Автор: Решетнякова Нина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ г. Бирюча"
Населённый пункт: г. Бирюч
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у учащихся общеучебных и специальных навыков как основной приоритет развития коммуникативных целей"
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕУЧЕБНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
КАК ОСНОВНОЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в
России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации
на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций
иностранного языка как учебного предмета и, соответственно, уточнения це-
лей его изучения в современном обществе.
Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному
языку в российских школах – развитие у школьников способности использо-
вать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивили-
заций современного мира.
Иностранный язык, как учебный предмет, характеризуется:
– межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке мо-
гут быть сведения из различных областей знаний, например, литературы, ис-
кусства, истории, географии, математики и др.);
– многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение раз-
личными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лекси-
ческим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех ви-
дах речевой деятельности);
– полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как
средство приобретения сведений в самых различных областях знания);
Иностранный
язык
расширяет
лингвистический
кругозор
учащихся,
способствует формированию культуры общения, содействует общему речево-
му развитию учащихся.
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих
целей:
– развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, язы-
ковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
– развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения
иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как
средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; вос-
питание качеств гражданина, патриота; воспитание и развитие национально-
го самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных со-
обществ;
– формирование и развитие у учащихся общеучебных умений и навы-
ков, связанных со способами организации учебной деятельности и способ-
ствующих самостоятельному изучению английского языка и культуры стран
изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как
нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе
языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование
перевода, умение пользоваться двуязычными словарями; участие в проектной
деятельности межпредметного характера.
Решение столь сложных задач невозможно без обучения школьников
технологии языкового самообразования, предполагающего обучение технике
работы с различными видами справочной иноязычной литературы, ознаком-
ление
со
способами
обобщения
результатов
языкового,
речевого,
социо-
культурного наблюдения в виде схем, схематизированных правил и таблиц,
развитие культуры работы с аутентичными материалами (включая аудио- и
видеоматериалы), а также обучение способам самонаблюдения за своим язы-
ковым развитием и использованию опыта изучения первого иностранного
языка в последующем изучении других языков.
Повышение практической значимости иностранного языка требует но-
вого подхода к его усвоению. Процесс обучения иностранному языку, по-
строенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в
решении многих задач, так в процессе обучения учащиеся учатся технике об-
щения, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического
и группового общения, учатся решать различные коммуникативные задачи,
быть речевыми партнерами.
Кроме того, происходит развитие таких обязательных компонентов
системы обучения, как:
1.
речевые
способности
(способность
к
догадке,
различию,
к
имитации, к логическому изложению, чувство языка и другие);
2.
психические функции,
связанные с речевой деятельностью (речевое
мышление, память во всех ее видах, внимание, воображение, анализ,
синтез, обобщение и другие);
3.
способность
к
общению
(коммуникабельность,
эмоциональность,
способность к сопереживанию и другие);
4.
такие
черты
характера,
как
трудолюбие,
воля,
целеустремлен-
ность, активность и др.;
5.
мотивация к дальнейшему овладению иноязычной культурой.
6.
готовность к самостоятельной работе во внеурочное время.
Коммуникативное обучение характеризуется постоянной сменой ситуа-
ций общения, поэтому при подготовке к урокам я стараюсь основываться на
следующие требования:
– постоянное варьирование речевых ситуаций, связанных с речемысли-
тельной деятельностью учащихся;
– речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе
выполнения речемыслительных заданий;
– повторение речевого материала осуществляется благодаря его посто-
янному включению в ход урока;
– содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся
прежде всего своей информативностью;
– необходима постоянная новизна всех элементов учебного процесса.
Все эти положения взаимосвязаны и взаимообусловлены: несоблюде-
ние одного из них наносит ущерб всей системе коммуникативного обучения.