Напоминание

Работа над проектами в начальной школе


Автор: Бычкова Екатерина Владимировна
Должность: МБОУ "ООШ п. Шатурторф"
Учебное заведение: МБОУ "ООШ п. Шатурторф"
Населённый пункт: Россия, Московская область, город Шатура
Наименование материала: Проектная деятельность.Метод проекта.
Тема: Работа над проектами в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




1

Пояснительная записка

Номинация: "Общее образование"

Образовательный проект: "Растим патриотов России".

Младший школьный возраст

Цель проекта.

Прививать детям национальные ценности: любовь к России,

своему народу, своему краю, своей малой родине, служение Отечеству; долг

перед Отечеством, старшим поколением, семьёй.

Задачи:

формировать первоначальные представления о символах государства -

Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации - России;

формировать представления о национальных героях и важнейших

событиях истории России;

воспитывать уважение к защитникам Родины.

формировать представления о народах Российской Федерации, об их

общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

развивать интерес к содержанию и значению государственных

праздников, к важнейшим событиям в историии современной жизни

Российской Федерации;

формировать уважительное отношение к русскому языку как к

государственному языку межнационального общения;

воспитание и уважение к своему городу, краю, народу России.

Формы и методы реализации.

1. Проектная деятельность.

Исследовательские проекты:

"История Российского герба";

2

"История появления Гимна России";

"Мой край в годы войны";

"Славные сыны Отечества";

"Праздники моего народа".

Творческий проект:

"Известные люди моего города".

2. Туристско-краеведческая деятельность.

Экскурсии в историко-краеведческие музеи города;

Экскурсия "Мемориальные памятники города";

Ознакомительные экскурсии по улицам города.

3. Творческая деятельность.

Конкурс рисунков "Мой мир";

Спортивный конкурс "Богатыри нашего дома";

Конкурс "Военно-патриотическая песня";

Гостиные: "Для души" ( с приглашением героев боевых действий, героев

мирного времени (пожарных, спасателей, полицейских);

Газета "Страницы истории";

Изготовление и рассылка открыток ветеранам и защитникам Родины,

родственникам воинов.

4. Проблемно - ценностное общение.

Встречи с интересными людьми;

Диспут "Я - гражданин великой страны";

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;

Встречи с участниками войны в Афганистане и военно-политического

кризиса в Чеченской Республике.

5. Игровая деятельность.

Творческая ролевая игра "Машина времени";

3

"Играем в национальные игры народов России";

Игра - викторина "Символика России".

6. Досугово-развлекательная деятельность.

Праздничные мероприятия по плану Центра, участие в праздниках

России, включая красные даты календаря, народные праздники;

Просмотр видео - и кинофильмов;

Участие в днях воинской славы . Акция "Бессмертный полк".

7. Познавтельные беседы и занятия.

Тематическое содержание

1. Познавательное занятие "Россия - это я!"

2. Познавательное занятие "Государственная символика России".

3. Познавательная беседа "Символы нашего города, области".

4. Игровое занятие "Играем в национальные игры народов России".

5. Познавательное занятие "Кто был Суворов..."

6. Познавательное занятие "Наука побеждать."

7. Познавательное занятие "Дети войны".

8. Познавательное занятие "Нам не нужна война!"

9. Интегрированное занятие "Искусство, рождённое на снегу"

Результат:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,

отечественному культурно-историческому наследию, государственной

символике, русскому и родному языку, народным традициям; старшему

поколению;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о

государственном устройстве и социальной структуре российского

общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических

традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения

4

гражданского и патриотического долга;

первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества,

национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,

патриотической позиции.

Познавательное занятие

5

"Россия - это я"

Цель: формировать системные представления о своей родине - России.

Задачи: систематизировать представления о государственных символах

России; воспитывать чувство любви к Отечеству; показать, что каждый

российский ребёнок является частичкой нашей Родины; формировать активную

позицию гражданина России.

Ход занятия

Воспитатель: " За лесные зори, умытые росами.

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россией!

Что же такое для человека Родина: страна в котором он живёт, дом, где

родился, берёзка у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, всё

это и есть Родина, то есть родное место.

Давайте послушаем стихи о Родине русских поэтов."

(Дети рассказывают стихи.)

Воспитатель: "Как вы думаете, откуда произошло слово "Родина?"

Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает

группу людей, объединённых кровным родством. А само слово "род"

обознпчает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов

назывался Родень (Родня).Он был посвящён богу Роду.

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич - родственник, член рода.

Родня - родственники.

Родина - это Отечество, страна и место рождения человека.

Народ - нация, народность, жители страны.

6

Родословная - перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей

родословной и изучают её.

Вы, ребята, интересовались у родителей своей родословной? Расскажите о

своих предках."

( Заслушиваются рассказы детей.)

Воспитатель: "Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство

называется Российская Федерация - Россия. А чем отличается одно государство

от другого?"

положением.) ( Ответы: государственным устройством, языком, на

котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями,

традициями, географическим

Воспитатель: "Наша Родина имеет богатую историю, каждая её страница

вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы - дети великой России,

овеянные российским трёхцветным флагом.

Флаг - один из символов государства. Какие ещё символы Российской

Федерации - России вы знаете?

Что такое герб?

Слово "герб" произошло от немецкого слова "эрбэ" - наследство. Герб - это

изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции

государства или города. В старину гербы имели города, а также дворянские

роды и отдельные лица. Старинные гербы русских городов рассказывают

потомкам о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных

сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображённые на

гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту

и величие, зелёный - изобилие, красный - мужество и храбрость.

У нас очень красивый герб. Фон герба - красный. Это цвет жизни. На фоне

изображён двуглавый золотой орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные

7

лучи. а сама золотая птица - на солнце. Правой лапой орёл сжимает скипетр -

жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В

левой лапе держава - золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы

видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символом

власти. Сегодня они символизируют независимость от других государств.

Двуглавый орёл - это символ

солнца, небесной силы, огня и бессметрия. Две головы орла напоминают об

исторической судьбе России, соединяющий Восток и Запад. Древний герб

появился более 500 лет назад - в 1497 г. Впервые его ввёл царь Иван III

Васильевич - великий князь всея Руси, как его тогда называли.

Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной

полосами. Появился он впервые в 1693г., а единственным флагом Российского

государства стал во второй половине XIXв., во время царствования Александра

III

. С 1993г. это Государственный флаг Российской Федерации.

А что символизирует белый, синий, красный цвета российского флага?"

( Звучат ответы детей.)

Воспитатель: "Есть разные версии. По одной - это единство моря, земли и

неба. По другой - это содружество трёх славянских народов (русских,

белорусов, украинцев.) По третьей - цвета флага символизировали: белый -

веру, чистоту; синий - небо, благородство; красный - героизм, отвагу, смелость.

Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, а красный - любовь.

Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы

государств, их поднимают в ознаменование победы спортсменов на

международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы

городов и сёл.

Другим высшим символом государства является гимн. Гимн - торжественное

музыкальное произведение. Гимном Российской Федерации стала музыка

8

"Патриотической песни" русского композитора М.И. Глинки, который жил в

XIXв. Гимн современной России принят в 2000г., музыку написал А.В.

Александров, а слова - поэт С.В. Михалков.

Государственный гимн нужно слушать стоя."

( Прослушивание гимна.)

Воспитатель: "Каждый из нас - частичка России. И от нас зависит будущее

нашей Родины."

Познавательное занятие

"Государственная символика России"

Цели: актуализация знаний детей о государственной символике Российской

Федерации, об истории и значении символов в гербе и флаге Российской

Федерации, воспитание патриотических чувств.

Оборудование: изображение флага и герба Российской Федерации, текст

гимна Российско Федерации, карточки с пословицами и заданием.

Ход занятия

(Звучит гимн Российской Федерации.)

Воспитатель: "Дети, почему мы начали занятие так необычно?"

Дети: "Сегодня праздник."

Воспитатель: "Он посвящён Дню единения России, который празднуется 4

ноября. А вы знаете, почему он так называется?"

( Дети высказывают предположения.)

9

Воспитатель: "На самом деле в XVII веке русский народ был разрозненным,

Русь - уязвима. Многие иноземцы хотели захватить её. Именно тогда, в 1612

году, русские князья - Минин и Пожарский выступили с пламенной речью

перед народом с призывом объедииться в борьбе с поляками. Одержав победу,

русский народ понял, что справиться с любой бедой можно только

объединившись.

Это единние русского народа было очень важно. А для нас с вами этот

праздник актуален?"

Дети: "Да".

Воспитатель: "Конечно, да! А для того чтобы лучше это понять, я предлагаю

вам выполнить задание. У вас на столах лежат конверты. В них -

"рассыпавшиеся" пословицы. Соберите их."

( Дети выполняют задание.)

Воспитатель: "Справились с заданием? Какие пословицы у вас получились."

Дети: "Когда мы едины, мы непобедимы. Один в поле не воин."

Воспитатель: "Молодцы. Сплочённые народы объединяются в государства.

У каждого государства есть символика. Какая?"

Дети: "Гимн, герб, флаг."

Воспитатель: "Каждый гражданин страны должен не только узнавать

символику своего государства, но и знать историю и значение каждого символа.

Посмотрите на флаг. Какие цвета на флаге России? Что они означают?"

( Дети отвечают: красный цвет - символизирует героическое прошлое, а

также решимость в принятии решения; синий цвет на флаге означает, что

наша страна имее выход в море, является морской державой; белый цвет -

чистота помыслов, справедливость, благородство.)

Воспитатель: "Однако многие государства используют именно эти цвета в

своей символике. Поэтому важно запомнить расположение цветов на нашем

10

флаге Российской Федерации.

В каком году был принят флаг Российской Федерации?"

Дети: "11 декабря 1993 года."

Воспитатель: "А какой государственный символ был принят в этом же

(1993) году, 30 ноября?"

Дети: "Герб."

Воспитатель: "Что представляет собой герб Российской Федерации?

Дети: "Щит с изображением двуглавого орла."

Воспитатель: "Почему именно орёл изображён на гербе?"

Дети: "Орёл - сильная, быстрая, ловкая, зоркая, гордая птица, как Россия."

Воспитатель: "А почему орёл двуглавый?"

Дети: "Россия находится между Европой и Азией, одна голова контролирует

Азию, другая - Европу."

Воспитатель: "Что у орла в лапах? Что на груди, в центре?

Дети: "В левой лапе - держава, наше государство. В правой - скипетр,

который символизирует власть. На груди копьеносец - Георгий Победоносец."

Воспитатель: "Где ещё вы видели этот символ?"

Дети: "Это герб столицы нашего государства - Москвы. А ещё можно

увидеть на монетах."

( Дети рассматривают монеты.)

Воспитатель: "А как называется торжественная песнь, которая объединяет

людей одной страны, сплачивает их? О каком государственном символе мы ещё

не говорили?"

Дети: "Гимн."

Воспитатель: "А когда был принят гимн. И кто автор и композитор?"

Дети: "Государственный гимн был принят 8 декабря 2000 года .

Композитор Александров, автор текста С.Михалков."

11

Воспитатель: "Уважающий себя гражданин должен знать гимн своего

государства наизусть. Давайте вспомним строчки из гимна.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Какие чувства вы испытываете, когда слышите строчки гимна?"

Дети: "Гордость, торжественность. Хочется взяться за руки, объединиться."

Воспитатель: "Молодцы, ребята, Вы очень хорошо сегодня работали. А

давайте вспомним, какой праздник будем праздновать 4 ноября?"

Дети: "День единения России."

Воспитатель: "Кто стоял у истоков этого праздника?"

Дети: "Русские князья, Минин и Пожарский."

Воспитатель: "Мы сегодня вспоминали и читали символы герба и флага

Российской Федерации. А давайте попробуем изобразить единение при помощи

символов. Для этого нарисуйте себя, вот такого человечка (демонстрирует). А

если понравилось занятие, то дорисуйте у получившихся человечков улыбку."

( Дети рисуют.)

Воспитатель: "Покажите, что у вас получилось! Едины наши нарисованные

человечки?"

Дети: "Нет".

Воспитатель: "А что надо сделать, чтобы они объединились?"

12

Дети: "Взяться за руки."

( Каждый ребёнок выходит к доске и прикрепляет свой рисунок таким

образом, чтобы нарисованные человечки "держались" за руки.)

Воспитатель: "А как почувствовать единство со всей группой?"

Дети: "Надо встать в круг и взяться за руки."

( Все встают в круг и, держась за руки говорят хором пословицу: "Когда мы

едины, мы непобедимы.")

Познавательная беседа

"Символы нашего города"

Цель: дать начальное представление о гербе как символе и опознавательном

знаке на примере гербов городов Российской Федерации.

Задачи: познакомить с гербом родного города и другими гербами городов

России; раскрыть смысл символического изображения на гербе своего города и

его связь с историческим прошлым своего населённого пункта; расширить

представления о государственных символах, воспитывать чувство уважения к

государственной символике и чувство гордости за историю народа своей

страны.

Оборудование: изображение герба своего города, изображения гербов

городов Российской Федерации.

Содержание беседы.

Воспитатель: "У каждого человека есть имя. Как тебя зовут, а тебя? (Ответы

детей). Кто дал вам такое имя и когда? (Ответы детей). Значит, человеку, когда

13

он родился, дают имя люди, свои родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка.

Мы с вами говорили, что у улицы тоже есть имя. Какое название у улицы, на

которой находится наш Центр? (Дети отвечают). Какое название улицы, на

которой вы жили? (Ответы детей).

В нашем городе много улиц, каждая имеет своё имя, имя есть и у города?

Это имя городу тоже дали люди. Очень давно. Кроме имени-названия, у города

есть ещё один важный познавательный знак."

(Воспитатель показывает детям изображение герба города).

Воспитатель: "Кто знает, что это за знак? Герб города - эт опознавательный

знак города. На что указывает этот знак? Изображение на гербе города

указывает на то, чем наш город отличается от другого."

(Воспитатель даёт краткое объяснение изображения).

Воспитатель: "Итак, у каждого города, есть имя - название и

отличительный знак - герб."

(Практическая работа: "Рассматривание гербов различных городов,

сопровождаемая объяснением, что обозначает каждый герб).

Игровое занятие

"Играем в национальные игры народов России"

Задачи: научить играть в различные национальные игры народов России,

формировать интерес к жизни народов России; выявлять общее в культуре и

повседневной жизни, в быту её народов; воспитывать дружественные формы

общения и вызывать положительный эмоциональный опыт.

Ход занятия.

14

Воспитатель: "Дети, у вас есть бабушки, дедушки, родители. Они наверное

вам рассказывали в какие игры они играли, когда были маленькие. (Ответы

детей). А сейчас мы с вами поговорим о русских народных играх и поиграем в

них. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял.

Русские народные игры "Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны

и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчёлки и ласточки", "Кошки-

мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", "Хромая лиса",

"Филин и пташки", "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи",

"Ящерица", "Хромой цыплёнок", "Оса" и другие воспитывают доброе

отношение к окружающему миру."

(Выбрать совместно с детьми игры и поиграть).

Воспитатель: "Русские народные игры отражают повседневные занятия

наших предков и тем самым помагают нам знакомиться с нашим историческим

наследием. Это игры "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой",

"Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка",

"Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаём горшки", "Захват флага", "Защита

укрепления", "Шишки, жёлуди, орехи"."

(Воспитатель рассказывает о правилах одной их игр и проводит её)

Воспитатель: "Дети, интересно ли вам узнать об играх выших сверстников,

живших в прошлые столетия? Знаете ли вы игры, в которых важно проявить

смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию? К таким играм

относятся "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать

полочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше?", "Ловишка", "Лапта", "Котлы",

"Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий-лишний",

"Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Верёвочка под

ногами" и др. В из них можно поиграть дома, а в какие на улице?"

(Воспитатель или дети рассказывают о правилах одной из игр и проводят

15

её).

Воспитатель: "Вы растёте, и вам хочется измерить свои силы, показать

свою ловкость и находчивость. Вам нравятся популярные киногерои, но задолго

до них кумирами поколений российских детей были богатыри, а играли тогда в

такие игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным

инвентарём), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за

черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание

каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг", "Защита укрепления",

"Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне".

(Обсуждение игр и их проведение).

Познавательное занятие

"Кто был Суворов..."

Цель. Воспитывать патриотические чувства, расширять представления о

защитниках Отечества; познакомить с личностью выдающегося русского

полководца, некоторыми фактами его биографии - детскими и отроческими

годами жизни; развивать познавательнае интересы.

Содержание занятия.

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о защитниках Отечества.

Скажите, кого причесляют к защитникам Отечества? (Ответы.) Правильно, это

солдаты и офицеры Российской армии, пограничники, спасатели, милиционеры.

Они охраняют нашу страну, ее границы, мирную жизнь граждан, всех людей,

кто живет в России. Быть защитником Отечества трудно и очень ответственно.

16

Скажите, а как называли защитников отечества в давние-давние времена? Да,

богатырями, ратниками. Сегодня мы познакомимся с одним из них - с

прославленным полководцем, удивительным человеком. Имя его - Александр

Васильевич Суворов. Но прежде подумаем и постараемся объяснить: как

следует понимать слово полководец? Кого называют полководцем? (Ответы.)

Да, полководец - это тот командир, который командует полками, войском,

армией во время войны. От его знаний и опыта, от его решений зависит исход

сражения, а иногда и всей войны. Войска, которыми командовал Александр

Васильевич Суворов, не потерпели ни одного поражения, они побеждали во

всех битвах. Армия под его командованием считалась непобедимой. Суворову,

его победам Гавриил Романович Державин - выдающийся поэт того времени -

посвятил такие стихи:

И слав гром,

Как шум морей, как гул воздушных споров,

Из дола в дол, с холма на холм,

Из дебри в дебрь, от рода в род

Прокатится, пройдет,

Промчится, прозвучит

И в вечность возвестит,

Кто был Суворов...

Какими же подвигами вошел в историю нашей Родины Александр

Васильевич Суворов? Их очень много. Суворов принял участие почти в

двухстах сражениях. Как полководец одержал победу в сражениях, которых

было не менее шестидесяти. И что примечательно: в этих сражениях на одного

убитого русского солдата приходилось восемь-десять поверженных

противников.

Родился Суворов давным-давно, почти триста лет назад, в семье офицера

17

Василия Ивановича Суворова. Назвали его Александром. Мальчик подрастал.

Он был невысок и худощав, часто болел. Поэтому отец стал задумываться: а

справится ли сын с военной службой? Да, Саша мечтает стать военным -

увлекается военными науками, любит слушать рассказы и читать книги о

полководцах; изучает географические и военные карты, планы сражений. Он

так увлеченно разыгрывает сражения с оловянными солдатиками! А еще учит

иностранные языки, постигает историю, географию и другие науки, полагая, что

это необходимо знать военному. Но справится ли он с военной службой? Не

справится. Болеет часто. Многого он достигнет на гражданской службе. Может

стать, например, ученым или государственным деятелем.

Но, видимо, не совсем понимал Василий Иванович сына. Чтобы мчта

осуществилась, Александр стал укреплять свое здоровье. Теперь он ежедневно

умывался и обливался холодной водой, купался до поздней осени в речке,

одевался очень легко; занимался гимнастикой, много бегал, увлекался верховой

ездой. И знаете, кто ему в этом помогал? Его воспитатель - старый солдат.

Ежедневный труд, огромные усилия, терпение со временем дали свои

результаты. Саша окреп, стал физически вынослив.

Однажды к суворовым в гости приехал друг отца, генерал Ганнибал - дед

Александра Сергеевича Пушкина. Стремление мальчика к военной службе он

поддержал. К совету своего боевого товарища отец Саши прислушался и

записал его солдатом в гвардейский Семеновский полк. Но этим действием не

ограничился: стал заниматься с сыном науками - артиллерией и фортификацией,

- которые объясняют, как завоевывать и оборонять крепости.

Какой вывод можно сделать из этих фактов? Один: Александр Васильевич

Суворов одержал первую победу - победу над собой, преодолел слабость,

болезненность, отстоял мечту стать военным. Как началась его военная служба?

Первый офицерский чин Александр Васильевич Суворов получил после

18

семи лет военной службы. Так юноша узнал все тяготы солдатской жизни. Так

жизнь научила его уважать солдат, понимать их интересы и нужды. Ведь вместе

с солдатами Александр переносил и лишения, и усталость, и холод, и голод.

Учился умению маршировать, совершенствовал навыки в стрельбе, фехтовании,

верховой езде, а в свободное время по-прежнему занимался иностранными

языками, постигал тонкости военной науки. Это очень помогло ему в

дальнейшем, когда он стал офицером, военачальником, полководцем.

...Александр Васильевич Суворов - участник множества войн и сражений,

которые вела русская армия в разных странах. Много раз был ранен. В мирное

время служил в различных уголках России. За отличную службу был награжден

орденами Святого Александра Невского, Святого Георгия. Всех наград не

перечесть. Посмотрите на портрет генералиссимуса (показ). Вот как оценила

Россия его подвиги. Он получил титул графа, затем князя. Его заслуги

признавала тогда вся Европа. Помнят и чтят Суворова и ныне не только в

России, но и в таких странах, как Австрия, Италия, Швейцария.

Каким был в жизни полководец Александр Васильевич Суворов? Терпеть не

мог лжи и клеветы. Не нарушал даже слова, данного неприятелю. Всегда

говаривал: не только благодеяния, добрые дела, но и хлеб-соль забывать

грешно; старался помочь людям всем, что имел. Помогал бедным офицерам, но

с условием: никому об этом не говорить. Помогал не только знакомым и

сослуживцам, солдатам и офицерам, посылал деньги на содержание

заключенных. На свои средства строил школы при храмах для крестьянских и

солдатских детей, писал учебники. Даже преподавал в этих школах математику

- и детям, и взрослым. Сам жил очень скромно и презирал роскошь.

Александр Васильевич Суворов был разносторонне образованным

человеком. Несмотря на то что вся его жизнь подчинялась военному распорядку

и в мирные дни, тем не менее он находил время и для слушания музыки , и для

19

чтения. Суворов хорошо пел, писал стихи.

Суворов очень любил своих детей, старался помочь им и советом, и делами.

Но не всегда мог быть с ними - ведь его армейская служба проходила в дали от

дома. Однако в походных условиях полководец находил время писать письма.

Сохранилась его переписка с дочерью Наташей, которую он ласково называл

"Суворочка". В письмах отец советует ей быть благочестивой, благонравной и

трудолюбивой, просит всегда быть вежливой, избегать острых на язык подруг.

Как вы думаете почему? ( Ответы.) Верно, за злыми словами могут

последовать и злые дела.

Своему крестнику, сыну австрийского кавалерийского офицера , названному

в его честь Александром, Суворов советовал быть с друзьями в нуждах своих

умеренным, в поведении - бескорыстным; прощать погрешности и ошибки

других, но никогда не прощать их самому себе. В труде призывал быть

терпеливым и никогда не унывать.

Кто скажет, какие советы давал своим детям и крестнику Александр

Васильевич? (Ответы.) Постарайтесь запомнить их. Только обладая этими

чертами характера, можно стать достойным человеком.

Познавательное занятие

"Наука побеждать"

Цель. Воспитывать чувство уважения к выдающимся людям России;

чувство любви к Родине , желание быть ей полезным; расширять знания и

представления об А.В. Суворове, человеке незаурядных способностей ,

решительном, смелом полководце; поддерживать интерес к прошлому своей

20

страны,к ее истории.

Материал. Репродукции портрета А.В. Суворова, гравюры И-М. Вилля

"Взятие Измаила", картины В.И. Сурикова "Переход войск Суворова через

Альпы в 1799 году".

Содержание занятия.

По предложению воспитателя дети рассматривают репродукцию

портрета А.В. Суворова работы В.Л. Боровиковского.

Воспитатель. Чей портрет вы видите на мольберте? (Ответы.) За какие

заслуги перед родиной помнят его благодарные потомки?(Ответы.) чем любил

заниматься Саша Суворов в детстве? Сбылось ли его заветная детская мечта?

(Ответы.) Почему отец Саши, Василий Иванович Суворов, считал, что мальчик

не сможет стать военным? (Ответы.) Что делал Саша Суворов, чтобы стать

сильным, закаленным, выносливым? (Ответы.) Кто скажет, в чём заключалась

первая победа юноши - Александра Васильевича Суворова? (Ответы.) Какие

качества характера помогли ему стать крепким, выносливым? (Ответы.) каким

вам запомнился Александр Васильевич Суворов как человек? (Ответы.) Какие

советы он давал своей дочери, своему крестному сыну? (Ответы.) Как

начиналась военная карьера Суворова? Каких высот он достиг на военном

поприще? (Ответы.)

Молодцы! На все вопросы ответили . Да, Александр Васильевич Суворов

был человеком трудолюбивым, упорным, волевым. Разносторонне

образованным. Досконально изучил военную науку. И именно это позволило

ему создать свою оригинальную науку, суть которой сводилась к одному -

побеждать. Суворов считал, что каждый воин "должен понимать свой маневр",

то есть понимать, что он делает на поле боя и зачем; что врага надо бить

21

умением , а не числом; что учение несет свет, а неученье тьму. Потому за

одного ученого трех неученых дают. Но Суворову было мало трех ученых.

Поэтому он считал:" Давай нам шесть". А если и шести мало, " давай нам десять

на одного".

Чему еще учит " наука побеждать"? Суворов считал, что за правое дело надо

стоять смело; что тот, кто испуган, побежден вполовину; что не надо бояться

противника ( у неприятеля те же руки, но он русского штыка не знает); что

побеждает тот, кто меньше себя жалеет, кто погибает, а товарища выручает.

Александр Васильевич Суворов учил солдат: героями не рождаются,

героями становятся. Истинный герой всегда скромен , не поддается унынию от

неудач; он храбр, тверд, решителен, правдив , благочестив, соблюдает воинский

порядок. Полководец доказывал: победить неприятеля можно не

многочисленностью войска, а его духом, верой в правое дело, в победу. А

пример для солдат - командир, исполненный чувства долга , ответственности. И

именно таким военачальником был Александр Васильевич Суворов.

Войска под командованием Суворова доказали: можно побеждать не

многочисленностью, а духом своим, верой в правое дело , обученностью и

хорошей подготовкой, волей к победе, взаимопомощью и взаимовыручкой.

Одна из таких побед - взятие крепости Измаил. ( Показ репродукции гравюры

И.М. Вилля "Взятие Измаила".)

Далеко на юге, на берегу реки Дунай , стояла крепость Измаил. Считалась

она неприступной. Ее защищали высокие стены, окружал глубокий и широкий

ров , наполненный водой. Вокруг рва - огромный земляной вал высотой с

трехэтажный дом. Чтобы пройти вдоль рва, потребовалось бы больше часа.

Долгое время русские войска не решались штурмовать крепость. Среди солдат и

офицеров царило уныние. Известие о прибытии Суворова сразу же подняло дух

солдат. Полководец внимательно осмотрел подступы к крепости, изучил

22

обстановку и начал подготовку к штурму. В русском лагере вовсю закипела

работа: построили учебные укрепления, как те, что были вокруг крепости

Измаил. Несколько ночей подряд солдаты отрабатывали на этих укреплениях

предстоящий штурм. А днём учились владеть оружием.

В скором времени в крепость послали гонцов с предложением сдать ее без

боя. И вот какой ответ пришёл от неприятеля: "Скорее Дунай остановится в

своем течении и небо упадет на землю а, чем сдастся Измаил". Так уверены

были защитники крепости в ее неприступности.

Штурм начался ночью, а уже к рассвету русские отряды с разных концов

ворвались в крепость. Дунай не остановил своего течения, и небо на землю не

упало. Совершила невозможное армия под руководством Александра

Васильевича Суворова. Бой был очень тяжелым. Неслучайно, обходя крепость

после сражения, Суворов заметил: "Решиться На штурм Измаила можно только

раз в жизни".

Таким же невероятно сложным оказался и Итальянский поход. Италию

захватили французские войска, и жители этой страны попросили у России

помощи. После продолжительных военных действий армия Суворова большую

часть территории освободила. Однако наступили холода. Русские войска были

утомлены и ослаблены, у солдат не было теплой одежды. Кроме того,

французской армии удалось окружить русские войска. Чтобы сохранить армию ,

вывести ее из окружения, Суворов решается на неожиданный для противника

прорыв. Единственный выход, который он видит, - перейти через очень высокие

горы - Альпы. И русские солдаты, не привыкшие к горам, совершают

беспримерный переход через Альпы. (Показ репродукции картины В.И.

Сурикова "Переход войск Суворова через Альпы в 1799 году".) Неожиданность и

внезапность помогает войскам Александра Васильевича Суворова разбить

превосходящие силы противника, освободить Италию и Швейцарию. Жители

23

Италии и Швейцарии по сей день благодарны Суворову и русским солдатам, по

сей день помнят об этих событиях, хотя происходили они очень и очень давно.

Познавательное занятие

"Символика России"

Цель. Закрепить знания детей о государственном флаге России.

Познакомить с разными видами флагов ( Знамя Победы, Андреевский флаг,

штандарт Президента РФ),с гимном России. Воспитывать патриотические

чувства - любовь к Родине, уважение к флагу, гимну.

Ход занятия.

Внести карту России. Обратить внимание на огромную территорию,

которую занимает наша страна.

Воспитатель. " Как называется наша страна?" ( Россия.)

Наша Родина.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

24

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

(В. Степанов)

Дети рассматривают карту и показывают ее границы.

Воспитатель: " У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете

их? (флаг, герб, гимн.) Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже

знакомы (показывает флаг). Из каких частей состоит полотнище флага? Какого

они цвета? ( Белого, синего, красного). Что напоминает вам белая полоса?

(Белоствольные березы, ромашки на лугу , облака, снег и так далее). А что

обозначает синяя полоса? (Реки , моря, озёра, небо). Что обозначает красная

полоса? (Огонь , тепло, солнце, любовь). Дети, вспомните, когда впервые

появился отечественный флаг? (При строительстве кораблей, на Первом

русском корабле "Орел")

Именно с того времени и начинается история Российского флага. Долгое

время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам

расположение полос бело-сине-красного цвета ввел Пётр 1.

Пётр 1 утвердил бело-сине-красный флаг без рисунков для торгового флота,

а в качестве военно-морского - Андреевский флаг (белое полотнище и синий

косой крест).

(Рассказ сопровождается иллюстрациями).

Этот флаг совпадал с символикой первого русского ордена , учрежденного

Петром, - ордена Андрея Первозванного, распятого, по легенде, на косом

кресте. За боевые отличия кораблям жаловали Андреевский флаг.

(Детям предлагается сравнить флаг России и Знамя Победы, найти различия

и сходства).

25

Воспитатель: "В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный

договор, начала войну с Советским Союзом (так раньше называлась наша

страна). В течение долгих четырех лет мужественно сражался наш народ с

врагом с. В тяжелых сражениях освободил он свою родину от фашистских

захватчиков. Под куполом главного здания Берлина - рейхстага - взметнулось

Красное Знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя стало символом

Великой Победы. В наши дни Знамя Победы - это также символ памяти,

благодарности и уважения к людям, очень дорогой ценой завоевавшим

возможность мирной жизни для всех нас.

Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой

Отечественной войны, партизан в тылу врага. Мы помним о трудовых подвигах

тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую технику, оружие,

танки, самолеты, снаряды. Не можем мы забыть и о тех лишениях и страданиях,

которые пришлось пережить людям в годы войны.

Дети, когда вывешивают государственный флаг РФ? (ответы детей). Как

вы думаете, в какие праздники вывешивают Знамя Победы? (В День Победы

можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада на Красной

площади в Москве или в момент возложения венков и цветов к могиле

Неизвестного солдата).

(Воспитатель показывает ещё один флаг - штандарт президента РФ.)

Воспитатель. Вам знаком этот флаг? (Ответы детей). Этот флаг

принадлежит президенту России. Президент России тоже имеет флаг, он

называется штандартом президента России. Этот флаг квадратной формы. На

фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края

штандарта украшает золотая бахрома.

26

Игра - викторина

"Символика России"

Цель. Обобщить и уточнить представления детей о происхождении и

назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл,

всадник), о гимне России.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведем игру-викторину: будем говорить

о символике Российского государства.

1. Какие отличительные знаки государства вы знаете? (флаг, герб.)

2. Для чего служили знамена, древние флаги - стяги? (Знамена - это

символы объединения. Древние флаги (стяги) служили для объединения войск.)

3. Что означает государственный флаг? (Государственный флаг означает

единство страны.)

4. Какой смысл имеют полковые знамена и флаги спортивных объединений

организаций? Для чего они нужны? Приведите примеры. (Тот же смысл имеют

и полковые знамена, и флаги общественных объединений, организаций.

Например, знамя Международного Олимпийского Комитета объединяет

спортсменов всего мира.)

5. Какой еще назначения есть у флага? (Есть у флага и другое назначение -

служить знаком, или символом власти.)

6. Какие виды флагов вы знаете? (Королевские, царские, президентские

флаги, Знамя Победы, Андреевский флаг Российского флота.)

7. Как называется флаг Президента России? (Он называется штандартом

Президента Российской Федерации.)

27

8. Как выглядит штандарт Президента РФ? (Это флаг квадратной формы.

На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края

штандарта украшает золотая бахрома.)

9. Чем отличаются государственный флаг и штандарт Президента? Чем они

похожи? (Отличия: у флага Президента на фоне белой, синей и красной полос в

центре расположен герб России, края штандарта украшает бахрома , чего

нет у государственного флага. Форма флагов: у Российского - прямоугольной

формы, а у флага Президента - квадратной. Сходство: расположение полос и

их цвет.)

10. Как выглядит Знамя Победы? (Это красное знамя.)

11. Как мы узнаем Андреевский флаг Российского флота? (Это белое

полотнище и синий косой крест на нём.)

12. Что обозначает герб нашей страны? (Это знак, или символ власти. Он

обозначает единство страны и независимость от других государств.)

Познавательное занятие

"Дети войны"

Цель. Познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной

войны.

Ход занятия

Воспитатель. Приближается всенародный праздник 9 мая - День Победы.

Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике?

(Ответы.) В этот день, много лет назад, закончилась самая страшная война. В

28

этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых,

тружеников, кто своим нелегким трудом ковал Победу в тылу. Сегодня я

расскажу вам о детях войны.

(Звучит фрагмент песни "Священная война")

Воспитатель. Все люди страны встали на защиту Родины, как один солдат

(показывает слайд.) Взрослые мужчины уходили на фронт воевать. Их

провожала вся семья. Горестным было расставание: Солдаты знали, что не всем

суждено вернуться в родной дом. Но нужно было защищать Родину от врага, и

мужчины уходили.

Женщины оставались дома: работали врачами, медсёстрами в госпиталях:

шили одежду для воинов; трудились на заводах и фабриках; изготавливали

снаряды, военную технику: самолеты, танки, пушки, машины; работали в поле

(показывает слайд.)

В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и

голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны

Родине.

Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы.) дети не

остались в стороне. Школьники помогали взрослым.

Во многих городах были организованы госпитали . Что такое госпиталь?

(Ответы.) Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с

медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли

постель, приносили попить, убирали помещение. Выступали перед ними с

концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.

(Дети читают стихи)

Стелются темные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

29

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна завет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

(А. Сурков)

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ!

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит - против нас!

(С. Михалков)

Вставай, народ!

Услышав клич земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

С отцами рядом были их сыны.

(В. Губарец)

Воспитатель. Трудились школьники на заводах. Помогали укладывать

снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат.

Трудились дети наравне со взрослыми, уставали. Бывало, как-то засыпал около

станка... Но ребята понимали , что сейчас всем нелегко и их помощь важна для

армии. А вечером вместе со взрослыми школьники патрулировали улицы

городов, смотрели, как затемнены окна, чтобы фашистские самолеты не могли

сбрасывать бомбы на мирных жителей. А после налетов вражеской авиации

гасили на крышах домов зажигательные бомбы , чтобы не было пожаров.

А еще ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт:

30

мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года перчатки,

варежки, носки, шарфы, свитера, которые вязали девочки.

Воспитатель. Чем еще могли порадовать дети своих отцов из старших

братьев , воевавших на фронте? (Ответы.) Верно, дети писали письма,

рисовали картинки мирной жизни (показывает слайд). Как вы думаете, о чем

могли написать дети на фронт? (Ответы.)

Воспитатель. А еще дети во время войны помогали партизанам. Вспомните,

кто такие партизаны? (Ответы.) Верно, это люди, которые уходили в леса ,

жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны

взорвали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские

поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Известно, партизаны наносили

большой урон врагу и очень помогали действующей армии (показывает слайд).

Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких

солдат офицеров и их вооружении. Как они это делали? Записывать свои

наблюдения юные разведчики не могли: это было опасно. Кроме того, вдруг эти

записи попадут врагу? Помощники партизан придумали военную хитрость. Как

вы думаете какую?(Ответы.)

Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров.

Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три

камешка - три пушки. Шишки - это танки. Пять шишек - это сколько танков?

(Пять). Правда, здорово? Командир партизанского отряда знал, какими силами,

какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне.

Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети

помогали взрослым и в этом. В деревне пахали землю, выращивали хлеб,

картофель, поливали их, пололи сорняки. Осенью убирали урожай зерновых,

овощей, подбирали хлебные колоски, чтобы ни одного зернышка не пропало.

Ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. Трудились ребята от рассвета до

31

заката. Как вы понимаете эти слова? (Работать целый день, не зная отдыха.)

Какие вы знаете пословицы о труде? (Ответы.)

Как вы думаете, во время войны дети учились в школе? (Ответы.) В

трудное военное время дети продолжали учиться. Тетрадей не было, чернил

тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углем. Но все старались

учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями,

воевавшими с фашистами.

Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла

награждали медалями и орденами, присваивали им почетные звания, прежде

всего звание Героя Советского Союза.

Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь.

Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы.

Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас

рядом с нами.

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, -

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

(М. Исаковский)

32

Воспитатель. Сегодня мы узнали о жизни детей во время войны.

Расскажите своим близким и друзьям о нашем занятии.

Занятие

"Нам не нужна война!"

Цели и задачи. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину,

любви к Родине. Систематизация знаний детей о войне. Знакомство с трагедией

Хатыни в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование. ПК, мультимедиа, слайды о трагедии деревня Хатынь.

Магнитофон, аудиозапись 1-ой сюиты к драме Ибсена "Смерть Озе" Э.Грига,

аудиозапись песен "Ддавным-давно была война", "Пусть всегда будет мир", "22

июня". Иллюстрации на военную тематику.

Ход занятия.

Звучит песня "22 июня".

Ребенок.

Как смерч беспощадный, кровавый,

Война на планете гремела.

Шел бой неравный, смертельный и правый,

Сражались отряды десантников смелых.

Ребенок.

Война, жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как страна, напряжена,

33

В опасности она.

Воспитатель. И в наше время все помнят об этой страшной Великой

Отечественной войне, унесший огромное количество жизней за наше светлое

будущее. Послушайте стихи о войне, написанные детьми вашего возраста.

Дети читают стихотворения.

Во имя счастья всей земли.

Идут солдаты с той войны,

Совсем мальчишки-пацаны.

Идут домой, а там их ждут.

А за плечами путь нелегкий,

Их подвиг годы не сотрут.

Идут домой, совсем мальчишки,

Но как суровы взгляды их!

В них все: огонь, стрельба и вспышки,

Все это просто не забыть.

Война на их досталась долю -

Теряли дом, друзей, родных,

Но выжили во имя счастья,

Во имя счастья всех живых.

(Т. Овчаренко)

Война окончена давно.

Война окончена давно,

Уж лет прошло не мало.

Войну мы видим лишь в кино

34

И знаем о ней мало.

Один мой прадед воевал,

Другой в тылу трудился.

Победу каждый приближал,

Любой за это бился.

И вот весна, победа, мир!

Затихли все сраженья.

Улыбки, слезы, песни, пир

И вздохи облегченья.

Пусть я не знаю о войне,

Но праздную Победу.

И благодарна я стране,

Что больше взрывов нету.

Пусть будет небо голубым,

Во всем - краса уюта,

И тишина, весна, цветы,

И только залп салютов.

(В. Мирошникова)

Война

Война - кровавый хаос на земле

И человек, потерянный во мгле.

Дым застилает отчий дом...

Жена, родители и... ад кругом!

Свист паровоза, стук колес,

И матери глаза не высохли от слез.

Прощальный взгляд - последний взгляд:

35

А он вернется ли назад?

Недавнее письмо, огарочек свечи;

Старушка-мать читает у печи

И шлет привет издалека

Солдата молодого уставшая рука.

(М. Петрищев)

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о Великой Отечественной войне,

такой трудный и тяжелый для нашего народа. Вы узнаете отец деревнях,

которые невозможно найти ни на одной карте мира. Они исчезли с лица земли в

те далекие страшные годы. Их не стало. Когда началась Великая Отечественная

война? (Ответы детей)

Воспитатель. Да, 22 июня 1941 года фашистская Германия неожиданно

напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность.

Что хотели получить фашисты в этой войне? (Ответы детей)

Воспитатель. Они хотели захватить нашу страну. Немецкие генералы

составили план войны. По их плану война должна была продлится всего 2

месяца, но благодаря стойкости нашей армии, нашего народа, продолжалась 4

года. Сколько горя, страданий пришлось пережить нашему народу, но он

выстоял и победил. С первых дней войны советский народ встал на защиту

своей Родины. Тысячи людей добровольно ушли в Красную армию ,

партизанские отряды. Героически сражались они с врагом, стояли насмерть.

Звучит песня "Давным-давно была война".

Воспитатель. Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть

ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и

освоения космоса. Мы не слышали гром орудий, не испытывали голода, холода.

О войне мы узнаём только из книг, кинофильмов, рассказов ветеранов.

В те горестные годы дети рано взрослели. Никогда не будут забыты ребята-

36

герои: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Козей, Зина

Портнова и многие другие. Перед нами встают великие образы героев-

панфиловцев, комсомольцев: Александра Матросова, Зои Космодемьянской.

Многие умерли, отдав свои жизни во имя светлого будущего. Во имя

завтрашнего дня.

Ребенок.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые армии Советской

Люди, победившие войну.

Воспитатель. Мы живем на нашей земле счастливо, у нас прекрасные

светлые школы, дома, больницы, кинотеатры. А порой мы не задумываемся,

какой ценой завоевано наше счастье. Тогда одна Белоруссия потеряла во время

войны четвертую часть своего населения. Представьте: каждый четвертый

человек погиб за будущее нашей планеты. Фашисты разрушили города и

оставили без крова три миллиона человек. На территории Белоруссии немецкие

фашисты создали 260 комбинатов смерти, сотни тюрем.

Они сожгли 209 городов. 9200 деревень. Среди этих деревень - 186 сожжены

вместе с жителями.

Сегодня вы узнаете об одной из таких деревень - Хатынь. Но сколько было

на нашей земле деревень, которых уже никогда не будет существовать на нашей

земле!

Дети читают стихотворение И. Обухова "Хатынь"

Много вёсен назад

Вместо траурных плит из гранита

Здесь стояла деревня

Среди благодатных полей.

37

Но трагедия века

Не может быть нами забыта:

Люди едут сюда

Поклониться священной земле.

Колокольный набат -

Это реквием боли и гнева.

Слушай, слушай, земля,

Песню горестной правды войны...

Стало черным от дыма пожарищ

Весеннее небо,

Будто вместе с Хатынью

Не стало на свете весны.

Никогда не потянет дымком

Из трубы-обелиска,

В жаркий день из колодца

Не выпить студеной воды,

Но над Вечным огнем

Ветви жизни склоняются низко,

Рядом зреют хлеба

В ожидании новой страды.

Будут годы лететь,

Пронесутся столетья ветрами

Трудных дел и забот,

Покорением новых вершин,

Но не смогут они

Потревожить священную память -

Эту вечную скорбь

38

По сожженной деревне Хатынь.

Воспитатель рассказывает о Хатыни, демонстрирует слайды,

соответствующие содержанию.

Деревня Хатынь.

Война подходила к концу. Отступая, фашисты задыхались от своих неудач.

Они были ещё более жестокими, помещали свою злобу на мирном населении. И

пылали деревни, сотнями гибли люди - старики, женщины, дети.

22 марта 1943 года фашистский батальон "Черная смерть" подошёл к

деревне Хатынь. Они врывались в каждую хату и со звериной жестокостью

выталкивали на мороз стариков, матерей с младенцами на руках, ребятишек. Ни

одного человека не оставили. Прикладами автоматов палачи согнали 149

человек, из них 75 детей, в огромный темный сарай, что стоял на краю деревни.

Старательно политый бензином, запылал сарай. Из-под охваченным

пламенем стен вырвался стон людей. Стон и крик. А фашисты спокойно делали

свое страшное дело - били из автоматов по тем, кто пытался вырваться из

огненного плена. Потом запылала деревня. Кровавый рассвет того страшного

дня был последним для жителей Хатыни.

... Каким-то чудом одному жителю Хатыни удалось спастись. Это был

Иосиф Каминский. А вся его семья погибла в то страшного утра. ... Прошли

годы. И встал над землёй бронзовый житель Хатыни. Бережно держит он сына,

убитого на его глазах.

И сейчас, опустив головы, долго стоят перед ним люди. А потом молча

проходят по улицам Хатыни. Но здесь никто уже не живет. На месте деревни

сооружён величественный мемориал "Хатынь" - в мраморе, граните и бронзе

застыло время.

Нет здесь и хатынских домов. Там, где они стояли, сейчас стелы. Это

39

высокие трубы с колоколом наверху. И каждый колокол отбивает столько раз,

сколько людей жило в этом доме. Всего здесь 26 стел.

А на том месте, где в 1943 были колодцы, глубокие с родниковой водой -

сейчас тишина. С того мартовского дня ни разу не брякнуло здесь в ведро.

Никто не пришёл утолить свою жажду. Некому было прийти.

Много лет прошло с той поры, но люди не забудут тех, кто погиб за наше

светлое будущее. Хатынь стала символом трагедии и мужества всех народов.

"Хатынь" - это кладбище всех деревень, которые сожгли фашисты вместе с

населением.

Ребенок.

Хатыни мы не забываем.

Отныне снится страшный сон:

Плывет над Белорусским краем

Как дым, ее печальный звон.

Мемориалом стала ныне

Хатынь, средь множества утрат.

Не молкнут звонница, печные

Надгробия сожженных хат.

Ребенок.

Здесь три березки видят люди.

Шумит бессмертная листва.

Четвертой нету и не будет

Хотя она и не мертва.

Ей не дала судьба сломиться

Перед кровавым вороньем.

Она смогла преобразиться

В огонь. И вечным стать огнем.

40

Льнут к матерям тревожно дети,

Печально слыша этот звон.

И неустанно на планете

Людскую душу будит он.

Воспитатель. Бьют хатынские колокола, чернеют трубы сожженных хат,

зеленеют три нежные березки - символы жизни. А на месте четвертой пылает

пламя. Вечный огонь на земле Хатыни - это вечная память живых, это гимн

мужеству и любви к Родине.

Гитлеровцы хотели сломить и уничтожить советский народ. Но никакие

пытки, ни голод, ни холод не смогли сломить мужество нашего народа. На

священную борьбу против захватчиков поднялся и стар и млад.

Дети читают стихотворение В. Крылова "О погибших вспоминаем стоя".

С первых дней начавшейся войны,

Когда Германия на нас напала,

Добровольцами на фронт ребята шли,

И назад они не отступали.

Молодые парни рвались в бой,

Защищая мир от всех напастей,

Нас сумели защитить они,

Подарить нам мир, добро и счастье.

Было трудно, страшно, тяжело.

Иногда, до слез даже обидно:

Ведь со школьной шли они скамьи

Многие прощались с жизнью.

Память стоясветлая о них жива,

И всегда мы о погибших будем помнить.

Всем героям честь, почет, хвала.

41

О погибших вспоминаем .

Воспитатель. Не все дошли до Дня Победы. Миллионы людей отдали свои

жизни для того, чтобы мы счастливо жили, учились, работали. Давайте почтим

память погибших минутой молчания.

Минута молчания. Звучит 1-я сюита к драме Ибсена "Смерть Озе" Э.

Грига.

Воспитатель. Сейчас мы живем под мирным небом. Мир, созданный для

жизни, сегодня как никогда нуждается в защите. На планете накоплены горы

смертоносного оружия. Россия постоянно стремится укреплять мир на нашей

планете. Ведь мир - это счастье людей. Без мира нет будущего. Наш народ знает

цену миру и мирной жизни.

Что такое мир?

Ребенок 1. Мир - это школьный звонок и школа, в окнах которой - солнце.

Ребенок 2. Мир - это голос весенних гроз и молчание пушек.

Ребенок 3. Мир - когда люди сожают деревья и засевают нивы.

Ребенок 4. Мир - это гул трактаров и комбайнов,не скрежет танков.

Все хором. Мир - это жизнь!

Воспитатель. А зачем нам нужен мир?

Ребенок 5.

Нам нужен мир, тебе и мне

И всем на свете детям.

И должен мирным бать рассвет,

Который завтра встретим.

Ребенок 6.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство.

Нам нужен мир - прекрасный мир,

42

Полученный в наследство.

Ребенок 7.

Нам нужен разноцветный луг

И радуга над лугом.

Нам нужно бегать, прыгать, петь

И говорить друг с другом.

Ребенок 8.

О чем угодно говорить:

Об играх и забавах,

О мотоциклах и кино

И о ковбоях бравых.

Ребенок 9.

Кому мешает этот мир

С цветами на опушке?

Кто в этот мир, чудесный мир,

Прицелился из пушки?

Ребенок 10.

Я буду рад,

И все мы будем рады,

Когда исчезнут на земле

И пушки и снаряды.

Ребенок 11.

Не для того мы рождены,

Чтоб нас война крушила,

"Нет!" - заявляем мы войне,

Всем злым и темным силам.

Ребенок 12.

43

Должна трава зеленой быть,

А небо синим-синим,

Звенят ручьи,

Поют на ветках птицы.

На замечательной земле

Нам удалось родиться.

Ребенок 13.

Так пусть она цветет всегда,

Пускай шумит садами,

Пусть люди смотрят на нее

Влюбленными глазами.

Воспитатель. Вы все окончите школу. Многие из вас пойдут служить в

армию. Перед вами стоит сложная задача - отстоять мир завтрашнего дня.

Звучит песня "Пусть всегда будет мир".

И пусть над нашей планетой сияют мирные звезды.

И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будет мир!

Интегрированное занятие

"Искусство, рожденное на снегу"

Цель. Воспитывать у детей любовь к родному краю через ознакомление с

44

культурой и бытом коренных жителей Кольского полуострова.

Задачи. Вызвать у детей интерес к жизни саамов: их быту, традициям,

искусству; воспитывать чувство симпатии и уважение к другим народам и их

культуре; развивать ручную умелость.

Оборудование. На доске карта мира и карты Кольского полуострова; на

отдельном столе разложены картинки с изображением предметов одежды и

быта русского и саамского народа; на каждого ребенка игла с нитью, ножницы,

по три треугольника из драпа зелёного и красного цвета; бисер красного,

желтого, белого, синего, зелёного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель. "Сегодня мы с вами снова отправимся в увлекательное

путешествие удивительную, загадочную страну. А что это за страна,

попробуйте догадаться. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте глазки и

представьте... (звучит тихая саамская музыка).

С незапамятных времен рассказывали: где-то на севере есть таинственная

страна - страна холода и мрака. Люди ходят там в звериных шкурах, из лука

стреляют без промаха и умеют колдовать: даже летом могут вызвать снежную

бурю. Бывает, рассказывали ещё старые мореплаватели, что небо там загорается

и прокатываются по нему волны зелёного и малинового огня. Но самое

удивительное - шепот! Тихий такой шепот - словно снежинки между собой

разговаривают.

Представили? Откройте глазки. Как вы думаете, о какой стране я говорила?

(Ответы детей)

Всё правильно! Только давайте уточним, как называли этот край в старые

времена какое современное название? (Лапландия, Кольский край, Кольский

полуостров)

45

Так где же эта сказочная Лапландия? (Это наш край, где мы живем. Наш

родной край.)

Покажите на карте мира наш край. (Ребёнок показывает на карте Кольский

полуостров.)

Ребята, кто является коренными жителями нашего края?

Да, с древних времен на этой земле жили саамы. Что вы можете рассказать о

них?

Молодцы, как много вы уже знаете! И теперь я предлагаю вам игру "Угадай,

где чье?" Я попрошу вас по очереди выйти к столу, посмотреть и выбрать среди

многих картинок только те, которые относятся к жизни и быту коренных

жителей нашего края и рассказать о том, что выиграли. (Кувакса, вежа, каньги,

семья саамов, саамы в библиотеке.)

Теперь давайте рассмотрим картинки, которые остались на столе, которые

вы не выбрали.

Русская изба, "тройка" лошадей, девица и молодец в русских костюмах,

валенки. Всё это относится к быту русского народа. Мы с вами русские. Сейчас

в Кольском Заполярье живет много русских, украинцев, саамов и людей других

национальностей. Но в стародавние времена на этой земле жили только саамы.

Мы с вами уже знаем, что главными занятиями саамов всегда были рыбная

ловля, охота и оленеводство. Давайте попробуем представить, что мы - олени."

Физкультминутка "Северные олени".

1) "Гордый северный олень" (руки подняты над головой и скрещены -

ветвистые рога).

2) "Олень бывает ягель из-под снега" (бить вытянутым носком одной,

затем другой ноги о пол, будто олень раскапывает снег).

3) "Олени бодаются" (дети изображают, как олени могут бодаться).

4) "Олени бегут" (легкий бег с высоким подниманием коленей).

46

Замечательные получились олени, позже мы еще так поиграем. А сейчас

пройдите и сядьте за свои столы.

Воспитатель. Саамские женщины ловили рыбу наравне с мужчинами. Но в

большей мере они занимались шитьем одежды, обуви, головных уборов. И

часто украшали их красивыми орнаментами. Чем украшали саамы одежду?

(вышивкай бисером). Сегодня мы с вами своими руками сделаем любимые

саамские украшения - треугольники на ножке из бисера.

Правила техники безопасности. Перед началом работы вспомним правила

техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

1) вкалывать иглу только в игольницу;

2) шить только в направлении от себя, нельзя вкалывать иглу в рот или

вкалывать в одежду;

3) ножницы держать и класть на стол острыми концами от себя.

Продуктивная деятельность.

1) Инструкция к деятельности. Сейчас будьте очень внимательны. (Целевая

установка в деятельности.) В правую руку возьмём иголку с ниткой, узелки на

нити уже сделаны. Левой рукой будем брать бисер и нанизывать на иглу. Бисер

протягиваем по нити до самого узелка. Длина ножки из бисера может быть

разный: и длинной и короткой (всего 3-5 бисеринок).

2) Самостоятельная творческая деятельность детей.

3) Инструкция к деятельности. Сейчас, когда бисера вы нанизали

достаточно, возьмем 3 треугольника из драпа (два красных и один зелёный в

середине или два зелёных и один красный в середине). Проколем ткань в уголке

сразу сквозь все три треугольника. Вытянем иголку и нитку не протянем

треугольники из драпа по нити до самого бисера. Теперь также проколем уголок

треугольников, только иглу не вытаскиваем из материала, вокруг неё нужно

обернуть нить, чтобы сделать узелок, заканчивающий работу. Закинули узелок,

47

отрезали ниточку. Помним правила работы с ножницами. Вот у нас получились

красивые саамские украшения - треугольнички на ножке из бисера. Разложите

свои работы на одном столе и давайте рассмотрим их. Какая работа вам

понравилась и почему? (Ответы детей). У всех получилось по-разному и

каждая работа хороша по-своему с. Я благодарю вас за старания и за умение. И

я очень рада, что вы так много знаете уже о нашем родном крае."

48



В раздел образования