Автор: Крайнова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №4 СП ДС "Светлячок"
Населённый пункт: г.о.Кинель п.г.т.Алексеевка Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Тема выступления:
«Профессиональная компетентность педагога в условиях
ФГОС».
Крайнова Наталья Николаевна.
ГБОУ СОШ №4 СП ДС «Светлячок» г.о.Кинель п.г.т.Алексеевка
Профессиональная компетентность педагога в условиях ФГОС.
В
настоящее
время
в
нашей
стране
реализуется
Стратегии
развития
информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех
категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование
ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к
педагогу
и
его
профессиональной
компетентности.
Коммуникативная
компетентность
педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах:
устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог
должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным
оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в
своей педагогической деятельности.Информационные технологии, это не только и не
столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается умение
работать в интернет пространстве использование компьютера, телевизора, DVD, CD,
мультимедийного проектора и интерактивной доски; принтера, сканера, копировальной
машины; теле, фото и видео аппаратуры; жестких накопителей, USB носителей и т.д. то
есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Как
использование
информационно-коммуникационных
технологий может
помочь современному воспитателю, в его работе?
1. Информация.
Подбор
иллюстративного
материала
к
непосредственно
образовательной
деятельности и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет,
принтер, презентации);
Подбор
дополнительного
материала
из
различных
источников
для
непосредственно образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников
и других мероприятий;
2.
Приобщение детей к современным техническим средствам передачи и
хранения информации.
Различные
компьютерные
игры
–
«игрушки»:
развлекательные,
обучающие,
развивающие, диагностические, сетевые игры.
В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже
обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых
программных
средств
для
дошкольников
достаточно
широк.
Но,
к
сожалению,
большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому
могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических
процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование
презентаций
в
программе
Power
Point
для
повышения
эффективности образовательных занятий с детьми.
3. Создание собственных продуктов.
Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый
способ
для
просмотра,
хранения
и
предоставления
для
общего
доступа
всего
видеоматериала,
можно
быстро
создать
незамысловатые
фильмы,
добавив
к
видео
титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
Использование
Интернета
и
цифровых
образовательных
ресурсов
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного
процесса
в
дошкольном
учреждении,
как
поиск
дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
Использование
цифровой
фотоаппаратуры
и
программ
редактирования
фотографий,
которые
позволяют
управлять
снимками
так
же
просто,
к ак
фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
Оформление буклетов, визитных карточек и других материалов по различным
направлениям деятельности.
Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности
образовательных занятий с детьми;
Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и
для родителей.
Использование компьютера в создании различных документов, планов и т.п..
4. Взаимодействие с родителями.
Создание электронной почты.
Создание сайта воспитателя и ДОУ.
Создание в социальных сетях групп:
для общения родителей воспитанников
между собой, обмена фотографиями, их с письменного согласия на размещения фото и
других материалов с детьми и для размещения важной информации.
Рассылка по электронной почте дополнительной информации по образовательной
деятельности в виде презентаций, индивидуальных консультаций по различным темам и
т.п.
5. Обмен опытом, обучение.
Знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
Размещение своих работ на различных образовательных порталах.
Участие в дистанционных конкурсах, конференциях как воспитателей так и
воспитанников.
Участие
в
дистанционных
вебинарах,
расширяющие
возможности
воспитателей по обмену опытом и получения новых знаний.
6.ИКТ как средство АСУ.
Данная
технология
реализуется
в
учреждении
с
целью
осуществления
идеи
сетевого
управления,
организации
педагогического
процесса,
методической
службы.
Данная
технология
обеспечивает
планирование,
контроль,
мониторинг,
координацию
работы
педагогов,
специалистов,
медиков.
В
этом
случае
использование
ИКТ
способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях
инклюзивного
обучения
и
воспитания
дошкольников,
расширению
границ
образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не
посещающих детский сад.
7. ИКТ и Кадры в образовании.
Регистрация в данной системе позволяет педагогам самостоятельно планировать
курсы повышения своей квалификации, подбирая наиболее оптимальный вариант.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает
ряд проблем.
• При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени
ребенок
находится
за
компьютером,
влияние
игры
на
состояние
психического
и
физического
здоровья,
искусственная
«аутизация»
и
отказ
от
коммуникативных
отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
• При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают
трудности
экономического
характера:
не
хватает
средств
на
техническое
оснащение
помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой
технической
поддержки,
приобретения
лицензионного
программного
обеспечения
и
прикладных программных средств.
• Остается
актуальной
проблема
профессиональной
компетенции
педагогов:
необходимо
уметь
не
только
пользоваться
современной
техникой,
но
и
создавать
собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Но,
не
смотря
на
все
трудности,
использование
ИКТ
способствует
повышению
качества
образовательного
процесса:
использование
вышеуказанных
технологий
в
работе
с
детьми
служит
повышению
познавательной
мотивации
воспитанников,
соответственно
наблюдается
рост
их
достижений,
ключевых
компетентностей.
Родители,
отмечая
интерес
детей
к
ДОУ,
стали
уважительнее
относиться
к
воспитателям,
прислушиваются
к
их
советам,
активнее
участвуют
в
групповых проектах.
Педагоги
же
получая
возможность
профессионального
общения
в
широкой
аудитории
пользователей
сети
Интернет,
доступа
к
информации.
Могут
строить
образовательный
процесс
более
плодотворно,
тем
самым
повышая
свою
профессиональную компетентность.