Октябрь –

апрель 2015

– 2017 г.г.

Сводные таблицы

мониторинга;

Анализ заболеваемости детей

по месяцам, за год, анализ

причин заболеваний детей,

рекомендации по улучшению

работы с детьми;

Анализ посещаемости детей

по месяцам, за год;

Антропометрия;

Физкультурный праздник «В

сказку за здоровьем», досуг

«Будь, здоров!», развлечения

«В гости к Айболиту», «Мой

весёлый звонкий мяч»;

Альбом детских рассказов «Я

люблю спорт»;

Выставка детских рисунков

«Мы со спортом крепко

дружим»;

Оформление коллажа «Быть

здоровым – здорово!»

«Модуль здоровья»

III. Заключительный

подведение итогов реализации проекта:

- подведение итогов реализациипроектов по разным

направлениям работы с детьми;

-проведение недели здоровья с педагогами и детьми;

-заключительные спортивные праздники;

- анкетирование родителей;

-исследование эффективности проводимой работы на

основе анализа мониторинга;

- мультимедийная презентация инновационного опыта по

итогам реализации проекта.

Апрель-май

2017 г.

Недели здоровья «Здоровый

ребёнок – успешный ребёнок»;

Спортивные праздники

«Мама, папа, я – спортивная

семья!», «Юные олимпийцы»,

«Один за всех и все за

одного»;

Всемирный день здоровья;

«Весёлые старты», «Быстрее,

выше, сильнее» (с учениками

начальной школы)

Мониторинг детей на конец

учебного года;

Анкета для родителей «Растём

здоровыми»;

Презентация «Здоровье всему

голова».

Презентации проектов

Литература

1.

З.И.Береснева. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. 2004г.

2.

Н.Н.Авдеева, Р. Б . С т е р к и н а ,

О . Л . К н я з е в а .

О с н о в ы

б е з о п а с н о с т и

жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. 2009 г.

3.

Никонорова, Сергиенко. Здоровичок. Система оздоровления дошкольников. 2007

г.

4.

Абаскалова. Здоровью надо учить. 2000г.

5.

Каштанова. Лечебная физкультура и массаж.2007г.

6.

Моргунова. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. 2007г.

7.

Овчинникова. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с

речью и музыкой. 2006г.

8.

Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. 2004г.

9.

Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. Приложение к

журналу «Управление ДОУ» 2006г.

10.

Зайцев. Уроки Айболита.2003г.

11.

Зайцев. Уроки Мойдодыра.2003г.

12.

Зайцев. Уроки Знайки.2003г.

13.

Примерное планирование занятий по валеологии в средней группе. Журнал

«Дошкольная педагогика» №6 2007г. стр.31.

14.

Коррекционно-оздоровительная работа в ДОУ. Примерное планирование уроков

здоровья в старшей группе. Журнал «Дошкольная педагогика» №1(42) 2008г.

стр.31.

15.

Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобретении дошкольников к

здоровому образу жизни. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 (42) 2008г.

стр.59.

16.

Гашенко. Сценарий семейного оздоровительного праздника, посвященного Дню

защитника Отечества. Журнал «Дошкольная педагогика» №1 (42) 2008г. стр.34.

17.

Конспект

занятий.

«Помощь

здоровячка»

стр.группа.

Журнал

«Дошкольная

педагогика» №5 (46) 2008г. стр.8.

18.

Дмитриенко.

Дидактический

материал

к

занятиям

по

валеологии.

Журнал

«Дошкольная педагогика» №8 (41) 2007г. стр.19.

19.

Рунова. Неделя здоровья. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2001г. стр.11.

20.

Подольская. Лечебная гимнастика. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2005г.

стр.65.

21.

Лейкова. Детям о правильном питании. Журнал «Ребенок в детском саду» №6

2006г. стр.71.

22.

Успенская. Познай себя. Журнал «Ребенок в детском саду» №6 2006г. стр.77.

23.

Лейкова. Детям о правильном питании. Журнал «Ребенок в детском саду» №1

2007г.стр.45.

24.

Успенская. Познай себя. Журнал «Ребенок в детском саду» №2 2007г. стр.65.

25.

Иванникова. Наши помощники – органы чувств. Журнал «Ребенок в детском

саду» №3 2007г. стр.39.

26.

Ребенок и движение. Газета «Дошкольное образование» №15 2004г.

27.

Воспитываем культуру здоровья. Газета «Дошкольное образование» №14 2004г.

28.

Аромистам.

Дошкольный

экстрим.

Газета

«Дошкольное

образование»

№19

2004г. стр.2.

29.

Сидоренко и др. Мы здоровью скажем «да». КВН Журнал «Ребенок в детском

саду» №4 2008г.

30.

Сочеванова. Здоровье детей и физкультурные упражнения. Журнал «Дошкольная

педагогика» №1 2008г. стр.4.

31.

Агаджанова.

Медико-педагогические

аспекты

оздоровления

детей

в

ДОУ.

Журнал «Дошкольная педагогика» №7 (48) 2008г. стр.4.

Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной,

так

и

образовательной

деятельности,

осуществляемой

в

ходе

режимных

моментов)

рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их

развития, спецификой дошкольного образовательного процесса.

Возрастная группа

Младший

возраст

Средний

возраст

Старши

й

возраст

Подготовительн

ая группа

Продолжительность непрерывной

непосредственно образовательной

деятельности

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Физкульт. минутка в середине

непрерывной непосредственно

образовательной деятельности

3 мин

3мин

3-5 мин

3-5 мин

Максимально допустимый объем

образовательной нагрузки

в 1 половину дня

30 мин

40 мин

45 мин

90 мин

Максимально допустимый объем

образовательной нагрузки

во 2 половину дня

-----

------

25 мин

30 мин

Перерыв между периодами

непосредственно образовательной

деятельности

10 мин

10 мин

10 мин

10 мин

В объеме двигательной активности воспитанников 5-7 лет следует предусмотреть в

организованных

формах

оздоровительно-воспитательной

деятельности 6-8

часов

в

неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима

работы дошкольных образовательных организаций (СанПин).

Модель двигательного режима детей дошкольного возраста в ДОУ

п/

Формы

организации

Младший возраст

Старший возраст

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

п

группа

группа

группа

группа

1

Утренняя гимнастика

6-8 мин.

10 мин.

2

Физкультурные паузы

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости

от вида и содержания деятельности.

3 мин.

3-5 мин.

3

Музыкальные паузы

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости

от вида и содержания деятельности.

3-5 мин.

3-5 мин.

5 и более

мин.

5 и более мин.

4

Гимнастика после

дневного сна

Ежедневно

5-8 мин.

5-10 мин.

5

Подвижные игры

Не менее 2 раз в день

6-10 мин.

10-15

мин.

15-20

мин.

15-20 мин.

6

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом

не реже 1 раза в неделю

7

Спортивные

упражнения на

прогулке

Целенаправленное обучение педагогом

не реже 1 раза в неделю

8-12 мин.

10-15 мин.

8

Физкультурные

упражнения на

прогулке

Ежедневно

5-7 мин.

8-10 мин.

10 мин.

15 мин.

9

Физкультурные

занятия

3 раза в неделю

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

10

Музыкальные игры

2 раза в неделю

3-5 мин.

5 мин.

7-10 мин.

10 мин.

11

Двигательные игры

под музыку

1 раз в неделю

5-10 мин

10-15

мин.

15-20 мин

25 мин.

12

Спортивные

развлечения

1 раз в месяц

20 мин.

20 мин.

30 мин.

30-35 мин.

13

Спортивные праздники

2 раза в год

20 мин.

25 мин.

50-60 мин.

50-60 мин.

14

Неделя здоровья

1 раз в год

15

Самостоятельная

двигательная

активность

Ежедневно индивидуально и подгруппами

Общий

объём

самостоятельной

деятельности

соответствует

требованиям

действующих СанПиН (3-4 ч. в день для всех возрастных групп).



В раздел образования