Напоминание

Организация воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Людмила Александровна Крылова
Должность: МКОУ
Учебное заведение: МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа - интернат для детей с ОВЗ
Населённый пункт: Московская область Егорьевский район д. Клеменово ул.Фабричная д.3
Наименование материала: статья
Тема: Организация воспитательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дополнительное образование





Назад




Организация воспитательной работы в

школе – интернате.

Психологические особенности умственно отсталых детей.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране

перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к

детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. В

начале 90 –х годов по мере развития гласности, расцвета общественных

движений и личной инициативы отношение государства и общества

принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам таких

детей. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании

государственной политики в этом направлении.

За последние годы сеть учреждений социального облуживания семьи и детей

возросла в 4-5 раз. Среди них важное место занимают специальные

( коррекционные) общеобразовательные школы – интернаты, детские дома.

Накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с

особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношений к

детям – инвалидам.

Любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно – психическим

расстройством, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным

инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи,

государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью,

способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе

возрастного становления.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее

свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе

планирования и распределения заданий, процесс воспитания рассматривается

как административно – командный, отрабатывающий у детей заданные

формы поведения.

Педагогика назидания отводила ребенку роль пассивного субъекта,

совершенно не учитывая настроения, желания, стремления самого ребенка, у

которого в результате формировалось неприятие к школе и всех тех советов,

которые ему приходилось выслушивать от педагогов. При таком подходе

воспитанник превращался в объект административно – педагогического

воздействия и был вынужден, подчинятся целой системе запретов, наказов,

проверок и перепроверок.

Однако сегодня общество наше изменилось. Реализация данной стратегии

становится возможной лишь при условии специального реабилитационного

пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры

учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными

методиками обучения и воспитания.

Ряд дополнительных сложностей и противоречий для образовательных

учреждений возник в связи с формированием рыночных отношений.

Коммерция и предпринимательство всё более становится реальной, от

которой нельзя просто отмахнуться. Педагогическая суть здесь прости:

воспитание с учетом условий рынка и для рыночных отношений, сопряжение

целей, средств и содержания воспитания с учетом этих факторов. Рынок

давно диктует цивилизованному миру, как жить и что делать. Наш рынок

сформировал проблему: « Кого и для чего воспитывать?» Ответить на этот

вопрос однозначно невозможно, но, как нам, кажется, необходимо учитывать

его при разработке новых подходов к воспитательной работе. Сейчас в наше

время воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность,

осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание

условий для развития. В связи с этим вырисовываются два очень важных

тезиса в этом направлении «….на создания условий для развития и оказания

им помощи в жизненном самоутверждении…» Эти два тезиса особенно

актуальны при рассмотрении вопросов об организации воспитательной

работы.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации

воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных

средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника

своего собственного варианта жизни, достойного его как человека общества.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные

отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою

жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку

самостоятельных идей.

С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые

могут быть основой организации воспитательной работы в условиях

коррекционной школы – интерната. Среди них наиболее актуальным

являются понятия о « социализации» как процессе вхождения ребенка в

социальную среду, усвоение и приобретение системы социальных связей.

Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что « ребенок усваивает

только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации

можно выделить два аспекта:

Усвоение ребенка социального опыта, форм, способов, моделей

поведения.

Воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в

активной деятельности ребенка в социальной среде.

Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного

процесса социализации:

В условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;

В Условиях « социального сиротства»;

В ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного

включения ребенка в различные виды деятельности;

В условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм

и социального опыта и пр.

Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления

личности ребенка. Кроме названных, имеется и ряд других факторов,

которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального

опыта. К ним относятся:

- у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и

психики – односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность,

стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание

признать свою вину;

- поверхность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться

( домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному

отчуждению); эмоциональная нестабильность;

- неразвитость механизмов управления своим поведением в

соответствии с меняющими обстоятельствами, формирование различного

рода « защитных образований», когда вместо умения самому справиться с

ситуацией возникает аффективное реагирование, обида;

- тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в

жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы

побыть одному, подумать;

- иждивенческая позиция ( « нам должна», « дайте») отсутствует

бережливость, ответственность;

- замедленное самоопределение, незнание и непринятие самого себя

как личность, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

- « перегруженность» отрицательным опытом, негативными

ценностями и образцами поведения.

Все эти черты – своего рода защищают ребенка от мира взрослых, неумелая

попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает.

Исследования показали, что при условии правильно организованной

воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных

наслоений в личности ребенка.

Значение взрослого, его наставления должны приобретать роль инструмента,

который ненавязчиво организует поведение нашего подопечного.

В общеобразовательной школе актуален тезис « саморазвитие» личности,

самопознание, когда речь идет о воспитании как о процессе. Применительно

к коррекционным учреждениям этот тезис несколько модифицируется, так

как невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием

адекватного « саморазвития» но и сводить процесс воспитания к усвоению

готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений

тоже недоступно. Необходимо :

- знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной

группы;

- учитывать особенности характера и недостатки ребенка;

- знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие

на формирование личности ребенка;

- постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение,

устранение его недостатков, возможностей и способностей, овладение

техникой педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно

реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода. При общих

закономерностях каждому ребенку свойственен свой индивидуальный путь

развития.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он

протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на

этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции

пренебрежительного отношения. Воспитатель в коррекционной школе

должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются

положительные черты воспитанников, создавать ситуацию их успеха в

результате самостоятельного поиска. В нашем определении воспитания есть

тезис о коррекционно – развивающей среде.

Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и

воспитанника таким образом, чтобы в ходе него исправлялись,

нейтрализовались, устранялись негативные проявления личности.

Основные направления создания коррекционно – развивающей среды

должны стать:

- создание системы позитивно действующих факторов: оформление

школы, участка школы, спален, столовой, игровой и т.д. с меняющимся

дизайном; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;

создание информационной службы – центра, постоянно освещающей успехи

каждого в группе в целом;

- разработка разновариантных моделей коррекционно –

развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них научно –

методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;

- организация досуговой деятельности, ориентированной на

коррекцию недостатков развития.

Наиболее эффективной является деятельность, вовлекающая детей во

взаимодействие с окружающим миром и формирующая у него систему

ценностных отношений. Для нас очень важен момент включения ребенка в

разнообразные виды деятельности, так как тогда в работу вовлекаются

различные анализаторы, разные стороны личности и реальным становится

выявление сохранных сторон, на которые и должен опираться педагог в

своем общении с воспитанником. Именно опора на сохранные анализаторы

позволяет вовлечь ребенка в активную деятельность, через которую

воспитатель постоянно будет превращать индивида из субъекта

потребляющего в субъекта производящего. Воспитание как « творческий

целенаправленный процесс». Имеется в виду умение воспитателя

формировать и ставить цели своей профессиональной деятельности как

перспективного порядка ( коррекция личности и развитие механизмов

продуктивного общения), так и каждого акта педагогического воздействия.

Воспитатель обязан знать, для чего он играет с детьми, почему он организует

самоподготовку именно в таком режиме, а не иначе. И здесь для нас

наиболее большое значение имеет коррекционная направленность

воспитательного мероприятия.

Воспитание – это процесс, то есть постоянно меняющаяся, динамически

развивающая система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в

зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.

Необходимо всегда помнить, что по мере взросления, развития ребенка,

коррекция его дефекта и развития механизмов меняется.

Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета

его возрастных интересов – вот почему существует два момента: мотивы и

ведущие виды деятельности.

Так для младших школьного возраста(7- 9 лет) основными мотивами

является следующее:

- потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии

взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата

эмоционального благополучия;

- настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность,

выражающая в желании учиться, приобретать новые знания;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную

общественно значимую деятельность, имеющую значение для самого не

только для самого ребенка, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

- игра, в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетная, ролевая,

драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой

формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих основных

сферах человеческой деятельности.

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего

школьного возраста, так и процессе ее вырабатывается вся система

отношения ребенка с окружающими взрослыми.

Для среднего школьного возраста основными являются следующие моменты:

- потребность занять свое место в коллективе;

- ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослых;

- потребность личностной самооценки; стремление к взрослости,

самостоятельности, к самоутверждению;

- стремление выйти за рамки школы и приобщится к жизни и деятельности

взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка

конфликт со средой, с самим с собой, толкает на бродяжничество.

Ведущие виды деятельности:

- учебная деятельность - не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на

потребность и нужды подростка, значимая для него;

- разнообразные формы общения со сверстниками;

- интимно – личное общение ( быть с другими, уметь быть значимым в чьих –

то глазах);

Для старшего школьного возраста основными мотивами являются:

- желание занять свое место в мире взрослых;

- утвердиться в компании сверстников;

- чувствовать себя уверенно в компании сверстников.

Ведущие виды деятельности:

- интимно – личное общение;

- учебная профессиональная деятельность.

Вспомогательная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной

жизни и деятельность в естественном социальном окружении. Значит,

умственно отсталые школьники должны быть так воспитаны, чтобы их

самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях

соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Как

свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает так

называемая молодежная культура, под которой подразумевается

« торопливое» подражание подросткам, взрослому. Мгновенно реагируя на

все новое, подросток стремиться создать свое социальное пространство, в

котором он будет самим собой. Пространство это очень разнообразно,

поскольку сами подростки тоже различаются между собой. Объединяет их

лишь только одно: ярко выражено стремление к самостоятельности. Поэтому

« жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки должен быть, по

всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи

молодежи в создании «своей « культуры.

Среди различных видов социальных норм (право, мораль, обычаи, традиции

и т.д.) наибольшее значение для регуляции общественно адекватного

поведения личности имеют мораль и право. Главные различия между ними

заключаются в том, что моральная норма несет в основном оценочную

нагрузку ( хорошо – плохо), а правовая норма ( административные или

уголовные). Полноценная социальная адаптация умственно отсталых

невозможна без формирования их нравственно – правового сознания и

соответствующего социального поведения. Эта работа осуществляется в

процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности

учащихся. Отметим, отметим, что применительно к категории лиц с

психическими аномалиями , в том числе с ограниченной умственной

отсталостью, рассматриваемая проблема приобретает особое значение. Дело

в том, что наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет

решение задачи обеспечения социально – нормативного поведения.

Возможное опосредованное влияние интеллектуального дефекта на

повышение вероятности криминогенного поведения требует от

вспомогательной школы настойчивых и коррекционных усилий по его

предупреждению. Такое понимание сущности воспитательного процесса

утвердилось в острой борьбе с теориями, утверждающими « моральную

дефективность» ребенка с отклонениями, согласно которым умственная

неполноценность обязательно сочетается с нравственными аномалиями.

Биологически обусловленной аморальностью личности, в силу чего любой

умственно отсталый ребенок является потенциальным преступником. Как

известно, для учащихся вспомогательной школы характерны значительные

нарушения в развитии воли, что затрудняет их воспитание. В процессе

воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа

по формированию у них общественно ценных качеств со специфической

коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их

характера и поведения, которые возникли в результате неправильного

предшествующего воспитания и несовершенного ущербного жизненного

опыта.

Недостаточность речи и мышления, нарушение в эмоционально – волевой

сфере, снижение самостоятельности, моторная неумелость умственно

отсталого ребенка приводит к тому, что в одних случаях его жалеют и

избегают от нагрузок, в то время как выполнение некоторых действий

способствовало бы развитию ребенка , в других – он становится объектом

насмешек со стороны окружающих. Особо остро протекает такое

неблагоприятное для целей воспитания взаимодействие умственно отсталого

ребенка со средой в период его пребывания в массовой школе, когда

неадаптированные к его особенностям средовые влияния вызывают

постоянные неудачи и связанные с ними отрицательные переживания. Все

это, естественно, приводит к закреплению отрицательных черт поведения,

возникающих в ряде случаев как негативные образования в психике ребенка,

которыми он пытается обеспечить себе удовлетворяющую его личную

позицию.

В воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками следует

учитывать, что у части из них наблюдается психопатоподобное поведение,

проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений,

что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими

причинами. Кроме того, у детей – олигофренов с выраженной лобной

недостаточностью отмечены грубые нарушения личности, проявляющиеся, в

частности, в резком снижении самокритичности, неразвитости элементарных

человеческих эмоций и чувств – страха, обиды, смущения. Итак, при

воспитании умственно отсталого ученика следует учитывать, что у него

имеются и биологически ущербные особенности, и социальные возможности

формирования положительных свойств, которые в сложном сочетании

составляют основу его личности. Роль последних особенно велика.

Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и

деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно

значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых

представлений и убеждений. Положительное влияние воспитательно -

коррекционных воздействий на умственно отсталых детей значительно

возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых

выходит за рамки класса и школы. Как уже подчеркивалось, умственно

отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании и общении

тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально

организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная

задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные

нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при условии

правил поведения в различных ситуациях и идах деятельности учащиеся

были активны и проявляли эмоционально - личностную заинтересованность

в правильном поступке. Отечественная педагогика придает большое

значение труду в процессе формирования социально правильного поведения

человека. Г. А. Дульнев указывал, что включение в коллективный труд при

правильной его организации является « переломным моментом» в жизни

учащихся вспомогательной школы, поскольку здесь ученики вводятся в

систему общественных отношений, основанных на товариществе, деловом

сотрудничестве, ответственности, взаимопомощи. При этом ученики

убеждаются в том, что успехи в трудовой деятельности возможны при

условии выполнения установленных правил, в том числе правил поведения в

коллективном труде. Конечно, во вспомогательной школе в связи с

известными особенностями развития личности умственно отсталых

школьников, в частности такими, как снижение инициативы,

самостоятельности, осознание общественного значимых мотивов

деятельности, объективно возрастает необходимость усиления

педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся.

Однако, если такое руководство постоянно на всех годах обучения во всех

делах и с выраженной степенью жестокости регламентирует школьную

жизнь детей, превращаясь, по существу, в мелочную опеку. Это безусловно,

выступает в качестве серьезного тормоза в формировании таких

необходимых личностных качеств, обеспечивающих стабильное социально -

нормативное поведение, как общественная активность, самостоятельность и

способствует развитию прямо противоположных качеств -

безынициативности, равнодушия, социального инфантилизма. Конечно же,

это отрицательно отражается впоследствии на процесс социально - трудовой

адаптации умственно отсталых.

Уважительное и требовательное отношение к воспитаннику, о котором

говорил А.С. Макаренко, в работе с умственно отсталыми детьми означает,

прежде всего, необходимость подхода к каждому из них с оптимистической

гипотезой, с верой в возможность совершенствования его личности, в

наличие у учащегося положительных качеств. Оказание доверия ученику при

поручении ему определенного задания - сильный воспитательный прием во

вспомогательной школе. Для умственно отсталого ребенка очень важно

почувствовать именно такое отношение к себе со стороны учителя.

Естественно, что предъявленные к ребенку требования должны быть

посильны для него, при этом следует помочь в выполнении тех или иных

поручений, обязанностей.

Для человека закономерно стремление удовлетворить потребность

самоутверждения, достижения успеха и получения положительных оценок от

других людей. К тому же, устранять отрицательные черты можно только

через развитие положительных личных качеств. Основным стержнем

социализации личности является позиция производителя благ, позволяющая

воспитаннику реализовать себя. Отсутствие производительной деятельности

очень неблагоприятно сказывается на становлении личности воспитанника.

Он привыкает к мысли о том, что им все должны. И когда педагоги сетуют на

то, что их воспитанники неблагодарны и т.п. пусть постараются

проанализировать свою педагогически - организаторскую работу с позиции:

был ли включен данный воспитанник в систематическую трудовую работу;

шитье, вязанье, разведение цветов, дизайн в быту и т. д. Ведь это доступно

нашим детям. А если начинать такую работу с первых лет, то именно это

направление станет мощным преобразующим началом в коррекции дефекта.

Воспитательная деятельность (познавательная, трудовая, художественно -

творческая, игровая, физкультурно - оздоровительная) становится такой

лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов

(страх, принуждение, боязнь...) нравственный аспект мотивации наиболее

действенный ( благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво).

Приказ, принуждение, надзор, подавление личности, часто используемые

воспитателями, не решают задачи коррекции дефекта и формирования

личности. Они выступают в качестве инструментов, направленных на

получение какого - то конкретного предметного результата: убрать игровую,

подготовить уроки.... Такой стиль общения игнорирует потенциальные

возможности личности.

Цели и задачи воспитательной работы.

Для того, чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого

понятия, организуемая деятельность должна быть совместной. Воспитатель,

кроме непосредственного результата действий (приготовление уроков,

уборка), должен учитывать и воспитательный результат т. е. отношение

детей к этой деятельности. Понятие «отношение» есть существенная

характеристика воспитания. Воспитание личности предполагает

формирование системы отношений к приобретаемой ребенком информации.

Но чтобы заданные отношения сформировать, необходимо, чтобы ребенок их

принял, захотел присвоить. Для этого воспитатель так должен их

представить, чтобы нужное содержание увлекало, заразило ребенка.

Отношение проявляется в трех формах: рациональный, эмоциональный и

поведенческий. Рациональная форма предполагает осмысленное отношение к

жизни во всех её проявлениях. Следовательно, наши воспитанники, с

недоразвитием интеллектуальной деятельности, которое проявляется

по- разному, не смогут самостоятельно адекватно осуществлять этот процесс.

Значит, в систему методов и приемов, использованных воспитателем надо

включать специальные упражнения, предусматривающие коррекцию

интеллектуального дефекта. Умственно отсталые дети крайне затрудняются в

оценке собственного поведения и деятельности, однако потребность в такой

самооценке, как и все другие дети, они испытывают. Объективные

оценочные суждения по поводу деятельности и поведения учащихся

вспомогательной школы формирует учитель, постепенно приучая ребят к

оценке поведения и самооценки.

Для человека закономерно стремление удовлетворить потребность

самоутверждения, достижения успеха и получения положительных оценок от

других людей. К тому же, «устранять отрицательные черты можно только

через развитие положительных личных качеств». Безусловно, эта

общепсихологическая закономерность распространяется и на воспитание

личности умственно отсталого ребенка. Учтем при этом, что неудачи

прошлого опыта в общении с нормальными детьми, в игровой и учебной

деятельности, своеобразие семейного положения у многих учеников

вспомогательной школы привели к тому, что они испытывали дефицит

положительных оценок извне. Вследствие чего разуверились в своих

положительных возможностях, которые, конечно же, пусть и в ограниченном

виде, имеются у каждого из них. Опыт показывает, что умственно отсталые

школьники очень чутко реагируют на поощрения, заслуженные при

проявлении своих положительных качеств, что педагогам вспомогательной

школы следует постоянно помнить.

Среди умственно отсталых одноклассников с точки зрения овладения

социально - нормативным поведением наблюдаются достаточно большие

различия. При этом обнаруживается определенное сходство поведения,

характера, деятельности и т. д. у детей, относящихся к одинаковым формам

умственной отсталости. Например, известны типичные особенности

поведенческих реакций детей - эпилептиков, легко возбудимых детей и

детей, в которых торможение преобладает над возбуждением.

Для правильного выбора средств педагогических воздействий и построения

системы воспитания умственно отсталых школьников педагогу необходимо

хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления,

связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями. Только

такое изучение детей позволит педагогу правильно понять истинные

причины и мотивы тех или иных поступков своих воспитанников и в

соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры. Важно,

конечно, учитывать индивидуально - личностные особенности каждого

ученика. Его знание соответствующих социальных норм, отношение к ним,

интересы, цели деятельности, близкие и отдаленные перспективы. Выяснить

какие у него планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение

в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду,

игре. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и

стратегические линии индивидуального подхода к ученику.

Не менее важно ориентироваться на возрастные особенности умственно

отсталого школьника. Так, например, меняются продолжительность

воспитательного мероприятия, соотношение убеждения и приучения,

различное содержание отрабатываемых норм поведения, и их формулировки,

специфика и применение коллективных и индивидуальных стимулов.

Воспитательная работа с умственно отсталыми школьниками, направленная

на формирование их социально - нормативного поведения, выстраивается в

целостную систему.

Методы и средства воспитательной работы.

Так, в одну группу можно объединить методы, основное назначение

которых заключается в формировании у учащихся нравственных и правовых

знаний, оценок и убеждений. Это рассказы, беседы, разъяснения, убеждение,

работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций

соответствующего содержания, ролевые игры. В другую группу можно

объединить методы, направленные на формирование опыта общественных

отношений, умений и привычек социально - нормативного поведения. Это

практическая организация различных видов деятельности и межличностного

общения в разнообразных ситуациях, упражнение, поручение. Наконец, в

относительно самостоятельную группу методов входят те средства

воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют,

подкрепляют социально - нормативное поведение личности и коллектива или

же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование,

осуждение, наказание). В формировании правильного поведения учащихся

вспомогательной школы важную роль играют те условия, в которых

протекает их жизнь и деятельность - режим, личный пример педагога и

других лиц. Эти условия так же, как и методы, можно отнести к средствам

воспитания умственно отсталых школьников.

Важнейшими требованиями к нравственно - правовому просвещению

умственно отсталых школьников, осуществляемому при помощи бесед,

разъяснений, рассказов, обсуждения прочитанных текстов и т. д. являются

следующие:

доступность содержания предлагаемых сведений, это обеспечивается

конкретностью материала, его связью с жизненным опытом детей,

использованием примеров, наглядных средств;

-

увлекательность, эмоциональность содержания и формы работы,

использование элементов игры, соревнования;

-

обеспечение интеллектуальной активности учащихся. Это

сравнение, выделение существенного, обобщение; четкость выводов,

содержащих рекомендации к социально - нормативному поведению

школьников;

-

систематичность и разнообразие повторения усвоенных норм

поведения, в частности следует предлагать учащимся передать содержание

нормативной информации другим лицам, разъяснить ее смысл младшим

школьникам, использовать ее для контроля и самоконтроля, оценки и

самооценки поведения в различных ситуациях и т. д.

Полезно предлагать для анализа различные типы конкретных ситуаций -

рассказов с нравственным или правовым содержанием. При этом выбор темы

и материала, раскрывающего ее, должен соответствовать уровню

нравственной или правовой информированности учащихся, тематика должна

динамично отражать реальные события жизни, в том числе жизни

ученического коллектива, поведение отдельных учащихся. Элементарное

понимание ответственности за соблюдение установленных норм поведения

должно быть обеспечено уже в работе с учениками младших классов

вспомогательной школы, при изучении с ними правил поведения в школе и

вне неё. В дальнейшем обучении и различных формах воспитательной

работы (внеклассное чтение, экскурсии, просмотр и обсуждение

кинофильмов, телепередач, игры и т. д.) круг знаний учащихся о правовых

нормах и ответственность за их несоблюдение - правонарушение -

расширяется. Конечно, не дожидаясь перехода учащихся в старшие классы

вспомогательной школы, их надо знакомить с вопросами уголовной

ответственности за отдельные виды преступлений: против жизни, здоровья и

достоинства личности, против общественного порядка, против

государственной и личной собственности. Это имеет особое значение в

ранней профилактике противоправного поведения у. о. детей и подростков.

Осуществляя работу, по профилактике социальных отклонений в поведении

олигофренов вспомогательной школе следует, по-видимому, обратить

серьезное внимание на вопросы антиалкогольной, антинаркотической

пропаганды. Приучение к соблюдению норм поведения начинается с

младших классов, причем в ряде случаев оно может предшествовать

разъяснению и убеждению, поскольку младшие умственно отсталые

школьники часто оказываются не в состоянии понять смысл той или иной

поведенческой нормы. Во многих случаях важно обеспечить четкий,

доступный показ образа

Поведения (например, демонстрация того, как себя вести в столовой, при

встрече со взрослыми, в кинотеатре и т. п. ) Необходимо организовать

неоднократные повторения в выполнении учащимися формируемой нормы

поведения, причем следует в определенной мере разнообразить условия

проведения упражнений. Однако только повторения не обеспечат воспитания

поведенческого навыка учащегося. Совершенно очевидно, насколько важно

соблюдение единства требований к учащимся со стороны всех работников

школы, а также со стороны родителей. Единые требования к учащимся

разрабатываются школой и доводятся до сведения всех лиц, работающих в

ней. Принципиально важным педагогическим требованием является создание

у школьников положительного отношения к той норме поведения, которую

формирует педагог. На возникновение такого эмоционально — личностного

отношения ребенка влияют различные факторы: авторитет педагога и

детского коллектива, понятность и доступность усваиваемой нормы

поведения. Вот почему упражнения по формированию навыков социально -

нормативного поведения следует включать и игровую деятельность,

используя, в частности, ролевые и сюжетные игры. Большое значение имеет

поощрение самостоятельности ребят в попытках выполнения того или иного

действия. Для формирования умения подчинять свои действия, четко

установленным правилам очень полезны спортивные игры.

Среди методов формирования у детей навыков социального поведения

должное место во вспомогательной школе занимает организация

общественно полезной практической деятельности учащихся.

К числу основных задач воспитательной работы во вспомогательной школе

относятся:

1. умственное воспитание ребенка.

2. физическое воспитание ребенка.

3. трудовое воспитание и обучение.

4. воспитание у ребенка нравственных качеств.

5. Эстетическое воспитание.

Все эти задачи играют большую роль в воспитании учащегося. Но ребенок

воспитывается в коллективе, который играет большую роль в воспитании

умственно отсталого ученика. В коллективе должна быть четкая система

сотрудничества, взаимопомощи, требовательности и всех за каждого. Роль

детского коллектива во вспомогательной школе, особенно в школе -

интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную

деятельность умственно отсталые учащиеся на практике овладевают

нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей,

понимание норм общественной морали, что необходимо для

самостоятельной жизни и участия в общественном производстве,

осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для

нравственного развития детей. В коллективе имеются широкие возможности

для общения, обеспечивается равноправное положение детей в

межличностных отношениях, возможность самоутвердиться.

Во вспомогательной школе это важнейшее направление воспитательной

работы осложнено, так как оно находиться в прямой зависимости от

специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее

влияние на развитие коллектива. Поэтому педагогический коллектив в целом

и каждый учитель, и воспитатель в отдельности должны хорошо

представлять, себе реальные возможности коллектива умственно отсталых

учащихся, специфику его воздействия на личность. Работая над созданием

коллектива, учителя и воспитатели, прежде всего, организуют между детьми

деловые и личные взаимоотношения. Успех этой работы зависит от того,

насколько глубоко педагогические работники знают особенности и

возможности каждого ребенка и как учитывают их в работе по

формированию детского коллектива. Личностные и деловые отношения

между детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как

правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность

реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с

окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно

отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и,

в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими

интересами коллектива.

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный

объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся

формируется необходимые нравственные понятия, навыки культурного

поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование

личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном

счете, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых

учащихся. Однако, как показывают данные, трудовая, бытовая и

психологическая адаптация выпускников вспомогательной школы далеко не

всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не

всегда объективно обоснована неудовлетворенность заработком, имеют

место трудности в установлении контакта с членами коллектива,

отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия.

Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить

бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Ведущим

звеном является курс социально - бытовой ориентировки учащихся. Это

специальные коррекционные занятия, направленные на практическую

подготовку детей к самостоятельной жизни и труду. На формирование у них

знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение

общего развития учащихся. Педагогу следует помнить, что школьники могут

овладеть необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только

активно включаясь в практическую деятельность. Быт человека, любой семьи

тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в

домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление

пищи, уход за жильем и т. д. Опыт показывает, что старшеклассники

вспомогательных школ далеко не всегда владеют различными видами

бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и

полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически

сделать ее. Воспитатель и учитель должны поставить пред собой задачу,

чтобы каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических

возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой,

приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться

различными бытовыми электроприборами. Бытовой труд, как и любая

трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу,

планировать ее, осуществлять самоконтроль. Проводимая во внеурочное

время воспитательная работа не копирует занятий по социально - бытовой

ориентации. Ее задачи достаточно широки. Основное внимание уделяется

воспитанию положительных качеств личности. Однако, в процессе

повседневной жизни в интернате осуществляется повторение, закрепление и

расширение знаний, полученных на занятиях по социально - бытовой

ориентировке, автоматизация умений и приобретение новых, формирование

полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к

различным жизненным ситуациям.

Эффективность работы по социально - бытовой ориентировке,

осуществляемой на уроках и вне их, зависит от согласованности действий

учителя и воспитателя. Их контакта, информированности о работе друг

друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением

осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего

взаимодействия. В первом случае воспитатели, пользуясь рекомендациями,

проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с учащимися различные

материалы по отдельным темам, готовя, таким образом, школьников к более

полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по

социально - бытовой ориентировке. Во втором случае воспитатели

параллельно с учителем проводят работу, позволяющую школьникам прочно

усвоить полученные знания и умения. Программа служит для воспитателя

ориентиром при отборе материала, определении его объема и

последовательности его изучения. Воспитатель придерживается того же

уровня требований, что и учитель, к самостоятельности учащихся при

выполнении хозяйственно - бытовых и других заданий, к выполнению

приемов, соблюдению правил поведения, санитарно - гигиенических умений.

Он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими

материала , по мере необходимости повышая уровень требований к

школьникам. Значительная часть времени в жизни ученика приходиться на

учебную деятельность, которая происходит на уроках и вне уроков, при

подготовке и выполнений учебных заданий, при проведении внеклассных

мероприятий типа учебных экскурсий и т.п. обучение одновременно является

и воспитывающим фактором в формировании различных качеств личности

ребенка.

В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства

умственно отсталых детей наблюдается существенное отставание или

отклонение от показателей развития нормального ребенка. Для большинства

умственно отсталых детей характерна, общая или частичная атипия

физического развития. Необходимо также отметить весьма характерную

особенность многих умственно отсталых детей - они длительное время не

могут действовать в соответствии со словесной инструкцией. Поэтому работа

над коррекцией и формированием физического развития ребенка

одновременно помогает воспитывать у учащихся такие качества, как

внимательность, сосредоточенность, умение пользоваться словесной

инструкцией при организации своих движений.

Огромную роль в процессе воспитания играет трудовое обучение. В процессе

трудового обучения, как в младших классах, так и в старших классах

используются широкие возможности формирования у учащихся умений

применять на практике общеобразовательные знания и умения. Во

вспомогательной школе не ставится задача ознакомления учеников с

принципом устройства целого ряда производственных машин и бытовых

приборов. Однако путем практических упражнений можно ознакомить

учеников с техникой управления некоторыми машинами, с правилами

пользования бытовыми приборами. Трудовое обучение во вспомогательной

школе имеет профессиональный характер.

Воспитание у учащихся нравственных качеств является наиболее сложной и

вместе с тем наиболее ответственной задачей в общей системе

воспитательной работы вспомогательной школы, так как успех включения

умственно отсталого школьника в общественно полезный труд, в конечном

счете, решается тем, насколько воспитаны у ребенка необходимые для этого

нравственные качества.

Нравственные понятия, а также нормы и навыки поведения человека, то или

иное его отношение к труду, его дисциплинированность, наличие тех или

иных привычек в жизни - все это есть результат воспитания, результат

сложного и постоянного воздействия на развивающего ребенка со стороны

школы, социального окружения, семьи. Вот почему так важно организовать

планомерное целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка в

целях формирования у него не случайных, а вполне определенных

нравственных качеств. Во вспомогательной школе применительно к разным

категориям учащихся будет иметь место разные уровни в решении

конкретных задач нравственного воспитания. Так, при формировании таких

качеств, как дисциплинированность и трудолюбие, можно будет у одних

учащихся достигнуть достаточно высокого уровня сознательного

выполнения требований дисциплины и высокого уровня формирования

сложных социальных мотивов отношения к труду. Соответственно у этой

части учащихся формируется достаточно сложное, обобщенные

представления о дисциплине, о необходимости труда для каждого человека.

Разумеется, даже на первых этапах формирования дисциплинированности у

детей в виде послушания позволяют и элементы сознательного отношения к

требованиям воспитателя. Учеников не только упражняют в том, как они

должны войти к классную комнату, сидеть за партой, обращаться к учителю,

но и в определенных навыках поведения. Им в доступной форме объясняют,

как важно быть послушным на уроке, дома, что от их поведения зависит,

хорошо ли они учатся и т. д. В этой же связи решаются некоторые задачи

воспитания положительных качеств характера и воли у детей. Труд дает

реальную возможность формировать у детей терпение, настойчивость,

самостоятельность. В большинстве своем учащиеся младших классов

вспомогательной колы не скрывают мотивов своего поведения. Они

доверяют воспитателям и учителям свои радости и огорчения, легко

сближаются и бывают, откровенны в своих желаниях. Но нередко в этом

возрасте умственно отсталые дети могут говорить неправду, не подозревая

этого. Так, они пытаются оправдаться при плохом выполнении учебного

задания тем, что кто-то на них смотрел в это время, присвоить вещь

товарища только потому, что нашел ее на полу в классе. Нечеткость

восприятия и запоминания у умственно отсталого ребенка может привести

его к неправильным утверждениям о том, когда и что он видел, наблюдал.

Все эти особенности умственно отсталого ребенка по мере коррекции его

процессов восприятия, запоминания и воспроизведения в значительной мере

снижаются. В старших классах некоторые ученики осознают свою

неполноценность, тяжело ее переживают, и на этой почве у них возникает

стремление показать, что они учатся в обычной школе. Они скрывают от

своих друзей, где они учатся. Умственно отсталые дети легко подвергаются

внушению и могут повторять неправильное утверждение. После выхода из

школы у подростка возрастает возможность случайного отрицательного

влияния на него, а так как умственно отсталые остаются достаточно

внушаемыми и в старшем возрасте, то возможность срыва положительных

качеств, воспитанных у ученика школой, бывает вполне реальной и вредной.

Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы, естественно,

затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых

возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Поэтому

решающая роль в развитии у учащихся эстетического воспитания, понимания

произведений искусства принадлежит учителю, воспитателю. Так, уже в

самом раннем периоде школьного обучения умственно отсталого ребенка

школа и семья должны прививать воспитаннику привычки к простой и

красивой одежде, учебной домашней обстановке, к красивым игрушкам.

Особое внимание требует выработка у детей привычки бить опрятными,

носить чистую одежду. Это достигается постоянным руководством со

стороны воспитателей, созданием соответствующих условий и требований в

семье, в школе и в интернате. Еще более трудной задачей является

воспитание у учащихся вспомогательной школы эстетического восприятия

произведений искусства - художественной литературы, живописи, музыки,

театра и кино. Поэтому выбор объектов, с которыми должны будут

познакомиться дети, должен производиться со строгим учетом их

доступности для понимания учащихся. С успехом могут быть использованы

в целях эстетического воспитания детей занятия по ритмике и физической

культуре. Выработка чувства ритма в движении, быстроты и четкости в

выполнении целенаправленных движений, выработка правильной осанки,

коррекция ряда недостатков в движениях детей - все это входит в задачи

физического воспитания детей, но вместе с тем тесно связано и с задачами

эстетического воспитания. Особая роль в эстетическом воздействии на

учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки.

В процессе обучения изобразительной деятельности умственно отсталые

дети учатся наблюдать, у них развивается зрительная память, воображение,

фантазия. Организуя целенаправленное изучение, учитель формирует умение

выделить главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На

уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение

планировать свою работу, делать отчет о ней, осуществлять самоконтроль.

Кроме того, совершенствуются глазомерные навыки и зрительно -

двигательная координация. Эффективность коррекционной работы

возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают

задания, имеющие практическое применение. Важным средством

эстетического воспитания младших умственно отсталых школьников

являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой

и картоном, глиной и пластилином, с природным материалом, проволокой,

древесиной. Значительное место в системе эстетического воспитания

занимают уроки чтения и музыки.

Но эстетическое воспитание начинается по существу с внешней обстановки,

с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные

предметы, красивые игрушки. Цветы- все это в первую очередь формируют

эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к

удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса

человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по

благоустройству и оформлению помещений - класса, кабинетов, игровых.

Большое значение придается внешнему содержанию дворов, пришкольных

земельных участков, игровых площадок. Составной частью эстетики быта

является также поведение учащихся и взаимные отношения. Было бы

заблуждением считать, что умственно отсталые школьники не в состоянии

понять и соблюдать существующие нормы поведения. Личный пример

педагога- самое эффективное средство воспитания привычек поведения.

Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и

благожелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и

правил поведения. Успех проводимой работы во многом зависит от того,

насколько удачно подобрано содержание занятия, как четко и ясно

формируется вопрос, на которые дети должны дать ответы, насколько

интересны практические упражнения. Закрепление таких умений и навыков у

умственно отсталых детей - процесс очень длительный. Необходим

постоянный контроль и понимания со стороны учителей, воспитателей. Надо

чаще упражнять учащихся в способности проявлять свои умения, создавать

для этого различные педагогические ситуации. Целесообразно

организовывать для умственно отсталых детей хоровой, инструментальный,

танцевальный кружок. Исключительно большое образовательное и

воспитательное значение для умственно отсталых детей имеет школьный

кукольный театр.

Важное звено в системе воспитательной работы вспомогательной школы -

тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках,

сопровождаемые демонстрацией репродукций лучших произведений.

Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно - прикладным

творчеством расширяет знания учащихся. Существенное значение при этом

имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах

обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания

индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также сочетание

воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой

работы.

В решении многообразных учебных, воспитательных и коррекционных задач

вспомогательной школы-интерната определенная роль принадлежит

различным видам наглядной информации и разумному, эстетически

выдержанному, доступному пониманию умственно отсталых детей,

оформлению школьного здания в целом, а также классных и игровых комнат,

спальных помещений. О возможности организуемой коллективной

деятельности (прогулки, игры, совместное творчество), в ходе которой

ребенок своими силами решить задачу не может, но в совместной

деятельности с воспитателем, детьми осваивает новые способы обработки

информации, которые в последствии , и становятся формами и способами его

взаимоотношений с миром. Наша задача раскрыть внутренний мир ребенка,

цели, желания, сделать его готовым к успешному освоению социального

опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности-все

это становиться возможным при условии четкого представления

воспитателем стратегии воспитательного процесса, которая должна быть

единой для всех коррекционных школ-интернатов.

Коррекционная направленность в воспитании детей с отклонениями в

развитии.

В настоящее время около 1,6 миллиона детей проживают в Российской

Федерации, относятся к категории с ограниченными возможностями и

нуждаются в специальной коррекции.

Целью воспитания и обучения является обеспечение каждого ребенка,

имеющего проблемы в развитии, доступной и полезной для него формой

интеграции.

В связи с дефектами развития у школьника отсутствует интерес к учению.

Снижено внимание. Поэтому в обучении и воспитании мы применяем

познавательные игры, занимательные ситуации. Игровые методы

применяются и в старших классах для закрепления материала. В работе

используем дидактические игры, игра - драматизация, моделирование

реальной ситуации. В школе мы проводим интегрированные воспитательские

мероприятия, которые развивают память, речь, мышление, внимание. Очень

важно, чтобы каждый урок начинался с положительных эмоций, с хорошего

настроения. Надо дарить улыбку детям и дети ответят на улыбку улыбкой. В

работе мы используем:

1. Мультимедийные проекты,

2.

Интерактивные доски, Например : «Мы и другие» Основной метод -

беседа. Доминантный анализатор будет - слух.

Значит, дети будут много слушать. В начале занятия детям предлагается

послушать ряд звуковых эпизодов: плач, смех, сигнал машины,

аплодисменты, позывные ТВ и т.д.

При звучании сигнала дети должны показать карточку: праздник, горе, театр,

Т.В.

Такое занятие сразу настраивает на активную работу.

Приведем еще пример: мозаика « Природа осенью»

Дети делятся на две группы. Каждой группе предлагается сложить

солнышко из мозаики.

При этом у одного ребенка из пары не хватает в коробочке желтых

элементов, но они есть у напарника. Ребенок вынужден обратиться за

помощью к сверстнику. Как будет действовать воспитанник? Здесь у ребенка

право выбора.

« Снежная баба» - лепка.

Воспитатель демонстрирует детям пластилиновые геометрические фигуры

( круг, квадрат, овал и разных цветов). Детям показывается законченная

фигура « снежной бабы»

Каждому ребенку предлагается:

1.

самим выбрать цвет,

2.

самим слепить модели.

3.

самим скомпоновать их.

В этом задании мы предоставляем ребенку право выбора. Он должен сам

определить, что ему надо. Мы лишь оцениваем его результат. В своей работе

мы применяем здоровьесберегающие технологии. К ней относятся:

Здоровьесберегающие минутки - обязательный компонент школьного урока.

Они способствуют не только сохранению физического здоровья. Дети стали

больше общаться друг с другом, учатся помогать друг другу. Что

способствует сплочению коллектива. Дыхательная гимнастика - это

султанчики, бабочки, платочки. Индивидуальные коврики для физических

упражнений. Усовершенствованная дорожка, которую можно пройти или

лежа на спине ногой или рукой.

Дорожка из мелких камешков - для профилактики плоскоступия. Гимнастика

для глаз - изображение на потолке в виде восьмерки. Пальчиковая

гимнастика.

Упражнения для формирования осанки, координации движения. Логические

игры и упражнения.

В школе активно совершается методика - арттерапия - способствующая

урегулирования эмоционально - волевой сферы. Используются все

современные направления в арттерапии: изотерапия, сказкотерапия,

библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия ( черезь драматизацию и

игры).

Создан уголок уединения, который дает детям возможность отдохнуть,

побыть одному.

Уголок природы подобран так, чтобы дети не только ухаживали за цветами,

но и получали здоровье. Есть и свой живой уголок, где живут: кролик,

черепаха, морская свинка. Дети не только ухаживают за ними. Но и

получают массы удовольствия от общения с ними. В классах есть аквариумы

с рыбками.

Коррекционные технологии - направлены на исправления недостатков

личности ребенка.

Технология дифференцирования - учитывает индивидуальные особенности,

уровня знаний, физические развития. Технология информации -

коммуникативная, внедрения элементов поиска, исследований.

Технология личности - направлена на удовлетворение потребности и

интересов ребенка. Каждый ребенок - это личность. Технология игрового

модуля - это игра.

Технология интегрированного обучения - это интегрированные занятия.

Технология тестовая - это тесты.

Все вышеперечисленное помогло достигнуть положительной динамики

здоровья детей. С помощью игровых приемов переключения внимания детей

с одного вида на другой удается сохранить положительный эмоциональный

настрой детей.

На современном этапе развития системы образования проблема сохранения и

укрепления здоровья детей приобретает все большую масштабность.

Неоспоримым является и тот факт, что фундамент здоровья закладывается в

дошкольном возрасте. Системный анализ состояния здоровья воспитанников

нашего учреждения показал, что при одинаковых условиях, питания,

медицинском обслуживании у детей разный уровень заболеваемости. Это и

послужило созданию в школе здоровьесберегающих технологий. Была

разработана и внедрена в практику программа, целью которой явилось

создание здоровьесберегающей системы в коррекционных школах.

Для создания оптимальных условий для развития ребенка.

1.

Физкультурный уголок пополнен нетрадиционным оборудованием. Есть

тренажерный зал.

2.

сухой контрастный душ - для массажа всего тела.

3.

Есть велосипеды. Самокаты.

4.

уголок природы, где есть хлорофитум и каланхое, которые поглощают

вредные вещества из воздуха.

Для удовлетворения двигательной потребности ребенка организуем :

- физкультурно - оздоровительные упражнения,

- танцевальные упражнения,

- игровые ( подвижные игры). Все это выполняется под музыку.

В целях снижения нервно - психического напряжения проводим « минуту

тишины». Организуется после всех уроков. Оно также организуется с

музыкальным сопровождением. Деятельность детей во второй половине дня

распределена на занятиях в кружках, игровую и художественную

деятельность. « Волшебная ниточка» « В стране мастеров»,

« Бисероплетение». « С песней весело шагать» « Спортивный кружок»

В школе работает кукольный театр, где роли кукол - артистов исполняют

педагоги.

В своей работе мы используем:

1. Графические упражнения.

2.

Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок.

3.

Сравнение, обобщение, анализ, обсуждение.

В школе каждую неделю проводится неделя детского творчества.

Примерный план:

1. Выпуск предметной газеты

2.

Конкурс рисунков или поделок на определенную тему. Также проводится

« Фестиваль искусств», « От скуки на все руки», конкурс на лучшее

сочинение, конкурс военно-патриотической песни, « лучшая снежная

скульптура». Также проводятся интегрированные внеклассные мероприятия,

которые способствуют детям с ограниченными возможностями целостно

воспринимать мир, красоту окружения. С помощью различных игровых

приемов воспитатель переключает внимание детей с одного вида

деятельности на другой, что позволяет сохранить положительный

эмоциональный фон настроения детей и способствует укреплению

психоэмоционального здоровья детей. Планируя воспитательный процесс, во

главу угла ставится личность ребенка с его недостатками и возможностями,

различные отрицательные черты характера ( импульсивность,

раздражительность, медлительность, тупая бесчувственность) включаются в

планируемую воспитательскую работу в качестве коррекционного

воздействия.

Надо строить занятие так, чтобы у ребенка возникало желание самому найти

решение.

Это достигается следующими приемами:

1.

постановка проблемных задач:

детям демонстрируется картина, слайд, на котором изображен мальчик,

сбитый велосипедом. Почему это произошло? Кто в этом виноват? Детям

предлагается расшифровать головоломку. Воспитатель объясняет, что не

может справиться с ней и просит детей ему помочь.

2.

еще один момент, который служит - это аргументированная оценка,

похвала, поощрение.

Необходимо, чтобы ребенок, выполняя какое-то задание. Думал о самом

задании, о том, как он его делает, а не что он получит по его выполнению.

Постановка задач занятия должна служить цели развития мотива

деятельности наших детей. Как осмысленного побуждения для определенных

действий: слушать воспитателя, смотреть телевизор, читать книгу и т.д. надо

создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение. Но наши

дети зачастую не хотят ничего делать. Вот с этой целью и предлагается

включить в занятия специальные задания и упражнения. Перед детьми

ставится проблемная задача и ребенок должен сам найти выход и решить

проблему.

Очень важно, чтобы каждое внеклассное занятие начиналось с

положительных эмоций, с хорошего настроения.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся

обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет

мелочей. Каждый наш поступок, который видят, и слышат дети. Каждое

наше слово- интонация, с которой оно произносится, является капельками,

падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности.



В раздел образования