Напоминание

КИМ по русскому языку к ОГЭ


Автор: Хайбрахманова Сирена Сулеймановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Лениногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КИМ по русскому языку к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Контрольно-измерительный материал для подготовки к ГИА

выпускников 9 классов.

1.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны

передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в

целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Творчество является одним из высших, если не самым высшим, свойств

мозга. Увидеть мысленно то, чего не было, услышать музыку, которой нет…

Одним из высших – но и уязвимых… Что же еще, кроме механизмов

мозговой самозащиты, кроме того, что каждый новый живой человеческий

росток потенциально может быть бесстрашным, сохраняет творческий

потенциал человечества?

Родители! Если уж вы, во имя мимолетной встречи или «эпохальной»

любви, произвели на свет новое существо, помните, что ваши обязательства

перед ним ничуть не меньше, чем перед обществом в целом. Ибо «общество

в целом» всегда складывается из отдельных людей, из нас, тех, кто рядом с

нами, и тех, которые придут нам на смену. Через всю жизнь проносит

человек свое детство, и хорошо, если оно дает ему силу. Детям очень нужны

любовь и радость. Ведь радость противостоит страху и унынию. Развеселите

огорченного малыша, окружите его любовью.

Что значит окружить любовью? Все прощать, зализывать все ранки?

Считать, что все, кто не согласен с моим детенышем (а детство может

длиться долго, очень долго), – все плохие, все виноваты? Он один всегда

прав? Конечно, нет. Любить – это значит иногда и помочь не дрогнуть перед

казнью.

(По Н.П. Бехтеревой)

180 слов

Ответами к заданиям 2-8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ

запишите в поле ответа в тексте работы. Последовательность цифр следует писать без запятых. Свой

ответ записывайте аккуратным, разборчивым почерком.

2.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Речь, долгосрочная память, умение писать и читать – все это высшие

психические функции нашего мозга. (2) Возможно, главной и, пожалуй,

самой

эффективной

для

научно-технического

прогресса

является

возможность представить себе что-то, вообразить. (3) Фантазия – вот, что

нужно развивать с раннего возраста. (4) Если бы не эта наша способность,

человечество никогда бы не изобрело автомобили, сотовые телефоны,

самолеты, медицинские протезы, небоскребы, хирургические инструменты

и многое другое. (5) Благодаря воображению, свои открытия подарили

миру Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Галилео Галилей, Дмитрий

Иванович Менделеев, Пифагор.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1)

Предложение 1 имеет одну грамматическую основу.

2)

Предложение 2 осложнено вводным словом.

3)

Предложение 3 односоставное, определенно-личное.

4)

В сложноподчиненном предложении 4 придаточная часть выражает

условие.

5)

В первой части предложения 5 грамматической основой является

благодаря воображению.

Ответ:_________________________________

3.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых

должны стоять тире.

Марине Цветаевой (1) наверно (2) на роду было написано (3) стать

талантливой поэтессой. Она росла в семье творческих (4) целеустремленных

и

очень

образованных

людей.

Отец

был

профессором

московского

университета, мать (5) пианисткой. Если большинство писателей и поэтов

рождали свои первые произведение уже (6) получив образование (7) то

Марина (8) в шесть лет. Поэзия не была для нее работой. Она (9) ее жизнь.

Ответ:_________________________________

4.

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «снежные покровы», построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления.

Напишите полученное словосочетание.

Ответ:_________________________________

5.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение

написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)

КОМПЬЮТЕР – буква О в корне слова является проверяемой ударением

гласной и пишется согласно орфограмме проверочного слова.

2)

НИ О ЧЕМ (не жалеть) – отрицательная частица НИ пишется раздельно с

предлогом и местоимением.

3)

НЕЧЕСТНО (одержали победу) – наречие пишется с НЕ слитно, потому

что слово не употребляется без НЕ.

4)

СДЕРЖАННЫЙ – в суффиксе причастия пишется НН, так как оно имеет

приставку С.

5)

ПОЛУТОРАСТА (солдат) – в форме родительного падежа числительное

ПОЛТОРАСТА пишется с буквой У.

Ответ:_________________________________

Прочитайте текст и выполните задание 6-9

(1)Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес

и грязным топотом людей, переносящих тяжести. (2)Приехали из города дачники,

целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом

и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом.

(3)Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в

коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (4)Жадно и нетерпеливо, желая

охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на

красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу.

(5)Потом так же внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами

весенний воздух, выразительно и серьезно сказала:

— (6)Вот весело-то!

(7)Сказала

и

быстро

закружилась.

(8)И

в

ту

же

минуту

беззвучно

подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья,

рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.

— (9)Ай, злая собака! — убегая, крикнула девушка, и долго еще слышался ее

взволнованный голос: — (10)Мама, дети! (11)Не ходите в сад: там собака!

(12)Огромная!.. (13)Злюу-щая!..

(13)Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на свое

место под террасой. (14)Пахло людьми, и в открытые окна приносились тихие

звуки короткого дыхания. (15)Люди спали, были беспомощны и не страшны, и

собака ревниво сторожила их: спала одним глазом и при каждом шорохе

вытягивала голову с двумя неподвижными огоньками фосфорически светящихся

глаз. (16)А тревожных звуков было много в чуткой весенней ночи: в траве

шуршало что-то невидимое, маленькое и подбиралось к самому лоснящемуся носу

собаки; хрустела прошлогодняя ветка под заснувшей птицей, и на близком шоссе

грохотала телега и скрипели нагруженные возы. (17)И далеко окрест в

неподвижном воздухе расстилался запах душистого, свежего дегтя и манил в

светлеющую даль.

(18)Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были

далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым,

голубым и беззлобным, делало их еще добрее. (19)Теплом входило в них солнце и

выходило смехом и расположением ко всему живущему. (20)Сперва они хотели

прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не

уберется; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:

— (21)А где же наша Кусака?

(22)И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней. (23)Случалось, что и днем

замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки,

бросавшей хлеб, — словно это был не хлеб, а камень, — и скоро все привыкли к

Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и

беспричинного страха. (24)С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала

пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их

привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. (25)И та

же гимназисточка Леля, забывшая обиду, окончательно ввела ее в счастливый круг

отдыхающих и веселящихся людей.

— (26)Кусачка, пойди ко мне! — звала она к себе. — (27)Ну, хорошая, ну,

милая, пойди! (28)Сахару хочешь?.. (29)Сахару тебе дам, хочешь? (30)Ну, пойди

же!

(31)Но Кусака не шла: боялась. (32)И осторожно, похлопывая себя руками и

говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице,

Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

— (33)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (34)У тебя такой

хорошенький носик и такие выразительные глазки. (35)Ты не веришь мне,

Кусачка?

(36)Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и

такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до

красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.

(37)И Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину и закрыла

глаза, не зная наверно, ударят ее или приласкают. (38)Но ее приласкали.

(39)Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и,

словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему

шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча.

— (40)Мама, дети! (41)Глядите: я ласкаю Кусаку! — закричала Леля.

(42)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как

капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного

ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах

будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее

непримиримую злобу. (43)И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще

вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от

непривычной ласки, словно от удара.

(По Л.Н. Андрееву*)

* Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) – всемирно известный русский писатель и публицист,

одних из видных и популярных представителей Серебряного века русской литературы

6. Анализ содержания текста.

Какое из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1)

Кусака вцепилась в платье девочки, потому что девочка грозила ей палкой

и пыталась выгнать с дачи.

2)

Приехавшие с города люди были очень добрыми и заботливыми, поэтому

кормили Кусаку остатками своей еды.

3)

Кусака сторожила дачу, потому что люди посадили ее на цепь и не

выпускали за пределы территории.

4)

Леля больше никогда не подходила к собаке, потому что в первый день

приезда на дачу это животное напало на нее и изорвало ей платье.

5)

Кусака боялась подходить к людям, потому что страшилась ударов и

камней, которые в нее могут бросить, но добрые дети гладили и ласкали

это пугливое животное.

Ответ:_________________________________

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности

является олицетворение.

1)

Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все

видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и

быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу.

2)

Люди спали, были беспомощны и не страшны, и собака ревниво сторожила

их: спала одним глазом и при каждом шорохе вытягивала голову с двумя

неподвижными огоньками фосфорически светящихся глаз.

3)

И далеко окрест в неподвижном воздухе расстилался запах душистого,

свежего дегтя и манил в светлеющую даль.

4)

Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко

всему живущему.

5)

Брови Лели поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и

такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав

горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико.

Ответ:_________________________________

8. Лексический анализ.

Среди предложений 1-8 найдите слово, которое означает группу людей,

собравшихся для какого-то общего дела, охваченных общей идеей.

Запишите это слово.

Ответ:_________________________________

9.1

Напишите

сочинение-рассуждение,

раскрывая

смысл

современного

высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет таких звуков,

красок, образов и мыслей – сложных и простых – для которых не

нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) не

оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая

работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл

финала текста: «Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и

светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и

беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее,

она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у

нее отняли ее непримиримую злобу. И когда все наперерыв стали ласкать ее,

она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и

ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.»

Приведите в сочинении 2 (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста,

подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера

нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный

исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа

оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3

Как

Вы

понимаете

значение

слова

ДОБРОТА?

Сформулируйте

и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение

на тему: «Как проявление доброты может повлиять на окружающих?», взяв в

качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2

(два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-

аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного

опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием

сочинения укажите номер выбранного задания.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный

исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа

оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



В раздел образования